ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ
https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.3.16
Аннотация
В статье исследуются основные проблемы эффективности системы подготовки научных и научно-педагогических кадров в современных условиях реформирования системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации. Интеграция в Болонский процесс имеет ряд преимуществ, однако влечет за собой массу объективных сложностей, неизбежных при проецировании европейского подхода к системе высшего образования на сложившуюся западную систему. Одной из таких сложностей вызвал пересмотр подхода к уровням высшего и послевузовского образования, оказавший заметное и весьма неоднозначное влияние на эффективность действующей системы подготовки кадров высшей квалификации. Становление аспирантуры в качестве очередной ступени высшего образования и установление основной цели образовательного процесса в виде получения квалификации «исследователь. преподаватель-исследователь» взамен прежней основной цели в виде подготовки и защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук означает значительную смену приоритетов института аспирантуры. Представляется, что образовательная компонента данной системы носит вспомогательный характер, прежде всего, способствуя становлению обучающегося в роли исследователя, а также включая в себя подготовку к ведению учебных занятий на уровне вуза. Вместе с тем, подготовка исследователей как кадров высшей квалификации высоко востребована не только в рядах научно-педагогического сообщества, но также в системе государственного управления областью науки и высшего образования, экспертной, законотворческой и иных видах деятельности. И наиболее показательным для рынка труда является наличие у специалиста ученой степени в соответствующей отрасли знаний, но не диплома об окончании аспирантуры, если защита диссертации не стала логичным завершением обучения в ней. Обозначенная проблема требует постепенного, многоуровневого реформирования действующего законодательства, которое должно быть направлено как на верную расстановку акцентов в действующей системе подготовки кадров высшей квалификации, так и их тщательный отбор и последующее стимулирование.
Об авторе
С. М. РукавишниковРоссия
Рукавишников Сергей Михайлович – кандидат юридических наук, докторант кафедры административного и муниципального права
Саратов
Список литературы
1. Приказ Минобрнауки России от 19.11.2013 №1259 (ред. от 17.08.2020) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2014 №31137) // Российская газета. №31, 12.02.2014; Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 15.09.2020).
2. Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров / под ред. А.Ю. Соколова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Норма : ИНФРА-М, 2018. 352 с.
3. В. В. Путин: нам нужно найти такие решения, которые повысят престиж, научный статус и доходы преподавателей и профессоров в регионах, обеспечат значительный рост качества образования и исследований в вузах // Высшее образование сегодня. №3. 2020. С. 2-10.
4. Гвильдис Т. Ю., Окерешко А. В. Рефлексивная модель стимулирования аспирантов к информальному образованию // Педагогика. Вопросы теории и практики. №1. 2020. С. 89-98.
5. Луценко С. И. Общественный запрос на реформирование системы аспирантуры в Российской Федерации // Общество и экономика. №6. 2020. С. 73-84.
6. Плугарь Д. М., Васильева А. В. Актуальные вопросы подготовки научно-педагогических кадров для органов и организаций прокуратуры Российской Федерации // Вопросы российского и международного права. № 1-1. 2020. С. 379–387.
7. Терентьев Е. А., Рыбаков Н. В., Бедный Б. И. Зачем сегодня идут в аспирантуру. Типологизация мотивов российских аспирантов // Вопросы образования. №1. 2020. С. 40-69.
8. Тодосийчук А. В. О совершенствовании системы подготовки и аттестации научных кадров // Экономист. №4. 2019. С. 57–67.
Рецензия
Для цитирования:
Рукавишников С.М. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ. Гуманитарные и юридические исследования. 2021;(3):120-123. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.3.16
For citation:
Rukavishnikov S. THE PROBLEMS OF THE TRAINING SYSTEM OF SCIENTIFIC AND TEACHING STAFF IN POSTGRADUATE SCHOOL. Humanities and law research. 2021;(3):120-123. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.3.16