ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЛОЖНУЮ ЭКО-МАРКИРОВКУ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Аннотация
В статье исследуется юридическая ответственность за такую недобросовестную коммерческую практику, как введение в заблуждение потребителей в отношении экологических свойств товара. Рассматриваются соответствующие нормативные положения и санкции за их нарушение в России и за рубежом. Большое внимание зарубежного законодателя к регулированию данной сферы общественных отношений проявляется как в глубине разработки императивных правил, так и в объеме ответственности за их нарушение, что заметно контрастирует с действующим российским законодательством, для которого характерна недостаточная детализация запретов наряду с отсутствием корреспондирующей специальной ответственности в отношении недобросовестной эксплуатации темы экологии в торговле. Указан ное нарушение носит межотраслевой характер, так как представляет собой посягательство на право потребителей на достоверную информацию о товаре, право конкурентов на честную конкурентную среду и на окружающую среду. Учитывая безусловную актуальность современных вопросов экологии, а также развития сферы защиты конкуренции, автор приходит к выводу о необходимости изменений в законодательство в виде дополнения перечня форм недобросовестной конкуренции, а также специального административного состава за указанное правонарушение.
Список литературы
1. ГОСТ Р 51074-2003. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования (с Изменением № 1) // Доступ к документу предоставлен СПС «Техэксперт». URL: http://www.cntd.ru/ (Дата обращения: 21.01.2018).
2. ГОСТ Р ИСО 14021-2000. Этикетки и декларации экологические. Самодекларируемые экологические заявления (экологическая маркировка по типу II) // Доступ к документу предоставлен СПС «Техэксперт» URL: http://www.cntd.ru/ (Дата обращения: 21.01.2018).
3. Гринвошинг (greenwashing) // Вопросы социального обеспечения. 2010. № 21. С. 34.
4. Куц Ю. А. Эко-маркетинг: гринвошинг как негативный фактор развития современной экономики или растущая опухоль современного рынка // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2017. №2 (15). С. 35-37.
5. Кичигин Н. В., Нанба С. Б., Рафалюк Е. Е. «Дорожная карта» бизнеса в правовом пространстве // Журнал российского права. №5. 2012. С. 24-34.
6. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Президент России: [сайт]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15177#sel=10:15:vgi,10:18:vig (Дата обращения: 20.11.2017).
7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 326 (ред. от 06.07.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы». В данной редакции документ опубликован не был. Доступ предоставлен СПС «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi7r eq=doc&base=LAW&n=219679&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.9835483089411671#0 (Дата обращения: 20.11.2017).
8. Смирнова Е. В. Экологический маркетинг // Практический маркетинг. № 4 (158). 2010. С. 9-14.
9. Смирнова Е. В. Гринвошинг // Безопасность в техносфере. 2011. №5. С. 31-35.
10. Смирнова Е. В. Становление экологического маркетинга // Экологическая безопасность. 2012. №1. С. 27-31.
11. Greenwashing или псевдозеленые // Национальное бюро экологических стандартов и рейтингов России и СНГ: [сайт]. URL: http://nbesr.ru/ru/2010-05-27-06-46-16/105-greenwashing-.html/ (Дата обращения: 20.11.2017).
12. Feinstein N. Learning from Past Mistakes: Future Regulation to Prevent Greenwashing // Boston College Environmental Affairs Law Review. V. 40. I. 1. 2-1-2013. С. 229-257. (Accessed: 20.11.2017).
13. FTC punishes companies for «greenwashing» // Marketplace: [сайт]. URL: http://www.cbc.ca/marketplace/blog/ftc-punishes-companies-for-greenwashing (Accessed: 20.11.2017).
14. How to avoid greenwashing fines and liability when marketing your products or services as environmentally friendly // National Roofing Legal Resource Center: URL: http://www.nrlrc.net/content/membersonly/sidebar/0613_sidebar_green-washing_fines.pdf/ С.1. (Accessed: 20.11.2017).
15. Naish, J. Lies..Damned lies..And green lies. Ecologist, 38(5), p. 36-39. Retrieved from Academic Search Complete database. 2008.
16. William J. Turpit, Michael J. Alti. Cleaning-Up Greenwashing: The Regulation of Environmental Marketing Claims // Jackson Tidus. A law corporation: URL: http://www.jacksontidus.law/article/20120919-environmental-law-cleaning-green-washing-regulation-environmental-marketing-claims (Accessed: 20.11.2017).
Рецензия
Для цитирования:
Кротов К.С. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЛОЖНУЮ ЭКО-МАРКИРОВКУ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. Гуманитарные и юридические исследования. 2018;(1):159-164.
For citation:
Krotov K. LEGAL LIABILITY FOR FALSE ECO-MARKING IN RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES. Humanities and law research. 2018;(1):159-164. (In Russ.)