Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск
Том 10, № 2 (2023)
Скачать выпуск PDF

РЕЦЕНЗИИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

185-197 611
Аннотация

   Введение. Историографию социальных преобразований 1990-х – начала 2000-х годов в России следует разделить на несколько этапов, итогом каждого из которых становится переход от активной критики и анализа влияния результатов реформ на социальную сферу жизни общества к попыткам исследования методов и направлений изменения социальной политики на федеральном и региональном уровнях.

   Актуальность проблемы основана на отсутствии комплексного исследования социальных преобразований на Южном Урале в историографии, что и становится целью исследования.

   Материалы и методы. Для реализации поставленной цели использовались сравнительно-исторический и проблемно-хронологический методы, а также применялись принципы объективности, системности и историзма, позволяющие раскрыть проблему в ее логической фактологической последовательности, с опорой на документальные источники. Были привлечены архивные фонды региона Южного Урала и Федеральных архивов (архивный отдел администрации г. Челябинска (Ф. 2 – Администрация г. Челябинска), Государственный архив РФ (Ф. 10026 – Верховный Совет РСФСР), Государственный архив Оренбургской области (Ф.1014 – Оренбургский областной Совет народных депутатов), Объединенный государственный архив Челябинской области (Ф. Р-2740 – Челябинский областной Совет народных депутатов), Российский государственный архив социально-политической истории (Ф. 661 – Демократическая партия России; Ф. 664 – Аграрная партия России), Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (Ф. 1684 – Министерство труда и занятости населения Республики Башкортостан; Ф. Р-169 – Министерство социальной защиты населения Республики Башкортостан), Центр документации Новейшей истории Оренбургской области (Ф. 371 – Оренбургский областной комитет КПСС; Ф. 8016 – Оренбургский обком профсоюза работников электростанций и электротехнической промышленности; Ф. 8038 – Оренбургский областной совет профессиональных союзов). Кроме того, анализировались Программы и проекты социальных преобразований в регионе.

   Анализ. В статье анализируются основные тенденции изменения социальной политики в связи с переходом к рыночной экономике. Динамика рассматривается на примере регионов Южного Урала (Оренбургской, Челябинской областей и Башкирии). Выявляются причины перехода от всеобщей социальной помощи к адресной. На примере демографических изменений (соотношения рождаемости и смертности), падения промышленного производства, понижения уровня
жизни населения в начале реализации рыночных реформ определяется круг мер, принятых на региональном и федеральном уровне для снятия социальной напряженности в обществе: открытие фондов, создание службы социальной помощи, подготовка кадров.

   Результаты. В статье сделаны выводы о главной причине провала многих социальных преобразований – нехватке финансового обеспечения новой социальной политики. В условиях нарастающего экономического кризиса и увеличения числа населения, находящегося за чертой бедности, попытка государства перенаправить в регионы решение финансирования и оказания социальной поддержки отдельным слоям не дало эффективных результатов. Попытка перехода к адресной помощи и создание региональных фондов социальной поддержки населения позволила несколько снизить социальную напряженность в стране, но не решила всех социальных проблем общества, создав дихотомию проблемы: постоянное увеличение числа бедных и одновременное сокращение или нестабильное финансирование проведения социальной политики.

198-204 253
Аннотация

   Введение. Сложные процессы, происходящие в Европейском союзе после Брексита и COVID-19, и начало конфликта на Украине в 2022 г. вновь привлекли внимание научного сообщества и общественности к проблемам развития стран Центрально-Восточной Европы. Одной из таких проблем являются миграционные процессы, происходящие в регионе и их экономические, культурные и политические последствия. Правительство В. Орбана проводит осторожную политику в вопросе принятия украинских беженцев. Такие действия имеют как политическую,
так и экономическую подоплеку.

   Материалы и методы. В процессе рабаты над темой автор использовал публикации российских и зарубежных исследователей, посвященные венгерской эмиграции, а также исторические источники, включая статистические материалы, документы, отражающие жизнь венгерской общины в Великобритании, и публицистику. При работе над темой использовались теоретико-методологические разработки миграциологии России и зарубежных стран.

   Анализ. В статье поднимается тема эмиграции венгров после экономического кризиса 2008 г. в Великобританию, которая в отличии от других стран Европейского союза, в том числе Германии и Франции, проводила либеральную миграционную политику. В статье отмечается, что экономический подъем конца 90-х гг. ХХ в. – начала XXI в. затормозил эмиграцию венгров в государства ЕС. Поэтому она относилась к разряду «запоздалых миграций». В статье подчеркивается, что основная причина эмиграции венгров в Великобританию и в другие государства Европейского союза заключалась в росте безработицы в стране с 2008 г. и падении покупательной способности венгров на родине. Приход к власти правительства В. Орбана не способствовал росту эмиграции венгров, за исключением группы либеральных интеллектуалов. Автор статьи проводит анализ половозрастной, образовательной, региональной специфики венгерской эмиграции в Великобританию. Особое место в статье отводится особенностям жизни венгерской общины в Великобритании, ее стремлению сохранить контакты с родиной и национальную идентичность. В заключении статьи автор рассматривает миграционную политику правительства В. Орбана, направленную на возвращение эмигрантов в страну и снижение потенциальных эмигрантов среди венгров.

   Результаты. Автор приходит к выводу, что действия правительства В. Орбана не нашли поддержки среди большинства венгров, проживающих в Великобритании. Часть эмигрантов вернулась на родину, будучи озабоченной Брекситом и под влиянием распространения эпидемии COVID-19. Основная часть венгров довольна своей жизнью в Великобритании и не рассматривает возможность возвращения в Венгрию.

205-211 248
Аннотация

   Введение. Критически значимая в осложняющейся геополитической ситуации необходимость обеспечения технологического суверенитета актуализирует изучение советского опыта промышленной и научно-технической политики.

   Материалы и методы. Острота дискуссий и возможность анализа в настоящее время рассекреченных документов позволя.т внести определенность в оценки эффективности экономического курса, избранного советским правительством в 1950-е гг. Базовой для исследования явилась теория модернизации.

   Анализ. На основе архивных документов доказано, что в послевоенный период СССР в технологическом отношении существенно отставал от ведущих стран Запада, оставалась острой проблема низкого процента внедрений на предприятиях тяжелого машиностроения. В этой ситуации ведущими учеными Академии наук на основе проведенного ими сравнительного анализа технологического развития США и СССР предлагался весьма перспективный план технического перевооружения советской промышленности, в котором основное внимание уделялось автоматизации производства. Необходимым условием академикам представлялась реорганизация промышленности, выпускающей технические средства автоматики и телемеханики, и структур, ею управляющих. Ими предлагалось создать Министерство автоматики и промышленного приборостроения. Планировалось в течение ближайших лет создать заводы-автоматы и телемеханизированные комплексы в различных отраслях промышленности, актуализировать целый ряд научно-исследовательских проектов и обеспечить массовую подготовку специалистов.

   Результаты. На основе проведенного исследования формулируется вывод о том, что в исследуемый период в СССР создавался мощный научно-технический комплекс, который обеспечивался высококвалифицированными кадрами. Изученные документы не позволяют согласиться с заключениями авторов о начале кризиса, значительного торможения в 1950-е гг., так как темпы технического перевооружения все еще оставались сравнительно высокими. После тяжелейшей и кровопролитной войны удалось концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, благодаря чему удалось перевооружить ряд ведущих отраслей промышленности. Однако все еще недостаточными оставались темпы внедрения дистанционного управления и телемеханизации производства. Автоматизацией в значительной части отраслей охватывались единичные процессы.

212-221 184
Аннотация

   Введение. Целью статьи является анализ восприятия проблем истории статуса Македонской Православной Церкви в политике памяти современной Греции.

   Материалы и методы. Исследование основано на анализе текстов, формирующих восприятие церковной македонской проблемы в политике памяти Греции.

   Анализ. В статье анализируются восприятие македонской церковной проблематики в современной мемориальной греческой культуре. В статье также показано, что политика памяти, которая формирует и продвигает восприятие истории Македонской Церкви в современном греческом социуме, связана одновременно с развитием гражданского и этнического национализма, отягощенного развитыми связями с Православной Церковью. Предполагается, что средства массовой информации и политические элиты современной Греции, как основные агенты исторической политики, активно используют проблемы истории Церкви на территории Македонии для консолидации собственной национальной идентичности и проведения политики памяти, направленной на продвижение нарратива о территориальном единстве и исключительно греческом характере территории Македонии в современной Греции.

   Результаты. Результаты исследования позволяют предположить, что мемориальная культура современного греческого общества в контекстах восприятия истории Церкви на территории Македонии отличается националистическим характером, а восприятие церковной истории в коллективной памяти Греции развивается в контекстах умеренных мемориальных противоречий с Македонией. Показано, что трансформация точки зрения греческой мемориальной культуры стала следствием консультаций с македонскими элитами и соглашения о смене названия современного македонского государства. Предполагается, что политика Константинопольского Патриархата и урегулирование формального статуса Македонской Церкви существенно снизила уровень мемориальной конфронтации между Скопье и Афинами.

222-228 264
Аннотация

   Введение. С 1885 по 1896 годы Уголовно-Кассационным Департаментом Сената руководил обер-прокурор А. Ф. Кони. Работа посвящена роли Анатолия Фёдоровича Кони в изменении системы судебного управления Российской империи в конце XIX века.

   Актуальность работы заключается в том, что многие идеи дореволюционного прокурора имеют значение и в наше время.

   Отдельные предложения по лучшей организации суда, выработанные Кони, использовались в советское время и позже, вплоть до наших дней.

   Цель исследования заключается в установлении основных аспектов управленческой деятельности молодого прокурора.

   Для этого мы определяем основные направления работы должных лиц министерства юстиции в высшем суде империи.

   Материалы и методы. При проведении исследования мы использовали проблемно-хронологический метод. В основе работы лежат ранее не включенные в научный оборот источники.

   Это обуславливает научную новизну работы.

   Анализ. В результате исследования, применяя метод и используя широкий круг источников, мы установили, что административная работа А. Ф. Кони заключалась в выработке локальных нормативных актов, повышающих качество работы подчиненных должностных лиц, также она состояла в утверждении авторитета судебно-прокурорской власти, что знаменитый юрист с успехом и достигал, в регулярных надзорных проверках подопечных учреждений (тюрем и пр.), общей перестройке делопроизводственной части органов юстиции, выполнении
вышестоящих поручений и прочих полномочиях.

   Результаты. Можно сделать вывод, что активный молодой реализатор судебной реформы 1864 года достиг вершины прокурорской карьеры, быстро преодолевая административные ступеньки. Никакие провалы (дело Веры Засулич и пр.) не остановили его продвижение. Его популярность превышала формальное должностное положение. Кони принял активное участие в разработке десятков нормативных актов империи. Приобрел многочисленные связи среди высшей элиты.
Показал себя хорошим руководителем.

229-236 194
Аннотация

   Введение. Конфликт на Пиренейском полуострове 1808–1814 гг., являющийся частью Наполеоновских войн, способствовал активизации кросс-культурных контактов между британскими комбатантами и мирным населением Испании. Одним из мест для такого взаимодействия солдат армии Веллингтона и испанцев стала Саламанка. В центре внимания статьи – реконструкция образа Саламанки и ее жителей в текстах британских участников военных действий на Пиренейском полуострове в 1808–1812 гг.

   Материалы и методы. Исследование построено на анализе писем, дневников и мемуаров британских комбатантов с применением методов имагологии, позволяющих обратиться к особенностям функционирования и интерпретации британских представлений об Испании, Саламанке и жителях Пиренейского полуострова.

   Анализ. В результате проведенного исследования удалось установить, что источники личного происхождения, созданные английскими военными, свидетельствуют о сосуществовании нескольких образов Саламанки. Во-первых, можно выделить романтизированный образ университетского города, ставшего местом действия романа «Жиль Блас». Представление о Саламанке как городе Жиль Бласа является устойчивым клише, встречающемся в текстах британского офицерского состава. Во-вторых, в британских нарративах, посвященных Саламанке, нередко акцентируется внимание на положительных качествах горожан, доброжелательно настроенных по отношению к британцам и благодарным солдатам армии Веллингтона за освобождение города от французов.

   Результаты. На основании проведенного исследования можно сделать вывод о функционировании нескольких британских образов Испании в целом и Саламанки в частности. Данные образы ситуативны и напрямую зависят от характера установившихся между британцами и местными жителями взаимоотношений, а также особенностей поведения французской армии на захваченной территории.

237-243 238
Аннотация

   Введение. На протяжении многих веков Кавказ выступал своеобразным мостом, по которому шёл интенсивный обмен не только экономическими достижениями, но и идеологией высокоразвитых областей Средиземноморья, Передней и Средней Азии.

   Материалы и методы. Исследование проводилось на основе междисциплинарных подходов и общепринятых исторических методов. Впервые в отечественной и зарубежной историографии проведено исследование, построенное на анализе древних и средневековых греко-римских, армянских, албанских, грузинских и дербентских авторов, материалов персидской эпиграфики и данных археологических раскопок, проведенных автором в Дербенте в 1970 – 1995 гг.

   Анализ. В III–V вв. н. э. Кавказ стал ареной ожесточённого противостояния Рима и сасанидского Ирана за обладание этим очень важным геополитическим регионом, в истории которого особую роль играли кавказские проходы, и важнейший из них Дербентский. К V в. н. э. местная элита и население Армении, Кавказской Албании, Грузии в значительной степени были уже христианизированы и ориентировались на христианскую Византию. Попытки Сасанидов насаждать здесь зороастризм, являвшийся государственной религией Ирана, привели к ряду крупных антииранских восстаний народов Кавказа против «учения магов», успех которых во многом зависел от ориентации дербентских правителей, контролировавших Дербентский проход – главные «Ворота» Кавказа. Христианские правители Армении, Кавказской Албании, Грузии, возглавлявшие во второй половине V в. н. э. антииранские восстания на Кавказе, сумели распространить свою власть на Дербент и привлекали для борьбы с персами кочевые племена Юго-Восточной Европы и северокавказских горцев. Антисасанидские выступления на Кавказе, под знамёнами борьбы с зороастризмом, были самым тесным образом связаны с Дербентом.

   Результаты. Дербент в VI в. превратился не только в мощнейший фортификационный комплекс, но и в развитый раннесредневековый город, с полиэтничным населением, в основном исповедовавшем христианство, тогда как представители персидской знати, гарнизона и администрации были зороастрийцами.

244-250 209
Аннотация

   Введение. Актуальность рассматриваемой в статье проблемы связана с необходимостью творческого использования опыта хозяйственной деятельности потребительской кооперации.

   Новизна исследования связана с изучением не получившей должного освещения проблемы в исторической литературе.

   Целью исследования является анализ заготовительной деятельности потребительской кооперации Краснодарского края в годы Великой Отечественной войны.

   Материалы и методы. Исследование основано на принципах объективности, историзма и системного подхода. При подготовке исследования были использованы следующие специально-исторические методы: историко-генетический, историко-сравнительный и статистический.

   Анализ. В годы Великой Отечественной войны значительно повысилось значение заготовительной деятельности потребительской кооперации. В том числе заготовки сельхозпродукции и сырья сыграли важную роль в условиях восстановления хозяйства Краснодарского края в 1943–1945 гг. Несмотря на объективные трудности, потребкооперация Кубани с каждым месяцем наращивала объемы заготовок сельхозпродукции и сырья. Приоритетное значение имели заготовки металлов, что являлось одним из направлений оказания помощи фронту. Основными факторами развития заготовительной работы стали повышение уровня организации заготовок со стороны руководства райпотребсоюзов и заготконтор, а также напряженный труд работников. Вместе с тем, в ходе проведения заготовок проявились такие недостатки, как ограниченность выделяемых для обмена товаров, отсутствие необходимого количества тары, безответственное отношение ряда руководителей потребительских обществ, хищения материальных ценностей. В конце войны в борьбе с данными негативными явлениями были достигнуты определенные успехи.

   Результаты. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что заготовительная деятельность потребительской кооперации играла важную роль в условиях восстановления хозяйства Краснодарского края.

251-257 275
Аннотация

   Введение. Статья рассматривает особенности абреческого движения на Северном Кавказе во второй половине XIX в., которое интерпретируется как одна из форм социального протеста. Автором ставится под сомнение научная перспектива попыток определить начало абреческой практики в регионе. Вместе с тем разделяется гипотеза о её происхождении и связи с обычаем кровной мести.

   Материалы и методы. Автор показывает, как менялась идеология абречества в зависимости от социально-политической и экономической ситуации в северокавказском крае, а также подчеркивается неоднозначность восприятия местным населением людей, которые стали на путь грабежа. Исследование построено на анализе текстов отечественных и зарубежных кавказоведов и материалов, полученных из архивных фондов ЦГА РСО-А. В качестве приемов историко-политического исследования использовались ретроспективный, иллюстративный и персонально-биографический методы.

   Анализ. Автор статьи обращает внимание на неоднозначность восприятия феномена абречества и отношения к нему со стороны различных социальных слоев населения Северного Кавказа, а также разноголосицу в его оценке со стороны кавказоведов, занимавших различные социально-политические позиции. В глазах местной кавказской бедноты абреки были защитниками справедливости, тогда как для официальных властей и местных элит – бандитами и преступниками. Приводится оценка абреков российскими революционерами (Е. Эшба, А. Шерипов), которые разделяли идеалы марксистского учения и определяли абреков борцами с угнетением и защитниками социальных низов общества. Автор рассматривает также образ «благородного разбойника» в фольклоре, где абрек наделяется наиболее почитаемыми со стороны широких слоёв общества чертами – щедростью, смелостью, бескорыстием. Однако по большей части реальные абреки далеко не всегда соответствовали тем качествам, которые им приписывались. Нередко произвол грабителей заставлял людей избавляться от них, в том числе помогать официальной власти выслеживать и ликвидировать абреков.

   Результаты. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в результате кардинального изменения социально-политической, экономической и культурной парадигмы на Северном Кавказе происходят заметные трансформации и в практикуемых протестных формах, применяемых населением, отстаивающим своё право на самобытность. В рассматриваемый исторический период абреки выступали в роли защитников «традиционных ценностей», стремились не допустить внедрения элементов капиталистической модернизации в повседневную жизнь, определенной части горского социума, наименее подготовленного к восприятию происходивших перемен.

258-264 184
Аннотация

   Введение. Развитие банков в Османской империи является сложной темой в отечественной и зарубежной историографии. Восточные общества, особенно мусульманские, долгое время отрицательно относились к банковской деятельности, считая ее порождением чуждой западной культуры, пользуясь услугами традиционных структур. В представленной статье автор стремится показать развитие банков в стране с 20-30-х гг. XIX в. и до Первой мировой войны. В материале отмечается важная роль банковских домов Галаты, принадлежавших грекам, армянам и евреям в становлении кредитно-финансовой системы в Османской империи. Они обслуживали интересы Порты и осуществляли финансирование внешнеэкономических операций.

   Материалы и методы. Работа имеет междисциплинарный характер, поскольку она выполнена на пересечении истории, истории экономики, экономики, статистики. В процессе работы над темой использовались классические методы исторической науки.

   Анализ. В середине XIX в. банковские дома Галаты оказались в сложной ситуации, тем более в условиях галопирующей инфляции. Османской империи были необходимы современные банки, обладающие значительными ресурсами. В статье подчеркивается, что только иностранные банки могли успешно решить данную задачу, и выделяется
ряд этапов развития данного процесса. В 60-70-е гг. XIX в. в стране господствовал британский капитал, с 80-х гг. XIX в. в империю активно проникает французский и германский банковский капитал. К Первой мировой войне более половина банковских активов страны принадлежало банкам Франции. Автор поднимает сложную проблему развития национальных банков в Османской империи. Большинство из них не выдерживало конкуренцию с зарубежными банками за исключением «Сельскохозяйственного банка», ставшего успешным примером развития современного банка в традиционном обществе, пользовавшегося большим доверием у местного населения, которое формирует новую финансовую культуру. Поэтому оно охотно вкладывает свои сбережения в депозиты.

   Результат. В заключении автор приходит к выводу, что, несмотря на достижения в создании современных банков, в стране ощущалась сильная нехватка их отделений и представительств, особенно в отдаленных районах империи. Следовательно, значительная часть населения вынуждена была обращаться за услугами к традиционным банковским домам и ростовщикам, которые в нарушение закона сильно завышали процентные ставки. Османской империи требовалось дальнейшее расширение присутствия иностранных банков и самое главное, создание крупных национальных банков, способных стать флагманами современной экономики в стране.

265-271 277
Аннотация

   Введение. В статье автор обращается к анализу причин и предпосылок политической активизации борьбы шиитов Ирака за свои права в условиях американской оккупации в период правления Временной коалиционной администрации Пола Бремера. Анализируется основные мероприятия американских оккупационных властей 2003-2004 года по «демократизации» постсаддамовского Ирака в политической, экономической и военной сферах и их результаты, приведшие к росту антиамериканских настроений среди шиитского населения.

   Материалы и методы. Исследование построено на основе анализа источников, состоящих из воспоминаний американского чиновника П. Бремера и иракского политика А. Аллауи, которые позволяют провести сравнительный анализ целей и задач американской оккупационной админитрации и их реализацию, с точки зрения шиитской общины Ирака.

   Анализ. Важную часть составляет анализ состояния шиитской общины и борьба за влияние между ведущими политическими лидерами шиитов религиозного толка, отстаивавших разные пути развития постсаддамовского Ирака на примерах деятельности аятолл Мохаммада Бакира аль-Хакима, Абдул Маджида аль-Хои и муллы Муктады аль-Садра.

   Результаты. Делается вывод о том, что события весной 2004 года с эпицентром в Неджефе стали высшим проявлением активизации шиитской борьбы за свои права в постсаддамовском Ираке. Достигнутый компромисс с Муктадой аль-Садром не только выводил его в первые ряды влиятельных иракских политиков, но и означал фактический провал первоначальных планов США по демократизации Ирака по западным лекалам. Муктада аль-Садр своими решительными действиями продемонстрировал настрой шиитов на отстаивание места, соответствующего их положению в будущем устройстве Ирака, что неизбежно вело к обострению этно-конфессионального противостояния с другими общинами в лице суннитов и курдов.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

272-278 170
Аннотация

   Введение. Современное потребительское законодательство подвержено влиянию процессов информатизации, санкционного давления, экономических и политических преобразований. Назрела необходимость реформирования потребительского законодательства, исключения из него не эффективных норм. Требуется внедрение новых механизмов реализации прав потребителей, в том числе права на просвещение.

   Материалы и методы. Исследование построено на анализе нормативно-правовых актов, доктринальных подходов и судебной практики в сфере защиты прав потребителей.

   Анализ. Проведенный анализ показал незначительную включенность органов местного самоуправления, общественных организаций, созданных в целях защиты прав потребителей в реализацию права потребителей на просвещение. Неосведомлённость потребителей о возможности предъявить ряд требований, предусмотренных действующим законодательством, существенно сужает возможности их защиты.

   Результаты. Авторы приходят к выводам, что потребительское законодательство ожидает кардинальное реформирование, а не точечные изменения, которым оно подвергалось последние годы, вплоть до принятия кодифицированного акта. Предлагается законодательно закрепить обязанность органов местного самоуправления разрабатывать и реализовать муниципальные программы по защите прав потребителей с обязательным включением в них просветительских мероприятий. А также активнее привлекать общественные организации по защите прав
потребителей и волонтеров к разъяснению потребителям, прежде всего таких прав, должная реализация которых возможна только в случае активного поведения самих потребителей и предъявления ими соответствующих требований к своим контрагентам. Кроме того, в целях усиления степени защищённости современного потребителя авторы предлагают внести изменения п. 2 ст. 20 и п. 1 абз. 4 ст. 21 и п. 4. статьи 24 Закона РФ «О защите прав потребителей».

279-285 175
Аннотация

   Введение. В статье анализируются правовые нормы России и Казахстана – стран, входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

   Материалы и методы. Законодательство этих двух стран ЕАЭС по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов рассмотрено в рамках риск-ориентированного подхода. Особый акцент сделан на законодательстве об особо охраняемых природных территориях, курортах и иных уникальных природных объектах и комплексах. Наряду с действующим национальным правом рассмотрена практика его применения, а также проводимое в настоящее время и возможное в перспективе нормотворчество.

   Анализ. В статье исследованы действующие правовые нормы, способствующие возникновению коррупции, а также выработаны практические рекомендации, направленные на преодоление этой негативной тенденции. Авторы констатируют попытки лоббирования отдельными финансово-экономическими группами своих коммерческих интересов в сфере законотворчества, что на современном этапе ведет к деэкологизации национального законодательства в странах ЕАЭС. Указанная тенденция проиллюстрирована примером новейших изменений законодательства об особо охраняемых природных территориях в России и Казахстане, а также активными попытками изменить законодательство в сторону либерализации охранительного режима. Выявляются сходные тенденции деэкологизации эколого-природоресурсных правовых норм в двух странах ЕАЭС.

   Результаты. Сделаны выводы о том, что изъяны природоохранной политики в постсоветских странах влекут непоследовательность, недостаточность и противоречивость вновь принимаемых норм. Авторы выявляют такие недостатки и указывают их возможные негативные последствия для правоприменения. Предлагаются варианты решения существующих и потенциально возможных проблем в странах ЕАЭС, с попутным рассмотрением возможности рецепции таких решений другими государствами на этапе их экономической интеграции в рамках Союза.

286-292 243
Аннотация

   Введение. В статье рассматриваются проблемы, присущие системе документов стратегического планирования.

   Материалы и методы. В ходе исследования использованы методы правового анализа, синтеза, обобщения и сравнительно-правовой, которые позволили выработать возможные пути решения исследуемых проблем.

   Анализ. Значительность количества регламентированных законом стратегических актов затрудняет понимание участниками стратегического планирования порядка и значения совершаемых в рамках планового процесса действий и принятия плановых актов. Не принят основной целеполагающий стратегический документ федерального уровня в области социально-экономического развития. Отсутствует взаимоувязка целей и конкретных показателей в плановых актах на разных этапах планирования. Имеет место действие документов, не регламентированных ФЗ от 28. 06. 2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ», но которые, в свою очередь, становятся основой для разработки стратегических документов по нисходящей вертикали. Не урегулированы вопросы определения единых сроков планирования. Выявлено отсутствие механизмов реализации плановых актов, ответственности.

   Результаты. На основании проведенного анализа выдвигаются предложения по совершенствованию правового регулирования стратегического планирования, которые позволят выстроить эффективную систему стратегических документов и обеспечить высокую результативность плановой деятельности.

293-299 201
Аннотация

   Введение. В условиях современной международной действительности, когда Российская Федерация нуждается в развитии отраслей агропромышленного комплекса для укрепления продовольственной независимости от других стран, необходимо сосредоточение усилий государства на обеспечении надлежащей организации сельскохозяйственного производства, включая его соответствие необходимым требованиям, одними из которых являются требования обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для животных.

   Материалы и методы. Проведению исследования способствовало применение общенаучной методологии (системно-структурного, логического, кибернетического методов) и формально-юридического метода. Сформулированные предложения построены на основе изучения научной литературы, в которой рассматривались актуальные вопросы правовой политики, правовой организации агропромышленного комплекса и контрольно-надзорной деятельности, а также аналитических материалов, отражающих современные проблемы обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для сельскохозяйственных животных.

   Анализ. Основными направлениями анализа являются проблемы обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для сельскохозяйственных животных путем выявления факторов, препятствующих оптимизации нормативно-правового регулирования в сфере ветеринарии.

   Результаты. Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для животных осложнено несоответствием позиции государства принятым в сфере сельскохозяйственных наук подходам к определению содержания ключевых для обеспечения безопасности рассматриваемой продукции понятий. В связи с этим целесообразна коррекция законодательства о ветеринарии в соответствующей части, исключающая необходимость регистрации премиксов и кормовых концентратов.

300-306 223
Аннотация

   Введение. Статья посвящена исследованию теоретических и практических вопросов построения и функционирования системы принципов дисциплинарного производства по делам о коррупционных правонарушениях.

   Материалы и методы. Исследование построено на основе анализа существующих в науке позиций относительно определения термина «принцип права» и классификации принципов служебно-дисциплинарного производства, а также особенностей нормативного закрепления принципов дисциплинарного производства по делам о коррупционных правонарушениях.

   Анализ. Принципы имеют ключевое значение в организации дисциплинарного производства по делам о коррупционных правонарушениях. Однако в законодательстве их регламентации не уделяется достаточного внимания.

   Результаты. Конкретизирована совокупность принципов рассматриваемого административного производства. Доказано наличие у данной совокупности системного характера. Рассмотрена специфика реализации частных принципов – принципа неотвратимости ответственности за совершение дисциплинарного коррупционного правонарушения и принципа необходимости установления вины государственного служащего. Анализ содержания положений нормативных актов позволил сделать вывод о том, что принцип неотвратимости ответственности в настоящее время по большей части является декларативным. В связи с этим автор констатирует необходимость внесения изменений в законодательные акты, регламентирующие порядок производства посредством установления обязательности применения взысканий. Проведено разграничение принципа необходимости установления вины государственного служащего и конституционно закрепленного принципа презумпции невиновности. Обоснована необходимость внесения законодательных изменений, направленных на закрепление необходимости обязательного учета вины государственного служащего при рассмотрении дела о дисциплинарном коррупционном правонарушении.

307-313 229
Аннотация

   Введение. Административная ответственность в области деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является развивающимся подинститутом в общей структуре административной ответственности, будучи относительно новым явлением, связанным с развитием саморегулирования в рассматриваемой сфере. Он играет большую роль в обеспечении законности в деятельности данных организаций, способствуя достижению цели предупреждения совершения новых правонарушений в сфере несостоятельности (банкротства) и упорядочивая социальные связи в рассматриваемом сегменте экономической области.

   Материалы и методы. В основе исследования лежит применение общенаучной методологии (анализ, синтез, системно-структурный метод, диалектический метод) и формально-юридического метода. Привлечение данных методов позволило выявить недостатки административно-деликтного законодательства, сформулировать предложения, направленные на его совершенствование. Для проведения исследования были использованы материалы судебной практики, нормативные и научно-теоретические источники.

   Анализ. Основными направлениями анализа являются правоприменительная практика арбитражных судов по вопросам пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, связанных со сроками исполнения ими своих обязанностей и направлением кандидатур арбитражных управляющих в суд.

   Результаты. Позиции арбитражных судов, сложившиеся по вопросам сроков выполнения саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих отдельных обязанностей, должны стать ориентиром для правоприменителя, указывая на правильные варианты их исчисления. Совершенствование подинститута административной ответственности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих может быть связано с исключением из административно-деликтного законодательства положений, подразумевающих оценку должностными
лицами органов исполнительной власти качества осуществления правосудия по арбитражным делам.

314-320 280
Аннотация

   Введение. На сегодняшний день современное общество невозможно представить без цифровых технологий. Внедрение таких технологий затронуло также и сферу права, в котором формирующим правовую основу общества стала цифровизация.

   Актуальность данной темы исследования выражается в необходимости установления основных проблем использования цифровых технологий в процессе реализации прав и свобод личности.

   Материалы и методы. На основе критического анализа положений законодательства и различных точек зрений, сложившихся в общей теории права и отраслевых науках, выявлены проблемы использования цифровых технологий в процессе реализации прав и свобод личности. При написании данной статьи также были применены такие общенаучные методы, как: анализ, синтез, метод абстрагирования и моделирование.

   Анализ. Автор выделяет такие проблемы как возможная дискриминация на основе цифровых данных о гражданах, добровольность использования гражданами цифровых технологий при взаимодействии с государством. Раскрывается проблема возможных нарушений прав человека в сети Интернет при использовании цифровых сервисов. Констатируется, что государство должно постоянно развивать технологии, препятствующие нарушению прав граждан в цифровом пространстве. Вопрос цифровой компетентности, навыков, необходимых для пользования электронными административными услугами как самими гражданами, так и государственными служащими, работниками организаций, которые используют в своей деятельности соответствующие технологии, является еще одной проблемой, требующей решения. Необходимы новые образовательные технологии и специальности, позволяющие сформировать навыки реализации отдельных прав в сети Интернет. Проблемой теоретического характера является отсутствие в законодательстве единого подхода к определению основных терминов и понятий. Высказывается мнение, что регулирование любых общественных отношений начинается именно с выработки единой понятийной базы. Автор поднимает вопросы отсутствия унифицированности норм в регулировании процедур реализации прав и свобод граждан с использованием цифровых технологий и необходимости принятия Цифрового кодекса РФ.

   Результаты. По итогам проведённого исследования можно сделать вывод о том, что существует глобальная необходимость в регулировании правореализационного процесса путём использования цифровых технологий.

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

321-327 180
Аннотация

   Введение. Современными исследователями девербативы описываются как «дуальные» имена производные различной лексической и деривационной семантики, сохраняющие семантические свойства производящих глаголов.

   Целью данной работы является исследование такой их глагольной характеристики, как таксисность, т. е. способность актуализировать различные таксисные значения одновременности и разновременности эксплицированных действий в предикативных конструкциях.

   Материалы и методы. Материалом исследования послужили немецкие высказывания с девербативами, полученные методом направленной выборки из базы данных Лейпцигского корпуса (LC) и Электронного словаря немецкого языка (DWDS). В ходе исследования применялись гипотетико-дедуктивный, индуктивный и описательный метод, включающий приемы наблюдения, сопоставления, обобщения, классификации и интерпретации языковых явлений.

   Анализ. В данной статье рассматриваются немецкие девербативы, характеризующиеся различными таксисными функциями (потенциальными и реализованными). Потенциальные функции девербативов реализуются в определенной таксисной среде (примарно-таксисной или секундарно-таксисной). В качестве прототипических констиуентов таксисной среды выступают различные предлоги темпоральной и другой обстоятельственной (модальной, инструментальной, медиальной, каузальной, кондициональной, финальной) семантики.

   Результаты. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что при употреблении с темпоральными предлогами девербативы реализуют примарно-таксисные функции одновременности или разновременности, а при сочетании с модальными, инструментальными, медиальными, кондициональными, каузальными и др. предлогами – секундарно-таксисные функции одновременности. Конституентный состав таксисной среды детерминирует «речевое
поведение» девербативов. Некоторые немецкие девербативы отличает дуальное «речевое поведение», проявляющееся в условиях примарно-таксисной или секундарно-таксисной среды. Генетически-мультипликативные и генетически-итеративные имена реализуют мультипликативно-таксисные, итеративно-таксисные или семельфактивно-таксисные значения. Кроме того, в определенном контекстуальном окружении их итеративно-таксисная функция может оставаться нереализованной.

328-336 380
Аннотация

   Введение. В военной сфере деятельности переводчик играет очень важную роль, так как именно от него порой зависит адекватная оценка обстановки, а также осведомлённость о планах противника. Значения слов, которые встречаются в повседневном общении, могут быть совершенно иными в военных текстах, и поэтому от переводчика требуется хорошая подготовка в сфере военного перевода.

   Актуальность данного исследования заключается в изучении специфики интернациональной лексики военной тематики.

   При переводе военных текстов переводчик сталкивается с интернационализмами, связанными с наименованиями и тактико-техническими характеристиками вооружения и техники. Военный перевод требует предельной точности понятий с сохранением информативности. Освещение проблем перевода интернационализмов и «ложных друзей переводчика» позволит выявить особенности их функционирования в текстах военной тематики, определить способы их перевода.

   Материалы и методы. В работе был использован комплекс методов, включающий компонентный анализ, позволивший установить семантические компоненты анализируемых лексем. Компаративный аспект исследования включал сравнительно-сопоставительный анализ контекстуально актуализированных единиц в немецкоязычных и русскоязычных материалах. Наряду с обозначенными исследовательскими процедурами использовались методы сплошной выборки и количественных подсчетов, описательно-аналитический, контекстологический методы анализа, которые составляют комплексную методику интерпретации текста. Материалом исследования послужил онлайн-словарь понятий и терминов вооруженных сил Германии, представленный на специализированном немецкоязычном Интернет-сайте вооруженных сил Германии.

   Анализ. Композиционная структура военного текста обусловлена его объёмом и жанром. К военно-техническим текстам относятся различного рода наставления по видам боевой техники и вооружению, описания новых образцов оружия и инструкции по эксплуатации техники. Этим текстам присущи такие черты, как наличие военно-технической терминологии узкой области военного дела, наличие рисунков, чертежей, схем, нейтральный тон повествования.

   Результаты. Тексты военной тематики представляют собой разновидность официально-делового стиля речи, характеризующегося предписывающе-долженствующим характером речи, ее неличным характером, точностью, логичностью, объективностью, ясностью, официальностью, стереотипностью, конкретностью, обобщенностью, строгостью, а также особым набором клише и терминов. В текстах военной тематики широко представлены интернационализмы различных типов: однословные наименования, аббревиатуры, номинативные словосочетания, терминоэлементы. Преимуществом интернациональной лексики является ее краткость и удобство в употреблении, перевод при помощи транслитерации или транскрипции, в большинстве случаев также и однозначность.

337-342 210
Аннотация

   Введение. Признаковая лексика часто становится предметом исследования когнитивной лингвистики. Настоящая статья посвящена описанию специфики вербализации гиперконцепта Качество средствами эпитетных комплексов в текстах М. Цветаевой.

   Актуальность статьи обусловлена предпринятой в ней попыткой описать механизмы моделирования эпитетных комплексов в творчестве М. Цветаевой с когнитивно-семантической позиции.

   Материалы и методы. В качестве материала взяты несколько эпитетных номинаций характера субъекта, имеющих семантическую специфику языковой репрезентации в творчестве М. Цветаевой. На основе последовательного сопоставления словарных значений эпитетных слов и их идиостилевых семантических особенностей выявляется специфика репрезентации базовых характерологических эпитетных комплексов. Эпитетные комплексы отбирались на основе метода сплошной выборки из полного собрания сочинений поэта. Комплексная методология исследования, включающая когнитивно-семантический, компонентный методы, позволила раскрыть специфику эпитетной парадигмальности творчества М. Цветаевой.

   Анализ. Структура гиперконцепта Качество обусловливает многоуровневую репрезентацию признаков эпитетными словами. В рамках статьи проанализирован самый репрезентативный и частотно представленный в идиолекте поэта когнитивный признак гипер-концепта «собственно качественность» и один из его типов - социально-коммуникативный, характерологический. Моделирование смысла в рамках эпитетного комплекса происходит средствами неузуального употребления эпитетной лексики, изменения сочетаемостных свойств признаковых слов и объектов эпитетации, продиктованными поэтическими установками.

   Результаты. Авторы приходят к выводу, что эпитетные комплексы различных семантических и структурных типов, вербализующие характерологический социально-коммуникативный признак когнитивного признака «собственно качественность» гиперконцепта Качество, представляют собой системное явление парадигматического характера, воплощающее антропоморфность художественного языка поэта.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)