Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск

ПЕРМАНЕНТНАЯ МИНИМИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ КАК ИММАНЕНТНАЯ ЧЕРТА РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.3.13

Аннотация

Изучение статуса муниципальных органов власти показывает, что их правовое положение с каждым изменением законодательства о местном самоуправлении все больше зависит от органов государственной власти. Поэтому такой элемент статуса, как гарантии самостоятельности органов, вытекающий из смысла норм ст. 12 Конституции РФ, становится менее выраженным, а реальность самостоятельности органов сводится к минимуму и постепенно становится декларативной.
Последние поправки в Конституцию РФ [7] лишь упрощают и заранее легитимируют процесс централизации публичной власти, несамостоятельности и зависимости муниципальных органов от правовых предписаний государства. Они усилили позиции государства в сфере местного самоуправления и ослабили фундаментальность самостоятельности органов, исходящую из положений ст. 12 Конституции РФ. С помощью поправок так же ликвидирован вечно возникающий вопрос о самостоятельности определения структуры органов местного самоуправления, которая как бы существует. Эта самостоятельность сильно ограничена государством.
Факт ее наличия призрачен настолько, насколько слабо обеспечена теза, о том, что население России самостоятельно и непосредственно осуществляет местное самоуправление. С одной стороны, такой факт делает систему органов публичной власти монолитной и централизованной, а власть более концентрированной. С другой стороны, история нашего государства уже показала недееспособность жесткой централизованной советской модели управления. Поэтому эффективность публичной власти будет зависеть, прежде всего, от правильного, сбалансированного процесса централизации, сопряженного с честным соблюдением конституционных предписаний системной обособленности органов местного самоуправления от органов государственной власти. Это будет способствовать компетенционной разгрузке органов государственной власти и возможности сосредоточиться на решении ключевых государственных задач, возрождению инициативности и контролируемой самостоятельности

Об авторе

А. В. Колесников
Саратовская государственная юридическая академия
Россия

Колесников Андрей Владимирович – доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и муниципального права

Саратов



Список литературы

1. Боброва Н. А. Конституционное право как инструмент управления будущим, или Итоги выборов-2016 // Конституционное и муниципальное право. 2017. №1. С. 45-48.

2. Болдырев О. Ю. Конституционная реформа в России: актуальность, реализация, перспективы. Часть 2. Поправки к Конституции: нерешенные и новые проблемы и вектор дальнейшего реформирования // Конституционное и муниципальное право. 2020. №12. С. 3-8.

3. Васильев В. И. Местное самоуправление на пути централизации и сокращения выборности // Журнал российского права. 2015. №9. С. 149-161.

4. Доклад о результатах ежегодного мониторинга организации и развития местного самоуправления в Российской Федерации за 2020 год // Министерство Юстиции РФ. URL: https://minjust.gov.ru/ru/activity/directions/977/ (Дата обращения: 12.06.2021).

5. Доклад о результатах ежегодного мониторинга организации и развития местного самоуправления в Российской Федерации (за 2019 год и первое полугодие 2020 года). Под общей редакцией Первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации Ю.С. Любимова URL: https://minjust.gov.ru/ru/activity/directions/977/ (Дата обращения: 10.04.2021).

6. Душенко К. В. Большая книга афоризмов. Изд. 3-е, исправленное. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 1056 c.

7. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 №1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020, № 11, ст. 1416.

8. Ильин И. А. Яд партийности // Русский колокол. Берлин. 1928. №3. С. 78-81.

9. Информационно-аналитические материалы о развитии системы местного самоуправления в Российской Федерации (данные по состоянию на 1 июня 2015 г.) URL: https://minjust.gov.ru/ru/activity/directions/977/ (Дата обращения: 08.04.2021).

10. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие / [сост., пер., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков] – 8-е изд., исправл. и доп. М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 164-245.

11. Костюков А.Н. Народовластие и местное самоуправление: конституционные проблемы реализации // Вестник Сибирского юридического института МВД России. Красноярск. 2018. № 4 (33). С. 30-37.

12. Постановление Конституционного Суда РФ от 01 декабря 2015 г. № 30-П «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области “Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области” в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2016. №2.

13. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 января 2002 № 2-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 69, части второй статьи 70 и статьи 90 Конституции Республики Татарстан, а также пункта 2 статьи 4 и пункта 8 статьи 21 Закона Республики Татарстан “О выборах народных депутатов Республики Татарстан” в связи с жалобой гражданина М.М. Салямова» // Собр. законодательства Рос. Федерации, 2002, № 6, ст. 627.

14. Противодействие коррупции: конституционно-правовые подходы: коллективная монография / С.А. Авакьян, И.П. Кененова, А.С. Ковлер и др.; отв. ред. и рук. авт. кол. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2016. 512 с.

15. Федеральный закон от 04 июня 2014 г. № 146-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации, 2014, № 23, ст. 2931.

16. Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 01.07.2021 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. №40. Ст. 3822; 2021. № 27 (часть 1). Ст. 5117.

17. Федеральный закон от 12 июля 2006 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. №29. Ст. 3125.

18. Хабриева Т. Я., Клишас А. А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». М.: Норма, ИНФРА-М, 2020. 240 c.

19. Local Government Act (410/2015). URL: https://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/2015/en20150410.pdf (Дата обращения: 20.09.2020).

20. Municipal Government Act. Chapter M-26. URL: https://www.qp.alberta.ca/documents/acts/m26.pdf (Дата обращения: 12.10.2020).


Рецензия

Для цитирования:


Колесников А.В. ПЕРМАНЕНТНАЯ МИНИМИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ КАК ИММАНЕНТНАЯ ЧЕРТА РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ. Гуманитарные и юридические исследования. 2021;(3):96-105. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.3.13

For citation:


Kolesnikov A. MINIMIZING THE ORGANIZATIONAL INDEPENDENCE OF MUNICIPALITIES AS AN IMMANENT FEATURE OF THE RUSSIAN MODEL OF PUBLIC POWER IN RUSSIA. Humanities and law research. 2021;(3):96-105. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.3.13

Просмотров: 146


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)