Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск
Том 9, № 3 (2022)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

367-373 574
Аннотация

   В статье анализируется эволюция политических взглядов аятоллы Хомейни на предлагаемые шахскими властями реформы, ставшие известными как «Белая революция». Объявленные шахом реформы раскололи улемов и страну на сторонников и противников шахских инициатив. На основе изучения источников, в первую очередь таких, как сборники трудов самого аятоллы Хомейни – «Каутар» и «Сахифийе имам», прослеживается динамика изменения подхода Хомейни к шахским инициативам, их критика, и радикализация под воздействием конфронтационной позиции властей Ирана, связанной с проведением референдума в январе 1963 г. В статье делается попытка откорректировать устоявшийся подход в отечественной историографии о консерватизме шиитских улемов и взглядов Хомейни в таком дискуссионном вопросе, как права женщин в Иране, на чем делается особый упор противников Хомейни. Однако, после анализа выступлений и заявлений аятоллы, в ходе его дискуссии с властями страны, Хомейни делает главный упор на незаконности и неконституционности шахских реформ. Не достигнув компромисса с властями, которые прибегли к силовым мерам и преследованиям оппонентов, Хомейни, взывая к религиозной памяти шиитской традиции священного месяца мухаррама и культа имама Хоссейна ибн Али, призвал к восстанию и свержению шахской власти в Иране. Провал мирного протеста привел к радикализации оппозиции, что и вылилось в кровавые события 4–5 июня 1963 г. Последовавший арест, а затем и высылка аятоллы Хомейни в ноябре 1964 г. из страны сделали его убежденным противником монархии, лидером радикальных шиитских улемов и сторонником построения в Иране Исламской республики.

374-383 248
Аннотация

   Одним из знаковых событий французской и даже европейской истории в целом в XVIII – XIX вв., которое следует рассматривать в контексте проблемы «Запад-Восток», считалась битва при Пуатье 732 г., воспрепятствовавшая дальнейшему продвижению Арабского халифата в Европе. Современные историки не склонны переоценивать значение этого сражения. Тем не менее, изучение реакции на него в европейской культуре, особенно живописи, эпохи Нового времени, представляет важное значение для оценки отношения политической и интеллектуальной элитой того времени к народам Ближнего Востока, явившимся в XIX в. объектом колониальной экспансии со стороны мировых империй Запада. В 1837 г. немецкий художник с российскими корнями Ш. де Штейбен представил в галерею великих сражений Версальского дворца полотно, посвященное этой битве. Данная статья является анализом произведения Штейбена. Автор стремится показать, что на картине этого живописца представлено столкновение двух миров – христианства и ислама, данное, фактически, с позиций такого известного течения интеллектуальной (художественной и политической) мысли, как ориентализм. Франкские персонажи представлены как доблестные и непреклонные бойцы, ведомые мажордомом Карлом - надеждой христианского мира, победа которых не вызывает сомнений. Арабские, мусульманские воины изображены смятенными и бегущими, охваченными страхом, лишь отдельные из них стремятся к сопротивлению. Причина этого – представители ислама излишне чувственны и изнежены, склонны к сладострастию и роскоши, в противовес аскетичным и мужественным франкам. Культурно-цивилизационная разница между обеими лагерями дана с помощью оружия, одежды и некоторых других атрибутов, в репрезентации которых немало исторических неточностей, натяжек, часто связанных с зависимостью художника от уровня исторических представлений своего времени. Конечная цель живописца – оттенить разницу между носителями западной и восточной культур, показать превосходство «цивилизованной» Европы над восточными «варварами», вольно или невольно оправдывая происходящую в его время колониальную экспансию на Восток. Полотно Штейбена в свое время играло, особенно – для не слишком искушённых зрителей, роль одного из ярких символов победоносного западного мира, и прежде всего, французской монархии. Это произведение является одним из опытов освоения действительности мира Другого в русле взаимоотношений Запада и Востока с помощью приемов, характерных для ориенталистского взгляда на чужую культуру, для создания у носителей своего сообщества чувства превосходства над иноцивилизационной средой.

384-388 296
Аннотация

   В статье представлен анализ миротворческой деятельности Организации договора коллективной безопасности. С опорой на нормативные акты даны определения миротворческой деятельности как совокупности мер, направленных на разрешение споров; миротворческой операции как совокупности действий, направленных на разрешение конфликта; миротворческим контингентам и миротворческим силам как специально подготовленному персоналу. Авторами подчеркивается, что мандат Совета коллективной безопасности ОДКБ и Совета Безопасности ООН являются юридической основой для размещения КМС в зоне конфликта и исходным документом для разработки плана миротворческой операции. Миротворческие операции КМС ОДКБ могли проводить по решению СКБ на территории стран-участниц Организации, либо на территории не членов ОДКБ по Мандату Совбеза ООН. В обоих случаях ОДКБ была обязана информировать СБ ООН о начале проведения миротворческой операции. Авторами рассмотрен процесс становления Коллективных миротворческих сил. Миротворческая деятельность ОДКБ неоднократно подвергалась критике в экспертных кругах. В 2010 г. ОДКБ не ввела миротворческие силы в условиях Ошских событий 2010 г. в Киргизии, в 2016 г. в ходе обострения армяно-азербайджанского конфликта. В каждом случае были свои причины не вводить миротворцев. Но, с другой стороны, в общественном поле это воспринималось как неспособность ОДКБ выполнить свои союзнические обязательства и обеспечить коллективную безопасность. Особое внимание уделено первой миротворческой операции ОДКБ в Казахстане в январе 2022 г. и роли России в ее проведении. В контексте расширения миротворческих функций ОДКБ и стремления развития отношений с ООН в указанной сфере исследована проблема введения статуса «координирующего государства» при осуществлении миротворчества под эгидой СБ ООН. Сделан вывод о конструктивном значении подобного изменения в миротворчестве ОДКБ.

389-403 678
Аннотация

   История казачества – одно из перспективных направлений отечественного кавказоведения. Наибольшее внимание исследователей привлекает история Терского, Кубанского, Донского и Линейного казачьих войск, тесно связанная с историей колонизации Северного Кавказа и Юга России. В статье рассматривается историография изучения истории казачества через призму трудов ставропольских историков, применительно к дореволюционному периоду, трудов тех военных историков и исследователей, которые жили определенное время на территории Ставрополья и писали об истории казачества. Смена этапов историографии была связана со сменой политических ориентиров в обществе и сказывалась на ее содержании. Последовательно рассматриваются дореволюционный, советский и современный этапы отечественной историографии проблемы южнороссийского казачества, анализируются работы историков, проблематика, тенденции и особенности исследований. Показано, что значительную роль в становлении историографической традиции изучения истории казачества сыграли военные историки XIX – начала XX вв., сочинения которых имели военно-стратегический характер и были выполнены в форме военно-топографических, военно-статистических, статистико-географических и историко-географических описаний. Советский этап характеризуется значительными исследованиями в области военно-политической истории Северного Кавказа XIX в., появлением первых обобщающих трудов в том числе и по истории Северного Кавказа, тех территорий, где компактно проживали казаки. Отличительной чертой современного этапа отечественной исторической науки является появление новых подходов и методов к изучению истории казачества, определение следующих направлений исследований: феномен российского казачества; казаки и российская государственность; исторические традиции казачьего самоуправления; взаимодействие казачества, власти и церкви на различных этапах истории России; казачество в государственно-национальной и культурной политике Российской империи; казачья колонизация на Северном Кавказе и история Кавказской войны; казачество и советская власть, расказачивание, казачество в годы Великой Отечественной войны, проблемы возрождения казачества; современное развитие казачества в России; казачество в истории и культуре зарубежных государств; казачество в пространстве исторической памяти советского и постсоветских обществ; сохранение исторического наследия, материальной и духовной культуры российского казачества.

404-410 168
Аннотация

   Кавказ для Российской империи в XIX в. оставался местом особенным, местом её многотрудных военных и цивилизационных усилий, имевших целью утвердить там универсальные порядки регулярной государственности. Перемен добивались медленно. По разным причинам России противостояли труднопреодолимые твердыни: местная природа и этнические сообщества, которые неохотно вступали в диалог с инокультурными агентами, оставаясь местом потаенным, малоприветливым и весьма опасным. Кавказские ландшафты, казалось, были созданы специально, чтобы затруднять существование незнакомым с ними новопоселенцам, пугать неприступностью гор, прятавших свои вершины в косматые облака; по нескольку раз в день изменять погодные условия, проливные дожи чередуя с нестерпимой жарой. Горные реки пугали своей быстротечностью, с шумом и грохотом, ниспадая в ущелья, подмывали берега и выкорчевывали многолетние деревья. Горы Дагестана были для русского человека беспорядочным нагромождением застывшего в каменном изваянии инфернального мира. Кавказ как место, требовавшее от русского человека большого напряжения физических сил и нравственной работы, по своим природным и социальным параметрам, долгое время оставался пространством пограничности и переходных состояний. Сопротивление и противодействие, с которыми встречались имперские власти и колонисты, со стороны большой части местных жителей и местной природы, порождали в головах, отчаянных или беспутных, надежду найти там укрытие, потаенное пространство, недоступное для посторонних глаз и властей. По свидетельствам современников, Кавказ аккумулировал всякого рода людей, имевших преступные наклонности, пройдох и злоумышленников, вместе с теми, кто не знал выхода из сложных жизненных обстоятельств и искал в горной стране возможностей получить убежище или надежду на нравственное и гражданское возрождение. На Кавказ бежали крестьяне от притеснений своих помещиков, мужья от постылых жён, неудачливые любовники, промотавшиеся чиновники, романтически настроенные юноши, искавшие славы и подвигов, и заклятые враги Российского государства – поляки, участники польской инсуррекции, а также все, кто искал воли, освобождения от всяких установлений и правил. Имперские власти знали это и подозревали Кавказ в неблагонадежности.

411-422 374
Аннотация

   Автор рассматривает отношение к эпохе Екатерины Великой белорусского и русского народов, выраженное через коллективные традиционные исторические знания. Период её царствования оценивается как переход от мифологического времени к историческому. В народных текстах Екатерина II выступает нередко как разрушитель старого и созидатель нового мира. Внешняя политика Екатерины II нашла многочисленные отклики в русских исторических песнях и преданиях. Белорусы представили борьбу императрицы с Речью Посполитой, разделы польско-литовского государства и вхождение белорусских земель в состав России в форме топонимических преданий и сказочной форме. Белорусские сказки отразили сотрудничество русского правительства с магнатом Каролем Радзивиллом (пане Каханку) и королем Станиславом Понятовским. Личная жизнь Екатерины Великой привлекала внимание всех русских людей, была окружена множеством слухов, которые нередко находили отражение в народном творчестве. Общение императрицы с выходцами из простого народа часто происходит в нарративах за счет уравнивания их сословного статуса: царица и народные герои вступают в диалог не согласно социальной вертикали, а на равных. Неоднозначно в народных исторических представлениях оценивается внутренняя политика Екатерины II. Русские тексты осуждают насаждение крепостничества, персонифицируют антикрепостнические идеи в форме легенды о Петре III-избавителе, и в то же время хранят память об освобождении монастырских крестьян, ослаблении повинностей уральских казаков, солдатские песни-плачи о смерти императрицы. Бытование среди старообрядцев преданий о желании императрицы «исправить» веру свидетельствует в пользу того, что взаимоотношения старообрядцев с властью не сводились к протесту и социальной борьбе. Осуждение крепостничества больше связывается с конкретными помещиками, нежели с самой императрицей. Автор считает бессмысленным воспринимать рекрутские песни как осуждение Российского государства, поскольку здесь мы имеем дело не с механическим отображением ситуации, а с результатом осмысления социально-исторических реалий, которые вписываются в более широкий символический аспект. Отмечены и позитивные последствия распространения рекрутчины на белорусские земли. В Речи Посполитой белорусские крестьяне никогда не имели статуса защитников Отечества, поскольку защита Родины являлась привилегией шляхты. Белорусские крестьяне, отслужившие в императорской армии, возвращались к себе в деревни и, рассказывая о службе, способствовали формированию у молодёжи уверенности в том, что односельчане причастны к защите Отечества, которое в этом случае начинало представляться не как местная округа, а большое и «свое» государство. Против идентичностной замкнутости свидетельствует и наличие немалого корпуса текстов топонимических преданий, в которых Екатерина Великая выполняет роль «культурного героя». Параллели подобным текстам находим в русских преданиях о «путешествующей» императрицы. Обычно в этих текстах объясняется происхождение названия того или иного поселения, где проезжала Екатерина Великая. Высаживание деревьев вдоль обочины по приказу императрицы рассматривается русскими и белорусскими крестьянами как причастность к важному государственному делу. Автор выявил некоторые общие закономерности в развитии народных исторических представлений русских и белорусов, показал, как образ императрицы служил воплощением тех надежд, иллюзий и стереотипов, которые были характерны для традиционной политической культуры восточных славян.

423-429 261
Аннотация

   Автор статьи считает, что городское строительство в российских регионах, в том числе и в Ставропольской губернии, было тесно связано с необходимостью коренной модернизации экономической системы, основанной на феодальных порядках, и ускоренным переходом на путь капиталистического развития. При этом городам отводится ведущая роль в развитии производственного потенциала на подконтрольных им территориях и в управленческом обеспечении производственного процесса на рыночной основе. На Ставрополье функции городов в этом направлении выполняли крупные села – уездные центры. Процент сельских жителей в губернии был выше, чем в среднем по России. При этом прирост городского населения опережал рост численности сельских жителей. Повышению уровня социально-экономического развития Ставрополья способствовала реализация переселенческой политики. На развитие городов в Ставропольской губернии существенное влияние оказывала заинтересованность представителей центральной власти в социально-экономическом и культурном развитии региона, а также в создании привлекательного облика курортов Кавказских Минеральных Вод, активное участие в этом процессе частного капитала. Немаловажную роль в благоустройстве и создании эстетичного архитектурного вида курортной инфраструктуры на КМВ сыграл ресурсный фактор, благодаря которому бальнеологический потенциал региона получил широкое признание в стране. Как следствие, с конца XIX века городские власти получили возможность согласовывать планы застройки городских территорий, выбор архитектурного облика объектов инфраструктуры с уровнем социально-экономического развития и позицией городской и сельской общественности. Автор выражает мнение, что, благодаря своевременно принятым мерам со стороны центральных и местных властей, со своей задачей они успешно справились и во многом способствовали созданию социально-экономической основы для становления в регионе аграрно-индустриального капитализма. Выделены особенности формирования материальной культуры и архитектурного облика губернской столицы, городов-курортов, заштатных городов и сел уездных центров во время распространения модернистских тенденций в архитектуре, благодаря которым к концу исследуемого периода они приобрели удобную планировку городского пространства и эстетический внешний облик.

430-436 239
Аннотация

   В представленной статье рассматриваются отдельные стороны истории отечественной благотворительности в Терской области. Автор анализирует источники по указанной тематике, предлагает обширный историографический обзор и монографическую литературу. В статье исследовательница обращается к истории благотворительности в южной российской провинции. Период с момента отмены крепостного права и до российской революции 1917 г. – один из самых динамичных в отечественной истории, что не могло не повлиять на развитие благотворительности. Данный период стал историческим вызовом для полиэтничной Терской области, которая оказалась одной из самых экономически отсталых территорий. Интеграция кавказских территорий в социокультурное пространство России неизбежно сопровождалось необходимостью подтягивания окраины к социально-экономическому и культурному уровню центральных территорий. Благотворительность стала одной из социальных практик, которая стала развиваться в указанный период на территории Терской области. Автор привлекла архивные материалы для изучения благотворительной активности как славянского, так и горского населения Терской области. Впервые вводятся в научный оборот неопубликованные документы, которые помогают реконструировать историю деятельности отдельных обществ. В статье исследована частная финансовая составляющая благотворительной деятельности, изучена институциональная составляющая. В частности, показано, как информационную поддержку оказывала газета «Терские ведомости». Учитывая многонациональный состав исследуемой территории, отдельным аспектом исследования автор сделала усилия местных этнических элит по повышению уровня грамотности своих народов.

437-447 233
Аннотация

   Слово «расказачивание» в последние десятилетия вошло в свободный и привычный разговор об отдельных казаках и о казачестве в целом; казалось бы, не имеет смысла разъяснять его смысловое содержание, ибо оно и так понятно из самого своего произношения. Подразумевается, что речь идёт об уничтожении очень большого количества казаков. При естественно возникающем вопросе, кто же совершил такое ужасное деяние, тут же без раздумий следует ответ: «Казаков убивала советская власть!». Думать здесь получается нечего, ведь большевики уничтожили почти всё казачество. Мелькают в публицистике ужасающие цифры: от 2 до 10 млн человек. Далее следуют суждения в том духе, что не стоит ничего анализировать, поскольку совершённому преступлению никогда не будет никакого оправдания. Да и вообще была одна большая эпоха советского расказачивания. Однако это будет лишь частью исторической правды! В статье предпринимается попытка детально разобраться и отделить зёрна от плевел. Во-первых, определить исторические смысловые пределы понятия «расказачивание». Во-вторых, привести реальные исторические факты о трагических для казаков событиях. В-третьих, выяснить временные исторические границы осуществления политики расказачивания. В-четвёртых, отграничить подлинную историю казачества от политической конъюнктуры «радетелей за казачество». В-пятых, дать авторский ответ на классические русские вопросы: "кто виноват?" и "что делать?"!

448-454 297
Аннотация

   В статье анализируется положение провинциальных наместников сенатских и императорских провинций в период принципата, выступающих здесь в качестве военачальников высшего ранга. На основании анализа главным образом нарративных и эпиграфических источников делается вывод об определяющем значении аристократических традиций военного лидерства в осуществлении полководческих функций наместниками обеих категорий. Указанные традиции сложились еще в ту эпоху, когда понятие "provincia" имело всеобъемлющий смысл в качестве определения и юридической сферы, и географической зоны, в пределах которых наместник пользовался своим imperium’ом. Однако, как показывают источники, полномочия наместников поэтапно ограничивались, а возможности реализации полководческих амбиций попадали под всё больший контроль императора. В этой ситуации только стереотипы коллективного сознания римского нобилитета могли обеспечить сохранение наместниками обоих разрядов полководческой активности, продолжавшей и в период принципата характеризовать цивилизационное своеобразие римского общества и государства. Неотъемлемой частью данного своеобразия была очевидная децентрализация военного командования. Положение военного вождя во все периоды было чрезвычайно значимым в системе римских ценностей. В сочетании с корпоративным духом римской аристократии, сформировавшимся в период Республики, полномочия провинциального наместника не могли быть в одночасье низведены до уровня исполнителя приказов вышестоящего командира. Источники показывают, что значительную автономию в принятии решений в период принципата сохраняли даже императорские легаты. Их стремление к такой самостоятельности обнаруживается на протяжении всего периода ранней Империи. Объяснять это лишь фактом удаленности провинций и своеобразия местных условий не представляется возможным. Явочным порядком под властью императоров в период ранней Империи продолжали жить республиканские практики, предполагавшие такую систему командования, при которой империй был реальным источником высшей власти, распределявшейся относительно равномерно среди всех обладателей империя. Вывод, к которому мы приходим, заключается в том, что провинциальные наместники в системе военного командования ранней Римской империи выступают как фактически автономные военачальники, иногда реализовывавшие свои лидерские амбиции вопреки официальному статусу императорских порученцев.

455-461 360
Аннотация

   В данной статье на основе обширного архивного материала анализируется процесс коренизации и украинизации органов системы управления в 1920–1930-е гг. на материалах Северного Кавказа. В данной работе на основе решений партийных съездов проводится анализ формирования законодательной базы для реализации одной из граней советской национальной политики – политики коренизации и украинизации как составной части данного направления деятельности. На основе архивных документов представлены механизмы и инструменты реализации партийно-государственной номенклатурой кадровой политики в Северокавказском крае. Регион Северного Кавказа являлся составной частью большого Советского государства и все процессы, которые проходили в стране, нашли отражение и на Юге страны. Их использование позволило детально изучить основное содержание политики коренизации, осознать алгоритм ее реализации, выявить причины отказа от политики коренизации и оценить ее роль в становлении Советской политической системы на территории Северного Кавказа. Выявлена специфика функционирования местного партийно-государственного аппарата управления. Исследована система подготовки управленческого аппарата в рамках Советской политической системы, так как именно представители партийно-государственного аппарата будут претворять решения центральной власти на местах, поэтому кадровый вопрос имел одно из самых приоритетных значений. Именно кадровая политика ВКП (б) по формированию нового партийно-государственного актива и деятельность партийно-государственной номенклатуры стали залогом успешного развития Северо-Кавказского края.

462-471 263
Аннотация

   На современном этапе развития исторической науки в России неизменным остается интерес к роли Церкви в жизни общества, большое внимание уделяется истории отдельных обителей и деятельности духовенства на поприще служения обществу, изучается их вклад в общественно-политическую и духовную жизнь страны. Интерес к истории монастырей обусловлен прежде всего тем, что на протяжении всей истории России, после принятия христианства, они выступали одним из важнейших социальных и политических институтов государства и общества. В отечественной историографии редко встречаются исследования, посвященные инокиням монастырей, но встречающиеся обращены к инокиням знатного происхождения или настоятельницам древнейших женских монастырей. Сложившаяся ситуация объясняется состоянием источниковой базы и спецификой поднимаемой проблемы. Деятельность женщин в системе церковной организации Русской Православной Церкви скудно отражалась в каких-либо письменных источниках. Поскольку ключевой фигурой обители считают личности настоятельниц, то при анализе истории Черноморской Марие-Магдалинской женской обители основное внимание в статье уделяется роли игумень в развитии монастырского хозяйства, благотворительной и просветительской деятельности. Исходя из этого, авторы статьи, на собранном обширном архивном материале и материале Кавказских епархиальных ведомостей, провели анализ вклада отдельно взятых настоятельниц в развитие Черноморской женской обители. Авторами обосновывается вывод о том, что, в отличие от известной закрытости традиционных русских православных монастырей Центральной России, кавказские женские монастыри даже в начале XX века оставались открытыми для мира, в чем заключалась большая заслуга их настоятельниц и епархиального руководства Кавказской (Ставропольской) епархии.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

472-478 250
Аннотация

   Актуальность статьи обусловлена необходимостью обращения к вопросам стимулирования инновационной деятельности в условиях новых политических и экономических вызовов. По итогам 2021 г. Россия заняла 45-е место в глобальном рейтинге инноваций, составляемом ежегодно Всемирной организацией интеллектуальной собственности, что не соответствует ее инновационному потенциалу. Само исследование показывает, что по количеству специалистов с высшим образованием Россия занимает 18 место, по качеству человеческого капитала и науки удерживает позиции на 29-м месте. Существенную отрицательную роль в приведенном рейтинге играет индекс государственного регулирования инновационной деятельности и, как следствие, – уровень развития рынка. Дана оценка развитию приоритетных направлений финансово-правовой политики в области поддержки перспективных инновационных предприятий. Отмечено, что в их перечень входят инновационные научно-технологические центры, промышленные и технопарки, инновационные центры, территории с особым экономическим режимом, позволяющие пользоваться льготными условиями и преференциями. В статье приведен анализ современной финансово-правовой политики государства в области инновационной деятельности, обобщены результаты реализации государственных стратегий и программ, проанализированы предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования инноваций. Определено, что в структуре финансово-правовой политики в области развития инновационной деятельности можно выделить бюджетную и налоговую политику. Обосновано, что эффективность развития инноваций напрямую зависит от мер налоговой поддержки и совершенствования налогового законодательства. Отмечено, что существенную роль в развитии инноваций играет кооперация высших учебных заведений и компаний, поэтому необходимо четкое правовое регулирование данного направления. Сделан вывод о необходимости уделять особое внимание развитию финансово-правовой политики в отношении субъектов инновационной деятельности, объединяющих образование, науку, производство, бизнес и государство.

479-490 252
Аннотация

   В статье рассматриваются история и современное состояние взаимодействия права ЕС и конституционного права Венгрии. Последовательно изучаются подходы к такому взаимодействию, сложившиеся на национальном и наднациональном уровне. В рамках исследуемой проблематики затрагиваются вопросы общей модели взаимодействия международного права и внутригосударственного права в Венгрии, которая основана на дуалистических традициях. Рассматриваются процесс вступления государства в Европейский союз и соответствующие конституционные изменения: положение о наделении компетенции; клаузула о национальной идентичности; правила сотрудничества между парламентом и правительством; уточнение статуса и компетенции Национального банка; новые избирательные правила; а также конституционные изменения, принятые позднее в рамках имплементации Рамочного решения Совета ЕС о европейском ордере на арест. Отмечена излишняя политизированность процесса вступления государства в Европейский союз, который должен подчиняться строгим юридическим критериям наличия стабильных институтов, гарантирующих демократию, верховенство права и права человека. Отдельное внимание уделяется Основному закону 2010 г., принятие которого знаменует фазу аксиологического противостояния конституционного правопорядка Венгрии и основополагающих ценностей Союза. В данной связи Европейская комиссия обращается в Суд ЕС с многочисленными исками, которые направлены на решение точечных проблем более общей ситуации отхода от европейских ценностей. Венгрия наряду с Польшей также становится первым государством, в отношении которого была возбуждена процедура явной угрозы серьезного нарушения ценностей. Указанный конфликт стал одной из причин создания новых правовых механизмов, связанных с защитой таких ценностей: рамочной процедуры борьбы с системными угрозами верховенству права; механизма верховенства права и механизма обусловленности верховенством права. Делается вывод о том, что характер и степень политического давления, которое осуществляется Европейской комиссией в отношении Венгрии, ставит под сомнение саму целесообразность участия последней в проекте европейской интеграции.

491-497 222
Аннотация

   Эффективность подготовки научно-педагогических кадров, находясь на стыке реализации государственной политики в области высшего образования и научно-исследовательской деятельности, является одним из важнейших условий развития современного государства. Вместе с этим, наука, как процесс создания нового интеллектуального продукта, представляет собой объект государственного управления особой сложности, так как является творческой деятельностью, при регулировании которой необходим баланс между предоставлением свободы деятельности исследователям и учетом интересов государства и общества. Все эти особенности находят свое отражение в соответствующем законодательстве, применяемом органами исполнительной власти, организациями высшего образования и научными организациями. В свою очередь, объективно обусловленный и непрерывный процесс реформирования высшей школы разворачивается в условиях новых геополитических вызовов, когда пересмотр механизмов взаимодействия с зарубежными научно-образовательными учреждениями направлен на принятие во внимание успешных управленческих решений прошлого с выстраиванием новой, эффективной модели, направленной на развитие отечественных высшего образования и науки. Требует решения ряд вопросов подготовки научных и научно-педагогических кадров, среди которых необходимо отметить продолжающуюся реформу аспирантуры, определение статуса докторантуры и механизма подготовки диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук без освоения образовательных программ аспирантуры. Кроме того, нуждаются в регламентации нормотворческие полномочия Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, так как в настоящее время министерство может выходить за рамки законодательства о науке и государственной научно-технической политике в части регламентации механизма присвоения ученых званий. Совершенствование нормативной основы института подготовки научных и научно-педагогических кадров имеет высокую актуальность, выступая, помимо прочего, в роли интегрирующего начала, так как иные механизмы развития кадрового потенциала в соответствующей сфере не охватываются образовательным процессом.

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

498-504 240
Аннотация

   В настоящем исследовании проводится анализ специфических лингвокогнитивных механизмов формирования особой лингвоконцептуальной области, структурирующей общелингвокультурное аксиологическое пространство на основе архетипических и стереотипизированных феноменов. Текстовое пространство формирования ценностно-ориентационных основ каждой лингвокультуры представлено, прежде всего, эпическими произведениями, созданными во время становления нации и культуры того или иного народа. Возможно предположить, что интенсификация того или иного мифонима и введение его в концептуальное пространство народа происходит по некоторым универсальным моделям в связи с общностью доминант культурообразующих факторов. Однако прослеживается и этническая специфика в создании мифологем, что базируется на различных религиозных, бытийных и социально-исторических факторах. Несмотря на появление в последнее время работ по проблемам степени влияния мифологической картины мира на этническое языковое самосознание, в науке до сих пор отсутствует его концептуальное определение. Во многом это обусловлено тем, что в отечественной когнитивной лингвистике не получил еще должной научной разработки вопрос о гносеологической структуре этномаркированной картины мира, которая позволила бы объективно судить о характере взаимосвязи ее элементов. Именно характер связи определяет смысл исследуемого феномена, дает целостное представление об изучаемом объекте. Таким образом, для исследователей ключевой проблемой в изучении механизмов мифологизации субъектов, феноменов и ситуаций объективной и рефлексивной реальности в различных этносах и их вербализации в разноструктурных языках главенствующим оказывается поиск подходов его структурирования и анализ связи его компонентов. Именно от разрешения данной проблемы сегодня во многом зависит разработка концепции мифологических оснований этнического самосознания в целом. В статье рассматриваются особенности изображения бытийности в эпических текстах. Акцент при этом сделан на карачаево-балкарском эпосе «Нарты», который состоит из нескольких циклов. Отличительной чертой эпических текстов является идеализация жизни героев от их появления на свет. В Нартиаде Дебет и Сатанай представлены как «первотворцы» и «прародители» нартского народа. Им принадлежит создание и изобретение различных орудий. Они не раз приходят на помощь нартам при борьбе с их врагами.

505-518 282
Аннотация

   В статье рассматриваются лингвосемиотические особенности культурного ресайклинга советского в интернет-мемах. В качестве концептуальной рамки исследования выбран культурный ресайклинг, позволяющий проанализировать приобретаемые символьными и прецедентными элементами советского прошлого функциональные смыслы сквозь призму процесса культурной переработки в современном дискурсивном пространстве. Междисциплинарный характер заявленного предмета исследования обусловил использование приемов системного функционального мультимодального анализа семиотически осложненных текстов, структурно-семантического и дискурсивного методов анализа. Интернет-мемы, являющиеся интегративным поликодовым семиотическим единством, характеризуются имманентной открытостью как на информативно-смысловом, так и на прагматическом уровнях. Любой из используемых кодов потенциально может инкорпорировать реминисценции советской эпохи. Основным критерием отбора практического материала исследования послужило наличие в прецедентном элементе, получившем вербальную или невербальную реализацию в интернет-меме, семантического компонента «имеющий отношение к СССР, советский». Анализ специфики культурного ресайклинга культурно-исторического наследия советской эпохи и его использования в интернет-мемах выявил несколько сфер / элементов формы / объектов, имеющих наиболее высокую частотность актуализации: 1) шрифты, надписи, плакаты; 2) артефакты вокально-музыкального творчества; 3) глюттонические прецеденты («вкус детства»); 4) кино- и мультфильмы; 5) артефакты повседневности. По каждой из выявленных категорий детализирован круг используемых вербальных / невербальных прецедентных элементов, охарактеризованы структурно-семантическая специфика полимодальных единиц, типовые семантические модели построения, особенности новых функциональных смыслов и прагматический потенциал использования (как в частных контекстах, так и с точки зрения формирования мематических комплексов). Делается вывод о том, что наряду с ностальгическими мотивами, ресайклинг советского прошлого в интернет-мемах характеризуется проспективными тенденциями развития функциональных смыслов и актуализации в конструировании современных дискурсивных практик.

519-525 332
Аннотация

   Данное исследование основано на категориально-понятийном анализе терминосферы предметной области «Дополнительное образование». На современном этапе исследования лингвистических учений актуальным является рассматривать в качестве объекта исследования терминологию как совокупность терминологических единиц, используемых в определенной предметной области. В связи с результативностью современной лингвистики и необходимостью общества в получении информации и знания меняется характер научной интерпретации терминологии. Термин является частью определенного комплекса единиц языка – терминосистемы, которая, в свою очередь, соотнесена с понятием «терминосфера». Терминосфера, в отличие от терминосистемы, может состоять из нескольких терминосистем. Такое понимание терминосферы наиболее точно отражает специфику предметной области «Дополнительное образование». Данная терминосфера состоит из терминологий и терминосистем различных областей знания, которые непосредственно взаимосвязаны с исследованной предметной областью. Сам термин «дополнительное образование» впервые начинает фигурировать в Законе об образовании с 1992 года. Принятие дополнительного образования как самостоятельной области образовательной деятельности на законодательном уровне произошло в 2012 г. В это время происходит разделение данной образовательной сферы на «Дополнительное образование детей и взрослых» и «Дополнительное профессиональное образование». Учитывая актуальность современного когнитивного терминоведения, следует понимать, что категориально-понятийное структурирование терминологии любой предметной области является ведущим. Рассмотренные  нами  понятийно-тематические модули предметной области «Дополнительное образование» («Методы и приемы образовательной деятельности», «Дидактические средства образовательной деятельности», «Формы организации образовательной деятельности», «Область качества образовательной деятельности») формируют модель терминосферы, которая, в свою очередь, обладает высоким семантическим потенциалом. Применение понятийно-категориального подхода позволило систематизировать термины данной профессиональной области и выявить структурные отношения терминологических единиц. В ходе систематизации терминов мы выявили, что «Дополнительное образование» как профессиональная область человеческой деятельности отличается сформировавшимся терминологическим аппаратом.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)