Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск
№ 3 (2021)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

8-17 179
Аннотация

История армянского народа, с давних времен терпящего притязания на свои территории со стороны соседних государств, представляет собой бесконечную цепь трагических событий и остродраматических ситуаций. Под ударами кочевых варварских орд в Армении разрушались города и села, уничтожались исконные жители, а земли становились достоянием захватчиков. Спасавшие жизни армяне большими и малыми группами покидали родину и расселялись в других странах, в частности на Юге России (Дон и Северный Кавказ).
Значительная часть армян, оказавшихся за пределами родины – в диаспоре, теряла свою этничность в результате ассимиляции. Многие теперь находятся под угрозой потери своей национальной идентичности. Важнейшим фактором, влияющим на сохранение национального самосознания в диаспоре, выступает историческая память о покинутой родине. В свою очередь на сохранение исторической памяти оказывают влияние национальные топонимы, в частности ойконимы – названия населенных пунктов. В статье приводится авторская классификация армянских топонимов (ойконимов). Третью группу ойконимов, самую многочисленную, составляют населенные пункты, названные в честь известных деятелей армянского происхождения, а также основателей населенных пунктов. Эти топонимы стали объектом рассмотрения данной статьи.
В советский период, особенно в предвоенные десятилетия, преимущество отдавалось только революционным или советским по содержанию топонимам. Большая часть из них посвящена армянам – советским общественно-политическим деятелям. Многие армянские населенные пункты по разным причинам или прекратили свое существование, или были переименованы.
Автор выражает уверенность в том, что на современном этапе положения Конституции Российской Федерации создают благоприятную основу для восстановления утраченных национальных топонимов.

18-25 174
Аннотация

В статье автор обращается к проблеме развития советско-турецких отношений в связи с советизацией Армении и попытками большевиком урегулирования территориальных проблем на бывших имперских окраинах. Исторически Россия и Турция являются соперниками и Кавказ всегда был ареной активного противостояния. В данном исследовании автор наглядно показала, что даже в 1921 г. в связи с подписанием Московского договора «О дружбе и братстве» противостояние перешло в новую плоскость и было не таким открытым как ранее.
Неразрешенность армянского вопроса стала одним из препятствий для полного включения Закавказья в сферу влияния большевиков. Кемалистское и большевистское правительства не могли приступить к полноценному государственному строительству не разрешив конфликты на национальных окраинах. В армянском вопросе Советская Россия оказалась более уступчивой, нежели в других кавказских противоречиях. Важно было сохранить влияние в советском Азербайджане, укрепиться в Грузии и не уступить Батум Турции. С другой стороны, Турция отказалась от реализации Александропольского договора, так как нуждалась в российской помощи в борьбе за независимость.
Новизной исследования стало изучение армянского вопроса в советско-турецких отношениях в международном и региональном контекстах внешней политики обоих государств. Автором были введены в научный оборот архивные документы Архива внешней политики Российской Федерации и Российского архива социально-политической истории. На неопубликованном материале показано дипломатическое закулисье, которое сопровождало внешне мирное взаимодействие Турции и РСФСР. Впервые последовательно изучен ход событий 1921 г., который стал переломным в разрешении армянского вопроса. Армения, оказавшись объектом соперничества двух довольно молодых государств с неустойчивой позицией, потеряла ряд территорий и шансы на восстановление в границах, определенных Севрским договором. Данный исход оказался возможен еще и в связи с позицией ведущих мировых держав, которые фактически отказались от всего Кавказа как сферы влияния и были увлечены разрешением других проблем послевоенного мира.

26-36 159
Аннотация

К середине XIX в. потенциал полуавтономной системы самоуправления Нахичевани-на-Дону с селами, основанной на пожалованной в 1779 г. при переселении армян из Крыма на Нижний Дон грамоте Екатерины II, был фактически исчерпан. Магистрат, городской голова и другие органы общественного самоуправления избирались на три года в полном соответствии с российским законодательством. Последовательное наступление на права и привилегии армянского городского самоуправления, а также подготовка и проведение в общероссийском масштабе целого ряда буржуазно-демократических реформ наложились на внутренний кризис нахичеванской системы самоуправления. К середине XIX в. служба на выборных должностях в Нахичевани-на-Дону (как и других российских городах) воспринималась не как почетный долг, а как тягостная обязанность, которой стремились избежать всеми законными способами. В связи с этим состав магистрата и других органов самоуправления постоянно нуждался в обновлении и пополнении путем новых выборов и замещения должностей кандидатами. Последний магистрат Нахичевани-на-Дону, избранный в 1865 г. (на трехлетие с 1866 по 1868 гг.), в связи с общероссийскими реформами утратил полицейские, судебные и другие функции. Выборы в состав нового магистрата, на очередное трехлетие, начиная с 1869 г., в связи с общим решением об упразднении в России магистратов, не проводились. Небольшая часть полномочий Нахичеванского магистрата была сохранена за его Хозяйственной частью. В таком усеченном виде последний магистрат просуществовал дольше положенного законом срока. В ноябре 1870 г. Хозяйственная часть магистрата была подчинена городскому голове с приданными ему четырьмя помощниками. Исправляющий должность председателя магистрата и его заседатели пытались выполнять свои функции и далее. Нахичеванский магистрат был упразднен окончательно 1 июля 1871 г. Таким образом, Нахичевань-на-Дону, утратив статус колонии с дарованной автономией, превратилась в заштатный российский город.

37-42 362
Аннотация

В статье раскрывается позиция партии конституционных демократов П.Н. Милюкова на одну из актуальных в начале XX в. для России внешнеполитических проблем – армянский вопрос. Поскольку представители кадетской партии являлись депутатами Государственной Думе четырёх созывов, а её представители, прежде всего Милюков, занявший пост министра иностранных дел Временного правительства в 1917 г. оказывали влияния на действия правительства и императора, то характеристика его взглядов является ключевой в понимании внешнеполитического курса России в первой трети XX в. Проблема проливов, не сходившая с внешнеполитической повестки дня со времен возникновения «Восточного вопроса», проявление внутриполитического кризиса в Османской империи, повлекшего за собой обсуждение её территориальной целостности, стал контекстом для «армянского вопроса», который также рассматривался Милюковым неразрывно с внутренней политикой и проблемой национально устройства российского государства. Исследование построено на обращении к историческим источникам различного типа: официальным заявлениям, указам и постановлениям государственных органов управления; публицистике, данным периодической печати и воспоминаниям самого П. Н. Милюкова. Их анализ позволяет увидеть представление кадетов о том, что внешняя политика является продолжением внутренней, что выразилось в формирование идеи национального устройства государства на принципах национально-культурной автономии, и определило понимание кадетами места и роли России в геополитическом пространстве. Автор сделала попытку показать, как программные требования кадетской партии, проходя жёсткую внутрипартийную дискуссию, находили воплощение в реальных политических мероприятиях благодаря усилиям её лидера – П. Н. Милюкова. Его позиция имела противоречивый характер, что выражалось в определении послевоенного статуса Польши, Финляндии, а также понимании судьбы Западной Армении. Однако его публичная деятельности оказывала влияние на общественное восприятие проблемы и принятие внешнеполитических решений. 

43-47 162
Аннотация

В статье рассматривается процесс постепенного ухудшения продовольственного положения г.Нахичевани-на-Дону в ходе первой мировой, а затем революции и гражданской войны. До сих пор период самостоятельного существования Нахичевани-на-Дону не стал предметом специальных исследований, несмотря на то, имеющиеся в нашем распоряжении материалы позволяют это сделать. В данной статье автор впервые изменения экономического положения города из процветающего в критическое. Ухудшение ситуации вплотную зависело от положения в экономике страны в целом. В городе, который никогда не испытывал нехватку в какой-либо продукции, постепенно начал ощущаться дефицит хлеба, подсолнечного масла, сахара, а затем мяса и овощей. Продовольственный кризис, охвативший город в годы первой мировой войны и революции, дополнялся топливным кризисом, который выразился в хронических недопоставках угля, нефти и керосина. В этих тяжелейших условиях городское управление Нахичевани-на-Дону использовало не только свои старые торговые связи с отдельными регионами и поселениями страны, но проявляло поистине чудеса находчивости в поисках жизненно необходимой для города сельскохозяйственной продукции. Нахичеванские купцы, представлявшие в своем большинстве городские органы власти, активизировали все свои старые торговые связи, что способствовало поставкам в город необходимых продовольственных товаров. Одновременно городские власти старались навести порядок на рынках, борясь со спекулянтами и перекупщиками. Но и эти меры не всегда давали положительный результат. 

48-54 137
Аннотация

Д. В. Путята известен в России как крупный востоковед, дипломат, путешественник и боевой офицер, его исследования Китая становятся в начале ХХ в. известными в нашей стране и за ее пределами. Однако Д. В. Путята оставил интересные записки о своем пребывании в Западной Армении летом 1895 г. К сожалению, эта работа автора практически не известна в современной историографии, что объясняет актуальность данной статьи. Д. В. Путята в качестве одной из проблем, оказывавшей существенное влияние на положение армянского населения в Западной Армении, как и Османской империи, в целом, выделяет активное вмешательство Великобритании в решение армянского вопроса. Эта проблема вызывала оживленные дискуссии среди представителей правящей элиты России на рубеже XIX–XX вв., в советской и современной историографии. Поэтому обращение к работе Д. В. Путяты, с одной стороны позволит проанализировать один из каналов поступления в Санкт-Петербург информации о ситуации в Западной Армении, на основе которой правящие круги России формировали политику страны по армянскому вопросу, а с другой стороны получить интересный фактологический материал. Следует отметить, что взгляды Д. В. Путяты на положение дел в Западной Армении не бесспорны и не всегда совпадают с позициями современных исследований. Но, это не умаляет ценность данного труда для востоковедов. В заключении статьи подчеркивается, что Д. В. Путята, признавая объективные причины для восстания армянского населения в 1894–1896 гг., в тоже время акцентирует внимание на деятельности британских дипломатов, прессы и политиков, направленной на развитие национального самосознания армян и их национально-освободительного движения в Западной Армении. Д.В. Путята не одобрял такие действия Великобритании, полагая, что она, прикрываясь заботой об угнетенном христианском народе, стремится укрепить собственные позиции на Ближнем Востоке. Автор симпатизирует сторонникам умеренных реформ на основе компромисса с Портой, они постоянно дискредитировались британскими газетами и дипломатами.

55-62 187
Аннотация

Переселение армян шахом Аббасом I в 1604 г. решающим образом отразилось на формировании крупной христианской группы Ирана. На протяжении XVII – XXI вв. армянская диаспора подвергалась влиянию политического курса центральной власти Ирана и за весь указанный период община имела главной необходимостью сохранение своей национальной идентичности. Так, например, победа Исламской революции 1978 – 1979 гг., подтолкнула представителей диаспоры армян и исламское правление к поиску компромиссов, которые позволили общине сохранить частично, либо в полной мере свою автономность. При этом армянское население Ирана, обладая высокой степенью организации и взаимодействия внутри диаспоры и связи с исторической Родиной, способствовало налаживанию всестороннего христианско-мусульманского взаимодействия.
Данное исследование рассматривает социальную, культурную и политическую деятельность армянской диаспоры Ирана, привлекая в качестве средства изучения веб-ресурсы общины. Подобная форма работы выбрана не случайно, сеть «Интернет» в настоящее время открывает доступ к широкой базе информации, которая способствует увеличению исследовательского потенциала. В связи с данным фактором, важной задачей является разработка наиболее эффективных методов и форм использования веб-технологий. Исходя из этого, автор статьи уделила внимание анализу преимуществ и недостатков интернет-ресурсов в целом, затем была проведена работа над выявлением политики иранского правительства в отношении сети «Интернет». Решение указанных задач способствовало изучению веб-страниц, содержащих информацию непосредственно касающейся армянской диаспоры Ирана. Так путем «от общего к частному» удалось провести общий обзор развития армянской общины Ирана, выявить актуальные данные о формах деятельности и задачах диаспоры, оценить роль медиатехнологий в осуществлении коммуникации общины. 

63-68 242
Аннотация

Статья посвящена истории американских гуманитарных организаций на этапе становления их деятельности, что является малоизученной проблемой отечественной историографии. В центре внимания находится их деятельность в связи с армянским кризисом в Османской империи. Преследования и массовые погромы армян, начавшиеся в 1894 г., вызвали широкий гуманитарный отклик в США. Благодаря средствам массовой информации движение в поддержку пострадавших приобрело общенациональные масштабы. Каждая новая вспышка кризиса (в 1909, 1912 и 1915 гг.) вызывала большой общественный резонанс в США. Три организации осуществляли гуманитарные операции в связи с армянским кризисом: Американский Красный Крест, «Помощь Ближнему Востоку» и «Американская Администрация Помощи». Все они работали в тесном сотрудничестве с правительством США, что является отличительной чертой американской гуманитарной деятельности. Наиболее плодотворным периодом их деятельности был 1915-1930 гг., когда американцы успешно реализовали краткосрочные программы спасения в чрезвычайной ситуации, хотя программы строительства мирной жизни в послевоенной Армении достигли весьма скромных результатов из-за недостатка финансирования. В целом, кампания в поддержку армян знаменовала поворотный момент в истории американской благотворительности. Начавшись как спасательная операция скромных масштабов, она превратилась в первое в американской истории общенациональное благотворительное движение. Оно было беспрецедентным по степени вовлеченности средств массовой информации и участию известных личностей. Были собраны рекордные для истории американской благотворительности пожертвования. В то же время негативным аспектом кампании в помощь армянскому населению являлось патерналистское отношение американских благотворителей к спасаемым, убежденность в своей цивилизаторской миссии. 

69-73 232
Аннотация

Имя Григория Христофоровича Чалхушьяна – известного юриста, публициста, историка, гласного городской думы г.Hахичевани-на-Дону, родом из армянских крымских переселенцев, связано не только с законотворчеством и успехами в его профессиональной сфере, но и с областью воспитания и обучения подрастающего поколения. После окончания Лазаревского института поступил и окончил юридический факультет Московского университета. Здесь, на юридическом факультете, славившемся в этот период своими либеральными традициями, он познакомился со многими прогрессивными деятелями того времени и на всю жизнь впитал многие их идеи. Возвратившись в родную Нахичевань, активно включается в общественно-политическую деятельность. В Национальном архиве Армении (НАА) сохранился ряд дел, посвященных педагогической деятельности и педагогическим идеям Г. Х.Чалхушьяна. К сожалению, в отечественной и зарубежной историографии нет ни одной работы, полноценно анализирующей активную общественно-политическую и публицистическую деятельность выдающейся личности г. Нахичевани-на-Дону Григория Христофоровича Чалхушьяна. Получив достаточно консервативное армянское семейное воспитание, он с самого начала своей активной общественной деятельности отстаивал традиционные семейные ценности. Будучи гласным Нахичеванской-на-Дону Городской думы, он неоднократно выступал с различными предложениями, связанными с постановкой учебного дела в городе. Его педагогические идеи не нашли отражения в исследованиях историков и краеведов. Именно он стал председателем объединения Родительских комитетов учебных заведений Hахичевани-на-Дону. Родительский комитет во главе с председателем – Г. Х.Чалхушьяном придавал серьезное значение для здоровья и успехов учеников. Также призывал обратить внимание на проблемы внешкольного надзора с целью организовать места для отдыха детей и молодежи. Внимание уделялось и питанию, и здоровью детей. Вопросы нравственного воспитания детей неоднократно отмечались в докладах Г. Х. Чалхушьяна. Одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения он считал необходимость оградить детей от пагубного влияния улицы. Занимая должность гласного Городской Думы и отлично владея ситуацией, сложившейся в Hаxичевани-на-Дону в сфере образования, он не мог не видеть, как отрицательно сказывается на процессе образования нахичеванской молодежи отсутствие гимназии. Занимая эту полуофициальную общественную должность – председателя Родительских комитетов, Григорий Христофорович Чалхушьян затрагивал очень важные вопросы, касающиеся не только педагогов и учеников, но и родителей и вообще всего, что может повлиять на духовное и физическое развитие детей и не раз удостаивался самых искренних слов признательности от местного армянского общества. Благодаря исследованию деятельности и трудов этой незаслуженно забытой личности, в научный оборот вводятся ранее не изученные исторические источники как на русском, так и на армянском языках

74-78 164
Аннотация

Данная статья посвящена Нахичеванской духовной семинарии и ее роли в воспитании армянского юношества в Нахичевани-на-Дону. История Нахичеванской духовной семинарии, насчитывающая около сорока лет своего существования, так и не стала предметом специальных исследований. В основе статьи лежат материалы Государственного архива Ростовской области, многие из которых вводятся в научный оборот впервые. В работе рассматриваются как основные этапы становления и формирования самой духовной семинарии, так и проблемы подбора ее педагогического персонала. Особое внимание в статье уделяется тем проблемам, с которыми приходилось сталкиваться руководству духовной семинарии, а также решению тех трудностей, которые чинило правительством Российской Империи. В статье приводятся факты, свидетельствующие о той помощи, которую оказывали данному учебному заведению как городское управление, так и рядовые граждане. Свое основание Нахичеванская духовная семинария ведет с 1881 г., после того, как было закрыто армянское Халибовское училище в Феодосии. Примечательно, что большинство предметов в духовной семинарии изучалось на армянском языке и лишь некоторые из них – на русском. Перед выпускниками семинарии вставал выбор: либо проложить свое духовной образование в Эчмиадзине, либо получить в дальнейшем светское образование. Именно за счет выпускников семинарии комплектовался весь штат священников г. Нахичевани-на-Дону и окрестных армянских сел. Кроме того, в статье акцент делается на тех сложностях и жизненных перипетиях, в той или иной степени, мешающих выпускникам духовной семинарии наладить жизнь и получить достойное высшее образование после революции 1917 года. Закрытие духовной семинарии после установления Советской власти происходило в русле той политике, которую проводили большевики по отношению в религии и церкви. Отмечается вклад семинарии в формировании интеллектуальной элиты и педагогических кадров, к подготовке которых данное учебное заведение имело непосредственное отношение.

79-85 179
Аннотация

В статье затронуты вопросы внедрения армянского торгового капитала в российскую экономику начиная со второй половины XVII в. Во времена царствования Алексея Михайловича армянские купцы из так называемой «Шахской области» развернули активную деятельность в Российском государстве, внедряя определенные элементы капитализма и способствуя реализации основных направлений внешней торговли России. Благодаря своей деятельности армянские купцы способствовали не только развитию внешнеторговых связей Российского государства, но и внесли свой вклад в развитие российской экономики, упрочив позиции армянских торговцев и предпринимателей.
В России на сегодняшний день проживает по разным оценкам около 2 миллионов армян. Начало армянским поселениям на территории Российской империи было положено еще несколько столетий назад и связано в том числе с активным налаживанием торговых связей и увеличением доли армянского капитала в российской экономике.
Российско-армянские отношения, имеющие богатую историю, на сегодняшний день продолжают активно развиваться и укрепляться, в частности, в торгово-экономической сфере. В этой связи представляется актуальным проследить истоки и динамику этих отношений, продемонстрировать глубокие корни и успешный опыт торгового и финансового взаимодействия сторон, выявить роль армянского торгового капитала в развитии не только внутреннего рынка, но и внешнеторговой линии российского государства. Помимо этого, актуальность и новизна данного исследования обусловлена недостаточной разработанностью данной тематики в современной Армении, а также стремлением повысить осведомленность армянского и российского научных сообществ о роли армянских купцов и их взаимодействии с Россией начиная с XVII-XVIII вв. С этой точки зрения особого внимания заслуживает то обстоятельство, что именно армянские купцы стояли у истоков формирования и становления кредитной системы Российской империи.
В результате их деятельности впервые в России была введена и активно применялась вексельная система.
В статье нами сделана попытка показать, что, благодаря богатому опыту, армянские купеческие сословия и отдельные торговцы гармонично вписались в основные внешнеторговые векторы, обозначенные Алексеем Михайловичем: западный и восточный, сыграв активную роль в их реализации.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

86-95 207
Аннотация

Целью данного исследования является выявление отличия правовых последствий прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям «отсутствие события правонарушения» и «отсутствие состава правонарушения». Задачи по достижения данной цели соответственно стали: 1) проанализировать схожесть и различия указанных дефиниций на примере ответственности за нарушения законодательства о контрактной системе при выборе способа закупки; 2) обосновать важность правильного их применения в административном процессе.
В работе применены общенаучные методы исследования сравнение и анализ и метод экспертных оценок. Автором с использованием примеров административной и судебной практики рассмотрена правоприменительная практика по оценке наличия или отсутствия события и состава административного правонарушения в конкретных делах. Впервые в условиях принятия оптимизационного пакета изменений законодательства о контрактной системе в сфере закупок рассматривается вопрос ответственности за нарушения при выборе способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика). Актуальность работы заключается в том, что законодательство о закупках регулярно меняется, в основном в направлении либерализации, а нормы Кодекса об административные правонарушения с «жесткими» санкциями – стабильны, в связи с чем возникает необходимость анализа практики и выработки рекомендаций по предотвращению возможных ошибок. При этом следует учитывать и противоречивость правоприменительной практики по данной теме. Работа может быть полезна должностным лицам государственных и муниципальных заказчиков, сотрудникам контрольных органов, студентам юридических вузов, а так же всем, интересующимся административным правом.
Цифровизация закупок выдвигает новые требования к уточнению зон ответственности должностных лиц за различные процедуры проведения закупок в рамках контрактной системы. Автором даются рекомендации о разработке локальных нормативных актов, регулирующих обязанности сотрудников контрактной службы, о действиях по предупреждению нарушений, за которые может быть применена административная ответственность, а также рекомендации должностным лицам, привлеченным к административной ответственности за нарушения при выборе способа закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд о путях и способах правовой защиты. В работе использована Справочная правовая система КонсультантПлюс

96-105 155
Аннотация

Изучение статуса муниципальных органов власти показывает, что их правовое положение с каждым изменением законодательства о местном самоуправлении все больше зависит от органов государственной власти. Поэтому такой элемент статуса, как гарантии самостоятельности органов, вытекающий из смысла норм ст. 12 Конституции РФ, становится менее выраженным, а реальность самостоятельности органов сводится к минимуму и постепенно становится декларативной.
Последние поправки в Конституцию РФ [7] лишь упрощают и заранее легитимируют процесс централизации публичной власти, несамостоятельности и зависимости муниципальных органов от правовых предписаний государства. Они усилили позиции государства в сфере местного самоуправления и ослабили фундаментальность самостоятельности органов, исходящую из положений ст. 12 Конституции РФ. С помощью поправок так же ликвидирован вечно возникающий вопрос о самостоятельности определения структуры органов местного самоуправления, которая как бы существует. Эта самостоятельность сильно ограничена государством.
Факт ее наличия призрачен настолько, насколько слабо обеспечена теза, о том, что население России самостоятельно и непосредственно осуществляет местное самоуправление. С одной стороны, такой факт делает систему органов публичной власти монолитной и централизованной, а власть более концентрированной. С другой стороны, история нашего государства уже показала недееспособность жесткой централизованной советской модели управления. Поэтому эффективность публичной власти будет зависеть, прежде всего, от правильного, сбалансированного процесса централизации, сопряженного с честным соблюдением конституционных предписаний системной обособленности органов местного самоуправления от органов государственной власти. Это будет способствовать компетенционной разгрузке органов государственной власти и возможности сосредоточиться на решении ключевых государственных задач, возрождению инициативности и контролируемой самостоятельности

106-112 205
Аннотация

Статья посвящена анализу законодательства об отходах и ликвидации накопленного ущерба, а также практике применения такого законодательства в странах Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС). Рассмотрена Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 года, участниками которой в настоящее время являются все государства-члены ЕАЭС. Затронут вопрос о влиянии Базельской конвенции на их национальное законодательство. Выявлены законодательные пробелы и недостатки нормативного регулирования обращения с отходами, а также ликвидации накопленного ущерба в каждой из стран ЕАЭС. Определены наиболее удачные правовые новеллы в данной области отношений.
Сформулированы рекомендации по их заимствованию другими странами ЕАЭС. В частности, проанализированы нормы нового Экологического кодекса Республики Казахстан (вступил в силу 1 июля 2021 г.), которые признаны наиболее прогрессивными как по детализации и тщательности проработки, так и по их экологической ориентированности. В статье констатируется, что в ряде стран ЕАЭС наметились общие подходы к регулированию обращения с опасными отходами. Исходя из этого, предлагается усилить роль надгосударственного регулирования данных отношений в рамках ЕАЭС путем развития системы международно-правовых актов и гармонизации национальных законодательных систем стран-участниц Союза по этому вопросу. Особый акцент сделан на полномочиях органов власти в области ликвидации накопленного ущерба. Выявлены существенные проблемы в соответствующем российском законодательстве, а также практике его применения. Сформулированы предложения по их устранению. 

113-119 176
Аннотация

В данной статье рассматриваются проблемы определения места государственных программ в системе документов государственного планирования, проводится исследование характеристик стратегического и текущего планирования и их сопоставление с основными элементами государственных программ, осуществляется сравнительный анализ наиболее распространенных инструментов государственного планирования и программирования. Приводятся выводы и предложения по повышению эффективности государственного программирования как инструмента государственного управления. Рассматриваются конкретные примеры противоречий в законодательстве о государственном программировании, отсутствия взаимоувязки целевых ориентиров документов целеполагания и государственных программ. Делается вывод о том, что базовой причиной низкой эффективности государственного программирования является отсутствие главного документа целеполагания – Стратегии социально-экономического развития РФ. Высказываются предложения о необходимости корректировки закона о стратегическом планировании, устранения противоречий и пробелов в законодательстве о государственном планировании и программировании, взаимоувязки целевых ориентиров в документах целеполагания и стратегиях уровня макрорегиона и регионов. Данные выводы означают особую научную актуальность данной статьи и могут быть использованы представителями уполномоченных органов государственной власти для решения проблем повышения эффективности государственного планирования.

120-123 240
Аннотация

В статье исследуются основные проблемы эффективности системы подготовки научных и научно-педагогических кадров в современных условиях реформирования системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации. Интеграция в Болонский процесс имеет ряд преимуществ, однако влечет за собой массу объективных сложностей, неизбежных при проецировании европейского подхода к системе высшего образования на сложившуюся западную систему. Одной из таких сложностей вызвал пересмотр подхода к уровням высшего и послевузовского образования, оказавший заметное и весьма неоднозначное влияние на эффективность действующей системы подготовки кадров высшей квалификации. Становление аспирантуры в качестве очередной ступени высшего образования и установление основной цели образовательного процесса в виде получения квалификации «исследователь. преподаватель-исследователь» взамен прежней основной цели в виде подготовки и защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук означает значительную смену приоритетов института аспирантуры. Представляется, что образовательная компонента данной системы носит вспомогательный характер, прежде всего, способствуя становлению обучающегося в роли исследователя, а также включая в себя подготовку к ведению учебных занятий на уровне вуза. Вместе с тем, подготовка исследователей как кадров высшей квалификации высоко востребована не только в рядах научно-педагогического сообщества, но также в системе государственного управления областью науки и высшего образования, экспертной, законотворческой и иных видах деятельности. И наиболее показательным для рынка труда является наличие у специалиста ученой степени в соответствующей отрасли знаний, но не диплома об окончании аспирантуры, если защита диссертации не стала логичным завершением обучения в ней. Обозначенная проблема требует постепенного, многоуровневого реформирования действующего законодательства, которое должно быть направлено как на верную расстановку акцентов в действующей системе подготовки кадров высшей квалификации, так и их тщательный отбор и последующее стимулирование.

124-130 214
Аннотация

Актуальность статьи обусловлена отсутствием научных исследований, посвященных изучению частноправовых аспектов антитеррористической защиты объектов. Традиционно рассматриваемая в рамках публично-правовых юридических наук деятельность по противодействию терроризму не успела найти свое отражение в работах отечественных цивилистов. Автор данной публикации по-новому подходит к вопросу о том, какими – публично- или частноправовыми – средствами обеспечивается указанная защита на различных этапах общественного развития. Идея автора направлена на поиск и выявление периода становления правового регулирования отношений по антитеррористической защите объектов, выделение его частноправовых аспектов, рассмотрение его динамики в разные исторические периоды развития государства, а также изучение его современного состояния. Решение данных задач является целью настоящего исследования.
Выбранная автором методология обусловлена поставленной целью. Автор использует исторический подход к изучению отношений в сфере антитеррористической защищенности объектов с целью определения этапа формирования правовых средств регулирования указанных отношений. Диалектический метод позволяет проследить изменение и развитие правового регулирования в тот или иной исторический период.
Применение общелогических методов исследования способствуют объективному рассмотрению имеющихся фактов в отдельности и во взаимосвязи с существовавшим в конкретный момент времени состоянием общественных отношений. В ходе научного поиска было установлено, что правовое регулирование изучаемых отношений было сформировано во второй половине XIX в., имело публично-правовой характер, было обусловлено возросшим уровнем террористических угроз и содержало частноправовой аспект. Автором доказано, что изменение правовых средств регулирования отношений по антитеррористической защищенности объектов находится в зависимости от складывающихся общественных отношений, на основании их анализа были выделены три этапа: «дореволюционный», «советский» и «современный». Обосновано, что современный этап развития гражданского оборота характеризуется сочетанием публично- и частноправовых способов обеспечения изучаемой защиты. Определено, что в качестве основного гражданско-правового средства выступает соответствующего вида договор оказания услуг.

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

131-139 188
Аннотация

В неологическом пространстве кинодискурса отдельное место занимают новые лексемы, характеризующие кинокартины с положительной или отрицательной стороны. Эта оценка зависит от различных факторов (актерский состав, качество актерской игры, смысловая составляющая или ее отсутствие в фильме, бюджет картины и т.д.) и дается, как правило, кинокритиками или обычными зрителями – реципиентами кино. Оценка может быть объективной и субъективной, сиюминутной или «проверенной временем». Точкой отсчета при оценке кинофильмов является некий «средний уровень» (нулевая оценка), при сравнении с которым кинокартины характеризуются дерогативно или мелиоративно. В статье рассматривается две группы англоязычных неологизмов кинодискурса с «аксиологически-интерпретационным» потенциалом, характеризующие жанр / разновидность кинофильма и участников кинодискурса.
Источниками неологизмов кинодискурса с оценочным компонентом явились интернет-словари, глоссарии кинотерминов, англоязычные статьи средств массовой информации. Базируясь на дефинициях таких неологизмов кинодискурса, а также интернет-контенте, содержащем данные неологизмы, можно сделать выводы об отдельных аспектах, влияющих на положительную или отрицательную характеристику кинофильма. Резюмируется, что неологизмы кинодискурса с «аксиологически-интерпретационным» потенциалом обладают манипулятивным свойством, воздействуя на зрительскую аудиторию, влияя на их оценку кинофильма, а также ожидания от картины, что может сказаться не только на популярности и успешной продаваемости фильма, но и, напротив, привести к его провалу в прокате. Не всегда, однако, принадлежность той или иной картины к определенному киножанру с отрицательной характеристикой будут отталкивать зрителя и негативно влиять на окупаемость картины, а наличие положительных героев необязательно привлечет бóльшую аудиторию. Учитывая популярность фильмов и сериалов с так называемыми «трудными героями» и положительно окрашенное контекстное поле неологизма “difficult man”, можно, напротив, заключить, что отрицательные, многогранные персонажи импонируют зрителю гораздо больше, чем целиком положительные экранные типажи.

140-148 207
Аннотация

В статье предлагается опыт интерпретации авторского предисловия (АП) одного из знаковых произведений мировой литературы как актуальная интегративная филологическая проблема. В ней показывается логика перехода от литературоведческих («чистый роман») вопросов к лингвистическому аспекту исследования. Объект изучения – авторское предисловие как жанр художественного дискурса (ХД). Цель исследования – выявить элементы, обусловливающие специфику реализации функций мини-текста. Новизна работы заключается в исследовании предисловия как композиционного элемента произведения в аргументативном аспекте. Авторский вклад состоит в применении собственно авторской модели к объекту анализа. Данная модель включает категории аргументативного пространства (эпистемический контекст, каузальность, модальность); а также двоякое понимание аргументации – в узком (как процесс приведения доводов) и широком (как константа, онтологическая обоснованность) смысле. В узком смысле аргументация находит выражение в различных формах: рассуждение как тип текста; когнитивные элементы аргументативного процесса в дискурсе (гипотеза, концессив, уточнение); различные синтаксические приемы – «аргументативные весы», двойное отрицание, параллельные конструкции. Делается вывод о взаимосвязи узкого и широкого понимания аргументации на основе единства трех понятий – «объяснение – оценка – осмысление». «Объяснение» и «оценка» в узком смысле характеризуют аргументативный процесс («за» и «против»), а в широком – манифестируют объективность на основе дистанцированности. «Осмысление» в единстве двух предыдущих этапов указывает на специфику реализации намерения «доказывать», отсутствие которого – в завязке и развязке – создает раму предисловия. В широком смысле анализируемое предисловие характеризуется как жанр, выполняющий не воздействующую, а ориентирующую функцию к пониманию творческого кредо объективного / неангажированного писателя. Этому способствует выраженная пластичность диалогических отношений между участниками дискурса – великим французским автором и его потенциальными (далее – реальными) читателями, способными стать ему равными партнерами в конструировании релевантной для себя картины мира. Делается вывод о позиции автора как художника, способного таким образом вовлечь в диалог максимальное количество читателей: она может восприниматься двояко – и как отстранение автора от своего художественного пространства, и как приглашение к совместному путешествию.

149-154 293
Аннотация

Изучение иностранного языка предполагает овладение новым языковым кодом, но это также вход в новое коммуникативное сообщество, культурно определяемое его словесными жанрами. Доступ к знаниям – это вход в научные сообщества, имеющие собственные дискурсивные формы для изложения, обсуждения и распространения знаний. Образовательная деятельность несет ответственность за восприятие обучающимися «дискурсивного смещения», которое представляет собой обучение. Обучающимся современных вузов необходимо овладеть дискурсивными формами, не являющимися частью их непосредственного коммуникативного опыта.
Изучение взаимосвязи между литературой и рекламой предполагает глубокое понимание их места в культурной практике. Современный рекламный жанр широко использует скриптуральные матрицы самых разных дискурсивных жанров. Особое предпочтение отдаётся пастишу и пародии. Рассматривая феномен современных переписываний, не стоит претендовать на решение сложной проблемы определения пастиша, а скорее необходимо подчеркнуть валоризацию во французском контексте таких процессов, как имитация и транспозиция, предполагающих связь традиций и новых концепций. Пастиш следует рассматривать как практику, позволяющую исследовать жанровые границы. Эта практика принимает форму игры, рассчитанную на участие получателя рекламного сообщения. С момента появления пастиш становится частью социальной и институциональной вселенной, таким же произведением, как и любое другое. В современной рекламе использование пастиша допускается во имя свободы выражения, при условии отсутствия риска смешения с гипотекстом, а также присутствие у имитатора юмористического замысла, исключающего как намерение, так и возможность причинения вреда.
В данной статье речь идёт о демонстрации эффективности использования вторичного литературного жанра, пастиша, в интертекстуальной практике рекламного медиа-дискурса. Появление этой формы подражания при обучении французскому языку как иностранному представляется как оригинальный способ обновления традиционной педагогической практики имитации текста и, одновременно, повышения учебной мотивации обучающихся посредством увлекательного живого соприкосновения с разнообразными дискурсивными жанрами.

155-161 186
Аннотация

В статье характеризуются базовые признаки идиостиля великого русского поэта ХХ века Б.Л. Пастернака. Анализ осуществляется с учетом антропогенного подхода к тексту на основе изучения авторитетных изысканий в области дискурсологии, стилеведения, лингвистики текста, лингвокультурологии, когнитивной лингвистики, филологического анализа, стиховедения, философии и других направлений современного научного знания Автор работы строит свои рассуждения с учетом того, что сам «строй» образов, мыслей, чувств, звуков» и есть то «рациональное зерно», которое мотивирует постановку вопроса о специфике авторского идиостиля как субъективного, индивидуально ощущаемого конструирования текстового пространства. Рассматривая пастернаковский поэтический текст как имманентно организованную художественную структуру, автор статьи не без оснований считает, что сам стиховой ряд создает условия, способствующие формированию синтаксических отрезков, в составе которых проявляются «колеблющиеся признаки значений» и «затемненные смыслы» именований явлений мира. Художник поэтического слова получает в этом случае не только полную свободу выбора и основной атрибутики денотата, и ее деталей, и обстоятельств, сопутствующих раскрытию признаков обозначаемого, но и возможность создать в пространстве текста новые номинационные структуры, содержащие элементы метакомментария, включающие субъективно-оценочные моменты, фиксирующие авторское присутствие в тексте. В статье отмечается, что употребление Б. Л. Пастернаком синтаксической номинации как структуры «остановленного мгновения» поэтического бытия связано с выявлением глубинной семантической связности его элементов. Рассуждения, содержащиеся в статье, подводят читателя к выводу о том, что по мере созревания лирического героя Пастернака наблюдается трансформация соотношения текста и метатекста, вызванная изменениями в проявлении индивидуального авторского мировосприятия. 

РЕЦЕНЗИИ

ЮБИЛЕИ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)