Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск

Нормативно-правовое регулирование публичного управления в сфере подготовки научно-педагогических кадров

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2022.3.15

Аннотация

   Эффективность подготовки научно-педагогических кадров, находясь на стыке реализации государственной политики в области высшего образования и научно-исследовательской деятельности, является одним из важнейших условий развития современного государства. Вместе с этим, наука, как процесс создания нового интеллектуального продукта, представляет собой объект государственного управления особой сложности, так как является творческой деятельностью, при регулировании которой необходим баланс между предоставлением свободы деятельности исследователям и учетом интересов государства и общества. Все эти особенности находят свое отражение в соответствующем законодательстве, применяемом органами исполнительной власти, организациями высшего образования и научными организациями. В свою очередь, объективно обусловленный и непрерывный процесс реформирования высшей школы разворачивается в условиях новых геополитических вызовов, когда пересмотр механизмов взаимодействия с зарубежными научно-образовательными учреждениями направлен на принятие во внимание успешных управленческих решений прошлого с выстраиванием новой, эффективной модели, направленной на развитие отечественных высшего образования и науки. Требует решения ряд вопросов подготовки научных и научно-педагогических кадров, среди которых необходимо отметить продолжающуюся реформу аспирантуры, определение статуса докторантуры и механизма подготовки диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук без освоения образовательных программ аспирантуры. Кроме того, нуждаются в регламентации нормотворческие полномочия Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, так как в настоящее время министерство может выходить за рамки законодательства о науке и государственной научно-технической политике в части регламентации механизма присвоения ученых званий. Совершенствование нормативной основы института подготовки научных и научно-педагогических кадров имеет высокую актуальность, выступая, помимо прочего, в роли интегрирующего начала, так как иные механизмы развития кадрового потенциала в соответствующей сфере не охватываются образовательным процессом.

Об авторе

С. М. Рукавишников
Саратовская государственная юридическая академия
Россия

Сергей Михайлович Рукавишников, кандидат юридических наук

кафедра административного и муниципального права

410028

104, ул. Чернышевского

Саратов



Список литературы

1. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 35. – Ст. 4135 (утратил силу).

2. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (в ред. от 16 апреля 2022 г.) «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 35. – Ст. 4137. – 2022. – № 16. – Ст. 2610.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 14 июля.2022 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 53 (ч. I). – Ст. 7598. – 2022. – № 29. – (ч. III). – Ст. 5268.

4. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 517-ФЗ (в ред. от 11 июня 2021 г.) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2021. – № 1 (ч. I). – Ст. 56. – 2021. – № 24 (ч. I). – Ст. 4188.

5. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2021 г.) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 31. – Ст. 4179. – 2022. – № 1 (ч. I). – Ст. 18.

6. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2018 г. № 682 (в ред. от 14 апреля 2020 г.) «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018. – № 26. – Ст. 3851. – 2022. – № 15. – Ст. 2481.

7. Приказ Минобрнауки России от 13 января 2021 г. № 5 «Об утверждении Административного регламента Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче по ходатайствам образовательных организаций высшего образования, образовательных организаций дополнительного профессионального образования и научных организаций разрешений на создание на их базе советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, определению и изменению составов этих советов, определению перечня научных специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/Pravo.gov.ru/, 12. 04. 2021. (Дата обращения: 21. 09. 2022).

8. Приказ Минобрнауки России от 24 февраля 2021 г. № 118 (в ред. от 11 мая 2022 г.) «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/Pravo.gov.ru/, 06.04.2021; 16. 06. 2022. (Дата обращения: 21. 09. 2022).

9. Приказ Минобрнауки России от 2 марта 2020 г. № 268 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/Pravo.gov.ru/, 21.08.2020. (Дата обращения: 21. 09. 2022).

10. Приказ Минобрнауки России от 20 октября 2021 г. № 951 (в ред. от 6 мая 2022 г.) «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/Pravo.gov.ru/, 23. 11. 2021. (Дата обращения: 21. 09. 2022).

11. Приказ Минобрнауки России от 10 ноября 2017 г. № 1093 (в ред. от 7 июня 2021 г.) «Об утверждении Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/Pravo.gov.ru/, 06. 12. 2017; 08. 07. 2021.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2122 «Об утверждении Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 49 (ч. II), ст. 8308.

13. Кельсина А. С. Состояние и перспективы развития подготовки кадров высшей квалификации / А. С. Кельсина, Е. С. Мироненко // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 2 (71). – С. 239–244.

14. Лакаев О. А. Развитие цифровизации системы аттестации научных и научно-педагогических работников на примере отдельных государственных услуг / О. А. Лакаев, К. С. Кротов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2022. – № 1 (144). – С. 90–95.

15. Мироненко Е. С. Зарубежный опыт организации системы подготовки кадров высшей квалификации / Е. С. Мироненко // Экономика и социум. – 2015. – № 5 (18). – С. 410–413.

16. Ростова О. С. Нормативное регулирование подготовки научно-педагогических кадров на базе вуза в контексте реформ образования в Российской Федерации / О. С. Ростова // Правовая политика и правовая жизнь. – 2011. – № 4. – С. 89–91.

17. Сенашенко В. С. О некоторых проблемах подготовки кадров высшей квалификации / В. С. Сенашенко // Высшее образование в России. – 2013. – № 4. – С. 54-58.

18. Соколов А. Ю. Ориентиры правовой политики в сфере цифровизации процедур присуждения ученых степеней / А. Ю. Соколов, О. А. Лакаев // Правовая политика и правовая жизнь. – 2022. – № 2. – С. 214–225.


Рецензия

Для цитирования:


Рукавишников С.М. Нормативно-правовое регулирование публичного управления в сфере подготовки научно-педагогических кадров. Гуманитарные и юридические исследования. 2022;9(3):491-497. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2022.3.15

For citation:


Rukavishnikov S.M. Legal regulation of the public administration in scientific and teaching staff training. Humanities and law research. 2022;9(3):491-497. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2022.3.15

Просмотров: 226


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)