ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
В статье анализируются основные цели, задачи и механизмы советского строительства в национальной среде с учётом специфики немецкого населения Северо-Кавказского края (1924-1934 гг.). Данная проблема сохраняет свою актуальность в силу малоизученности, а также по причине роста научного интереса к истории малых этнических групп. Краевыми властями придавалось особое значение советизации немцев, поскольку в экономическом и культурном отношении это было наиболее развитое этническое сообщество в регионе. В статье выделяются основные направления советского строительства среди немцев Края, важнейшим среди которых было формирование многочисленной сети национальных сельсоветов, которые, по мнению большевиков, были способны удовлетворить хозяйственные и культурные нужды немецкого населения. Подчёркивается, что в рамках советского строительства главной задачей ставилась классовая дифференциация немецкого сообщества и повышение политической роли его бедняцко-батрацкой части. Выделяются факторы, препятствовавшие процессам советского строительства среди немецкого населения Края. Среди них: рассеянность немецких колоний, их малочисленность, консервативный уклад жизни немецких колонистов, высокий уровень их религиозности, нехватка квалифицированных специалистов. Кроме того, наряду с сельсоветами продолжали действовать сельские сходы и собрания, нарушавшие властную монополию советских органов власти. Новый этап советского строительства совпал с началом коллективизации, в результате которой по итогам социальных и экономических трансформаций советизация немецкого населения была завершена.
Материалы ревизии Нахичеванского округа Таганрогского градоначальства не были опубликованы и получили минимальное отражение в научной литературе. Они были представлены Жемчужниковым в Сенат вместе с переводом Армянского (Астраханского) судебника. Копия отчета на ста десяти листах была направлена министру внутренних дел В. Н. Панину. Жемчужников указывает, что Судебник представляет собой компиляцию из римских законов и обычаев персов. Будучи привезенным в 1782 г. в Нахичевань из Астрахани, он не может считаться правовым памятником крымских армян. Многие его нормы не применяются, часть их отменена, а большинство дел рассматривается по российским законам. Поэтому следует полностью отказаться от него в пользу Свода законов Российской империи, что соответствовало бы общей политике государства. В отчете описаны штаты Армянского магистрата, утвержденные Екатеринославским наместничеством в 1784 г., его статус и функции. Отмечено смешение в нем разнородных частей управления. Впервые приведен текст приговора нахичеванского общества об учреждении Сиротского суда, выборе его первых судей и порядке его работы. Совет двадцати четырех попечителей, созданный по проекту И. Аргутинского, в отчете лишь упоминается, что отражает его фактическое угасание к середине XIX в. Результаты ревизии послужили для М. Н. Жемчужникова основанием для предложения о коренной реформе нахичеванского самоуправления с целью приведения его в соответствие с российскими порядками. Предусматривалось создание вместо магистрата шестигласной городской думы (четыре представителя от города и два представителя от сел), новой полицейской части (руководитель и двое заседателей - по одному от города и от сел, в помощь которым давалось еще одиннадцать человек), нового сиротского суда (председатель суда - городской голова, двое заседателей и городской староста). Действие Армянского судебника следовало прекратить и полностью руководствоваться российскими законами.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с состоянием системы здравоохранения на территориях бывших республик Советского Союза - Украинской ССР, Белорусской ССР и части территории РСФСР, подвергшихся немецко-фашистской оккупации во время Великой Отечественной войны. Несмотря на первоначальные планы прекращения оказания медицинской помощи населению оккупированных территорий, германские власти, осознавая провал блицкрига и руководствуясь принципом практической целесообразности, беспокоясь, в первую очередь, о здоровье собственных военнослужащих, вынуждены были создавать на местах органы управления здравоохранением и поддерживать работоспособность системы охраны здоровья гражданского населения. Для оказания медицинских услуг жителям захваченных территорий оккупанты использовали функционировавшие в советское время медучреждения, а также работавший в них персонал. При этом часть лечебных учреждений германское командование задействовало под госпитали и лазареты для солдат и офицеров вермахта, для расквартирования войск и другие нужды. В продолживших свою работу медучреждениях для населения обслуживание в период оккупации осуществлялось на платной основе. Ряд медучреждений, ранее оказывавших специализированные виды помощи, по решению оккупационных властей прекратили свою работу. Сокращение числа медучреждений, их неудовлетворительное финансирование и снабжение,введение платы за оказание услуг, ощущавшаяся на многих территориях нехватка медицинского персонала предопределили практически повсеместное снижение доступности и ухудшение качества медицинского обслуживания населения в период оккупации. В то же время в ряде случаев отмечались определенные особенности, связанные с политикой, проводимой оккупантами в области здравоохранения в различных регионах захваченной врагом части СССР. Итогом оккупации явились разрушение врагом большого числа медицинских учреждений, уничтожение миллионов мирных жителей, нанесение огромного вреда здоровью местного населения.
В статье представлены история и особенности развития социально-экономической жизни южнорусского города на примере г. Нахичевани-на-Дону. Он был основан армянскими переселенцами из Крыма по указу императрицы Екатерины II в 1779 году. Появление новых переселенцев оживило экономику Дона, в первой половине XIX в. г.Нахичевань-на-Дону стал одним из важных торгово-ремесленных центров Юга России. Источниковую базу исследования составляют документы нахичеванской городской Управы, канцелярии Екатеринославской губернии, канцелярии правления Области Войска Донского, документы 2-го Отделения - о строительстве и ремонте зданий Министерства внутренних дел РИ, планы городов РИ. Автором показаны особенности планировки города во второй половине XIX - нач. ХХ вв., ее изменений, связанных с изменениями площади города, появления новых объектов. Приведено количество домов, как каменных, так и деревянных. Показан рост населения города, имеющий два источника: низкий естественный прирост местного населения и миграция русских и малоросских переселенцев. Рассмотрено географическое расположения города, на пересечении важных торговых путей, оказавшее влияние на социально-экономическое развитие города. Показаны различные виды деятельности нахичеванских торговцев. Приводятся данные о количество заводов и фабрик г. Нахичевани-на-Дону. Автор приводит сведения и о мещанском самоуправлении, регулируемым Городовым положением 1870 года. В статье автор анализируя основные особенности социально-экономического развития г. Нахичевани-на-Дону, приходит к выводу что в результате перехода нахичеванских предпринимателей на фабрично-промышленное производство, исчезает такая отрасль как ремесленное производство, городские мещане, переходят к мелкому предпринимательству, растет население города за счет приезжающих на заработки, растет и застраивается город, появляются крупные заводы, фабрики, принадлежащие не только местным, но и иногородним и зарубежным предпринимателям.
В статье рассматривается политика правительства Российской империи в отношении католиков Царства Польского и Кавказа в первой половине XIX века. В связи с тем, что католический элемент в общественной структуре российской государственности имел тенденцию к постоянному росту в ходе территориального расширения имперского пространства, необходимо было выработать оптимальные параметры во взаимодействии с католическим духовенством, определиться в своем отношении к его деятельности. Кавказский край долгое время оставался территорией притяжения имперской экспансии, сопровождавшейся военными действиями против местных немирных горцев. Кроме того, Кавказ долгое время использовался властями в качестве своеобразной имперской пенитенциарной системы, призванной вразумлять и обуздывать беспокойные характеры и умы, способные произвести идейно-ценностную сумятицу в головах молодежи, расшатать общественную нравственность и угрожать существовавшим государственным устоям. После событий 1830-1831 гг. на Кавказ стали отправлять выходцев из Царства Польского, не пожелавших примириться с попранием их национального самолюбия и готовых защищать его с оружием в руках, т.е. наиболее непримиримых к русским польских патриотов или тех, кого власти считали наиболее опасными и влиятельными. Католическое священство играло важную роль в поддержании среди поляков духа польской национальной солидарности и приверженности к польской национальной традиции, что препятствовало укоренению в них лояльности к российским властям. После того, как негативные последствия влияния ксёндзов на польскую паству стали для кавказских властей очевидны, в качестве альтернативы польскому католическому духовенству российские власти пытались использовать кавказских католиков, прежде всего армян, обязанных многим России. Они не имели в себе духа «поляцизма» и не поддерживали бы в поляках, сосланных на Кавказ, духа польской национальности и непримиримости к России.
История повседневности (Alltagsgeschichte, everyday life history, histoire de la vie quotidienne) - относительно новая область в исторической науке, предметом которой является обыденная жизнь человека в различных историко-культурных, политических, этнических и конфессиональных контекстах. Суть исследования заключается в комплексном анализе нормального, привычного образа жизни представителей различных социальных слоев населения. Актуальность изучения повседневной жизни граждан Вены в Первой мировой войне определяется недостаточностью исследований по данной теме в российском научном сообществе. Поэтому анализ социально-политических и экономических проблем тыла в столице Австро-Венгерской империи на основе трудов немецких и английских авторов приобретает практическую значимость. В статье рассматриваются различные аспекты повседневной жизни венского общества в период с 1914 г. по 1918 г. - период Первой мировой войны, когда европейский континент охватили страх и хаос, вызванные военными действиями. Через анализ внутренней политики Австро-Венгерского правительства, в частности введение военной диктатуры, и через выявление реакции общества на производимые изменения формируется общая картина трансформации жизни обычных граждан в Вене. Автор исследует, как изменилась повседневная реальность оставшихся в тылу женщин, когда большинство мужчин трудоспособного возраста были призваны на фронт. «Солдаты тыла», как называют женщин военной Вены А. Пфосер и А. Вайгль в труде «В эпицентре развала: Вена в Первой мировой войне», были вынуждены занять мужские рабочие места на заводах, воспитывать своих детей в условиях голода, социальной напряженности и постоянно растущих цен на жилье. Автор обращает внимание на то, что внутриполитические проблемы Австро-Венгрии породили конфликт между правительством и руководством армии. Солдаты, не довольные условиями жизни своих родных и возлюбленных в Вене, о которых они узнавали из личных писем, отказывались воевать. Волнения на фронте и в тылу вынудили австро-венгерское правительство пойти на крайние меры - жестокое подавление восстаний. Однако социальная напряженность и тяжелые условия жизни жителей Вены сохранялись до окончания войны и оказали непосредственное влияние на дальнейший распад империи.
В статье освещается роль английских альпинистов в исследовании Кавказа в последней трети XIX - начале ХХ вв., что не являлось предметом изучения отечественной историографии. Альпинизм приобрел популярность в середине Викторианской эпохи в Англии, что было обусловлено процессом самоидентификации средних классов, самосознание которых базировалось на идее мускулинности, а также процессом конструирования имперской идеологии. Альпинизм оказался идеальным воплощением понятий мускулинности, имперской экспансии и завоевания. Английский альпинизм зародился в Альпийских горах. В течение 1850-1860-х гг. все крупные альпийские вершины были покорены и исследованы англичанами. К тому времени альпинизм приобрел организованные формы под эгидой Альпийского клуба, созданного в 1857 г., и приобрел исследовательский характер. Потребность в новых локациях пробудила интерес к Кавказу. В конце 1860-х гг. английские альпинисты направились на Кавказ, который они рассматривали как новую площадку для спорта и досуга, а также как поле для научных изысканий. В то время Кавказ для европейцев оставался неизведанной землей, поскольку отсутствовали научно обоснованные данные и достоверные карты местности. Члены Альпийского клуба внесли значительный вклад в изучение Кавказа. Они собирали образцы растений, окаменелостей и горных пород. Они составляли топографические заметки, собирали информацию, представлявшую ценность для дальнейших исследований и путешествий. Результаты их экспедиций публиковались в Альпийском Журнале и научных периодических изданиях. Их отчеты о восхождениях, описания горных вершин, долин и ледников сыграли важную роль в создании научной карты Кавказа. Многие альпинисты внесли вклад в литературу своими травелогами на кавказскую тему. К концу XIX столетия все крупные вершины центрального Кавказа, за исключением Ушбы, были покорены английскими альпинистами. С начала ХХ в. их активность в регионе заметно падает. Новые маршруты на Кавказе прокладывают альпинисты из Германии.
В научной статье автор поставил своей целью рассмотреть инструменты «мягкой силы» в процессе складывания позитивного имиджа стран на примере усилий, предпринимаемых Азербайджанской Республикой. Современные международные отношения характеризуются дихотомичностью: приоритет национального государства / рост влияния международных институтов; сотрудничество / конфронтация; однополярность / полицентричность; силовые и традиционные методы / «мягкая» и «умная» сила. В этой связи автор обращает внимание на применение консенсусных и диалоговых методов для продвижения национального бренда страны. В Азербайджане предпринимаются мероприятия на снижение репутационных потерь от статуса авторитарного государства с недиверсификационной экономикой, особенно после событий «Четырехдневной войны» в апреле 2016 г., когда западные СМИ и аналитики, по сути, обвинили азербайджанскую сторону в эскалации конфликта. Деятельность Фонда Гейдара Алиева с 2004 г., Бакинского международного гуманитарного форума с 2011 г., Всемирного форума по межкультурному диалогу в рамках Бакинского процесса по межкультурному диалогу с 2011 г., Международного центра Низами Гянджеви с 2012 г., Бакинского Глобального форума открытых обществ с 2013 г. направлены на продвижение положительного имиджа страны на международной арене. Посредством диалога с влиятельными представителями мирового сообщества, лауреатами Нобелевской премии, СМИ, аналитиками и экспертами, действующими политиками и государственными деятелями в отставке по вопросам устойчивого и стабильного глобального развития политическая элита Азербайджана продвигает образ светского и толерантного государства, экономически процветающей мусульманской нации, которая имеет как региональные, так и глобальные устремления. Данные мероприятия преследуют еще и экономическую цель - повысить инвестиционную привлекательность страны, поднять страну в рейтингах ведения бизнеса, свободы предпринимательства, привлечь международное сообщество к карабахскому конфликту.
В статье в контексте продолжающихся разоблачений публицистики пагубности советской коллективизации сельского хозяйства анализируются реальные последствия осуществления одной из одиозных акций сталинской аграрной политики, конкретным проявлением которой стало направление специальной комиссии Л. М. Кагановича в Северо-Кавказский край. Новизна предпринимаемых автором изысканий заключается в поиске позитивных исторических фактов, разрушающих негативистские тенденции в постсоветской историографии в отношении к коллективизации. Сотни передовых (или крепких, в терминологии того времени) колхозов, хоть и не составляли большинства среди сельхозартелей Северо-Кавказского края, смогли не только выстоять, но и сохранить производственный потенциал в условиях административного нажима по «слому кулацкого саботажа». На примере передового (крепкого) кубанского колхоза «Хлебороб-Ленина №2» в статье рассматриваются базисные социально-хозяйственные показатели 1932-1934 гг. отдельной сельскохозяйственной артели, пережившей тяжёлое внешнее воздействие. Актуальность предпринятого исследования заключается в отстаивании принципа научной объективности в отношении политизированных в историографии и публицистике фактов советской истории, к числу которых относится коллективизация сельского хозяйства. Также значимость работы состоит в детализированном микроисторическом анализе поставленной проблемы с целью выявления разновекторных процессов и осмысления позитивной динамики социально-хозяйственных показателей вышеназванного передового (крепкого) кубанского колхоза как показательного примера.
В статье идет речь об одном из драматических событий в истории России, подавлении восстания крепостных крестьян помещиков Калантаровых в селении Маслов Кут Ставропольской губернии в январе 1853 года. В итоге было убито, умерло от ран более 160 человек. Однако это происшествие не нашло должного отражения в литературе, видимо исходя из того, что в Ставропольской губернии были в основном государственные крестьяне, а не крепостные. Крестьяне села Маслов Кут более полувека боролись против нещадной эксплуатации помещиками, их своеволия, за свою свободу, подвергаясь жестоким наказаниям. В январе 1853 года произошло самое крупное выступление крестьян помещиков Калантаровых. Оно было подавлено с невиданной жестокостью. На губернском дворянском собрании Г. Калантаров в третий раз был избран первым кандидатом в предводители дворянства. Выступление крестьян вызвало серьезную озабоченность в верхах государственной власти. Император Николай I в связи со случившимся не утвердил Г. Калантарова на очередной срок предводителем губернского дворянства. Возмущенный поведением участников губернского дворянского собрания после того, как стало известно о подавлении восстания в имении Калантаровых, император объявил ставропольскому дворянству высочайший выговор, что было чрезвычайным происшествием, что делалось императорами чрезвычайно редко. Но действия губернатора Волоцкого власти посчитали правильными, и никто их не осудил. В статье также рассматриваются результаты расследования, суд над восставшими. В тоже время обращено внимание на то, что все попытки решить вопрос о масловокутских крестьянах до отмены крепостного права не увенчались успехом.
В статье рассматриваются практики репрезентации образа советской власти на страницах массового советского еженедельника «Огонек» в 1920-е гг. Утверждение новой государственной модели и политической власти в исследуемый период было сопряжено с массой противостоящих факторов. В условиях постреволюционной ситуации и постоянной борьбы за власть, советская власть стояла перед необходимостью не только своего силового утверждения, но и применения идеологического диктата и мифотворческих практик. Репрезентация образа советской власти была напрямую связана с политическими задачами рассматриваемого исторического периода и представляла собой различные стороны единого процесса становления советской власти. Журналом «Огонек» были выработаны определенные практики репрезентации образа власти с применением разнообразных тематических линий, с помощью которых он отражался. Немалое значение имело построение эмоционально-психологической привлекательности данного образа. Это в большей степени достигалось посредством отбора и представления фигур вождей, героев революции, мифологизации личности В. И. Ленина. Немаловажной составляющей образа власти стала позитивная репрезентация образа партии с помощью широкого представления партийных съездов. Инструментом репрезентации идеального образа власти было применение форм визуальной пропаганды. Образ советской власти являлся самым персонифицированным и мифологизированным в журнале, что было связано с необходимостью транслирования сценариев нового государственного и политического устройства, для которого еще не сформировались определённые социокультурные и политические условия в стране. Работая в русле официальной идеологии, «Огонек» оставлял в тени негативные и проблемные элементы политики власти, а также отрицательные и непривлекательные черты происходящих явлений. Так формировался позитивный образ власти, модель политического управления, обязательная для всей вертикали власти, и одновременно модель социального поведения советских людей, которая сводилась к приемам поддержки и одобрения любых действий власти.
В плеяде героев и мучеников ирландского национального движения личность Майкла Коллинза, одной из ярчайших фигур Ирландской революции, выделяется не только постоянным и неослабевающим вниманием со стороны историков, политологов, но и постоянно привлекает внимание литераторов, средств массовой информации. Фактически, начиная с момента его трагической гибели и до сегодняшнего дня образ Коллинза как не сходит со страниц специальных изданий, так и проявляет себя в Интернет-ресурсах, таким образом, расширяя круг читающей аудитории. Интернет-сообщество, к тому же, позволяет читателям мгновенно высказывать свою точку зрения на представления различных граней его личности и многогранной деятельности героя. Наблюдается довольно активная трансформация образа Коллинза с течением времени. Новые поколения авторов и потребности и запросы новых генераций читателей диктуют необходимость раскрывать новые стороны личности Коллинза. От традиционной для начала XX в. героизации Коллинза в настоящее время наблюдается трансформация в оценочных характеристиках личности. Всё больше внимания уделяется чисто человеческим характеристикам персонажа. Такие новации продиктованы не только расширением «ойкумены» стандартного образа героя, вторжением в те сферы, например, его личной жизни, которые ранее были либо на периферии интереса, либо вообще не затрагивались. Не меньшее влияние на формирование многогранного образа Майкла Коллинза оказывает изменение ментальных особенностей современного общества, формирование нового культурного кода. Такая «всеядность» читателей нового поколения свидетельствует о том, что создана новая историко-культурная парадигма. Трансформация образа Майкла Коллинза в исследовательской литературе, в публицистике, в популярных изданиях, в мировой Сети не призвана каким-то коренным образом изменить представление читающей публики в направлении негатива в отношении героя, а лишний раз свидетельствует о новых «стандартах», свойственных западной культуре. Внимание к персонажам Ирландской революции ожидаемо усилилось в связи со столетней годовщиной этого важнейшего события национальной истории, празднование которого продолжается и в настоящее время. Предложенная тема актуальна, таким образом, в нескольких аспектах и выходит за границы анализа только личности Коллинза. В отечественной историографии нет исследований, посвящённых анализу представления Коллинза в специальной литературе, как и в общественном мнении и восприятии.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Процесс расходования бюджетных средств страны неразрывно связан с осуществлением финансового контроля по их эффективному и целевому использованию. В значительной степени финансовый контроль затрагивает сферу осуществления получателями бюджетных средств закупочных процедур для обеспечения своей деятельности и выполнения своих функций. Через контрактную систему в сфере закупок происходит расходование большей части бюджетных средств государства. Законодательство о контрактной системе согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 44-Фз основывается на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации и при проведении процедур закупок товаров, работ, услуг заказчиками используются бюджетные средства, в целях осуществления качественного и всестороннего финансового контроля, в рамках аудита в сфере закупок контрольно-счетными органами Российской Федерации охватываются вопросы по эффективному использованию заказчиками бюджетных средств при осуществлении закупок. В данной научной статье раскрываются содержание, проблематика и направление развития аудита в сфере закупок, механизмы аудита эффективности, проводимого контрольно-счетными органами Российской Федерации, как необходимого условия реализации внешнего финансового контроля сферы закупок в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств в контрактной системе. При этом в статье классифицируются типы наиболее распространенных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и практика контрольных органов по их выявлению и предупреждению в дальнейшем, а также предлагаются меры по совершенствованию результатов процедур закупок с точки зрения качества, результативности и достижения необходимых задач, определяемых Законом № 44-ФЗ, в том числе совершенствования мероприятий, проводимых в рамках аудита закупок. В рамках осуществления деятельности по аудиту закупок необходимо ориентировать вопросы мероприятий проверок главным образом на выявление фактов, обеспечивающих связь выявленного нарушения с не эффективным расходованием бюджетных средств и не достижением определенных законодательством о контрактной системе и бюджетным законодательством Российской Федерации результатов закупки. Учитывая изложенное выше, а также связь между бюджетными правоотношениями и осуществлением аудита в сфере закупок контрольно-счетными органами Российской Федерации с целью соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения по составлению, исполнению и расходованию бюджетных средств страны в сфере закупок, подтверждается актуальность темы рассматриваемой в данной статье.
Актуальность вопросов, связанных с правовым положением наследственного фонда предопределена рядом обстоятельств. Прежде всего, институт наследственного фонда выступает новеллой российского законодательства, его нормы вступили в силу сравнительно недавно, а именно с 1 сентября 2018 г. Несмотря на то, что новый правовой институт еще не прошел проверку временем и не получил солидной практической апробации, в юридической среде, как в профессиональной, так и в научной отмечается назревшая необходимость его изменения ввиду несовершенства некоторых законодательных решений. На этом фоне группа депутатов выступила с инициативой реформирования института наследственного фонда. На сегодняшний день в Государственной Думе РФ обсуждается законопроект о прижизненных личных фондах. Таким образом, проблематика в сфере правового положения наследственных фондов особенно актуальна в свете перспективы обновления данного правового института. Новизна работы проявляется в используемых автором научных приемах и способах исследования особенностей правового положения наследственного фонда. Автор использовал исторический метод исследования, позволяющий наиболее глубоко, полно и всесторонне изучить феномен наследственного фонда как в мировой, так и в отечественной правовой практике. Ретроспективный анализ правового института наследственного фонда, основанный на принципе учета традиций гражданско-правового регулирования общественных отношений, способствует выявлению тенденций правового регулирования в рассматриваемой сфере. Некоторые сделанные автором выводы стали результатом использования сравнительно-правового инструментария. Применение метода сравнительного правоведения при изучении правовой конструкции наследственного фонда видится нам особенно эффективным, что обусловлено новизной данного института для российского правопорядка на фонде богатого зарубежного опыта его применения.
В статье подвергаются анализу административно правовые основы регулирования деятельности органов исполнительной власти в условиях цифровой реальности. Авторы отмечают, что процесс формирования в России демократического правового государства, находится в дихотомической связи с постоянно развивающимся и эволюционирующим информационным обществом. Как известно развитие информационного общества в настоящее время связано с реализацией проектов развития цифровой экономики. В связи, чем в юридической литературе все чаще встречается термин цифровизация. Цифровые технологии позволяют расширить возможности граждан, в сфере реализации важнейшего конституционного права - права на доступ к информации. И в тоже время налагает на государство обязанность по обеспечению этого права. Таким образом, применение цифровых технологий в деятельности органов государственной власти позволяет повысить прозрачность их деятельности, сделать их более открытыми и в тоже время доступными для граждан. В этих условиях, право на доступ к информации приобретает новое содержание, связанное с возможностью доступа к информации посредством цифровых технологий, и обязанностью органов государственной власти обеспечить доступ к такой информации. В заключении авторы приходят к выводу о том, что, административно-правовое регулирование в исследуемой сфере, позволяет модернизировать процесс внутриорганизационного управления, с целью повышения его прозрачности, быстроты и т.д. Цифровая трансформация меняет сам подход в организации государственного управления, так как происходит качественное его изменение. Однако, цифровые технологии в государственном управлении могут использоваться не только для целей оказания государственных услуг. Их сфера применения является намного более широкой. Учитывая опыт зарубежных государств, в государственном управлении могут применяться такие технологии как «большие данные», блокчейн, искусственный интеллект и т.д. Видится, что применение цифровых технологий в государственном управлении позволит не только повысить его эффективность, но и будет способствовать оптимизации расходов государства.
В Российской Федерации больше внимание уделяется развитию монопрофильных муниципальных образований, в том числе путем создания в них территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Создание ТОСЭР предполагает установление особого режима ведения предпринимательской деятельности, в том числе предоставление налоговых льгот резидентам. Поскольку льготы по земельному налогу Налоговым кодексом РФ не закреплены, то такая обязанность в силу закона ложится на представительные органы муниципальных образований, поскольку соглашением о создании ТОСЭР предусматривается обязанность исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по разработке и внесению в представительный орган муниципального образования соответствующего правового акта. В статье рассматриваются особенности установления льгот по земельному налогу представительными органами муниципальных образований. На примере ряда моногородов (анализа муниципальных правовых актов) показываются отличия момента установления и окончания действия налоговой льготы, а также срока, на который она предоставляется. Делается вывод о необходимости закрепления налоговой льготы по земельному налогу для резидентов ТОСЭР в Налоговом кодексе РФ. Налоговую льготу можно назвать стимулирующей для резидентов ТОСЭР, поскольку средства, высвобождаемые от уплаты земельного налога, могут быть направлены на развитие инвестиционных проектов. С другой стороны, для муниципалитетов, обремененных обязанностью федерального законодателя по предоставлению льготы, необходима компенсация выпадающих доходов, особенно по тем муниципальным образованиям, где земельный налог составляет существенную долю в доходах местных бюджетов. Предлагаются пути решения данного вопроса.
Автор подчеркивает, что формирование юридического концепта «военных преступлений» связано со становлением международного гуманитарного права с середины XIX в. В настоящее время общепризнанно, что основополагающими международными документами, определяющими формально-правовой характер военных преступлений, являются: Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г.; ряд конвенций о запрещении использования тех или иных методов и средств ведения вооруженного конфликта; «устанавливающие» документы современных органов международной уголовной юстиции. Также особое значение для понимания военных преступлений имеют решения Нюрнбергского и Токийского трибуналов, а также международных трибуналов по Руанде и бывшей Югославии. По мнению автора, в современной российской доктрине, несмотря на терминологическую разницу, имеется определенное смысловое единство в понимании термина «военные преступления». При этом в основу определения этого термина предложено принципы международного гуманитарного права (гуманность, ограничение противоборствующих сторон в выборе средств и методов ведения военных действий, защита гражданского населения и гражданских объектов в ходе вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера). Однако, как подчеркивает большинство российских авторов, военное преступление, изначально являющееся нарушением норм международного гуманитарного права, подразумевает индивидуальную уголовную ответственность лица, его совершившего. В современной зарубежной доктрине также говорится о том, что термин «военные преступления» часто используется в различных и противоречивых значениях. Однако и зарубежные авторы все чаще используют «узкое» определение: военное преступление - это нарушение нормы международного гуманитарного права, влекущее уголовную ответственность. Автор отмечает, что в российской и зарубежной доктрине дебатируется вопрос о применимости международно-правового определения «военные преступления» в национальной уголовно-правовой системе. Данный тезис особенно важен для государств, не участвующих в Римском Статуте Международного уголовного суда, но для которых обязательными являются нормы международного обычного права. В результате автор делает вывод о том, что для современной российской и зарубежной доктрины характерно принципиально схожее понимание термина «военное преступление» в международном уголовном праве.
В статье проводится исследование актуальных вопросов правового регулирования оборота алкогольной продукции в условиях военного положения. Действующее законодательство России и ряда бывших стран СССР, регулирующее порядок введения и осуществление указанного правового режима содержит в перечне мероприятий, положение об особом обороте спиртных напитков. На сегодняшний день, в России сложился как официальный, так и неофициальный рынок производства спиртного и его потребления, сформировался определенный баланс между количеством производимого алкоголя и его продаж, который изменить путем ограничения его производства или потребления, без финансово-экономических и социальных последствий вряд ли удастся. Возможный запрет на официальное производство и его реализацию, спровоцирует рост самогоноварения и другие негативные последствия, которые продемонстрированы в статье. Подобный вывод ставит вопрос о целесообразности включения в перечень мероприятий, проводимых в условиях военного положения «особого режима оборота алкоголя», как не отражающего не только объективных реалий современного состояния дел, но и опыта исторического прошлого России и ряда других европейских стран. В рамках действующего правового регулирования имеется достаточно гибких и эффективных мер, направленных на ограничение употребления спиртных напитков, которые не нуждаются в закреплении их в соответствующем Федеральном конституционном законе. Сравнительный анализ схожего законодательства европейских стран подобных ограничений не содержит. Историческое исследование ограничения оборота спиртных напитков в годы первой мировой войны показало, как положительные, так и, в большей степени, его негативные последствия для России. Правовое регулирование употребления алкоголя во время второй мировой войны в корне отличается от имевших место ограничений в период 1914-1918 гг. Государство учло ошибки и их последствия для общества и армии и избегало введения «сухого закона» в период войны. Продемонстрированы сферы общественных отношений, для которых алкогольный запрет принес положительный эффект. Вскрыты отрицательные результаты ограничения оборота алкогольной продукции для экономики и социальной сферы, как в условиях военного положения, так и в мирное время. Сформулированы выводы о нецелесообразности запрета на оборот алкоголя в условиях режима военного положения.
Государственные интересы обусловлены исторической необходимостью и всегда занимают особое место в сложных общественных отношениях. Государственный интерес в отношении земель и иных природных ресурсов в Российской империи в XVIII столетии реализуется законодателем в виде применения принципа ограничения государством частного землевладения в различных сферах деятельности. Актуальность темы настоящей статьи обусловлена проблемами, возникшими у государства в XVIII столетии в связи со становлением государственных прав и государственных задач по отношению к землевладению и природным ресурсам, при использовании главного экономического ресурса -земли. Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые рассмотрено влияние некоторых правовых актов, выражавших, по мнению автора, государственные интересы, на поземельную политику Российской империи. Некоторые правовые акты представляли собой справедливые установления, необходимые государству и обществу в целом, реализация же других правовых актов, не отвечающих экономическим интересам помещиков, потерпела неудачу. Настоящая статья представляет собой аналитическое исследование вопросов реализации законодателем полномочий для обеспечения государственных интересов в виде установления ограничений, запретов или изъятия земель, а также тенденций политики Российской империи в отношении земель и некоторых природных ресурсов, в XVIII столетии. В XVIII столетии, при формировании поземельной политики государство преследует цели урегулирования вопросов частного землевладения и установления порядка распоряжения землей. На особенности поземельной политики государства при этом оказывают влияние смежные к земельным правоотношениям направления, такие как горное дело и лесное хозяйство. Обеспечение государственных интересов Российской империи в XVIII столетии со стороны законодателя не отличается стабильностью, что выражено в первоначальном установлении ограничения или запрета в целях реализации государственного интереса. Далее со стороны государства следует уступка частным интересам землевладельцев, выраженная в последующем издании правового акта, противоречащего целям ранее установленных запретов или отменяющего ограничения. Затем запреты и ограничения устанавливались вновь, что свидетельствует о противостоянии частных и государственных интересов и неспособности к сотрудничеству привилегированных слоев общества и законодателя.
В статье обосновывается целесообразность формирования новой отрасли права - охранного права как своевременного реагирования государства на необходимость упорядочивания сложившихся охранных правоотношений. На основе анализа российских правовых источников авторами доказывается то, что методологической предпосылкой предмета изучаемой отрасли является понятие «охрана», содержание которого заключается в совершении субъектами фактических действий, направленных на защиту объектов от противоправных посягательств и осуществляемых на основе правовых средств. Придание содержательным элементам названного понятия публично- или частноправовых свойств позволяет заявлять об обладании подобными свойствами как предмета правового регулирования, так и самой отрасли. Выявляются материальные и юридические предпосылки охранных правоотношений, дается их краткая характеристика на современном этапе общественного развития. Такой подход позволяет рассматривать эти отношения как упорядоченные правовыми нормами общественные отношения, складывающиеся в виде правовой связи между субъектами, С. А. Шаронов, В. И. Шестаков НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА возникающие по поводу охраны объектов, проявляющиеся через права и обязанности субъектов и обеспеченные мерами государственного принуждения. Будучи предметом правового регулирования представленные отношения позволяют определить охранное право, как систему правовых норм, регулирующих публично- и частноправовые охранные отношения. Выявляется комплексная методология правового регулирования указанных отношений, представляющая собой совокупность метода власти-подчинения и метода равноправия, а также определяются принципы изучаемой отрасли. Доказывается, что охранное право выступает не только как отрасль, идентифицированная своим предметом, методами и принципами, но представляет собой науку и учебную дисциплину, которые стремительно развиваются и являются востребованными на действующем этапе развития государства.
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В рамках данного исследования произведен комплексный фоносемантический анализ модальных единиц с применением системы ВААЛ 2000 и приложения Praat версии 6.0.33, функционирующих в высказываниях политических деятелей. Анализ осуществляется как вне рамок контекста, так и в контексте, при этом наиболее перлокутивно нагруженными единицами признаются модальные глаголы must, can и may в силу их фоносемантической составляющей, которая определяется в виде градационной шкалы уровня воздействия и частотности их употребления в рамках речей каждого из политических деятелей. В результате проведённого анализа делается вывод о том, что в рамках своих публичных речей политические деятели могут намеренно использовать те или иные модальные конструкции с целью повышения влияния на аудиторию. Это необходимо для того, чтобы максимально эффективно донести до реципиентов интенцию, воздействуя на их восприятие субъективного аксиологического компонента информации. Семантика модальных единиц может модифицироваться посредством приращения добавочных, скрытых сем, анализ и обнаружение которых способствуют выявлению уровня воздействия и намерения продуцента высказывания. Речь политиков изобилует функционально нагруженными модальными операторами, что объясняется уникальными фоносемантическими потенциями. Употребление их в речи таких политических деятелей как В. В. Путин, Б. Обама и Д. Байден не случайно. При помощи собственной ядерных и периферийных семантических компонентов данных операторов, интонации и логического ударения достигается наивысшая степень влияния на реципиента, поддерживается внимание аудитории и повышается информационная нагрузка высказываний. Именно наличие и функционирование модальных операторов в речах именитых политических деятелей, сопряженных с использованием определённой интонации, расстановкой пауз и изменением темпа речи, указывает на использование приёмов нейролингвистического программирования и попытку увеличения с их помощью уровня воздействия на аудиторию.
В настоящей статье анализируются базовые приемы эмфатизации маргинальных обертонов смысловой иерархии, образующихся на основе периферийных компонентов социокультурного концептуально-валерного пространства в рамках гротескных форм вербализации. Гротескная актуализация рассматривается как эффективная тактика психо-эмотивной интеллективной реализации абсурдного ценностного и нормативного пространства. Автор обосновывает насущную необходимость герменевтического, социокультурного, исторического и ноэматического анализа в процессе выявления и описания сущностных и феноменологических компонентов ценностно-ориентационного пространства в представлении в предельно рефлексивных текстах тюремной прозы. Данные процессы понимаются как специфические схемы по маркированию контроверсных переживаний, отличных от традиционных, стереотипных, «правилосообразных» моделей экспликации индивидуальной концептуально-валерной системы. Проанализированы взгляды на способы маркирования креативного и альтернативного в виртуальном-социо-культурном пространстве в гротескных формах экспликации ментальных образов в современной тюремной литературе. Специфика маргинальных представлений о переживаниях анализируется в зависимости от особенностей самих нравственно-ценностных ориентиров конкретного субсообщества. Автор отмечает внутреннюю амбивалентность личностных представлений, и их обусловленность комплексностью социально-культурных и индивидуально-субкультурных отношений. В статье подчеркивается важность преувеличения, гиперболизированной экспликации категориальных характеристик описываемого объекта, явления, феномена как неотъемлемого условия адекватной реализации перлокутивного эффекта при гротескной форме описания. В аспекте представления маргинального компонента как периферийной области лингвокультурной концептуально-валерной системы эстетическая стереотипизация гротескных (соматических и сенсуальных) форм маркирования авторских ментальных конструктов приемы гиперболизации, пародии, иносказания активизируют при осознанном восприятии (активном прочтении) формирование особых моделей мышления в целом и трансформируют концептуально-валерную систему целого сообщества.
Настоящее исследование посвящено выявлению и описанию способов экспликации лингвокультурных обертонов генерализованного смысла в процессе трансляции бытовых реалий. Различные приемы обеспечения адекватности восприятия инокультурного компонента приводят к воссозданию объективного и художественного мира исходного произведения и этноса. Интертекстуальные включения и аллюзиии в рамках стилизованного повествования расширяют художественное пространство оригинального текста, что вызывает определенные трудности при переносе псевдосказочного повествования в иную лингвокультуру. В статье анализируются сильные позиции текста современной турецкой сказки, содержащие бытовые реалии, позволяющие идентифицировать этноспецифику Востока. Повторяющиеся традиционные архаичные реалии в совокупности с современной глобализованной действительностью в описании создают современный прецедентный псевдодискурс, репрезентирующий концептуально-валерную систему новой тюркоязычной лингвокультуры. Воссоздание данной амфиболичности в процессе перевода на русский язык сопряжено со сложностями трансляции аллюзивных компонентов, которые, преломляясь в индивидуально-авторском миро-видении переводчика-интерпретатора, способны привести к аддикции дополнительных компонентов. При этом перенос в принимающую лингвокультуру экзотического компонента призван не просто с достаточной степенью эквивалентности номинировать референты и денотаты, но и маркировать прецедентность культурного художественного пространства.