Мифологизация как средство представления идеализированной бытийности в эпических текстах
https://doi.org/10.37493/2409-1030.2022.3.16
Аннотация
В настоящем исследовании проводится анализ специфических лингвокогнитивных механизмов формирования особой лингвоконцептуальной области, структурирующей общелингвокультурное аксиологическое пространство на основе архетипических и стереотипизированных феноменов. Текстовое пространство формирования ценностно-ориентационных основ каждой лингвокультуры представлено, прежде всего, эпическими произведениями, созданными во время становления нации и культуры того или иного народа. Возможно предположить, что интенсификация того или иного мифонима и введение его в концептуальное пространство народа происходит по некоторым универсальным моделям в связи с общностью доминант культурообразующих факторов. Однако прослеживается и этническая специфика в создании мифологем, что базируется на различных религиозных, бытийных и социально-исторических факторах. Несмотря на появление в последнее время работ по проблемам степени влияния мифологической картины мира на этническое языковое самосознание, в науке до сих пор отсутствует его концептуальное определение. Во многом это обусловлено тем, что в отечественной когнитивной лингвистике не получил еще должной научной разработки вопрос о гносеологической структуре этномаркированной картины мира, которая позволила бы объективно судить о характере взаимосвязи ее элементов. Именно характер связи определяет смысл исследуемого феномена, дает целостное представление об изучаемом объекте. Таким образом, для исследователей ключевой проблемой в изучении механизмов мифологизации субъектов, феноменов и ситуаций объективной и рефлексивной реальности в различных этносах и их вербализации в разноструктурных языках главенствующим оказывается поиск подходов его структурирования и анализ связи его компонентов. Именно от разрешения данной проблемы сегодня во многом зависит разработка концепции мифологических оснований этнического самосознания в целом. В статье рассматриваются особенности изображения бытийности в эпических текстах. Акцент при этом сделан на карачаево-балкарском эпосе «Нарты», который состоит из нескольких циклов. Отличительной чертой эпических текстов является идеализация жизни героев от их появления на свет. В Нартиаде Дебет и Сатанай представлены как «первотворцы» и «прародители» нартского народа. Им принадлежит создание и изобретение различных орудий. Они не раз приходят на помощь нартам при борьбе с их врагами.
Об авторах
С. Н. БредихинРоссия
Сергей Николаевич Бредихин, доктор филологических наук, профессор
гуманитарный институт
кафедра теории и практики перевода
355017
д.1, ул. Пушкина
Ставрополь
А. Н. Эркенова
Россия
Амина Нюр-Магомедовна Эркенова, аспирант
гуманитарный институт
кафедра теории и практики перевода
355017
д. 1, ул. Пушкина
Ставрополь
Список литературы
1. Акбаев X. М. Толковый словарь некоторых имен и терминов нартского эпоса / Х. М. Акбаев. – Черкесск: Аланский Эрмитаж, 2010. – 168 с.
2. Алиева А. И. Издание национальных версий нартского эпоса в двуязычной Европе и Азии / А. И. Алиева // Нартоведение в XXI веке: современные парадигмы и интерпретации. – 2012. – № 1. – С. 6–20.
3. Байрамуков У. 3. Этимологический анализ имен главных героев старшего поколения в национальных версиях эпоса «Нарты» / У. З. Байрамуков. – Карачаевск: КЧГПУ, 1999. – 142 с.
4. Блюмхен С. И. Космологические аспекты мифов о «совершенномудрых правителях». Часть II: Миф о Гуне и Юе в эпоху Шан / С. И. Блюмхен // Общество и государство в Китае. – 2013. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kosmologicheskie-aspekty-mifov-o-sovershennomudryh-pravitelyah-chast-ii-mif-o-gune-i-yue-v-epohu-shan (Дата обращения: 12. 12. 2021).
5. Бредихин С. Н. Лингвокогнитивные механизмы актуализации и концептуализации идиокомпонентов картины мира / С. Н. Бредихин, Н. А. Пелевина. – Ставрополь: Параграф, 2021. – 172 с.
6. Волкова З. Н. Эпос Франции: История и язык французских эпических сказаний / З. Н. Волкова. – М.: ЛИБРОКОМ, 2020. – 320 с.
7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. URL: https://www.prlib.ru/item/457655 (Дата обращения: 12. 12. 2021)
8. Джуртубаев М. Ч. Происхождение нартского эпоса / М. Ч. Джуртубаев. – Нальчик: Тетраграф, 2013. – 804 с.
9. Ивченко М. В. Этнокультурная связь сказки и мифа / М. В. Ивченко // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2006. – № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnaya-svyaz-skazki-i-mifa (Дата обращения: 12. 12. 2021).
10. Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях / отв. ред. Т. М. Хаджиева. – Нальчик: Эльбрус, 1983. – 432 с.
11. Леви-Стросс К. Неприрученная мысль / К. Леви-Стросс // Первобытное мышление. – М.: Республика, 1994. – С. 111–336.
12. Лосев А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. – М.: Мысль, 2001. – 558 с.
13. Мелетинский М. Е. Происхождение героического эпоса: ранние формы и архаические памятники / М. Е. Мелетинский. – М.: Восточная литература, 1974. – 464 с.
14. Найдыш В. М. Мифология: учебное пособие / В. М. Найдыш. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.
15. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. – М.: Наука, 1994. – 656 с.
16. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Русский язык, 1983. – 816 с.
17. Олдхаус-Грин М. Кельтские мифы. От короля Артура и Дейдре до фейри и друидов / М. Олдхаус-Грин. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 260 с.
18. Остряков П. Народная литература кабардинцев и ее образцы / П. Остряков // Вестник Европы. – 1879. – Т. 4. – Кн. 8-9. – С. 697-710.
19. Режабек Е. Я. Мифомышление: Когнитивный анализ / Е. Я. Режабек. – М.: ЛЕНАНД, 2018. – 304 с.
20. Хаджиева Т. М. Нартские песни и сказания карачаевцев и балкарцев / Т. М. Хаджиева // Научный альманах. Традиционная культура. – 2015. – № 1. – С. 96–108.
21. Хоконов М. А. Мифологическое сознание как способ отражения социокультурного бытия: на примере адыгского нартского эпоса: дис. … канд. философ. наук: 24. 00. 01. / М. А. Хоконов. – Ростов-на-Дону, 2009. – 199 с.
22. Шафранская Э. Ф. Устное народное творчество / Э. Ф. Шафранская. – М.: Академия, 2008. – 346 с.
23. Шестеркина Н. В. Миф как когнитивная парадигма / Н. В. Шестеркина // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2011. – № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mif-kak-kognitivnaya-paradigma (Дата обращения: 12. 12. 2021).
Рецензия
Для цитирования:
Бредихин С.Н., Эркенова А.Н. Мифологизация как средство представления идеализированной бытийности в эпических текстах. Гуманитарные и юридические исследования. 2022;9(3):498-504. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2022.3.16
For citation:
Bredikhin S.N., Erkenova A.N. Mythologization as a mean of representation of idealized existence in epic texts. Humanities and law research. 2022;9(3):498-504. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2022.3.16