ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
Статья посвящена роли и месту Донского региона в государственной политике интеграции северокавказских автономий и бывших казачьих областей в общегосударственное политико-экономическое пространство в 1920-1930-е гг. Данная проблема имеет безусловную актуальность на современном этапе, поскольку изучение исторического опыта модернизации южнороссийского макрорегиона, в том числе республик Северного Кавказа, является гарантией стабильного и поступательного развития России в XXI в. В статье затрагивается проблема районирования и административно-территориального устройства юга РСФСР как важнейшего фактора успешной модернизации Северного Кавказа в 1920-1930-гг В результате, в указанный период была сформирована модель интеграции Северокавказского макрорегиона с опорой на ресурсную базу промышленно развитых центров Донского региона, под которым в статье понимается территория всех донских округов и районов, входивших в состав Северо-Кавказского и Азово-Черноморского краёв, а также Ростовской области, образованной в 1937 г Выбор Донского региона в качестве локомотива модернизации Северного Кавказа был обусловлен наличием мощной промышленной базы, многочисленного рабочего класса, крупнейшей партийной организации, высоким уровнем урбанизации. Особое внимание в статье уделено роли Ростова-на-Дона, Таганрога, Шахт и других донских городов в качестве крупнейших центров модернизации не только северокавказских автономий, но и аграрных районов Дона, Кубани и Ставрополья.
В статье рассматривается деятельность российской администрации в Абхазии после упразднения княжества и, в особенности, накануне Лыхненского восстание 1866 г Политика первого начальника Сухумского военного отдела, так стала называться Абхазия, генерал-майора П. Н. Шатилова направленная на поддержку абхазского дворянства была признана Кавказской администрацией неверной, и он был смещен. Новый начальник Сухумского отдела В. М. Коньяр предлагал землю считать собственностью государства, которое вправе распорядиться ею полновластно, по своему усмотрению и утверждал, что никто в Абхазии не может быть признан землевладельцем. Члены комиссии по подготовке крестьянской реформы отказывали местному дворянству в их притязаниях на крестьян и их земли, но в тоже время крайне грубо и заносчиво вели себя с крестьянами. Недоверие представителей новой администрации к абхазскому населению, включая дворянство, нежелание считаться с особенностями местного уклада жизни, высокомерие и грубость чиновников стали одной из причин массового выступления народа.
Изменение приоритетов во внешнеполитическом курсе Вашингтона совпадают с периодом деятельности того или иного президента. Современные исследователи говорят о «президентских доктринах», которые являлись ответом на изменяющиеся исторические реалии. «Голодная война», окончившаяся распадом советской системы, повлияла на оформление идеи глобального лидерства США, которое было сформулировано в «Доктрине Клинтона». Автор предприняла попытку раскрыть особенности геополитической стратегии Соединённых Штатов по установлению контроля над Heartland в период формирования новой внешнеполитической системы. В представленной статье Южный Кавказ показан не столько как арена соперничества Вашингтона и Москвы, сколько как регион, в котором опробовались технологии внешнеполитического взаимодействия с новыми государствами, возникшими на постсоветском пространстве, прежде всего Россией, рассматривающей Кавказ как зону безусловного своего влияния. Стремясь заполнить стратегический вакуум, Соединённые Штаты использовали различные рычаги влияния на Грузию, Армению и Азербайджан, чтобы ослабить российское воздействие, а также не допустить активизации Ирана и Турции. Это была политика «проб и ошибок», которая показала, что абсолютного первенства здесь США не будут иметь, но именно в этот период Вашингтону удалось решить главную задачу - не допустить полного контроля России над «мостом Европа - Азия».
Статья посвящена распространению православия в Русской Америке в конце XVIII - середине XIX вв. Желание получить огромные выгоды заставляло многих русских отправляться в далекие земли, в том числе, и Русскую Америку, и предпринимать трудные путешествия, сопряженные с опасностями и рисками. Официальной датой основания православной церкви в Северной Америке принято считать 24 сентября 1794 г, и это было обусловлено прибытием православной миссии на остров Кадъяк под началом архимандрита Иоасафа. Дальнейшая православная миссия была связана с деятельностью святителя Иннокентия (И. Е. Вениаминова), проделавшего огромную работу для духовного просвещения коренных народов Аляски и Алеутских островов. Трудности православной миссии были определены как сложностями повседневной жизни на далеких островах, так и отношениями с аборигенами, зачастую жестоким обращением русских с коренным населением. Поэтому внимание автора обращено на непростые взаимоотношения русских с жителями Русской Америки в деле их религиозно-духовного просвещения. Продажа Аляски в 1867 г. США изменила и господствующий статус православной церкви в Русской Америке, которая не получив поддержку новых американских властей, потеряла свое влияние на коренное население. Протестантизм вытеснил православие в Русской Америке, но не полностью, так как свою миссионерскую деятельность православная церковь продолжает и до сих пор.
Статья повествует о диалоге между северокавказской традицией и культурными новациями, проникавшими в повседневную жизнь местных горских народов после вхождения края в состав Российской империи. Большую роль в данном процессе играли статусность и престиж предлагавшихся артефактов обновления. Подчеркивается роль образовательных и культурно-просветительских учреждений в развитии взаимопонимания и в налаживании мирной и созидательной жизни в северо-восточной части Кавказа, которые активно внедрялись в край российской стороной. Немалое значение имела деятельность имперской интеллигенции, способствовавшей становлению горских просветителей, которые выступали в качестве связующего звена между местной культурной традицией и культурными новациями, в которых предстояло жить горским народам. Их деятельность содействовала внедрению имперских культурных стереотипов в горскую среду, разъясняла перспективы развития для местных народов.
Предметом исследования является прусская знать, ставшая опорой Тевтонского ордена при освоении Пруссии в XIII-XIV вв. Цель работы заключается в характеристике положения нобилей на основе их состава и имущественного положения. Для этого при помощи просопографического анализа, сравнительно-исторического и типологического методов построен полный перечень знатных лиц, отсутствующий в настоящее время в историографии. На основе обширного материала актов, хроник и исторических сочинений XIII-XVI вв. проведена дифференциация прусской знати и выявлены их обязанности в отношении Ордена. В результате установлено, что прусская знать состояла из трех групп (крупные, средние и мелкие землевладельцы), которые различались по размерам земельных наделов и обязанностям (военная служба, выплата налогов, строительство укреплений). При этом на первое место, в условиях постоянных вооруженных конфликтов, выходила военная служба. Знание местности и связь с местным населением обусловили разнообразие военных функций, выполняемых нобилями. Они привлекались для военных кампаний как советники, проводники и разведчики, а также совершали набеги на соседние земли и командовали гарнизонами крепостей. Все это свидетельствует об их большом значении для политики Ордена в Пруссии.
В статье проанализированы проблемы национально-государственного развития горских народов в условиях начального этапа советского нациестроительства на Северном Кавказе в 1920-1921 гг Это был период активного поиска эффективных форм укоренения Российского государства в регионе в новых политико-идеологических условиях послевоенного времени. Советская власть в целях поиска опоры в среде горских народов и привлечения их на свою сторону принимает историческое решение о формировании автономий на Северном Кавказе, результатом которого стало провозглашение многонациональной Горской АССР. Однако национальная автономия в форме именно коллективной автономии не была следствием социально-политических процессов в регионе и национального самоопределения. На провозглашение Горской АССР повлияло в большей степени инерция восприятия советской властью национально-государственных альтернатив в годы революции и Гражданской войны в 1917-1920 гг Освободив идеологию и практику горской государственности этого периода от наиболее радикальных элементов, она провозгласила Горскую АССР. Как оказалось, не все народы Северного Кавказа были готовы к принятию коллективной модели горской автономии. В частности, этнополитические процессы в Кабарде предполагали иной вектор государственно-политического развития. Важно было и то, что представители большинства народов, которые предполагалось включить в Горскую АССР, фактически оказались в стороне от процесса ее институционализации. Все это негативно повлияло на перспективы функционирования горской коллективной автономии.
Статья посвящена общественной и благотворительной деятельности известнейших представителей нахичеванской элиты - братьев Хатрановых. Традиции благотворительности в семье Хатрановых были заложены ещё их дедом - городским головой Арутюном Погосовичем, а затем их отцом. Они жертвовали деньги на ремонт церквей и расширение кладбища. Их благие дела были продолжены их потомками братьями Павлом и Иваном Хатрановыми. Оба они предпринимательскую деятельность успешно сочетали с благотворительностью, а также добросовестной службой на благо родного города. Вся их жизнь была связана с родным городом: братья Хатрановы родились в Нахичевани-на-Дону и здесь же окончили свои дни. Один из них - Павел Егорович был городским головой и гласным городской думы, Иван Егорович был известным благотворителем. С именем Ивана Егоровича связано открытие сиротского приюта для нахичеванских детей. Он же выступил душеприказчиком исполнения завещания своей тетки, оставившей деньги для строительства богадельни и кладбищенской церкви. Братья Хатрановы, по свидетельству современников, отличались чуткостью, добротой, отзывчивостью и щедростью. Оба они своими делами оставили по себе добрую память среди своих сограждан.
В статье изучается процесс развития здравоохранения накануне войны в Ставропольском крае. В предвоенный период медицинским работникам и властям пришлось столкнуться с определёнными сложностями в организации системы здравоохранения. Также автор обращается к анализу итогов, с которыми край подошёл к началу Великой Отечественной войны, что было сделано партийными и общественными организациями для выстраивания четкой структуры в системе здравоохранения. В статье раскрывается как решались вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия в крае, с какими сложностями пришлось столкнуться медицинским работникам. Помимо вопросов, связанных улучшением санитарно-эпидемиологической ситуации в крае, медицинские работни ки принимали участие в разработке и апробации новейших методов лечения раненых и больных воинов участников Советско-Финской войны, которые впоследствии применялись уже в Великой Отечественной войне. Кроме того, предвоенное время являлось периодом активного строительства курортной сети края, которая была оснащена новейшим оборудованием и инструментарием, что в сочетании с природными факторами и грамотными специалистами позволило в сжатые сроки развернуть во время Великой Отечественной войны на Кавказских Минеральных Водах крупнейшую госпитальную базу страны.
Кавказские Минеральные Воды с начала XIX в. развивались как особая историко-культурная и лечебно-оздоровительная территория России, где возникновение, социокультурное развитие и проектирование наиболее значимых городов, было тесно связано с их лечебно-оздоровительными функциями бальнеологических здравниц российского и мирового значения. Авторами дан обобщающий исторический обзор формирования особого социокультурного пространства городов КМВ, продемонстрирована зависимость этого процесса от макроисторического контекста, в связи с чем, показано как менялся облик и городская жизнь в переломные моменты российской истории. Возникнув на базе русских крепостей и казачьих станиц у целебных источников региона, эти города-курорты, прежде всего Пятигорск и Кисловодск, на протяжении длительного периода формировались не только как бальнеологические курорты и уникальные лечебно-оздоровительные центры, но и как крупные объекты социокультурного назначения. Однако конец XX и начало XXI вв. ознаменовались бурным ростом индивидуальной и общественной застройки, которая не редко диссонирует с архитектурными ансамблями исторических центров городов КМВ, нарушая стройную композицию их историко-художественного облика, подавляя его однообразием городского ландшафта и примитивностью пространственных решений. В статье впервые подробно исследуется архитектурно-строительное проектирование наиболее значимых объектов культурного наследия Пятигорска и Кисловодска, выполненное в XIX - начале XX вв. выдающимися зодчими того времени, которые определили архитектурно-художественный облик их исторических центров, требующих сегодня бережного сохранения и использования.
В статье освещаются проблемы проявлений коллаборационизма на Ставрополье в годы Великой Отечественной войны, когда большая часть края находилась в немецкой оккупации. Автор рассматривает преступную деятельность полицейских структур и их немецких покровителей в городе Минеральные Воды в 1942-1943 гг, осуществлявших истребление мирных советских граждан. Раскрыт механизм подготовки оккупационными властями массового истребления еврейского населения осенью 1942 года и участие в нем местных коллаборационистов. Исследуется послевоенная деятельность органов КГБ по раскрытию преступлений пособников нацистов и их последующему многолетнему розыску на территории Советского Союза. Подчеркивается, что срока давности таким преступлениям не существует. Подробно освещаются особенности подготовки и проведения судебного процесса по делу бывших полицейских, проходившего в городе Минеральные Воды в 1966 г Анализируется участие широких кругов общественности в проведении судебных слушаний, акцентируется внимание на отношение населения к вынесению сурового справедливого приговора, вынесенного Военным трибуналом бывшим немецким пособникам.
В статье проанализированы взгляды ведущих авторов журнала «Вестник Европы» на Гаагскую мирную конференцию 1899 г., ставшую важным событием в развитии международного права и способствовавшую росту миротворческих настроений в российском обществе. Кроме того, выявлена точка зрения редакции на важнейшие общественно-политические проблемы, обсуждение которых было актуализировано российской мирной инициативой. К числу таких вопросов, рассмотренных на страницах журнала осенью 1898-ле-том 1899 гг. относились: борьба с милитаризмом, достижение вечного мира, ограничение вооружений и военных бюджетов, кодификация гуманитарного права и создание третейского суда. Показана благожелательная реакция «Вестника Европы» на предложение российского правительства созвать мирную конференцию, отмечен сдержанный оптимизм относительно ее возможных результатов и констатировано позитивное отношение к итогам. Сделан вывод о том, что позиция журнала была продиктована прежде всего его либеральной идеологией, ориентированной на «государственный пацифизм» и миролюбивую внешнюю политику, столь необходимую для проведения назревших внутренних преобразований.
Статья посвящена проблемам образования и функционирования Кизлярского полка Кавказского Линейного казачьего войска. Автор анализирует широкий спектр исторических источников, на основе которых формирует представление о состоянии Терско-Семейного и Терско-Кизлярского казачьих войсках накануне образования Кавказского Линейного казачьего войска. В работе прослеживается процесс образования Семейно-Кизлярского (Кизлярского) с детализацией проводимой кадровой политики, выплачиваемого жалования и др. Автором исследуется состав Кизлярского полка с момента его образования и вплоть до расформирования Кавказского Линейного казачьего войска. По теме исследования впервые вводятся в научный оборот исторические источники. Так, на основе неопубликованных документов Российского государственного военно-исторического архива рассматривается участие казаков Кизлярского полка в боевых операциях на левом фланге Кавказской линии. По итогам проведенной работы делается вывод о том, что станицы Кизлярского полка являлись самыми малочисленными по количеству рядовых казаков в них, среди казачьих станиц Кавказского Линейного казачьего войска.
В статье рассматривается вопрос об этапах парфянской политики Марка Антония. Принято считать, что он отправился на Восток с намерением совершить поход в Парфию, однако факты рисуют более сложную картину римско-парфянских отношений в это время. После своего прибытия на Восток, в 42-40 г. он провел ряд мер, связанных с укреплением римской власти в провинциях. К числу этих мер относилась замена местных правителей; особенно обеспокоил парфян поход на важный торговый город Пальмиру. Это вызвало вторжение парфян, которые легко захватили римские провинции, войска из которых в этот момент были выведены для действий на западе. Борьба с парфянским вторжением длилась до 38 г. до н.э. В дальнейшем Антоний предпринял неудачное вторжение в Парфию, стремясь утвердить на парфянском престоле римского ставленника и сделать ее зависимым от Рима царством. Этой цели он не достиг, но в 35-34 г. до н.э., аннексировав Армению и заключив союз с Мидией, он заложил основы системы, которая обеспечивала безопасность римской восточной границы. Ряд элементов этой системы унаследовала парфянская политика Августа.
С конца XVIII в. на Северо-Западном Кавказе происходило укрепление позиций России. В 1829 г после русско-турецкой (российско-османской) войны по Адрианопольскому мирному договору эта территория вошла в состав Российской империи. Армяне Закубанья (черкесо-гаи) и Кавказской линии к тому времени играли важную роль в налаживании торговых и иных связей в регионе. Однако произошедшие политические изменения стали причиной появления новых черт в их деятельности. В связи с активизацией военного противостояния в регионе, противоборствующие стороны нуждались в посредниках, способных вызволять людей из плена. Горские армяне активно включились в этот процесс, получая экономическую выгоду. Благодаря им, на родину было возвращено большое количество российских невольников. Другим важным процессом стало активное переселение армян на подконтрольные России земли, где они получали различные льготы и преимущества. Миграции армян в этот период были обусловлены не только военными, социально-экономическими, но и конфессиональными факторами. В данной статье они раскрываются на основе источников, выявленным автором в государственном архиве Краснодарского края.
Статья посвящена периоду реформаторской деятельности доминиканца Джироламо Савонаролы во Флоренции, относящемуся к началу 90-х гг XV в. К этому времени брат Джироламо уже вошел в число проповедников милленаристского типа, но еще не обрел статус городского пророка. Практическому воплощению идей о необходимости обновления Церкви способствовали избрание Савонаролы настоятелем монастыря Св. Марка и обретение конвентом автономии. Приор и его сторонники стремились превратить Сан Марко в оплот истиной веры, призывая собратьев к соблюдению строгого монашеского устава. Выделение новой конгрегации во главе с обсервантами Сан Марко позволило распространить преобразования на ряд доминиканских конвентов Тосканы, а в перспективе - должно было создать основание для более широкой реформы. Как представляется, Савонароле, не смотря на трудности, удалось в итоге сформировать сплоченную общину последователей из монахов конгрегации, которая при проведении религиозно-нравственной реформы во Флоренции стала для мирян примером в культивировании универсальных качеств «доброго христианина», а также местом притяжения для наиболее экзальтированной части паствы проповедника-реформатора.
Впервые на основе архивных материалов изучается петербургский период службы яркого представителя дворянства, полицмейстера Н. А. Ридингера (1825-1894). Он, офицер, ветеран Кавказской кампании 1853-1854 гг, который после ранений продолжил службу полицмейстером в Калуге, Орле, Ельце, Петербурге. Дослужился до чина генерал-майора. В петербургский период службы на должностях начальника Пригородной полиции и исправника Санкт-Петербургской уездной полиции (1867-1883) внес вклад в реформу полиции, а также написал интересный очерк о рабочем поселке Сестрорецке и книгу о русском фольклоре. В отечественной исторической науке в последнее время все более широко получает распространение метод учета многофакторного подхода в исследованиях. Одним из его компонентов является личностный фактор, влияющий на происходящие события. В полной мере это возможно соотнести с личностью Николая Александровича Ридин гера, оказавшейся в 1867-1883 гг в должностях начальника Пригородной полиции и исправника Санкт-Петербургской уездной полиции. На его примере по службе имеется возможность проследить процесс реформы Санкт-Петербургской полиции и отношение к возрастающему протесту рабочего класса в период его формирования. Характеризуя его личные качества, отметим, что он сочувственно относился к бедственному положению рабочих. Причину нищеты рабочих он видел в злоупотреблениях фабричных властей. Однако он ответственно относился к службе, был требовательным к подчиненным и не мог допустить забастовки рабочих. Он выбрал диалог с рабочими и к этому же призывал власти.
В статье рассматривается история изучения происхождения нартовского эпоса. В 1920-е -1930-е гг. основная научная концепция выглядела следующим образом: сказания о нартах проникли на Кавказ вместе с аланскими предками осетин и распространились по всему региону благодаря культурному заимствованию. Во второй половине XX в. дальнейшее изучение Нартиады и стремление представителей кавказских научных центров подчеркнуть «первородность» своей национальной версии вызвали острые дискуссии о месте возникновения и создателях ядра эпоса. В этот период заметно укрепились позиции сторонников теории кавказского происхождения героических сказаний. Однако в осетинском нартоведении доминирующей осталась иранская версия, согласно которой героические сказания были принесены на Кавказ предками осетин - скифами, сарматами и аланами и от них восприняты другими кавказскими народами. Рост кризисных явлений в постсоветском обществе, поиски национально-культурной идентичности актуализировали вопросы о генезисе и создателях эпоса. Автор подчеркивает, что в этой ситуации эпос, за прошедшие века ставший общим культурным достоянием кавказских народов, должен содействовать сплочению людей в противостоянии деструктивным вызовам глобализации и культурного обезличивания
В историческом контексте образование многих современных ближневосточных государств стало результатом распада Османской империи на составные части. Крушение турецкого господства явилось результатом ослабления империи под давлением держав Антанты, стремившихся получить контроль над ее владениями, а также подъемом национально-освободительного движения. Державы-победительницы в сложившейся обстановке руководствовались политикой разделения арабского мира на государственные образования. Так переход ближневосточного региона из состояния культурного упадка в состояние политической раздробленности стал следствием осуществления договора Сайкс-Пико. Особенностью национально-освободительного движения того периода, протекавшего в условиях противодействия Великобритании и Франции, было сосуществование в нем центростремительной и центробежной тенденций. Вместе с тем, тяготение к единству, особенно перед лицом угрозы западного политического и экономического давления, являлось частью национальных умонастроений арабского мира.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальность настоящей статьи определяется тем, что на современном этапе развития системы органов исполнительной власти компетенция государственных инспекций определяется по-разному. Это зависит от уровня организации государственных инспекций. На федеральном уровне они не наделяются самостоятельной компетенцией ввиду того, что они не являются отдельными федеральными органами исполнительной власти, а их компетенция производна от компетенции тех министерств и служб, в системе которых они организованы. На уровне субъектов Российской Федерации государственные инспекции могут создаваться в качестве самостоятельных органов, что определяет наличие у них своей собственной компетенции по осуществлению контрольно-надзорной деятельности. Тем не менее наличие единого родового понятия «государственная инспекция» требует единообразного подхода к дефиниции компетенции государственных инспекций, а также определения её содержания. Научная новизна настоящей статьи состоит в том, что на основе анализа различных подходов, представленных в научной литературе, сформулировано актуальное для современного этапа развития системы органов государственного управления определение понятия компетенции государственных инспекций, определены элементы, составляющие указанное понятие. В научной статье подчеркивается необходимость выделения предметов ведения и полномочий государственных инспекций как наиболее существенных элементов их компетенции.
Автор проводит ретроспективное исследование, касающееся возведения состава «побои в отношении близких лиц» в «ранг» уголовного преступления с точки зрения критериев целесообразности и логической обоснованности, подводит итоги функционирования нормы в течение непродолжительного периода, приводит различные аргументы правовой, исторической, психологической и педагогической направленности в поддержку частичной декриминализации деяния. В рамках настоящего научного исследования затрагивается проблема привлечения родителей к уголовной ответственности за совершение побоев в отношении несовершеннолетних детей, т.е. освещается так называемый ювенальный аспект. Автор статьи подробно раскрывает позиции сторонников и противников декриминализации исследуемого деяния, выявляет их сильные и слабые стороны. Актуальность и научная новизна выбранной темы исследования обосновываются тем, что функционирование исследуемой нормы вызвало в обществе широкий общественный резонанс. Автор проводит комплексное исследование и предлагает меры по минимизации проблемы семейного насилия, касающиеся расширения объема полномочий органов опеки и попечительства, установления шефства над проблемными семьями. Рассуждает о соотношении исследуемого состава преступления с составом, предусмотренным статьей 156 УК РФ, выдвигает теорию о «дублировании уголовной ответственности» в случае привлечения лица к уголовной ответственности по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 156 и 116 УК РФ. В статье также приводятся рассуждения о социальной необходимости декриминализации малозначительных деяний в УК РФ и целесообразности функционирования административной преюдиции как важного инструмента, позволяющего минимизировать меры уголовно-правового воздействия.
В статье исследуется состояние правового регулирования судебного конституционного контроля в Российской Федерации, соотношение судебного конституционного контроля на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, выносятся предложения по внесению изменений в федеральное конституционное законодательство. Также отражена особенная роль Конституционного Суда Российской Федерации в осуществлении судебного конституционного контроля, как специализированной структуры государства. Автор приходит к выводу о необходимости проведения комплексной реформы конституционного правосудия в том числе, в целях формирования правового пространства без конфликта интересов разно уровневых конституционных судов. Доктрина конституционного права также содержит достаточно большое ко личество мнений, выдающихся ученых о реформировании конституционного законодательства. Многие предложения сформулированы исходя из смены вектора диспозитивности в создании субъектами РФ конституционных (уставных судов) на императивное начало нормы права, предусматривающее обязанность соответствующих субъектов по созданию конституционных (уставных) судов. Так же, в данной статье автором анализируется теоретическая основа судебного конституционного контроля и возможности соотношения понятий «судебный конституционный контроль» и «конституционный контроль», исследуются позиции ученых, проводится терминологический анализ сущности двух самостоятельных категорий.
В статье исследуется юридическая ответственность за такую недобросовестную коммерческую практику, как введение в заблуждение потребителей в отношении экологических свойств товара. Рассматриваются соответствующие нормативные положения и санкции за их нарушение в России и за рубежом. Большое внимание зарубежного законодателя к регулированию данной сферы общественных отношений проявляется как в глубине разработки императивных правил, так и в объеме ответственности за их нарушение, что заметно контрастирует с действующим российским законодательством, для которого характерна недостаточная детализация запретов наряду с отсутствием корреспондирующей специальной ответственности в отношении недобросовестной эксплуатации темы экологии в торговле. Указан ное нарушение носит межотраслевой характер, так как представляет собой посягательство на право потребителей на достоверную информацию о товаре, право конкурентов на честную конкурентную среду и на окружающую среду. Учитывая безусловную актуальность современных вопросов экологии, а также развития сферы защиты конкуренции, автор приходит к выводу о необходимости изменений в законодательство в виде дополнения перечня форм недобросовестной конкуренции, а также специального административного состава за указанное правонарушение.
Статья рассматривает особенности испанского наследственного права: Оно представлено в Гражданском Кодексе Испании как способ приобретения права собственности, большую роль в наследственном праве играет местное право автономных образований , более демократичное в установлении возраста завещательной дееспособности, более демократично решается вопрос о преобразовании завещания, составленного в чрезвычайных обстоятельствах, чем в российском праве, обязательная доля наследников составляет до 2/3 имущества, среди обязательных наследников выделяется «лучший обязательный наследник», признаются наследники до 4 степени родства, в то время как по российскому праву, включая 7 степень. Все эти особенности позволяют провести сравнение с российским наследственным правом и заимствовать из испанского наследственного права полезные и приемлемые положения для совершенствования нашего института наследования.
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В статье рассматривается современная отечественная проза в геопоэтическом аспекте. Предмет исследования - оппозиция «свой»/ «чужой» как фактор формирования геопоэтических и геополитических представлений персонажей, структурирования географического и художественного пространства текста, его идейно-эстетического смысла. Опираясь на значительный научный опыт изучения «локального текста» отечественным литературоведением и иными гуманитарными дисциплинами, авторы обращаются к новейшему литературному материалу (российская проза последних лет) и показывают, как трансформировалась классическая парадигма «своего»/ «чужого» («другого») по сравнению с прецедентными для «типичного» кавказского или уральского текста произведениями XIX-XX веков. Классический кавказский текст, связанный преимущественно с романтической картиной мира и сформированный как набор неких эстетических констант А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым, Л. Н. Толстым, А. А. Марлинским и т.п., демонстрирует их устойчивость и в к. XX - начале XXI века. Будучи одновременно пространством ссылки и пространством свободы, он предполагает обращение к определенным образам и ситуациям (горы, красота, опасность, коварство, плен, любовь к местной красавице, столкновение культур и т.п.). Это остается актуальным и для текстов В. Маканина, М. Ахмедовой, К. Ибрагимова, написанных как «снаружи», так и «изнутри» кавказской образной парадигмы. Для современного уральского текста (А. Иванов, О. Славникова, А. Матвеева и др.), сформировавшегося в русской литературе позже и в целом остававшегося в рамках реалистической, пусть и «экзотической» парадигмы, характерны другие типы конфликта и иная диалектика своего/чужого, что связано в основном с идеей границы между мирами и ее преодолением/трансформацией вне и внутри персонажа.
В статье рассматривается специфика прилагательного в русском островном говоре старообрядцев казаков-некрасовцев Ставропольского края. Автор обосновывает положение о том, что состав лексики говора в рамках имени прилагательного частично унаследован из целого ряда русских говоров, как северных, так и южных, но в своем большинстве является возникшим в самом говоре, в период эмиграции. В результате изучения идеографической классификации автор выявляет специфические коммуникативно-номинативные предпочтения носителей данного говора. В содержании и формах морфологических категорий прилагательного говора автор описывает факты нарушения неглобальных запретов, существующих в русском литературном языке (расширение словника относительно-притяжательных прилагательных, не соответствующее семантическим нормам, специфика безударных флексий опреде ленных падежных форм прилагательных говора), использования ресурсов общенационального языка (существование специфичных в структурном и семантическом отношении словообразовательных моделей), в том числе и архаичных (устаревшие формы сравнительной степени, образованные от основы превосходной степени соответствующих прилагательных), структурного и фонетико-фо-нологического выравнивания в формах прилагательного. Автор показывает, что в результате длительной изоляции некрасовского говора от материнской основы состав прилагательных данного говора существенно изменился, что подтверждается данными семантики, фонетики, морфологии и словообразования изучаемого класса слов.
Цель исследования, результаты которого представлены в данной статье, состояла в описании и классификации грамматических средств выражения значений испанских оптативов-пожеланий в соотнесении с их дискурсивной прагматикой. При изучении грамматики испанских оптативов-пожеланий учитывались такие параметры их функционирования, как внеязыковые условия использования пожелания, его пропозициональное содержание, характер экспрессивности оптатива-пожелания, лингвопрагматические аспекты применения оптативов-пожеланий. По признаку обусловленности внеязыковыми факторами оптативы-пожелания в испанском разговорном дискурсе были разделены на пожелания, обусловленные релевантными неязыковыми событиями, и пожелания, обусловленные аффективными состояниями говорящего. Сделан вывод, что в испанском разговорном дискурсе в качестве основного грамматического средства выражения значений оптативов-пожеланий выступает глагол в пропозициональной части в форме Subjuntivo, который может вводиться как стандартной частицей que, так и окказиональной частицей ojala. Перформативные способы выражения значений преобладают среди оптативов-пожеланий, обусловленных аффективными состояниями говорящих
В данной статье анализируется функционально-прагматическая специфика особого рода политического дискурса, широко представленного на различных интернет-платформах. На основе функционального анализа рассматриваемого феномена в рамках коммуникативно-прагматического подхода делается вывод об особом виде коммуникации пограничного характера бытийного вида личностно-ориентированного типа в условиях соблюдения универсальных правил построения политического дискурса. Основой спецификации данного вида коммуникации выступают сфера деятельности продуцента и специфика канала связи, который при дистантности и обезличенности высказывания эксплицирует предельную субъективизацию и эффект присутствия. В процессе исследования выявлены основные позиции контркоммуникантов, влияющие на возможность достижения перлокутивного эффекта. Суггестивность наряду с коммуникативностью следует считать важнейшими характеристиками функционально-прагматического потенциала политического интернет-дискурса - воздействие, манипуляция и трансляция информации являются основой актуализации собственной концептуально-валерной системы в политической интернет-коммуникации. В статье определено функционально-прагматическое пространство политического интернет-дискурса, базирующиеся на реализации следующих основных функций: 1) информационно-фактологическая, 2) аналитико-интерпретативная, 3) аттрактивная, 4) манипулятивно-фатическая, 5) экспрессивно-эвалютивная. В силу реализации именно этих функций информативный, аналитический, экспрессивный и оценочный модусыиграют ведущую роль в дискурсе данного типа.
Целью настоящей статьи является анализ футбольного дискурса как «проводника» национальной идентичности, отражающего самосознание представителей нации через массовую коммуникацию. В статье отмечается, что с момента своего зарождения футбол представал в качестве проводника национальной идеологии, а успехи национальной команды подогревали чувство патриотизма и единения нации. Соревновательная природа этой командной игры порождает яркие эмоции и их проявление отражает особенности национального характера. Национальная идентичность может продуцироваться, трансформироваться и демонтироваться посредством языка, поэтому идея национальной идентичности реализуется через дискурс. Согласно проведенному в статье анализу, отражение национальной идентичности в футбольном дискурсе базируется на трех ключевых составляющих, а именно использовании местоимения «мы», пространственном ориентировании и оппозиции «свой - чужой», каждая из которых представляет собой компонент дискурсивных практик, репрезентирующих особенности национального самосознания игроков, фанатов и представителей футбольного дискурс-сообщества в целом. В то же время авторы отмечают, что футбольный дискурс является вторичным, так как футбол подразумевает развлечение и не ассоциируется с первичными социальными благами.
В данной статье исследуется проблема взаимодействия семантики и прагматики в процессе абсурдизации высказывания для реализации авторской иллокутивной цели. Выявляются специфические виды языковых аномалий: семантическая контаминация, семантическая неупорядоченность, семантическая подстановка, семантический сдвиг и семантическое искажение. В рамках синтактики выделяются три основных типа абсурдных текстов по признакам композиционно-речевой формы: абсурдное повествование, абсурдное описание и абсурдное рассуждение. Определяются основные тактики логического прагматического абсурда в рамках двух основных способов экспликации прагматических характеристик: нарушения логических связей и искажения семантического плана. Делается вывод о связанности несоответствий в прагматике абсурдных высказываний с невозможностью чисто рационального понимания и интерпретации коммуникативного акта в целом. Основными способами нарушения стереотипной картины мира в рамках абсурдизации высказывания признаются: искажение семантики образов, нарушение семантики пространственно-временных координат, высмеивание непонимания контркоммуникантов, реализация конфликта неопределенности и амфиболичность ключевого понятия. Языковой абсурд с позиций когнитивной лингвистики может считаться также вспомогательным механизмом исследования ценностных картин мира, общей генерализованной концептуально-валерной системы лингво-культурного сообщества.
Статья посвящена анализу основных положений человеческого бытия в художественном мировоззрении современного писателя Е. В. Гришковца. Особое внимание уделяется вопросам представления категории повседневности в ее экзистенциальном осмыслении в жанрах художественной и документальной прозы автора. Художественная модель реальности Е. В. Гришковца находит выражение в описании обыденных жизненных ситуаций частного человека, не претендующего на исключительность. Герой и его бытие рассматриваются через последовательное осознание и преодоление обыденности в рамках философии экзистенциализма. Автор формирует художественное представление бытия в произведении на основе описания деталей, знакомых в жизни каждому: персонажи произведения собирают в себе основные черты типичного зрителя и читателя писателя. В статье рассматриваются особенности проявления категории «повседневность» в различных вариантах окружающей героя среды: и типичное пространство города, и уникальные условия жизни в арктической экспедиции. Для анализа выбраны прозаические тексты писателя, выражающие творческие особенности Е. В. Гришковца как прозаика, а также отличающиеся высоким уровнем автобиографичности и писательской саморефлексии. Это позволяет в полной мере выявить авторское видение категории «повседневность» и проследить связь его творчества с философией экзистенциального мировоззрения.
Значительное место в газетно-журнальном творчестве А. П. Чехова 1880-1890-х гг. занимают вопросы причин и психологических мотивов преступлений, процессуальных нарушений судопроизводства, бесчеловечных условий существования каторги и ссылки. Отличительной особенностью чеховских произведений этой проблематики является, наряду с художественными картинами происходящего, прямая авторская оценка сущности явлений, касающихся системы наказаний в России. Один из важных выводов автора - «наказание очень часто приносит гораздо больше зла, чем само преступление». В ранних рассказах Чехова неоднократно повторялась мысль о безнравственности смертной казни и пожизненного заключения. Антигуманности и нецелесообразности этих мер наказания публицист посвятил отдельную главу в цикле «Из Сибири». Наиболее ярко эта проблема нашла отражение в художественно-публицистической книге очерков «Остров Сахалин», где слово «наказание» и производные от него слова использованы 110 раз и присутствуют в названиях глав, что подчеркивает значимость этой темы для автора. Чехов показал, как губительно сказывается система наказания на каторге и на заключенных, и на тюремщиках. В целом, публицистическое творчество Чехова 1880-1890-х гг. явилось своеобразной энциклопедией художника-гуманиста, обличающей всю совокупность жестоких карательных мер, направленных на унижение и бесправие человеческой личности.
В статье рассматривается языковое представление православно-христианской темы в эмигрантской публицистике И. Д. Сургучева (на материале сборника его текстов «Парижский дневник») на трех уровнях: идейно-содержательном, интертекстуальном, собственно лексическом. В статье анализируются интертекстуальные связи в эмигрантской публицистике Ильи Сургучева. Различные типы интертекстуальных и паратекстуальных элементов рассматриваются в многообразии их взаимодействия и выполняемых функций. Интертекстемы из религиозной литературы делятся на библейские аллюзии и цитаты из церковных текстов (Библии, молитв, святоотеческих творений, гимнографии). Православные интертексте-мы в публицистике Сургучева классифицируются нами на основе одиннадцати критериев: тип претекста, закрепленность в языке, сохранность формы, наличие указания на источник, стилистическая функция в тексте, синтаксическая роль, воспроизводимость в языке публициста и др. На собственно лексическом уровне выделяются православная конфессиональная лексика различных тематических групп, употребляемая в прямом или переносном значении, и фразеологизированные выражения разговорного характера. На идейно-содержательном уровне христианско-православная тематика в миропонимании И. Сургучева связана с образами святого, священного. Область религиозной концептосферы уходит своими корнями в архаическую систему ценностей, передававшуюся через общерусское мифологическое и языковое сознание из поколения в поколение, и является средством воспитания у народа системы высоких моральных принципов, человеколюбия, духовной чистоты.