ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СУБЪЕКТАХ СКФО РФ И РЕСПУБЛИКЕ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
https://doi.org/10.37494/2409-1030-2019-3-97-171-178
Аннотация
Задачей исследования послужило формирование знаний о состоянии и гарантированности права человека на образование для выработки рекомендаций для применения в процессе фактической интеграции образовательных пространств Российской Федерации и Республики Южная Осетия. Законодательство об образовании постоянно стремится к совершенствованию. Применяются новые правовые механизмы регулирования сферы образования. В новейшей истории в Российской Федерации новый закон об образовании был принят в 2012 г., в Южной Осетии законы принимались в 2008 г. и 2017 г. В определенной степени применение законодательных актов необходимо корректировать, внося в них изменения или принимая акты подзаконного характера. В статье проведен сравнительный анализ фактической степени гарантированности права на образование в Республике Южная Осетия и Северо-Кавказских республиках Российской Федерации, образовательные комплексы которых наиболее близко соотносимы с образовательным комплексом Южной Осетии. Обобщается правоприменительная практика по вопросам защиты прав детей на образование. Выявлены социальные риски, существенно влияющие на реализацию права человека на образование в России и Южной Осетии. Прежде всего, сделан акцент на вопросе физической реализации права на образование, зависящей от территориальной организации системы общеобразовательных учреждений. Недостаточность мест в общеобразовательных организациях влечет за собой их переуплотненность, нарушение санитарных норм и правил осуществления образовательного процесса. Система зачисления требует как нормативного совершенствования, так и информационной прозрачности. Представляется, что иные, альтернативные муниципальным учреждениям, формы присмотра и ухода за детьми, получения ими дошкольного образования обеспечат доступность услуг дошкольного образования. С этой целью необходима целенаправленная государственная политика в отношении открытия и развития частных дошкольных общеобразовательных организаций. На основе анализа социальных факторов, влияющих на реализацию прав и свобод человека, в дальнейшем возможно сформулировать правовые механизмы, нейтрализующие негативное влияние этих факторов на степень фактической реализации прав человека, в том числе способствовать правильной корректировке действующего законодательства России и Южной Осетии об образовании.
Об авторах
Е. А. ТерещенкоРоссия
Д. А. Засеев
Россия
Список литературы
1. Доклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Ингушетия в 2018 году URL: http://ingushombudsman.ru/annual_reports/doklad-o-soblyudenii-prav-i-svobod-tcheloveka-i-grazhdanina-v-respublike-ingushetiya-v-2018-godu (Дата обращения: 22.07.2019).
2. Доклад о состоянии соблюдения прав и интересов ребенка в Кабардино-Балкарской Республике в 2017 году URL: http://deti.gov.ru/region/kbr/docs (Дата обращения: 22.07.2019).
3. Ежегодный доклад о состоянии и соблюдении прав и законных интересов детей в Ставропольском крае в 2018 году // Официальный сайт губернатора Ставропольского края URL: https://www.gubernator.stavkray.ru/contacts/rights-childs/item/9714-otchjot-upolnomochennogo-po-pravam-rebenka-za-2018-god.html (Дата обращения: 22.07.2019).
4. Енгибарян Р. В., Тадевосян Э. В. Конституционное право: учебник. М.: Юрист, 2000. 492 с.
5. Каштанова Е. А. О гарантии реализации права на образование // Вестник Омской юридической академии. 2017. №2. С. 24-28.
6. Информация Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской республики // Официальный сайт Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской республики. URL: http://pravitelstvo.kbr.ru/oigv/minobr/index.php?ELEMENT_ID=26110 22.07.2019 (Дата обращения: 20.07.2019).
7. Информация Прокуратуры Республики Ингушетия // Официальный сайт прокуратуры Республики Ингушетия URL: http://procing.ru/news/1975/?sphrase_id=3114 (Дата обращения: 23.07.2019).
8. Школа, встречай // Государственное информационное агентство «Рес». URL: http://cominf.org/node/1166524762 (Дата обращения: 25.08.2019).
9. Павлушкин А. В. Решения Конституционного Суда Российской Федерации в сфере образования //Комментарий судебной практики. Вып. 13. М.: Юрид. Лит., 2007. С. 27-43.
10. План модернизации сети дошкольного и общего образования Республики Южная Осетия на 2019-2021 гг. // Официальный сайт Министерства образования и науки Республика Южная Осетия URL: http://axwyrad.ru/upload/ibloc k/8f8/8f8a5a24342073ce6ec3f9680761e6cf.pdf (Дата обращения: 20.08.2019).
Рецензия
Для цитирования:
Терещенко Е.А., Засеев Д.А. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СУБЪЕКТАХ СКФО РФ И РЕСПУБЛИКЕ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ. Гуманитарные и юридические исследования. 2019;(3):171-178. https://doi.org/10.37494/2409-1030-2019-3-97-171-178
For citation:
Tereshchenko E., Zaseev D. THE LOCATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A FACTOR OF SOCIAL REALIZATION OF THE RIGHT TO EDUCATION IN THE REPUBLICS OF THE NORTH-CAUCASUS FEDERAL DISTRICT OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF SOUTH OSSETIA. Humanities and law research. 2019;(3):171-178. (In Russ.) https://doi.org/10.37494/2409-1030-2019-3-97-171-178