Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск
№ 4 (2018)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

8-15 140
Аннотация

Актуальность темы - в установлении специфики идеологических и организационных форм леворадикального протеста в условиях многоукладного общества и авторитарного режима. Сохраняет актуальность выяснение механизмов внутриэлитных размежеваний в однопартийной системе. На Юге России - в крупном аграрном регионе в концентрированном виде выражались противоречия НЭПа. Определены региональные особенности леворадикальной («троцкистской») оппозиции в 1926-1929 гг. на материалах Юга России. Особенности условий деятельности троцкистской оппозиции в крае, сложившиеся в начальный период НЭПа, таковы: повышенная роль вопросов аграрной политики и сословного водораздела «казаки - иногородние»; последствия затяжной и особенно жестокой в регионе Гражданской войны; наличие в партийно-государственных органах власти весомого слоя сторонников левого радикализма. Троцкистская оппозиция в регионе (1926-1927 гг.) состояла преимущественно из партийных и государственных служащих, безработных и ветеранов войны, неквалифицированных рабочих. Это почти всецело городское явление. Общественное мнение в отношении оппозиции менялось за 1926-1927 гг. в негативную для власти сторону, что объяснялось ростом безработицы и неравенства. Слабая осведомлённость рабочих об оппозиции вызывала эффект «неадекватных надежд», наделения Троцкого придуманными идеализированными чертами. Действовал и противоположный импульс роста поддержки власти вследствие угрозы войны, «левого поворота» ВКП(б) к сворачиванию НЭПа, победившего в конце 1927 г. Оппозиционные настроения неквалифицированных рабочих, части красноармейцев и ветеранов Гражданской войны вызваны противоречиями между городским и сельским сообществами, неприятием бюрократизма и коррупции. Но протест против снижения уровня жизни, роста безработицы и общественного неравенства ситуативен и не оспаривал советскую систему, направляясь в русло её «исправления». Поэтому лозунги создания подпольной партии, выдвинутые троцкистской оппозицией, не нашли широкой поддержки.

16-23 194
Аннотация

В данной статье авторы обращаются к такой актуальной проблеме как трансформация советско-персидских отношений. Привлекаемый комплекс опубликованных и архивных источников позволил выявить основные этапы этого процесса, в течение которого Персия из сферы влияния превращалась в партнера. Важную роль в выстраивании взаимодействия играл Южный Кавказ. Отправной точкой исследования стал октябрьский переворот 1917 г., верхняя хронологическая рамка определена 1921 г., когда был заключен советско-иранский договор. В первой части статьи сделан обзор отношений РСФСР и Ирана в целом. Выявлено, что до 1920 г политику персидского правительства, в том числе в отношении большевиков, определяли англичане. В этот период Южный Кавказ наряду с Персией оказались под полным контролем Великобритании. Советизация Азербайджана определила начало нового этапа в развитии восточной политики РСФСР. В этот период среди большевистского руководства возобладала идея экспорта революции на Восток. Советский Азербайджан стал плацдармом для оказания влияния повстанческого движения Кучук-хана в Гиляне. Подписание договора в 1921 г. явилось фактором усиления значимости Южного Кавказа. В первую очередь большую роль регион играл в налаживании товарообмена между Персией и РСФСР. На комплексе архивных документов авторам удалось реконструировать процесс налаживания экономических отношений. На конкретных исторических примерах показано как в процессе выстраивания советско-персидского взаимодействия Южный Кавказ все сильнее включался в сферу российского влияния. Кроме того, определено, что в изучаемый период регион сыграл интегрирующую роль. Данное обстоятельство особенно примечательно при обращении к более раннему историческому прошлому, когда в XIX в. Кавказ был ареной российско-иранского противостояния.

24-29 202
Аннотация

В статье представлен анализ динамики торговых связей между Югославией и СССР, начиная с возникновения советско-югославского конфликта 1948 г. и заканчивая нормализацией отношений между странами, и, как результат - подписанием торговых соглашений в 1955 г. Через рассмотрение торгового оборота, его количественного и качественного состава выявляются особенности торговых контактов между двумя странами. Автор отмечает уменьшение торгового оборота между ФНРЮ и СССР в 1948 г. вследствие советско-югославского конфликта, а затем и полное его прекращение, в связи с чем югославскому руководству пришлось налаживать торговые взаимоотношения с капиталистическими странами. В статье отмечается, что после смерти И. В. Сталина начался процесс постепенной нормализации связей между ФНРЮ и СССР, и в 1953 г. были восстановлены дипломатические контакты. Однако возобновление экономических отношений произошло лишь в 1955 г., когда в Москве были подписаны торговые соглашения о взаимных поставках товаров на 1955 г. в размере 40 млн руб. с каждой стороны. Автор подчеркивает, что перечень югославской продукции и сырья, предназначавшихся для поставок в СССР, ограничивался второстепенно продукцией, в то время как советский список включал стратегические товары. Причиной такого дисбаланса стали обязательства ФНРЮ перед США о поставке им стратегического сырья, что сделало невозможным его поставки в СССР. Автор отмечает, что, несмотря на отказ от взаимных экономических претензий и восстановление торговых связей с СССР и странами социалистического лагеря, отказа от торговли с капиталистическими странами не последовало. Это явилось одной из причин того, что сотрудничество югославского и советского руководства по партийной линии не было столь же успешным. Автор приходит к выводу, что на фоне складывающейся системы экономических связей происходила выработка югославской стороной собственного курса взаимоотношений со странами коммунистической и социалистической ориентации. Актуальность данной статьи обусловлена недостаточной изученностью вопросов, связанных с экономическими, в том числе торговыми связями Югославии и СССР.

30-36 126
Аннотация

В статье анализируются региональные особенности выборов в I и II Государственные думы Российской империи в Области войска Донского. Рассмотрены условия и особенности проведения избирательных кампаний на Дону, проанализирована электоральная политика политических партий на выборах в Первую и Вторую Государственные Думы. Показан процесс вовлечения населения Донской области в политический процесс через выборную кампанию. Выявлены особенности формирования политических пристрастий донского электората и факторы, определяющих их выбор. Показана роль политических партий в борьбе за электорат, их влияние на формирование политических предпочтений избирателей. Оппозиционные настроения в обществе, характерные для основной массы донского электората, обеспечили преимущества пропаганде «оппозиционных партий». Сделан вывод о том, что ход предвыборной агитации на Дону раскрывает преимущества конституционных демократов. Автор доказывает, что успеху кадетской партии способствовала умелая организация предвыборной борьбы, дополнение местными требованиями общеполитической части программы, разрозненность политических противников, прежде всего правых, их неумение организовать и эффективно провести предвыборную кампанию. Еще успех кадетов зависел от «чувствительности» их к групповым интересам донского электората, в первую очередь - казачьего. Рассмотрен состав областного избирательного собрания, приведены данные о депутатах от области по сословной и политической принадлежности. Показана связь развития политизации в донском обществе с выборным процессом в Думу первых двух созывов.

37-42 126
Аннотация

В статье рассказывается о причинах и обстоятельствах учреждения на Кавказе института наместничества. Столкнувшись с сопротивлением немалой части местных обществ распространению имперских порядков, в условиях неблагоприятной внешнеполитической обстановки, власти решили предоставить широкие полномочия своей администрации в регионе. Впервые такая модель была опробована Екатериной II и дала в целом положительный результат. Пользуясь своей широкой автономией, наместник мог оперативно решать важные вопросы, связанные с воздействием на ситуацию на вверенной его попечению территории. Отказ от наместничества осложнил принятие своевременных управленческих усилий по контролю над краем. В немалой степени это было обусловлено субъективными причинами, которые затрудняли предоставление столь широкой автономии какому-либо подданному. Вновь к идее наместничества вернулись в условиях серьёзного военно-политического кризиса, вызванного неудачами в борьбе против теократического государства - имамата. Допущенные просчёты наглядно продемонстрировали, что управление Кавказом из Петербурга лишь приводит к новым людским и материальным потерям. Среди кандидатов на должность наместника наиболее оптимально подходил М. С. Воронцов. Он пользовался безусловным доверием императора и обладал необходимыми военными, хозяйственными и административными компетенциями. Восстановленное наместничество доказало свою эффективность и позволило успешно решить те задачи, которые стояли перед империей на Кавказе. Оно продолжало существовать даже после того, как накал вооружённого противостояния в регионе был преодолён, и правительство приступило к мирному обустройству края.

43-48 255
Аннотация

Формирование полиэтнического государства требовало от русских властей политики, которая обеспечивала бы интеграцию народов в нее входящих, господство центростремительных тенденций, прочность ее государственного единства. Христианизация инородцев, в том числе и калмыков, рассматривалось как одно из важных средств достижения успеха такой политики. Деятельность Русской Православной Церкви, направленная на распространение христианства среди народов Поволжья и Урала, еще полностью не исследована, и ее изучение является актуальной задачей исторической науки. Вопросами, связанными с историей христианизации калмыков в XVIII-XIX вв. занимались как российские ученые и церковные деятели, так и представители местной администрации. При общности мировоззренческих позиций в подходе к данным вопросам, видение проблем и оценки ученых, церковных деятелей и местной администрации порой могли различаться, что в немалой степени определялось спецификой их деятельности, конкретными целями, которые преследовали представители каждой из этих групп. Российское правительство в своей политике поощряло принятие христианства калмыками различными преференциями: переводом в казачье сословие с наделением жалованья, выделением специальных мест в виде определенных городов, организацией школьного обучения детей. Результаты миссионерской деятельности Русской Православной Церкви по христианизации калмыков были неоднозначными. Если в общекультурном плане деятельность миссии имела положительное значение, то в узкоконфессиональном смысле она не достигла желаемого результата.

49-55 113
Аннотация

В статье рассматривается деятельность музеев в вопросах сохранения культурного-исторического наследия в музеях Ставрополья и Кавказских Минеральных Вод. В это время музеи продолжают свою работу и активно документируют процессы, происходившие в регионе в переломный момент. Собрание Центрального народного музея им. М. В. Праве в этот период расширилось за счет присоединения к нему коллекций музеев, закрытых новой властью по идеологическим причинам (Музей 83-го Самурского полка, Епархиальный церковно-археологический музей). Интерес представляет и судьба Военно-исторического музея «Храм Славы». Показана динамика развития музейной сети региона, открытие музеев нового типа - музеев революции в Пятигорске и Кисловодске. Знаковым событием стало объединение музея Северного Кавказа и музея им. М. В. Праве на базе последнего. Изменения, происходившие в стране, вызвали и изменение содержания экспозиций музеев, в которой ведущее место занимает пропаганда нового политического строя и показ улучшения качества жизни населения страны после революции. Главным направлением деятельности стала массово-просветительская работа. Также изменился вектор собирательской работы сотрудников музеев, которая в связи с закреплением роли музея как массово-просветительского учреждения стала носить нерегулярный характер.

56-61 125
Аннотация

В статье проанализирована административная деятельность А. Ф. Реброва при главноуправляющем в Астраханской, Кавказской губерниях и Грузии А. П. Ермолове в один из сложных периодов истории Кавказа. Благодаря знанию особенностей края, жизни и быта народов Северного Кавказа, А. Ф. Реброву удавалось успешно выполнять поручения кавказского начальства. Среди них выделяется составление им «Обозрения земель Кавказской губернии в отношении свойства их, состояния и звания населяющих оную обитателей», в котором были определены границы Кавказской губернии, описаны народы, проживающие на территории губернии; подготовлены правила «для хозяйственного управления при производстве зданий при Кавказских Минеральных водах», при выполнении которого привлекались все, кто мог построить здания на отведенных землях для проживания или сдачи в аренду для приезжающих в курортный сезон на КМВ. Занимался А. Ф. Ребров не только сбором необходимых сведений о «хозяйственном состоянии каждого полка.» но и «Составлением правил для наделения казачьих войск землями», «Обозрением мест с военным начальством для водворения сих казаков на новую передовую линию». Автором показана и национальная политика, которая требовала необходимых исторических знаний, а также дипломатического подхода. А. Ф. Ребров приобрел такой опыт, находясь во время экспедиций начальства по Кавказу в должности секретаря, поэтому с успехом смог выполнить поручения, которые касались урегулирования национальных интересов с кабардинским и ногайским народами. После отставки А. П. Ермолова, три года А. Ф. Ребров добросовестно выполнял поручения назначенного в 1827 году главнокомандующим войсками на Кавказе и главноуправляющим гражданской частью, и пограничными делами губерний Астраханской, Кавказской и в Грузии генерал-фельдмаршала, графа И. Ф. Паскевича-Эриванского.

62-72 231
Аннотация

В статье произведен анализ историографии вопроса о трех центрах русов - Славии, Куябе и Арсании, сообщение о которых является одним из старейших рассказов восточных географов и представляет несомненную ценность для изучения раннего периода истории Древней Руси (IX-X вв.), и сделано заключение о ее современном состоянии. Этот рассказ встречается в арабо-персидской литературе на протяжении всего средневековья. Сообщения авторов X-XI вв. изучены достаточно хорошо, но при этом к их интерпретации остается ряд вопросов, связанных главным образом с неопределенностью сообщений, позволяющих разные толкования. Данные источников XII-XIV вв. менее известны, но при этом они представляют не меньшую ценность для историков. Вопрос локализации трех центров русов вызывает у ученых разногласия вот уже 200 лет. Исследователи предлагали самые разные версии. Главный вопрос при этом стоял в локализации Арсании -третьего центра. Проблемами в локализации Арсании были скудность сведений, данных арабо-персидскими авторами, и крайне противоречивый характер сообщений об этом центре русов. В числе гипотез были южные локализации: на Таманском полуострове, в Крыму, на территории современной Украины, в Придунавье; северные: на Балтике, на верхней Волге; в Центральной России: в Рязани, в Среднем Поволжье. Ряд исследователей пытался доказать, что Арсания - не реальный географический объект, а фантом - миф, контаминация сведений о других областях или метафора. В последнее время исследователи вновь вернулись к классическим представлениям, позволяющим считать все три центра реальными географическими объектами. Среди появившихся недавно версий локализации Арсании в Галицко-Волынской Руси, в районе Смоленска, в Волго-Окском междуречье, в Приазовье, на Нижней Волге (в землях буртасов). Одна из последних и наиболее убедительная локализация помещает Арсанию в Нижнем Прикамье, а столицу Арсании - Арсу связывает с городищем Иднакар. Подтверждение ей дают не только письменные источники, но и данные археологии.

73-78 107
Аннотация

Исследовано влияние реформирования социальной сферы в империи периода Александра II в аспекте курортной. Рассмотрена роль личности в совершенствовании курортного дела. Впервые отмечены различные подходы наместников Н. Н. Муравьева и А. И. Барятинского к модернизации курортного дела на Кавминводах. Акцентировано внимание на влияние военно-командного состава на Кавказе в вопросах совершенствования управления курортами. Исследованы причины реформирования управления КМВ в форме контрагентства. Выявлены основания для перевода системы управления из казны в частные руки. Проанализированы оценки в историографии проблемы эффективности модернизации управления курортами и их содержания. Приведены мнения об особой форме контракта и об обязательствах в разделении полномочий в управлении и финансировании между частным лицом и государством. Определен срок контрагентства. Раскрыта позиция генерала, князя А. И. Барятинского в понимании ценности лечебной местности КМВ для здоровья нации, создание условий не только для развития, но и для безопасности региона. Отмечены принципы наместника в определении деловых качеств в подборе кандидатуры на частное контрагентство Вод. Подтверждена верность выбора по избранию делового, инициативного и успешного в вопросах коммерции на Юге России, по сути государственника, по отношению к делу, - д. ст. с. Н. А. Новосельского. Подчеркивается, что для реализации научного подхода в пользовании Кавказскими водами был также применен профессиональный подход в выборе на пост директора КМВ молодого известного доктора медицины Московского университета С. А. Смирнова, что и повлияло на научный подход в управлении лечебной местностью. Проанализированы причины введения нового местного органа власти в курортном регионе и установление административного контроля над частной эксплуатацией КМВ.

79-85 97
Аннотация

В статье речь идет о типах и формах работы общественных организаций на Дону и Северном Кавказе во второй половине XIX - начале XX вв. Исходя из особенностей рассматриваемого региона, в силу особой поликультурной среды, отличающей Дон и Северный Кавказ от иных территорий не имеющей аналогов в России, региональные общественные организации представлены отделениями общероссийских обществ, непосредственно региональными самоорганизующимися обществами и объединениями, отражавшими внутрирегиональную специфику. Общественные организации на Дону и Северном Кавказе создавались в русле общероссийского процесса развития гражданских ассоциаций. В статье показано, что на Дону и Северном Кавказе были представлены как широкопрофильные общественные организации, сочетавшие разные формы работы и виды помощи, так и узконаправленные общественные организации. Рассматривается деятельность сельскохозяйственных общественных организаций, просветительских, научно-интеллектуальных, здравоохранительных, национальных, благотворительных, культурно-эстетических, нравственно-воспитательных, обществ по благоустройству сел и городов. Работа сельскохозяйственных обществ имела значение в процессе углубления специализации агарного производства в регионе: садоводческие и виноградарские ассоциации, общества по развитию пчеловодства, коневодства. Деятельность просветительских обществ была направлена на преодоление проблем неграмотности и оказание разных форм помощи в расширении доступа к получению образования, к учреждению школ, библиотек, воскресных школ, вечерних курсов, проведения лекционных кампаний и народных чтений. Благотворительные общественные организации вели работу по учреждению благотворительных заведений, выплатам пособий, оказанию помощи в деле просвещения и здравоохранения, организации трудоустройства. Качественные показатели работы общественных организаций, затрагивающих широкий спектр проблем позволяет говорить о проявлении активной гражданской позиции членов добровольных общественных объединений.

86-92 140
Аннотация

В статье исследуется содержание благотворительной практики в Терской области Российской империи в условиях участия страны в Первой мировой войне. На конкретном историческом материале выявлены основные направления и формы сотрудничества общества и власти в оказании помощи пострадавшим от войны и участникам военных действий. Исследована предметная филантропическая деятельность как ранее действовавших на территории области благотворительных организаций, так и вновь созданных, в том числе в качестве отделений ряда российских благотворительных организаций, возникших по результатам начала военных действий, а также благотворительная активность отдельных граждан. Показано, что, собирая пожертвования, открывая приюты, лазареты, мастерские для профессиональной реабилитации воинов-инвалидов, снабжая фронтовиков самым необходимым, помогая беженцам, готовя медсестер для работы в госпиталях, общество, в самых разных его слоях, и местная власть, вдохновляемые примером многих членов императорской фамилии, проявили единодушие в стремлении помочь стране и армии пережить время военных невзгод и лишений.

93-98 157
Аннотация

В данной статье предпринимается попытка проанализировать положение российских подданных, оказавшихся на территории Германии в результате трансграничных перемещений в последней четверти XIX и начале XX в. и ставших апатридами после российской революции 1917 г., разрушившей Российскую империю. Целью данной статьи является анализ политики немецкого государства по отношению к иностранцам - подданным государства-противника. Автор предпринимает попытку определить ее содержание и цели немецкого государства, ответить на вопросы о том, почему властные структуры пошли на значительные ограничения для многочисленных российских подданных, легально въехавших в Германию задолго до начала Первой мировой войны в силу разных обстоятельств и с разными целями. По результатам проведенного исследования были выявлены архивные и опубликованные документы, которые позволили достигнуть поставленной цели; выполнен анализ немецкой и российской историографии; подобраны методы и создана методологическая концепция исследования. Наряду с реализацией общенаучных методов (синтез, анализ), автор использовал метод сравнения, а также системный, структурно-функциональный и герменевтический методы, подтвердив продуктивность междисциплинарного подхода в рамках проведенного исследования. Проанализировав выявленные документы, автор делает вывод о том, что в условиях войны немецкое государство считало первостепенной задачей изменения правового положения подданных страны-противника. Главной целью было обезопасить свою экономику и не допустить, чтобы собственность иностранцев в какой-то мере обеспечила преимущество противнику. Поэтому немецкое государство ввело экономические ограничительные меры, прежде всего секвестр, а затем и ликвидировало все права собственности российских подданных в Германии.

99-104 110
Аннотация

В статье на основе широкого пласта архивных источников рассматривается процесс воздействия нового политического курса Н. С. Хрущева на состояние советской культуры и специфика культурной политики партийно-государственного руководства в контексте ее реализации на местах на материалах Краснодарской краевой филармонии. Автором раскрывается роль музыкальных объединений в выявлении и подготовке самодеятельных талантов, показан масштаб обслуживания филармонией населения аграрного региона. Отличительной чертой требований, предъявляемых к профессиональным мастерам искусств со стороны государственных и партийных органов в годы «оттепели» было их участие в организации художественной самодеятельности в трудовых коллективах. К самодеятельным коллективам Кубани прикреплялись музыкальные коллективы, режиссеры и артисты для методической и творческой помощи. В рамках авторского анализа в статье представлен такой важный аспект в работе филармонии как просветительская деятельность. Автор показывает, как в начале 1960-х гг. на Кубани была организована широкая сеть народных университетов культуры. Это было достаточно мощным движением массового культурного образования. Широкие слои населения посредством университетов приобщались к сокровищам отечественной и мировой культуры. Особое внимание уделено одному из приоритетных направлений в деятельности Краснодарской филармонии - художественному воспитанию юных зрителей. Выполняя директивные решения партии, Краснодарская филармония значительно усилила эту сторону своей работы, организовав в своей структуре детский сектор. В работе анализируется проблема создания музыкальных произведений на местную тематику. Для реализации этой задачи требовались тесные контакты всех отраслей художественной культуры Кубани. На Кубани до 1966 г. профессионального творческого объединения не было, а местные композиторы работали в составе филармонии. Более того, отсутствовал тесный контакт с краевым отделением писателей. В статье представлен материал, в котором автор показывает как процесс либерализации, затронувший в те годы государственное строительство и национальную политику, отразился на деятельности национальных коллективов, работавших на территории Кубани. Начало 1960-х гг. было отмечено подъемом театрального и музыкального дела в Адыгее.

105-109 269
Аннотация

В статье фрагментарно показан процесс становления послевоенной системы международных отношений, в основу которой были положены договоренности союзников по антигитлеровской коалиции (СССР, США и Великобритании), достигнутые ими в ходе совместной работы на Ялтинской и Потсдамской международных конференциях. Отмечается способность союзников договариваться, искать компромиссы в условиях совместной борьбы против общего врага. Раскрывается картина послевоенной Германии, судьба немецкого населения и основных военных преступников, что непременно учитывалось в переговорном процессе между союзниками. На этом фоне авторы статьи обращаются к проблеме трансформации послевоенной системы безопасности в современный период, выражают мнение, что эта проблема обусловлена демонтажем биполярного противостояния, конец которому был положен развалом Советского Союза и распадом социалистического содружества. Этот процесс происходит в условиях самоидентификации новых акторов международных отношений и попыток ведущих западных держав установить выгодные для них правила внешнеполитического поведения. Авторы делают вывод о необходимости сохранения исторической памяти, которая поможет повысить уровень ответственности политиков перед мировой общественностью. Необходимость решения современных проблем человечества, таких как предотвращение угрозы ядерной войны, борьба с международным терроризмом, предотвращение региональных военных конфликтов доказывают необходимость сотрудничества крупнейших ядерных держав в мире. С этой точки зрения актуализируется изучение исторического опыта взаимодействия стран антигитлеровской коалиции в военный и послевоенный периоды.

110-117 122
Аннотация

Статья посвящена решению важной в кавказоведении задаче - введению в научный оборот новых источников для изучения широкого круга региональных аспектов. При том, что современное кавказоведение располагает обширной базой записей российских путешественников по региону, иностранных источников в ней представлено мало. Особенно это касается первой половины XIX в., -источников, созданных до возникновения российско-британского противостояния на Кавказе. Автор анализирует ранее не переводившиеся на русский язык дневниковые записки офицера Британской армии Джона Джонсона, совершившего в 1817 г. поездку по региону во время его путешествия из Индии в Англию. В статье приводятся не только отдельные детали условий жизни людей на южном приграничье, но и оценки очевидцем российской военно-гражданской администрации. Это - описание посольства А. П. Ермолова в Персии, российских городов и поселений в регионе, природы и жителей Горного Кавказа, способов путешествия и системы организации карантинной службы. Особое внимание уделено аналитической части записок - оценке Британским военным позитивных действий России и ее армии на Кавказе, направленных на интеграцию территорий в состав единой империи. Российский стиль управления и инкорпорация местных элит выступает у Джонсона аргументом для критики системы открытого колониального грабежа, практиковавшегося в первой половине XIX в. Ост-Индской кампанией. В конце статьи, делается вывод об общих особенностях заметок европейцев о Востоке и значимости их использования как первоисточника.

118-125 219
Аннотация

В современных условиях многополярной модели мироустройства большинство стран стремятся найти и занять лучшую нишу, что требует определенных усилий. Военно-техническое превосходство постепенно перестает играть ключевую роль в достижении этой цели и на первый план выходят торгово-экономические и финансовые механизмы. Увеличивается число исследований, посвященных политики мягкой силы и ее основным инструментам, включая публичную дипломатию. Подобно тому, как различные компании работают над своим имиджем, стремясь создать уникальный бренд, страны пытаются разработать национальные бренды, которые будут узнаваемы во всем мире и обеспечат дополнительные поступления в государственный бюджет. В научном сообществе уже начинает набирать популярность практика изучения брендов различных стран, выявление причин успехов одних маркетинговых кампаний и неудач других, хотя заметно ощущается недостаточная развитость дефинитивной базы, отечественный исследовательский дискурс практически не сформирован. Индия, несмотря на имеющиеся проблемы внутри страны, прилагает немало усилий для улучшения собственного имиджа в глазах иностранной общественности, а также разработки национального бренда, в связи с чем в настоящей статье предпринимается попытка комплексно рассмотреть основные шаги индийского правительства в ходе выработки стратегии национального брендинга. Рассматривается деятельность правительственных органов по разработке и осуществлению кампании, проводимых в различных областях, включая туризм, медицину, бизнес и культуру с целью создания неповторимого имиджа нации. Хронологические рамки охватывают период с начала 2000-х гг. по настоящее время. Знаковым же событием в данном контексте послужила разработка маркетинговой кампании «Невероятная Индия», положившая начало процессу создания национального бренда страны. В работе приводятся различные данные рейтингов международных служб по оценке брендов современных стран, позволяющие определить место Индии в деле формирования собственного бренда, а также сравнить успехи ее деятельности с другими странами.

126-131 156
Аннотация

В настоящей статье дана характеристика места и роли выдающегося индийского политика и государственного деятеля Валлабхаи Пателя в партийной иерархии Индийского национального конгресса после достижения Индией независимости и в создании Индийской гражданской службы. Патель до настоящего времени будто бы «остается за кадром» в отечественной историографии. Обобщающей монографии, которая была бы посвящена именно его деятельности в годы борьбы индийского народа за свое освобождение от британской колониальной зависимости, а также - его усилиям по строительству индийской государственности пока нет. Во многом это объясняется сложностью самого предмета - Патель был авторитетным политиком, не раз спасавшим страну в тяжелые времена, но выбор Махатмы Ганди при определении своего преемника и будущего главы партии и свободной Индии пал не на него. Кроме того, Патель был тесно связан с индийской, индусской финансово-промышленной элитой. Он был инициатором подавления леворадикальных, коммунистических выступлений, деятельности Коммунистической партии Индии, если они принимали вооруженный характер. Он был инициатором подавления леворадикальных, коммунистических выступлений, деятельности Коммунистической партии Индии, если они принимали вооруженный характер. В качестве министра внутренних дел Патель был обязан эффективно решать проблемы, с которыми сталкивается страна, как политические, так и административные. Его консервативное начало, в хорошем смысле этого слова, соединилось с деятельной креативностью. Трудности переходного периода, вызванные уходом англичан из Индии и «выводом из оборота» того обученного персонала чиновников, который обладал всей властью в течение ста лет, усугублялись последствиями раздела в августе 1947 г., огромными человеческими потрясениями и страданиями, повышенной криминогенностью общества, которые Патель не мог предотвратить. По образцу британской Индийской гражданской службы колониальных времен в независимой Индии были созданы собственные административные структуры: Индийская административная служба; Индийская полицейская служба, сыгравшие огромную роль в обеспечении функционирования молодого государства. Статья основывается на индийских, британских и отечественных архивных и опубликованных материалах, дипломатической переписке, мемуарах и автобиографиях, английской и индийской прессе. Автор опирается на новейшие исследования отечественных индологов.

132-138 136
Аннотация

Исследуются актуальные проблемы бытового и медицинского обеспечения советских осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях в период с 1956 по 1991 гг., когда получила развитие и функционирование система исправительно-трудовых колоний взамен ранее существующей - главному управлению лагерей. Автором на основании анализа архивных документов и материалов специальной периодической литературы, в том числе содержащих результаты ведомственных (органами прокуратуры) и иных (наблюдательными комиссиями) проверок мест лишения свободы выявляются особенности и проблемы, имеющими место в связи с проводимой советским государством пенитенциарной (исправительно-трудовой) политики в сфере бытового и медицинского обеспечения советских осужденных в исследуемый период и ее влияния на микросоциальные условия отбывания наказаний. Среди проблем особо отмечаются: затяжной характер развития экстенсивного пути оказания медицинской помощи осужденным исправительно-трудовых колоний, что дает в основном количественный, а не качественный эффект в медицинском обслуживании в целом; вхождение лечебных учреждений в состав исправительно-трудовых колоний, что влекло изменения в административном руководстве учреждением (вместо врача начальник колонии) и, как следствие, снижения уровня медицинского и бытового обеспечения осужденных; необходимость повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала, а также иного кадрового персонала в самом исправительном учреждении; намеренные членовредительства осужденных в целях получения более комфортных условий отбывания наказания и освобождения от обязательных работ. В этой связи, автором резюмируется вывод, что особенности, как и проблемы, медицинского и бытового обслуживания осужденных обуславливаются совокупностью ряда факторов, вытекающих как из взаимоотношений администрации (сотрудников) исправительных учреждений и спец контингента (в том числе нарушающих режим отбывания наказания), так и в связи с проводимой государством политикой, направленной на использование практически бесплатной рабочей силы осужденных. Свою роль в исследуемом вопросе оказывали также и общественно-политические и социально-экономические факторы.

139-145 134
Аннотация

Новая экономическая политика, принятая на Х съезде РКП(б) в 1921 г. остается одной из проблемных вопросов в истории России. Интерес к ней вызван возможностью использования рыночных методов в сочетании с плановыми инструментами в ходе экономической модернизации. Проблемы переходного периода остаются актуальными и на современном этапе развития российского общества, так как важно знать и уметь использовать опыт прошлого. Экономические реформы, которые могли бы сочетать рыночные методы с политикой государственного регулирования становятся актуальными. Уровень рыночных отношений в аграрном секторе экономики в системе нэпа определялся степенью активности государства в реализации продовольственной политики, земельных отношений и противостоянии советской власти зажиточной части крестьянства. Новая экономическая политика на юге России, где преобладали особые формы землепользования, сформировались сословные противоречия была реализована под жестким контролем государства, которое исходило не из экономической целесообразности, а идеологических установок. Формирование новых земельных отношений, административные реформы, проводимые в течении 1920-х гг. в казачьих регионах юга преследовали цель максимального ослабления влияния казачества на приводимую политику большевиков. При этом следует учесть, что уровень развития казачьих хозяйств превосходил общероссийские средние показатели. В современной исторической науке особое место отводится региональному компоненту, формированию новых исторических знаний, изучению особенностей регионов. Интерес современных историков вызывают документы, к которым доступ был ограничен по определенным политическим и идеологическим причинам. Архивные материалы Дона и Кубани периода 1920-х гг. в настоящее время стали объектом активного изучения. Следует отметить, что после 1991 г. во многом изменились и методологические подходы, можно с уверенностью сказать, что исследователи потеряли интерес к марксистской модели новой экономической политики и во многом исследования опираются на разнонаправленные теоретические выводы в оценке нэпа. Рыночные механизмы в системе нэпа работали под контролем государства, но не были гарантированы действующим законодательством и игнорировались по мере роста противостояния индивидуально-частных крестьянско-казачьих хозяйств и политических интересов большевиков.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

146-151 163
Аннотация

В настоящей статье отмечается, что в уголовном судопроизводстве обвиняемый вправе осуществлять активную уголовно-процессуальную деятельность. Делает он это посредством выражения своего волеизъявления. На основе конкретных примеров показывается многообразие форм реализации волеизъявления обвиняемого в уголовном судопроизводстве. Указывается, что формами реализации волеизъявления обвиняемого выступают: во-первых, единоличное проявление и, во-вторых, согласование в различных вариациях. В последнем случае волеизъявление обвиняемого имеет комбинационный характер и в зависимости от количества субъектов, комбинации могут быть двух-субъектными (парными) и многосубъектным (трёх,-че-тырёхсубъектными). Многосубъектные комбинации наиболее сложная форма реализации волеизъявления обвиняемого, в каждом случае проявления которой задействованы и стороны, и правоприменитель. Парное согласование, достижение которого влечёт принятие правоприменителем желаемого для обвиняемого результата, достигается обвиняемым с любым другим участником уголовного процесса, прежде всего, защитником, потерпевшим или лицом, в чьём производстве находится уголовное дело. В зависимости от влияния на принимаемое правоприменителем решение волеизъявления обвиняемого может иметь правообязывающий характер, когда субъективному праву обвиняемого корреспондирует соответствующая обязанность следователя, дознавателя или суда. Но не всякое субъективное право обвиняемого подлежит обязательному исполнению. Так, реализация права обвиняемого участвовать в следственном действии, проводимом по его ходатайству, законодательно ограничено дозволением следователя или дознавателя (разрешительный характер), определяемым двумя критериями: объективным -предписанием закона, и субъективным - усмотрением должностного лица. В статье обосновывается необходимость снятия такого законодательного ограничения, изложены предложения по совершенствованию действующего уголовно-процессуального закона по этому вопросу, даны новые формулировки соответствующих норм.

152-157 106
Аннотация

Настоящая статья посвящена способам разрешения правовых конфликтов в обычном праве народов, проживающих в Южно-Тихоокеанском регионе, анализируются проблемы использования достижений обычного права в сфере разрешения правовых конфликтов в различных правовых системах современных государств. С помощью ряда методов исследования, таких как исторический и сравнительно-правовой, выделяются обстоятельства, обусловившие формирование способов разрешения конфликтов в обычном праве региона, рассматриваемого в настоящей статье. В статье раскрывается роль как глав общин, так и рядовых членов общин в разрешении правовых конфликтов. Делается вывод о положительном влиянии обычного права на позитивное право, в частности, в вопросе выработки таких нехарактерных последнему способов разрешения правовых конфликтов, как примирительные процедуры. Приводятся доводы о необходимости дальнейшего исследования способов разрешения конфликтов в соответствии с обычным правом народов Южно-Тихоокеанского региона, так как они способствуют не только разрешению конфликтов у народов, применяющих обычное право для разрешения подобных конфликтов, но и могут обогатить другие правовые системы. Научная новизна работы состоит в исследовании путей совершенствования современных способов разрешения правовых конфликтов, опирающихся на обычно-правовые нормы.

158-164 112
Аннотация

В рамках данной статьи предпринята попытка рассмотреть первопричины коррупции в законодательных основах формирования и функционирования органов исполнительной власти, а также на основе действующего законодательства проанализировать влияние управленческих процессов в органах власти на детерминацию коррупции. В самих органах исполнительной власти, в том числе и правоохранительных органах, как и в любой организации, существуют субъект и объект управления, а так же, к сожалению, существует и коррупция. Рассматривая органы власти как организацию, мы признаем, что в данной системе возможна коррупция, а например, в каком-нибудь акционерном обществе или предприятии, которые тоже являются организациями с субъектом и объектом управления, мы считаем, что коррупции нет, либо она минимальна. Исходя из этого, мы считаем, что если система формирования и функционирования совершенна - то в идеале не должно быть и коррупции, но если же сама система не совершенна, то и возникают коррупционные составляющие. При этом к причинному комплексу в виде несовершенства управленческих процессов добавляется человеческий фактор, то есть криминогенная мотивация коррупционера. Народ (то есть избиратель, гражданин) участвует в формировании власти только на первоначальном этапе. На первоначальном этапе осуществляется и контроль. В дальнейшем органы власти начинают действовать самостоятельно, и соответственно контроль за их деятельностью со стороны избирателя (народа, граждан) полностью отсутствует. То есть система становится саморегулирующейся и самоконтролирующей. Но при этом, саморегулирующимися и самоконтролирующимися становятся и сами представители органов власти, а вот именно здесь и начинает формироваться фундамент коррупции и коррупционных отношений. То есть изначальное формирование системы органов власти позволяет коррупции быть на всех уровнях. А вводимые и применяемые нормы по «антикоррупционной экспертизе», «общественным слушаниям», «отчетам органов власти перед населением», «антикоррупционные комиссии» и т.д. - это всего лишь «маленькие латки на большой бреши». По сути - это надстройки, которые формируют сами органы власти. Предлагается рассмотреть меры совершенствования, как самих органов исполнительной власти, так и осуществляемых ими процессов управления в целях предупреждения коррупционных преступлений, совершаемых представителями вышеуказанных органов власти.

165-169 98
Аннотация

Изменения, происходящие в мире, выраженные в развитии информационных технологий, повышении мобильности людей, а также иные процессы, связанные с глобализацией, объективно отражаются на модели воспитания, существующей в том или ином обществе. Не секрет, что глобализация в совокупности с экономическими преобразованиями напрямую влияют на мировоззрение, прежде всего молодых людей. Бесспорно, что в условиях глобализации и интеграции в международное пространство, в абхазском обществе, как и любом обществе в государствах бывшего Советского Союза, образовались негативные тенденции роста асоциальных явлений, опасных для здоровья привычках и т.д. на фоне падения уровня нравственности. В качестве одной из причин совершенно справедливо указывается насаждение чуждой для коренного населения культуры, образа жизни. Противодействие вышеописанным тенденциям состоит, в том числе, в модернизации системы образования, точнее, в адаптации традиционно сложившейся системы воспитания к существующим современным условиям. В абхазской системе воспитания получила большую популярность идея «Абхазской народной педагогики», представляющей собой процесс воспитания личности, основанной, главным образом, на культурной самобытности абхазского народа. В статье делается аргументированный вывод, что положения абхазской системы педагогики, как средство противодействия негативным тенденциям, могут быть положены в основу новой концепции правового регулирования системы воспитания в образовании Республики Абхазия при условии их серьезной модернизации. В настоящее время в юридическом институте Северо-Кавказского федерального университета ведется активная работа по подготовке законопроекта «Об образовании в Республики Абхазия», включающего в себя положения, посвященные системе воспитания в образовательном процессе. Положения указанного проекта, по мнению автора, соответствуют традициям абхазской народной педагогики в той мере, в которой они могут быть внедрены в образовательный процесс. Вместе с тем, рассматриваемый законопроект предусматривает направления воспитания в системе образования, которые не отражены, либо отражены в недостаточной степени в канонах абхазской этнопедагогики. Симбиоз абхазской народной педагогики с современными наработками педагогической науки, нашедший свое отражение в рассматриваемом законопроекте, по нашему мнению, позволят заложить основу для формирования современной конкурентоспособной личности, воспитанной в лучших традициях абхазского народа.

170-175 138
Аннотация

Современное общество характеризуется высокой степенью развития информационно-коммуникационных технологий, но данный процесс имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Так, информационные технологии и всемирная сеть Интернет облегчают обмен информацией гражданами и их объединениями в любое время, в любом месте, предоставляют возможности для интеллектуального развития, облегчают доступ к информации. Однако в современных условиях, информационные технологии широко используются экстремистскими и террористическими организациями в своей деятельности. Как средство распространения экстремистских материалов, сеть Интернет обладает определенными особенностями. Так, он состоит из совокупности сетей, имеющих разное географическое расположение. А информация, которая размещается во всемирной паутине, становится доступной для неограниченного круга лиц, в разных частях света. Причем и лица, разместившие информацию, и лица, ее пользующиеся могут сохранять анонимность. Кроме того, в связи с отсутствием географических рамок, ограничение доступа к информации или блокировка сайта, не избавляют от проблемы размещения такой информация в другом месте. Таким образом, на первый план выходят проблемы установления лиц, разместивших информацию экстремистской направленности в сети Интернет, а также установления владельца сайта, на котором были размещены данные материалы. По мнению авторов, решить проблему противодействия террористическим и экстремистским организациям довольно сложно. Однако эффективность работы в данном направлении во многом зависит от действенной и современной правовой базы. Особая роль в блоке нормативно - правовых актов в сфере противодействия экстремизму принадлежит нормам уголовного и административного права, которые в свою очередь обладают рядом недостатков. Авторы отмечают необходимость разработки общегосударственной комплексной программы, охватывающей не только правоохранительный, но и политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, пропагандистский, информационный, оперативно-розыскной и другие аспекты.

176-181 192
Аннотация

В статье отмечается актуализация проблемы справедливости в области правового регулирования налогообложения на современном этапе. Исследуются подходы, выступающие критериями конструирования справедливой системы налогообложения с позиции платежеспособности, объема получаемых от государства выгод, а также равенства правовых возможностей по защите своих прав государством и налогоплательщиком, и исследуются некоторые проблемы их практического применения. Была выявлена неприменимость принципа выгод для построения справедливой системы налогообложения в силу исключительного многообразия налогоплательщиков по уровню получаемых доходов, по составу семьи, по возрастному, образовательному и иным критериям, что обусловливает необходимость повышенной социальной защиты определенных категорий граждан, и в данной ситуации априори невозможно следовать постулату о соответствии уплачиваемой каждым налогоплательщиком суммы полученным им общественным благам. Был сделан вывод о том, что существующая плоская шкала налогообложения не позволяет воплощаться в объективной действительности принципу справедливости, и отмечается необходимость введения прогрессивного налогообложения в совокупности с установлением ежегодно индексируемого минимума, свободного от налогообложения. Также исследованы такие проблемы как регрессивный характер многих налогов, ориентация налоговой нагрузки на низкодоходные категории плательщиков, слабая социальная направленность и значительные масштабы уклонений от уплаты налогов. Была критически оценена норма о бесспорном порядке взыскания с налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей сумм налогов, пени и штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, и в качестве более согласующегося с началами справедливости было предложено применение принудительного порядка взыскания доначисленных налогов, а также сумм пени и штрафа лишь после истечения установленного в законе срока обжалования налогоплательщиком акта проверки налогового органа. Сделан вывод от оторванности существующей системы налогообложения от объективной действительности и предложены меры по внесению соответствующих изменений в законодательство России о налогах и сборах.

182-187 553
Аннотация

В связи с особой природой интеллектуальных прав на результаты творческой деятельности и приравненные к ним объекты имеются некоторые особенности перехода их в порядке наследования, а также оформления прав наследников, не отраженные в нормах части третьей ГК РФ. Раздел V ГК РФ посвящен детальному регулированию общих положений о наследовании, оснований наследования, приобретения наследства, а также наследования отдельных видов имущества. Специальные нормы о наследовании исключительных прав на различные результаты интеллектуальной деятельности включены в соответствующие главы части четвертой ГК РФ, а также регламентируются принятыми в соответствии с ней иными нормативно-правовыми актами. В статье рассматриваются особенности наследования исключительных прав, возникающих в отношении различных результатов интеллектуальной деятельности - объектов авторского права и смежных прав, патентного права и приравненных к ним средств индивидуализации товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана. Личные неимущественные права неразрывно связаны с личностью правообладателя, в силу чего являются неотчуждаемыми и непередаваемыми иными способами. Переход указанных прав к другим лицам, в том числе, в порядке наследования не допускается. Исследован также вопрос о том, как подтвердить наличие у наследодателя исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты. Правовой режим указанных в ст. 1225 ГК РФ объектов существенно различается, поэтому и состав документов, подтверждающих наличие прав на них, тоже имеет существенные различия. процедура перехода некоторых интеллектуальных прав по наследству и его оформления тесно связана с проблемой подтверждения существования этих прав у конкретного лица. Поэтому при вхождении в состав наследства интеллектуальных прав получение свидетельства о праве на наследство, как правило, необходимо. Сделан вывод о том, что наличие норм о наследовании интеллектуальных прав в главе 65 ГК РФ о наследовании отдельных видов имущества сделало бы процедуру оформления прав наследников исключительных прав значительно более простой.

188-192 105
Аннотация

В статье автором обозначены актуальные вопросы законодательного регулирования конфликта интересов в образовательной среде. Проведенный анализ норм права позволил обозначить особенности и основные проблемы регулирования подобных ситуаций. В сфере образования, за долгие годы, сформировалась одна из самых «злокачественных проблем», которая является дестабилизирующим фактором в укреплении и развитии всей образовательной системы в целом -коррупция. Опыт борьбы Российской Федерации с коррупцией в сфере образования продемонстрировал необходимость комплексного подхода и принятия действенных мер, которые возможны лишь при наличии оптимального и системного антикоррупционного законодательства. Автором выделены основные причины, порождающие коррупционные проявления в деятельности педагогических работников, а также приводится точка зрения о необходимости уточнения позиций, указанных в ФЗ «Об антикоррупционной деятельности», т.к. с правовой точки зрения, нормы указанного федерального закона регулируют правовое положение государственных и муниципальных служащих, однако применимы и к педагогическим работникам, несмотря на то, что они не имеют соответствующий статус. На основании проанализированных фактов, автором обосновывается необходимость закрепления на законодательном уровне Перечня ситуаций, при которых становится явным конфликт интересов, что позволит урегулировать проблему правильной квалификации ситуации конфликта интересов педагогических работников. Выявлено, что правовая регламентация ситуации «конфликт интересов педагогического работника» требует поправок на законодательном уровне. Установлена необходимость обязательности регулирования данной ситуации локальными актами образовательных организаций.

193-199 249
Аннотация

Статья посвящена анализу базовых направлений развития электронного государственного управления, а также возможностям практической реализации нового принципа «цифровые по умолчанию» в отношении государственных услуг. Отсутствие ожидаемой динамики эффективности обозначенного направления в Российской Федерации актуализирует поднятую тематику. В качестве целей определено предложение авторского определения электронного правительства, а также выявление причин, способствующих торможению реализации платформы электронное правительство и переходу к новому «цифровому» качеству. Методологическую основу составили формально-логический и методы системного и сравнительного правоведения. Выводы по результатам предложены следующие: перспективным является переход от модели электронного к концепции цифрового правительства, основанной на системном преобразовании всей структуры государственного управления. Цифровая стратегия ориентирована на работу с гражданами посредством операций с данными. Под электронным правительством предлагается понимать форму реализации государственного управления, основанную на синергетическом взаимодействии ИКТ и информационных ресурсов (данных) в целях предоставления государственных услуг. Также выделены негативные факторы, тормозящих развитие в нашей стране электронного государственного управления, и обозначены возможные пути их преодоления.

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

200-206 112
Аннотация

В статье рассматривается ряд вопросов, выявленных в процессе дискурсивного анализа политических и экономических статей. В исследовании мы руководствуемся теорией В. В. Виноградова, согласно которой в структуре языка дифференцируются следующие стили: бытовой стиль (функция коммуникации); деловой, официально-документальный и научный (функция сообщения); публицистический и художественно-беллетрический (функция воздействия). Актуальность исследования обусловлена современным характером обсуждаемых в анализируемых статьях вопросов, а также тем, что коммуникативная установка и ориентация на разноплановую аудиторию подразумевают структуру, которая связана с использованием готовых стандартов, вербальных штампов, различной фразеологии. Научная новизна исследования заключается в том, что устойчивые выражения рассматриваются как важный синтаксический материал в архитектонике политического дискурса. Целью работы является прагматический и структурно-семантический дискурсивный анализ аналитических статей политического и экономического характера. Представлено подробное описание функциональных сочетаний глаголов (часто называемых в немецкой лингвистической литературе «Streckformen des Verbs»), которые являются пограничной областью фразеологического и синтаксического анализа. В данной работе лингвистическому анализу подвергаются аналитические статьи газеты FAZ (Frankfurter Allgemeine Zeitung). Данное издание представлено в Германии в печатном виде и доступно через Интернет для зарубежной аудитории. Метод сплошной выборки фразеологизмов из газеты «Frankfurter Allgemeine Zeitung» позволил установить численное превосходство выражений официально-делового стиля, которые представляют собой сочетания глагола с именным или предложным дополнением, выполняющим в предложении предикативную функцию. В статье обосновывается правомерность отнесения анализируемых выражений к фразеологии. Из проведенного теоретико-практического анализа следует, что устойчивые выражения определяют следующие прагматические и эмпатические константы: 1) достоверность, надежность источника; 2) принадлежность к разговорному стилю, близость к аудитории, представление и разделение ее интересов; 3) нейтральность; 4) пейоративная оценка.

207-214 168
Аннотация

В статье рассматриваются истоки интерпретаций концепта 'гений' русским культурным сознанием. На обширном материале словарей русского языка XVIII-XX вв. анализируются первые фиксации лексемы гений, систематизируются ее толкования. Высказывается наблюдение о том, что древнегреческие 'демон'/'бафап/' и 'дьявол'/'бюроЛод', принятые русским православием в значении 'нечистый дух', 'падший ангел', 'нечистая сила', 'злой дух', получили древнерусские и старославянские аналоги и воспринимались исключительно через призму новозаветной борьбы и победы Иисуса Христа, а затем и христиан над дьяволом, в то время как в римском языческом аналоге - гении - не было острой необходимости. Указывается, что на рубеже XIX-XX вв. в русской языковой картине мира эти понятия воспринимались как синонимичные, появившийся же в русском языке в XVIII в. (причем, не непосредственно через латынь) концепт гений имел уже значение имманентного свойства человеческой природы и начал свое отдельное существование, зачастую принимая функцию слова-номинанта и обрастая собственными словами-вербализаторами, ассоциативно-семантическими полями. На примерах художественных текстов XIX в. рассматриваются варианты словоупотребления данной лексемы, доказывается образование концепта 'гений', появление новых семантических полей последнего как свидетельство принятия его российским культурным сознанием. Делается вывод о том, что мифологема 'гений' была принята российским культурным сознанием опосредованно - через античность - и потому в исконном смысле существовала в переводных латинских текстах, в заимствованных мифологических образах и персонажах или использовалась в качестве метафоры; актуально же в русскую языковую картину мира вошло толкование гения как самобытного творческого дара в человеке, воплощения высших творческих способностей, вершины человеческого развития, т.е. на стадии идеологизации и ценностной нагруженности понятия. Путем анализа словоупотреблений 'гений' и 'дух' в XVIII-XIX вв. доказывается, что значения 'творческий дар в человеке' и 'человек, обладающий творческим даром', вытеснили изначальную внутреннюю семантику лексемы гений. Отмечается, что появление новых семантических полей данного концепта - свидетельство значительных трансформаций национальной, научной и художественной картины мира в отечественном культурном пространстве.

215-222 119
Аннотация

В статье анализируются конфиксальные способы глагольного действия, выражающие семантику негативных последствий действия. Представляется актуальным выяснить, связана ли общая идея негативных последствий действия с самой конфиксальной словообразовательной моделью; проанализировать взаимодействие в этих глаголах грамматической и лексической семантики; определить особенности аспектуальных ситуаций, в которых эти глаголы функционируют, их стилистические особенности; выявить те комплексы смыслов, носителями которых являются конфиксальные словообразовательные типы со значением негативных последствий. Установлено, что семантика негативных последствий действия может присутствовать в большей или меньшей степени, может быть выражена более явно, эксплицитно или более скрыто, имплицитно; может требовать поддержки определенного контекста или же выражаться самой глагольной формой и не нуждаться в специфическом контексте. Определены семантические маркеры, сигнализирующие о наличии чрезмерной интенсивности или длительности действия, вызывающих негативные последствия действия. Все способы действия со значением негативного результата действия представлены в виде функционально-семантического поля, определены центральные и периферийные компоненты поля в зависимости от степени эксплицитности выражения значения негативных последствий действия, а также интенсивности, чрезмерности, длительности, приводящих к этим последствиям. Учитывается также регулярность и продуктивность типа. Определено, за счет чего создается семантика негативных последствий действия и как она конкретизируется в каждом из описываемых способов действия. Конфиксальные способы действия с семантикой негативных последствий действия исследуются с точки зрения функционально-стилистической, регулярности и продуктивности словообразовательного типа, видовой соотносительности. Определяются причины преимущественной одновидовости указанных способов действия. Выявлено, что анализируемые глаголы являются носителями нескольких ситуаций, комплекса смыслов, так как значение негативных последствий действия является следствием чрезмерности проявления действия, его интенсивности, длительности, иногда кратности. Производные глаголы являются компактным средством выражения сложной семантики, соотносимой с описательной конструкцией. Делается вывод о том, что наличие в русском языке такого многообразия способов действия со значением негативных последствий действия, явившихся результатом чрезмерно интенсивного или длительного действия исходного глагола, говорит о значимости данного концепта (или нескольких концептов) для носителей русского языка, для русской языковой картины мира.

223-227 124
Аннотация

Актуальность исследования состоит в том, что при всем многообразии исследований по лингвистическим фреймам, по-прежнему остается открытым вопрос о прагматике языковых выражений, представляющих тот или иной фрейм в тексте (в нашем случае - в русском нарративе), в частности, вопрос о том, каковы те лингвопрагматические средства, посредством которых инициируется фрейм в нарративе. Цель данной статьи состоит в выявлении, описании и классификации языковых выражений, открывающих актуализацию фрейма в художественном нарративе. Исследованию подверглись так называемые онтологические фреймы, представляющие в тексте стереотипные жизненные ситуации и события посредством соответствующих этим фреймам синтаксических структур. При анализе лингвистического материала были выявлены следующие лингвопрагматические средства, инициирующие актуализацию фрейма в художественном нарративе: имя фрейма, макропропозиции фрейма, ядерные пропозиции фрейма, один из слотов актуализируемого фрейма, междуфреймовый переход, дискурсивные пресуппозиции. Отмечено, что инициация фрейма может сопровождаться операциями текстовой импликации, когда содержание фрейма достраивается в результате операций логического вывода. Прагматические пресуппозиции как строевые элементы актуализируемых фреймов также выступают в качестве средств их актуализации, то есть в данном случае прагматические пресуппозиции могут рассматриваться как ядерные пропозиции разных уровней фрейма. За редким исключением, фрейм в художественном нарративе инициируется комплексом лингвопрагматических средств. При этом топонимические фреймы актуализируются посредством имени фрейма и его ядерных пропозиций, но не посредством макропропозиций типа N есть город. В статье отмечается, что набор средств инициации фрейма весьма разнообразен, при этом анализ материала показал, что чаще употребляются такие средства, как имя фрейма или его слота, макропропозиции, ядерные пропозиции, и наиболее сложным представляется вопрос о выборе автором текста тех или иных языковых средств для инициации фрейма.

228-233 262
Аннотация

Статья посвящена текстовой когезии в новеллах П. Мериме, которая является набором значимых отношений, являющийся общим для всех текстов и служит средством обнаружения взаимозависимости содержания отдельных отрезков. Когезия не выявляет того, что сообщает текст; она выявляет, как текст организован в семантическое целое. Единство пространства текста обеспечивается взаимодействием грамматических и лексических средств, которые также служат и для членения его на сверхфразовые единства. Эта качественно новая единица является сочетанием нескольких взаимосвязанных тематически, по смыслу и синтаксически предложений, служащих для более полного, по сравнению с отдельным предложением, развития мысли. С понятием пространства непосредственно связана категория континуума. Сам термин «континуум» означает непрерывное образование чего-то, нерасчлененный поток движения во времени и пространстве. Это определенная последовательность фактов, событий, развертывающихся во времени и пространстве, причем развертывание событий протекает не одинаково в разных типах текстов. Континуум художественного текста, как правило, основан на нарушении реальной последовательности событий. Актуальность настоящей статьи определяется тем, что выбранный литературный материал в настоящее время изучен всё ещё фрагментарно, в основном в рамках литературоведческой проблематики.

234-238 134
Аннотация

Основная цель в исследовании лингвокультурных типажей, проводимых в русле лингвокультурологии, лингвоперсонологии и дискурсивных изысканий, заключается в описании стереотипов коммуникативного поведения, типичных для соответствующей лингвокультуры. В статье на материале англоязычных детективных произведений с применением метода сплошной выборки, семантического анализа, приемов дискурсивного и контекстуального анализа исследуются особенности невербального коммуникативного поведения маскулинного лингвокультурного типажа "private detective", репрезентированного Шерлоком Холмсом - художественным персонажем англоязычного детективного дискурса Конана Дойла. Особенности реализации профессиональных тактик и стратегий выявляются на базе фрей-мовослотовой структуры выполняемого детективного расследования. Фрейм «расследование преступления» включает в себя сценарные слоты со специфическим лексическим наполнением, имеющие строгую последовательность. В результате исследования выявленные методы детективного расследования маскулинного лингвокультурного типажа "private detective" классифицированы в соответствии с типами перцепции, на которых они основаны: визуальные, тактильные, сенсорные, ментальные.

239-243 126
Аннотация

Статья посвящена узусу знаков препинания при оформлении прямой речи и цитат. Автор делает попытку проследить расстановку пунктуационных маркеров в английском, русском и калмыцком языках в научном, публицистическом стилях и в художественных текстах ХХ-ХХ! вв. В процессе работы устанавливаются общие и особенные характеристики в употреблении пунктуационных маркеров при оформлении прямой речи и цитат в трех языках и их стилях, поскольку английский, русский и калмыцкий языки считаются разносистемными языками.

РЕЦЕНЗИИ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)