Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск

ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ НЕОЛОГИЗМОВ В КИНОДИСКУРСЕ И ЕГО МАНИПУЛЯТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.3.18

Аннотация

В неологическом пространстве кинодискурса отдельное место занимают новые лексемы, характеризующие кинокартины с положительной или отрицательной стороны. Эта оценка зависит от различных факторов (актерский состав, качество актерской игры, смысловая составляющая или ее отсутствие в фильме, бюджет картины и т.д.) и дается, как правило, кинокритиками или обычными зрителями – реципиентами кино. Оценка может быть объективной и субъективной, сиюминутной или «проверенной временем». Точкой отсчета при оценке кинофильмов является некий «средний уровень» (нулевая оценка), при сравнении с которым кинокартины характеризуются дерогативно или мелиоративно. В статье рассматривается две группы англоязычных неологизмов кинодискурса с «аксиологически-интерпретационным» потенциалом, характеризующие жанр / разновидность кинофильма и участников кинодискурса.
Источниками неологизмов кинодискурса с оценочным компонентом явились интернет-словари, глоссарии кинотерминов, англоязычные статьи средств массовой информации. Базируясь на дефинициях таких неологизмов кинодискурса, а также интернет-контенте, содержащем данные неологизмы, можно сделать выводы об отдельных аспектах, влияющих на положительную или отрицательную характеристику кинофильма. Резюмируется, что неологизмы кинодискурса с «аксиологически-интерпретационным» потенциалом обладают манипулятивным свойством, воздействуя на зрительскую аудиторию, влияя на их оценку кинофильма, а также ожидания от картины, что может сказаться не только на популярности и успешной продаваемости фильма, но и, напротив, привести к его провалу в прокате. Не всегда, однако, принадлежность той или иной картины к определенному киножанру с отрицательной характеристикой будут отталкивать зрителя и негативно влиять на окупаемость картины, а наличие положительных героев необязательно привлечет бóльшую аудиторию. Учитывая популярность фильмов и сериалов с так называемыми «трудными героями» и положительно окрашенное контекстное поле неологизма “difficult man”, можно, напротив, заключить, что отрицательные, многогранные персонажи импонируют зрителю гораздо больше, чем целиком положительные экранные типажи.

Об авторе

П. С. Бирюкова
Кубанский государственный университет
Россия

Бирюкова Полина Сергеевна – ассистент и соискатель кафедры английской филологии

Краснодар



Список литературы

1. Арутюнова Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики. М.: Наука, 1982. С. 5–23.

2. Бирюкова П.С. Особенности кинодискурса «трудного героя» (“difficult man”) // Филологические науки в XXI веке: актуальность, многополярность, перспективы развития: сборник научных трудов. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2020. С. 4–9.

3. Виноградов В. В. Русский язык: Грамматическое учение о слове: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1986. 640 с.

4. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М.: Наука, 1985. 256 с.

5. Гибатова Г. Ф. Аксиология в языке // Вестник ОГУ. 2011. № 2(121). С. 127–132.

6. Гоббс Т. Сочинения в 2-х т. Т. 1 / Пер. с лат. и англ.; Сост., ред. изд., авт. вступ. ст. и примеч. В. В. Соколов. М.: Мысль, 1989. 622 с.

7. Зарецкая А. Н. Особенности реализации подтекста в кинодискурсе: монография. Челябинск: Абрис, 2012. 192 с.

8. Катермина В. В. Номинации человека: национально-культурный аспект (на материале русского и английского языков): монография. М.: ФЛИНТА, 2016. 222 с.

9. Катермина В. В., Бирюкова П.С. Гендерно-окрашенные англоязычные неологизмы в кинодискурсе // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 2020. № 2. С. 44–52.

10. Кузнецова О. В. Проблемы кинообслуживания на целине: статистика и повседневность // Гуманитарные и юридические исследования. 2017. № 2. С. 98–104.

11. Липириди С. Х., Катермина В. В. Лингвокультурологические аспекты изучения новой лексики в условиях глобализации // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2019. № 4. С. 31–39.

12. Радченко М. Словообразовательные неологизмы в современном русском и хорватском языках // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Серия 2, Языкознание. 2009. № 2(10). С. 140–144.

13. Самкова М. А. Кинотекст и кинодискурс: к проблеме разграничения понятий // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2011. № 1(8). С. 135–137.

14. Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М.: Наука, 1986. 142 с.

15. Хидекель С. С., Кошель Г. Г. Оценочный компонент лексического значения слова // Иностранные языки в школе. 1981. № 4. С. 7–10.

16. ABC News: Nightline: Facing controversy. Megyn Kelly’s comments about blackface. URL: https://www.english-corpora.org/coca/ (Дата обращения: 05.09.2021).

17. Bennett L. Against antiheroes // The New Republic. 2013, August 18. URL: https://newrepublic.com/article/114346/antiantihero-against-cultural-buzzwords (Дата обращения: 02.09.2020).

18. Brett M. Difficult Men: Behind the Scenes of a Creative Revolution: From The Sopranos and The Wire to Mad Men and Breaking Bad. 2013. URL: https://ru.scribd.com/book/190955918/Difficult-Men-Behind-the-Scenes-of-a-CreativeRevolution-From-The-Sopranos-and-The-Wire-to-Mad-Men-and-Breaking-Bad (Дата обращения: 02.09.2020).

19. Cambridge Dictionary. URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/ (Дата обращения: 01.07.2020).

20. Collider. URL: https://collider.com/quentin-tarantino-grindhouse-failure-reason-why/ (Дата обращения: 01.07.2020).

21. Collins Dictionary. URL: https://www.collinsdictionary.com/ (Дата обращения: 01.07.2020).

22. Empire. April, 2020. URL: https://www.empireonline.com/movies/features/empire-30-quentin-tarantino-answers-yourquestions/ (Дата обращения: 01.07.2020).

23. Film Terms Glossary. URL: https://www.filmsite.org/filmterms4.html (Дата обращения: 01.07.2020).

24. Fisher A., Walker J. Grindhouse: cultural exchange on 42nd Street and beyond. NY: Bloomsbury Academic. 2016. 280 p.

25. Hunter I. Q. British trash cinema, 2013. URL: https://www.academia.edu/5273445/British_Trash_Cinema (Дата обращения: 01.07.2020).

26. Hwang S. L. Drag queens. The Wall Street Journal, January 31, 1996. URL: https://www.southcoasttoday.com/article/19960203/NEWS/302039945 (Дата обращения: 29.05.2021).

27. Macmillan Dictionary. URL: https://www.macmillandictionary.com/ (Дата обращения: 17.06.2021).

28. Martin B. Difficult Men: Behind the Scenes of a Creative Revolution: From The Sopranos and The Wire to Mad Men and Breaking Bad. Penguin books, 2014. 320 p.

29. Merriam-Webster Dictionary. URL: https://www.merriam-webster.com/ (Дата обращения: 01.07.2020).

30. Miller S. The Joy of the Hate-Watch. The New York Times, 2020. URL: https://www.nytimes.com/2020/05/18/style/hatewatch-joy.html (Дата обращения: 05.09.2021).

31. Nussbaum E. The female bad fan. The New Yorker. URL: https://www.newyorker.com/culture/cultural-comment/femalebad-fan (Дата обращения: 01.07.2020).

32. Online Etymology Dictionary. URL: https://www.etymonline.com/ (Дата обращения: 01.07.2020).

33. Schwarzbaum L. No More Mr. Nice Guys // The New York Times. 2013, July 12. URL: https://www.nytimes.com/2013/07/14/books/review/difficult-men-by-brett-martin.html (Дата обращения: 02.09.2020).

34. Seltzer S. The Girl with the Dragon Tattoo: Why we should cheer Lisbeth Salander. The Christian Science Monitor, 2010. URL: https://www.csmonitor.com/Commentary/Opinion/2010/0728/The-Girl-with-the-Dragon-Tattoo-Why-we-shouldcheer-Lisbeth-Salander (Дата обращения: 05.09.2021).

35. Silverberg R. Reflections and Refractions. Nonstop Press; Revised and expanded edition, 2016. URL: https://books.google.ru/books?id=HZ8BAgAAQBAJ&pg=PT254&lpg=PT254&dq=smoxploitation+silverberg&source=bl&ots=06ZWta_hEk&sig=ACfU3U3qaB0X61MBwzxUEMPp4M76YEoOVw&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwiVidLh6f7yAhVMmIsKHXe3C9EQ6AF6BAgCEAM#v=onepage&q=smoxploitation%20silverberg&f=false (Дата обращения: 05.09.2021).

36. Tait Th. Difficult Men: From The Sopranos and The Wire to Mad Men and Breaking Bad by Brett Martin – review // The Guardian. 2013, September 18. URL: https://www.theguardian.com/books/2013/sep/18/difficult-men-brett-martin-review (Дата обращения: 02.09.2020).

37. The Free Dictionary. URL: https://www.thefreedictionary.com/ (Дата обращения: 01.07.2020).

38. Urban Dictionary. URL: https://www.urbandictionary.com/ (Дата обращения: 01.07.2020).

39. Word Spy: The Word Lover’s Guide to New Words URL: https://www.wordspy.com (Дата обращения: 29.05.2021).

40. WordBueno. URL: https://wordbueno.com/word (Дата обращения: 17.06.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Бирюкова П.С. ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ НЕОЛОГИЗМОВ В КИНОДИСКУРСЕ И ЕГО МАНИПУЛЯТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ. Гуманитарные и юридические исследования. 2021;(3):131-139. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.3.18

For citation:


Biryukova P. EVALUATIVE COMPONENT OF ENGLISH NEOLOGISMS IN CINEMATIC DISCOURSE AND ITS MANIPULATIVE POTENTIAL. Humanities and law research. 2021;(3):131-139. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.3.18

Просмотров: 192


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)