ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Задачей исследования послужило формирование знаний о состоянии и гарантированности права человека на образование для выработки рекомендаций для применения в процессе фактической интеграции образовательных пространств Российской Федерации и Республики Южная Осетия. Законодательство об образовании постоянно стремится к совершенствованию. Применяются новые правовые механизмы регулирования сферы образования. В новейшей истории в Российской Федерации новый закон об образовании был принят в 2012 г., в Южной Осетии законы принимались в 2008 г. и 2017 г. В определенной степени применение законодательных актов необходимо корректировать, внося в них изменения или принимая акты подзаконного характера. В статье проведен сравнительный анализ фактической степени гарантированности права на образование в Республике Южная Осетия и Северо-Кавказских республиках Российской Федерации, образовательные комплексы которых наиболее близко соотносимы с образовательным комплексом Южной Осетии. Обобщается правоприменительная практика по вопросам защиты прав детей на образование. Выявлены социальные риски, существенно влияющие на реализацию права человека на образование в России и Южной Осетии. Прежде всего, сделан акцент на вопросе физической реализации права на образование, зависящей от территориальной организации системы общеобразовательных учреждений. Недостаточность мест в общеобразовательных организациях влечет за собой их переуплотненность, нарушение санитарных норм и правил осуществления образовательного процесса. Система зачисления требует как нормативного совершенствования, так и информационной прозрачности. Представляется, что иные, альтернативные муниципальным учреждениям, формы присмотра и ухода за детьми, получения ими дошкольного образования обеспечат доступность услуг дошкольного образования. С этой целью необходима целенаправленная государственная политика в отношении открытия и развития частных дошкольных общеобразовательных организаций. На основе анализа социальных факторов, влияющих на реализацию прав и свобод человека, в дальнейшем возможно сформулировать правовые механизмы, нейтрализующие негативное влияние этих факторов на степень фактической реализации прав человека, в том числе способствовать правильной корректировке действующего законодательства России и Южной Осетии об образовании.