Категориально-понятийная модель терминосферы предметной области «дополнительное образование»
https://doi.org/10.37493/2409-1030.2022.3.18
Аннотация
Данное исследование основано на категориально-понятийном анализе терминосферы предметной области «Дополнительное образование». На современном этапе исследования лингвистических учений актуальным является рассматривать в качестве объекта исследования терминологию как совокупность терминологических единиц, используемых в определенной предметной области. В связи с результативностью современной лингвистики и необходимостью общества в получении информации и знания меняется характер научной интерпретации терминологии. Термин является частью определенного комплекса единиц языка – терминосистемы, которая, в свою очередь, соотнесена с понятием «терминосфера». Терминосфера, в отличие от терминосистемы, может состоять из нескольких терминосистем. Такое понимание терминосферы наиболее точно отражает специфику предметной области «Дополнительное образование». Данная терминосфера состоит из терминологий и терминосистем различных областей знания, которые непосредственно взаимосвязаны с исследованной предметной областью. Сам термин «дополнительное образование» впервые начинает фигурировать в Законе об образовании с 1992 года. Принятие дополнительного образования как самостоятельной области образовательной деятельности на законодательном уровне произошло в 2012 г. В это время происходит разделение данной образовательной сферы на «Дополнительное образование детей и взрослых» и «Дополнительное профессиональное образование». Учитывая актуальность современного когнитивного терминоведения, следует понимать, что категориально-понятийное структурирование терминологии любой предметной области является ведущим. Рассмотренные нами понятийно-тематические модули предметной области «Дополнительное образование» («Методы и приемы образовательной деятельности», «Дидактические средства образовательной деятельности», «Формы организации образовательной деятельности», «Область качества образовательной деятельности») формируют модель терминосферы, которая, в свою очередь, обладает высоким семантическим потенциалом. Применение понятийно-категориального подхода позволило систематизировать термины данной профессиональной области и выявить структурные отношения терминологических единиц. В ходе систематизации терминов мы выявили, что «Дополнительное образование» как профессиональная область человеческой деятельности отличается сформировавшимся терминологическим аппаратом.
Ключевые слова
Об авторе
И. С. ЦанянРоссия
Изабелла Сергеевна Цанян, аспирант
кафедра русского, родных языков и лингводидактики
355029
417 А, ул. Ленина
Ставрополь
Список литературы
1. Абдулаева Ш. Н. Терминосфера: определения, концепции / Ш. Н. Абдулаева // Филологические науки. – 2016. – № 1. – С. 27–32.
2. Борисова Т. Г. Терминология предметной области «Высшее образование»: специфика категориально-понятийного структурирования / Т. Г. Борисова // Гуманитарные и юридические исследования: научно-теоретический журнал. – Ставрополь: СКФУ, 2021. – № 4. – С. 188.
3. Бутрим В. Е. Особенности семантики терминов категории свойства / В. Е. Бутрим // Современные проблемы русской терминологии. – М.: Наука, 1986. – С. 24.
4. Герд А. С. Значение термина и научное знание / А. С. Герд // Научно-техническая информация. Сер. 2. – 1991. – № 10. – С. 10.
5. Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования / В. П. Голованова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 239 с.
6. Головин Б. Н. Лингвистические основы учения о терминах / Б. Н. Головин, Р. Ю. Кобрин. – М.: Высшая школа, 1987. – 104 с.
7. Гринёв С. В. Введение в терминоведение / С. В. Гринёв. – М.: Моск. Лицей, 1993. – 309 с.
8. Даниленко В. П. Лингвистический аспект стандартизации терминологии / В. П. Даниленко, И. Н. Волкова, Л. А. Морозова. – М.: Наука, 1993. – 127 с.
9. Комарова З. И. Семантическая структура специального слова и ее лексикографическое описание / З. И. Комарова. – Свердловск: УРГУ, 1991. – 156 с.
10. Колесникова И. А. Концептосфера непрерывного образования: опыт лингво-педагогического анализа / И. А. Колесникова. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2016. – Ч. 1. – 138 с.
11. Кухно И. Ю. Коммуникативно-прагматический и когнитивный аспекты изучения термина / И. Ю. Кухно // Вестник Самарского туниверситета. История, педагогика, филология. – 2016. – № 2. – С. 204–207.
12. Логачев В. П. Система качества для образовательных услуг / В. П. Логачев // Высшее образование в России. – 2000. – № 4. – С. 15.
13. Татаринов В. А. Общее терминоведение: энциклопедический словарь / В. А. Татаринов. – Москва, 2006. – 526 c.
14. Лямзин М. А. Словарь терминов и понятий дополнительного профессионального образования / М. А. Лямзин, М. Т. Громкова. – М.: ИРДПО, 2013. – 29 с.
15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 N 273-ФЗ (ред. от 16. 04. 2022).
Рецензия
Для цитирования:
Цанян И.С. Категориально-понятийная модель терминосферы предметной области «дополнительное образование». Гуманитарные и юридические исследования. 2022;9(3):519-525. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2022.3.18
For citation:
Tsanyan I.S. Categorial and concept model of the terminosphere of the subject area «additional education». Humanities and law research. 2022;9(3):519-525. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2022.3.18