ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Введение. В статье анализируется база данных военнослужащих – участников Великой Отечественной войны, призванных из Яшкульского района Республики Калмыкия.
Материалы и методы. База данных была составлена на основе книги памяти Яшкульского района Республики Калмыкия, в которой содержится аннотированный список 2 051 воинов-участников Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., большей частью призванных из Калмыкии. Целью данного исследования является составление просопографического портрета участников Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. по данным районной книги памяти на примере Яшкульского района Республики Калмыкия.
Анализ. Анализ проводился по следующим параметрам: время и место рождения и призыва, воинское звание, награды, место и время службы на момент потери и категория потери. В ходе анализа выяснилось, что наибольшее количество потерь наших земляков относится к категории «пропавшие без вести» в 1942–1943 гг. в объединениях южного направления. Анализ по воинским званиям показал, что большинство из них относится к рядовому составу.
Результаты. Результаты исследования показывают, что данная книга памяти содержит ценные сведения о военнослужащих, призванных из Калмыцкой АССР, которые позволят оценить вклад жителей Яшкульского района Республики Калмыкия в Победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
Введение. Став императором Франции в 1804 г., Наполеон Бонапарт оказался в крайне сложной геополитической обстановке: старые европейские монархии не спешили признавать легитимность власти новоиспеченного императора, поэтому Франции пришлось действовать не только силой оружия, но и демонстрацией эффективности нового порядка путем создания государств-моделей, расположенных на территории Германии и ставшими витриной. Одним из таких государств-моделей стало Великое Герцогство Берг, образованное на территории бывших герцогств Клеве и Берг в 1806 году. Наполеон направляет в молодое герцогство своих чиновников, активно проводит реформы для развития экономики, социальной сферы, а также реформы армии.
Материалы и методы. Новообразованные воинские контингенты, набранные на территории государств, должны были принять участие в конфликтах I четверти XIX в., и Великое Герцогство Берг не стало исключением.
Анализ. Встатье рассматривается отражение участия бергских пехотинцев в наполеоновских войнах с 1807 по 1814 гг. на страницах полевого дневника сержанта, а затем лейтенанта 1-го пехотного полка Великого Герцогства Берг П. Циммерманна. Внимание акцентировано на восприятии испанцев и русских немецкими солдатами, на образе войны в целом на основе упомянутого выше дневника. Образы, рисуемые Циммерманном, на первых порах амбивалентны: он отдает дань мужеству, упорству и патриотизму герильеров, сетует на жестокости и эксцессы, осуждает мародерство со стороны солдат союзных частей.
Результаты. Трагическая судьба бергского контингента в России приводит автора дневника к рассуждениям о добре и зле, о боевом братстве, о бессмысленности потерь, брутальности казаков, неблагодарности немецких гражданских чиновников. Но лейтмотивом всего повествования служит прославление чести солдат и офицеров Берга, которые не теряли достоинства в самых опасных и тяжелых ситуациях.
Введение. Важную роль в достижении победы советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне играли учреждения по подготовке кадров, в которых остро нуждалась Красная Армия, – военных, инженерных, медицинских. Одним из высших учебных заведений, готовивших врачей для фронта и тыла на юге страны, был Ставропольский государственный медицинский институт. Однако информация о его деятельности по ряду направлений в указанный период времени в значительной мере носила обрывочный характер.
Материалы и методы. Исследование построено на анализе документов и материалов из фондов Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации и Государственного архива Ставропольского края, архива и музея Ставропольского государственного медицинского университета, анализе краевых печатных изданий периода Великой Отечественной войны, а также результатов предыдущих научных работ по данной проблематике. На основе сочетания сведений различных источников комплексно рассматривается деятельность медицинского института и его сотрудников по оказанию помощи фронту как до оккупации Ставрополья, так и после его освобождения от германских войск.
Анализ. Анализ показал, что, наряду с основной задачей по подготовке вузом медицинских работников высшей квалификации, его сотрудники активно оказывали другую помощь фронту.
Результаты. В ходе проведенного исследования было выяснено, что специалисты клинических кафедр вуза принимали активное участие в работе эвакогоспиталей города и края, на территории которого была развернута крупнейшая госпитальная база советских войск. Научные сотрудники института, среди которых было большое количество видных ученых, участвовали в разработке тем военно-медицинской направленности. Работники и студенты вуза занимались общественной, просветительской и агитационной деятельностью, оказывали финансовую помощь фронту.
Введение. В статье представлен анализ процесса сокращения стратегических вооружений России и США. Дана авторская оценка советско-американской разрядке и советско-американским договорам в сфере разоружения, как заложившим политическую нормативно-правовую основы для развития процесса разоружения после окончания холодной войны. Представлен анализ российско-американского Договора СНВ-3, заключенного президентами Б. Обамой и Дм. Медведевым в 2010. Особое внимание уделено проблеме проведения взаимных инспекций Россией и Соединенными Штатами в ходе реализации ДСНВ-3.
Материалы и методы. Исследование построено на анализе советско-американских и российско-американских договоров в сфере разоружения, материалов МИД России, американской администрации Дж. Байдена, публикаций американской прессы. Был использован системный комплексный подход, конкретно-исторический и сравнительно-исторические методы.
Анализ. Согласно официальным данным, МИД России, американская сторона шла на определенные «уловки» – не только реально сокращала вооружения, но достигала финальных результатов и за счет переоборудования части вооружений в неядерные либо учебные. Российское ведомство не могло подтвердить приведение этих стратегических вооружений в непригодное состояние, предусмотренное договором. В контексте российско-украинского кризиса и начало российской СВО особо сложными в процессе взаимной верификации разоружения стали вопросы: прекращения нормального авиасообщения, удлинения времени перелетов, что могло способствовать «утечке» конфиденциальной информации; сложности визового режима для российских специалистов, особенно в транзитных странах; трудности осуществления российских платежей за верификационные услуги; отсутствие однозначных гарантий предоставления возможности пролета самолетов Минобороны России с инспекторами на борту через закрытое для России воздушное пространство западных стран.
Результаты. Сделан вывод о важности подписания договора СНВ-3, ставшего серьезной вехой в развитии отношений Москвы и Вашингтона в военно-политической сфере. Нарушение взаимной инспекционной деятельности в контексте введенных Западом против России санкций нарушило принципы равного доступа к механизмам верификации Договора, создало однозначные преимущества для американской стороны и привело к приостановлению участия России в ДСНВ-3.
Введение. В дореволюционной Калмыкии в первой половине XIX в. деятельность органов власти по управлению калмыцким народом, а также порядок организации работы с документами регламентировались «Правилами для управления калмыцким народом» от 10 марта 1825 г. и «Положением об управлении калмыцким народом» от 24 ноября 1834 г. Работа посвящена исследованию ведения делопроизводства и документооборота в Комиссии калмыцких дел, осуществлявшего административное управление Калмыцкой степью Астраханской губернии, выявлению общего с общероссийским порядком организации работы с документами и особенностями в калмыцком делопроизводстве.
Материалы и методы. Исследование основано на изучении документов архивного фонда И-2 «Комиссия калмыцких дел» Нацархива Республики Калмыкии. В процессе изучения данного фонда применялись исторические методы исследования, что позволило выявить, провести анализ, ввести в научный оборот новые архивные данные и установить их ценность как исторического источника.
Анализ. Исследование состава и содержания документов, созданных в процессе деятельности Комиссии калмыцких дел (1825–1836), позволило изучить порядок организации работы с ними. На примере принятия «Положения об оспопрививании в калмыцких улусах» (1839 г.), разработанного инспектором Соломоном, автор исследовал порядок рассмотрения и принятия нормативно-правового документа.
Результаты. В ходе проведенного исследования удалось установить, что архивные документы, созданные в период деятельности Комиссии калмыцких дел, являются уникальными письменными источниками по изучению организации делопроизводства и документооборота в дореволюционной Калмыкии. Данные исследования могут стать источником для дальнейшей разработки темы государственного устройства Калмыкии, взаимосвязи с центральными органами власти, становления и развития системы здравоохранения в одной из национальных окраин дореволюционной России.
Введение. Статья посвящена развитию отечественной историографии изучения исторической политики Польской Народной Республики. Автор считает, что трансформация данного историографического поля была неразрывно связана, во-первых, со становление в России междисциплинарного направления исследований коллективной памяти, во-вторых, с устойчивым институциональным сотрудничеством российских и польских ученых.
Материалы и методы. Используя сочинения отечественных авторов, специализирующихся на проблемах исторической политики, выделяются основные проблемные блоки, на которые была направлена исследовательская оптика российских аналитиков.
Анализ. Отмечается, что коммеморативные тренды в Польской Республике подвергались анализу сквозь призму концепта «юбилея», противостояния государственной власти и католической церкви, а также посредствам изучения образовательной политики в области исторического знания. Диверсификация исследовательского поля memory studies в 2010-е гг. способствовала расширению набора сюжетов, пригодных для анализа с точки зрения политики памяти. Автор отмечает, что компаративный анализ польской исторической политики проводился российскими историками с двух разных подходов, один из которых включал в себя помещение проблемы в общеевропейский контекст формирования исторических нарративов, другой – предполагал более широкое рассмотрение вопроса, включающее в себя в том числе анализ неевропейских сюжетов. В качестве ключевого институционального стержня отечественной историографии выделяется Комиссия историков России и Польши, которая долгое время осуществляла проекты, направленные на изучение различных аспектов мемориального пространства Польской Народной Республики.
Результаты. Делается вывод, что насущной задачей отечественных специалистов может считаться, с одной стороны, дальнейшая разработка частных коммеморативных проектов польского правительства и анализ трансформаций его мемориального менеджмента, с другой, препятствие любым автаркическим тенденциям в историографии с последующим восстановлением сетевого взаимодействия с польскими и другими зарубежными коллегами.
Введение. Выгодное географическое расположение Кавказа, привлекало внимание Османской империи, Ирана, европейских стран и России. Каждое государство стремилось установить свой контроль и влияние на данный регион, в связи с чем, следует обратить особое внимание на дипломатические миссии в Персию людей, проводивших российские интересы, таких как А. П. Ермолов и А. С. Грибоедов.
Материалы и методы. Исследование построено на анализе текстов работ А. П. Ермолова, Н. Н. Муравьева, А. С. Грибоедова.
Анализ. Именно эти путешественники были участниками русских посольств в Иран первой трети XIX в., в ходе которых фиксировались важные сведения о природно-климатических условиях, о жителях Персии, об их обычаях и традициях, были получены данные о военном потенциале персиян, которые на тот момент получали помощь оружием и финансами от Англии и Франции. От России они переняли опыт боевого применения артиллерии. Материалы посольств являются основными источниками изучения путешествий в Персию и показывают итоги дипломатических поездок русских делегаций.
Результаты. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что благодаря поездкам русской делегации в Персию А. П. Ермолова и А. С. Грибоедова были учтены и защищены интересы России на Кавказе.
Введение. Статья рассматривает ситуацию на Северном Кавказе, сложившуюся к началу 60-х гг. XIX в. после завершения там вооружённого противостояния. Россия доказала свою несокрушимость, а горцы, уставшие от непрерывной войны, готовы были идти на компромисс с российским правительством. Это открывало новые возможности для мирного обустройства края.
Материалы и методы. Автор отмечает, что несмотря на прекращение активных боестолкновений, добиться полного спокойствия в регионе долго не получалось. Оставались люди, которые не примирились с поражением, не желали или не умели отказаться от привычного для них традиционного существования, устраивали нападения на гражданское население и военнослужащих Кавказской армии. Исследование построено на анализе текстов отечественных кавказоведов и комплексе документальных материалов, как опубликованных, так и полученных из архивных фондов ГАКК. В качестве приемов историко-политического исследования использовались ретроспективный, иллюстративный и сравнительный методы.
Анализ. Автор статьи обращает внимание на то, что сохранявшиеся криминальные правонарушения вызывали широкое недовольство и беспокойство как среди славянских поселенцев, так и среди множества горцев, поскольку мешали им выстраивать конструктивный диалог. Для искоренения преступности они готовы были вступать в ряды милиции, комплектовавшейся из числа добровольцев, участвующих в наказании «непримиримых» врагов российской государственности и утверждения мирной жизни.
Результаты. Сторонникам милитарного существования, не сумевшим найти себя в условиях мира и созидательной деятельности, власти обещали амнистию. Все, кто упорствовал в сопротивлении новым порядкам, при поимке высылались за пределы Кавказа, для ослабления их влияния на местные общества. С другой стороны, в этих людях видели соотечественников и не стремились прибегать к крайним мерам, рассчитывая продемонстрировать справедливость правопорядка, распространявшегося на Северном Кавказе после победы русского оружия.
Введение. На современном этапе развития общество столкнулось с проблемами в сфере высокого уровня преступности несовершеннолетних и подростковой девиации, которые были характерны для России в начале XX в. В практике уголовного и уголовно-исправительного законодательства применение лишения свободы к ним чаще остается единственной формой наказания. В рамках поиска оптимальной модели достижения исправительного эффекта представляется интересным обращение к имеющемуся историческому опыту. Широкое включение общественности для решения возникшей ситуации было одной из форм борьбы с подростково-юношеской преступностью со второй половины XIX в. Одним из инструментов политики государства, в данной сфере, стало активное привлечение монастырей Русской Православной Церкви, которые должны были стать ведущим органом в борьбе и профилактики в сфере преступности несовершеннолетних.
Материалы и методы. На примере организации работы исправительных приютов, основанных в 1898 г. при монастырях Кубанской области, авторами проводится анализ их деятельности, сложности в организации работы с контингентом в рамках монастырей всей Кавказской кафедры. Актуальным становится вывод о том, что успех в деятельности профилактики и исправления был возможен только при широком привлечении общественности, обучение воспитанников приютов востребованным на рынке труда профессиям, сочетание различных программ и религиозных воспитательных практик, при тесном взаимодействии с органами исполнительной власти региона.
Анализ. Обращение к истории исправительных учреждений на территории Северного Кавказа может способствовать совершенствованию организации работы в отношении несовершеннолетних лиц, совершивших преступления, в реализации стратегии исполнения наказаний.
Результаты. Как показали результаты проведенного исследования, данный эксперимент не получил широкой поддержки не только в регионе, но и во всей империи. И только благодаря помощи общественности в организации работы и содержании воспитанников приютов, при ограниченном финансировании со стороны государства, монастырям удалось наладить процесс реабилитации несовершеннолетних преступников. В сочетании с применением различных воспитательных систем и программ, школьного и трудового обучения, различных методов воспитания и наставничества, монастыри внесли свой вклад в исправление оступившихся несовершеннолетних.
Введение. Актуальность темы исследования определяется ее слабой изученностью в отечественной исторической науке. Между тем успешный опыт подготовки эффективных управленческих кадров в Англии в последней трети XIX – начале ХХ вв. представляется достойным для изучения и осмысления. Целью данной статьи является исследование проблемы на основе истории Колледжа Юнайтед Сервисес и биографий ее наиболее выдающихся выпускников. Новизна исследования определяется тем, что данная проблема не была предметом специального исследования в отечественной историографии.
Материалы и методы. Основной массив источников составили документы по истории школы, мемуары выпускников. Использован роман Киплинга «Сталки и Ко.», основанный на школьных годах писателя, материалы «Общества Киплинга». Были задействованы следующие методы: нарративный, дескриптивный, компаративный, ситуационное исследование («кейс стади»).
Анализ. Колледж Юнайтед Сервисес был основан в 1874 г. с целью предоставления сыновьям военнослужащих сравнительно недорогого школьного образования и их подготовки к поступлению в военные училища. Миссия школы состояла в том, чтобы формировать «людей действия», учить патриотизму, командному духу, лидерским качествам. Учащихся воспитывали так, чтобы они стали практичными, действенными, смелыми и результативными лидерами. Правила поведения были жесткими, физические наказания были общепринятым методом обучения, а буллинг – обычным явлением. Послешкольные карьеры выпускников свидетельствуют об эффективности подготовки молодых людей к их будущей службе на благо империи.
Результаты. Несмотря на довольно краткую историю, Колледж подготовил большое количество военного и гражданского персонала. 468 выпускников вступили в британскую армию, почти все служили в колониях. 198 выпускников поступили на службу в индийскую армию, 51 проходил службу в Королевском флоте, 308 выпускников работали за границей на колониальной службе, некоторые выпускники достигли высоких званий адмирала или генерала. Во время Первой мировой войны выпускники USC получили множество наград. Многие из них, включая двух генералов, погибли на войне. Карьера самых выдающихся выпускников USC: Киплинга и Данстервилла - служит примером способности школы эффективно готовить молодых людей к будущему.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Введение. Участники товариществ и обществ нередко сталкиваются с проблемами реализации права на информацию в форме аудиторской проверки, прибегая, после исчерпания досудебных методов урегулирования, к судебной защите. В статье предлагается обоснование истребуемой проверки как обязательной. Аргументируется, что, в условиях обновления законодательства об аудиторской деятельности, происходит расширение круга вопросов, подлежащих выяснению судами при рассмотрении споров о проведении аудиторской проверки.
Материалы и методы. Исследование построено на анализе решений арбитражных судов по спорам в сфере реализации права на проведение аудита хозяйственного общества его участниками. Правовая идентификация аудиторской проверки по требованию участника хозяйственного общества как обязательной была проведена с использованием метода аналогии и формально-юридического метода.
Анализ. Основания для проведения аудита хозяйственного общества его участниками устанавливаются нормой федерального закона, императивной по методу правового регулирования, а содержание возникающих правоотношений характеризуется корреспондирующими друг другу требованием проведения аудиторской проверки и обязанностью по ее проведению. Не являясь де-юре обязательным, рассматриваемый аудит является таковым де-факто. Исследуя обстоятельства споров о реализации права на проведение аудиторской проверки, суд последовательно определяет: во-первых, обладает ли истец статусом участника общества, во-вторых, обращался ли он с соответствующим требованием к обществу, и с каким результатом, в-третьих, суд должен убедиться в отсутствии у участника общества признаков злоупотребления правом на получение информации о деятельности общества. Также суд оценивает соблюдение сторонами требований законодательства об аудиторской деятельности и выполнение ими обязанностей, связанных с проведением аудита.
Результаты. Аудиторская проверка по требованию участников товариществ и обществ соответствует признакам обязательного аудита. В уточнении нуждается пункт 2 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», закрепляющий ежегодность обязательного аудита, путем включения в него иных случаев, предусмотренных федеральными законами. Установлено, что при рассмотрении споров о проведении аудита хозяйственного общества суды руководствуются подходами, сформулированными в документах Президиума ВАС РФ по вопросам предоставлении информации участникам хозяйственных обществ. При этом, в условиях обновления законодательства об аудиторской деятельности, судам будет необходимо обращать внимание на соблюдение правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также оценивать договор об аудите на наличие в нем информации о новом субъекте аудиторских правоотношений – руководителе аудита.
Введение. Расследование уголовных дел связано с необходимостью применения мер уголовно-процессуального принуждения. Принуждение и ограничение конституционных прав граждан в различной степени присуще большинству следственных действий. Признавая необходимость применения процессуального принуждения для достижения целей уголовного судопроизводства, обосновывается потребность эффективных мер правового контроля за законностью и обоснованностью применения правоограничительных мер.
Материалы и методы. Исследование построено на анализе норм Конституции РФ, УПК РФ, а также научных публикаций по исследуемой проблематике российских учёных. Исследование проведено в ретроспективе формирования процессуальных гарантий обеспечения прав и свобод человека в отечественном законодательстве. Проводится сравнительных правовой анализ отечественного и зарубежного законодательства.
Анализ. Исследуются вопросы правоприменения, связанные со средствами и способами реализации прав человека в уголовном судопроизводстве. Анализируется каждый из компонентов механизма обеспечения прав личности в уголовном судопроизводстве, которые только в своей совокупности функционируют как сбалансированный механизм. Точность, логичность, определенность законодательных предписаний, позволяющих адекватно осуществлять правовое регулирование отношений, являются важными факторами эффективности уголовно-процессуальной деятельности. Раскрывается роль прокурорского надзора, ведомственного и судебного контроля в реализации гражданами своих прав и законных интересов в уголовном судопроизводстве.
Результаты. Проблемы в правовом регулировании уголовно-процессуальных правоотношений и потенциальный риск нарушения прав человека, свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования предписаний УПК РФ, практики их применения, которое должно обязательно связано с созданием дополнительных механизмов, направленных на обеспечение конституционных прав и законных интересов участников процесса.
Введение. Статья посвящена выявлению особенностей проявления принципа защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность и определению его места в системе принципов государственной службы.
Материалы и методы. Исследование построено на основе анализа существующих в науке позиций относительно определения термина «принцип государственной службы», классификации принципов государственной службы и особенностей правового закрепления принципа защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность в системе принципов построения и функционирования системы государственной службы.
Анализ. Выявлению особенностей принципа защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность и определению его места в системе принципов государственной службы в юридической науке не уделяется достаточного внимания. Не сформулировано теоретическое и нормативное определение данного принципа. Законодательство о государственной службе, закрепляя рассматриваемый принцип, не раскрывает его определения и не конкретизирует форм его выражения.
Результаты. Рассмотрение содержания положений нормативных правовых актов позволило сделать вывод о том, что принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность представляет собой закрепленное в нормах законодательства о государственной службе, а также вытекающее из их содержания руководящее начало, направленное на обеспечение интересов государственной службы посредством недопущения неправомерного влияния государственных органов, должностных лиц, физических и юридических лиц на исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей.
Введение. Юридическое, в частности, уголовно-правовое направление применения в науке компаративного метода является в настоящее время активно развивающимся учением в системе отечественной уголовно-правовой науки. В силу этого, а также в свете происходящих в последние годы фундаментальных сдвигов в мировой политике, влекущих соответствующие по масштабу изменения в системе международного права, актуализируются научные исследования в избранном авторами направлении.
Материалы и методы. Исследование носит предметно-научный характер и осуществлено, в целом, на базе изучения уголовного законодательства зарубежных стран, составляющих основной научный интерес авторов. Работа выполнена с учетом мнений ведущих современных отечественных ученых – специалистов в области уголовно-правовой компаративистики.
Анализ. Статья представляет собой исследование вопросов, связанных с определением в уголовном праве зарубежных стран одного из базовых понятий уголовно-правовой доктрины – понятия преступления, а также ряда возникающих при этом научных проблем. Сложность сравнительно-правового исследования данного понятия усугубляется отсутствием в ряде правовых систем современности его законодательного определения. Для преодоления данной проблемы в работе осуществлен анализ понятия преступного деяния, характеризующегося признаками противоправности (противозаконности), вредоносности (общественной опасности), виновности и наказуемости. При этом авторы уделяют повышенное внимание вопросу криминализации преступного бездействия. Осуществлен историко-правовой анализ смежного с деянием признака причинно-следственной связи. Завершает статью исследование доктринального и законодательного опыта в области классификации преступлений, а также практического значения данного вопроса для принятия решений в области уголовно-правовой оценки совершенных деяний.
Результаты. Проведенный анализ позволяет авторам сформулировать в итоге ряд обоснованных и заслуживающих внимания выводов компаративного характера.
Введение. Изменение законодательной позиции в отношении применения сроков давности к преступлениям, сопряженным с осуществлением террористической деятельности, и облигаторное применение уголовного законодательства России и РСФСР обусловило импульс поиска формулы применения давностных сроков. Присоединение к составам международных посягательств, в отношении которых действует безусловный запрет применения сроков давности, группы преступлений террористической направленности, образовало различные позиции правоприменителей о сопоставлении оснований применения давностных сроков. В отношении деяний, совершенных до появления в действующем уголовном законе ограничения давностных сроков к преступлениям террористической направленности, научные взгляды сводятся к неприменению пресекательного срока давности в 15 лет, поскольку системно применяются Общая и Особенная части уголовного закона Российской Федерации.
Материалы и методы. Выбор методов объясним выбором задач. В работе применены сравнительно-исторический метод, для выявления закономерностей применения сроков давности в историческом ракурсе; использован сравнительный метод для сведения данных применения оснований освобождения от уголовной ответственности в период действия законов РСФСР и РФ, также закона Российской Федерации в период применения разных редакций ст. 78 УК РФ.
Анализ. Порядок применения норм об освобождении от ответственности в связи с истечением сроков давности должен решаться не через призму институтов действия закона во времени и обратной силы уголовного закона.
Результаты. Порядок воплощения законодательной идеи о неприменении давностных сроков к террористическим преступлениям осуществляется путем реализации запрета применения пресекательного срока к преступлениям, содержащим наказание в виде смертной казни.
Введение. Актуальность темы объясняется отсутствием в правоприменительной практике и доктрине единого подхода к соотношению специальных норм об охране объектов культурного наследия с общими нормами градостроительного законодательства в части понятия «реконструкция». Правовая неопределенность в данном вопросе оказывает воздействие на широкий спектр правоотношений в сфере договорного, жилищного, градостроительного и других отраслей права.
Материалы и методы. Основу исследования составили нормативные правовые акты, правоприменительная практика судов, научные статьи по исследуемому вопросу. Методологическую основу исследования составляют как общенаучные методы, так и специально-юридические методы познания.
Анализ. Проведенное исследование выявило отсутствие в законодательстве Российской Федерации такой меры по сохранению объектов культурного наследия как реконструкция, невозможность применения понятия «реконструкция», определенного иными нормами права, по отношению к указанным объектам.
Результаты. В ходе исследования получены новые научные результаты в изучаемой сфере. Предложены авторская редакция понятия «реконструкция» и соответствующие уточнения, и изменения законодательства Российской Федерации.
Введение. Надлежащая организация государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) является фактором, влияющим на состояние экономической и продовольственной безопасности, поскольку он предполагает применение мер, направленных на предупреждение проникновения и распространения вредных для отрасли растениеводства биологических организмов. Правовые нормы, регулирующие организацию государственного фитосанитарного контроля (надзора), образуют один из наиболее важных правовых институтов в структуре административно-правового регулирования агропромышленного комплекса.
Материалы и методы. Исследование было проведено с использованием общенаучной методологии (анализа, синтеза, диалектического и системно-структурного методов), а также формально-юридического метода. Для этого была использована необходимая нормативно-правовая база, а научная аргументация сформулированных идей построена на основе изучения теоретических источников, в которых рассматривались актуальные вопросы правовой организации государственного управления, контрольно-надзорной деятельности и карантина растений.
Анализ. Основными направлениями анализа являются проблемы организации и осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) с изложением обстоятельств, препятствующих нормальному осуществлению контрольно-надзорных мероприятий.
Результаты. Установлена целесообразность законодательного оформления мониторинга карантинного фитосанитарного состояния территории Российской Федерации и применяемых в ходе его проведения мер административного принуждения в виде составной части государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора). Дальнейшее развитие его нормативно-правовой регламентации может быть связано с унификацией терминологии, затрагивающей такие меры, как осмотр и досмотр. Сформулирован вывод о необходимости принятия организационно-правовых мер по повышению уровня материально-технической обеспеченности соответствующих органов и должностных лиц.
Введение. Актуальность работы выражается в существовании проблемы, связанной с низкой эффективностью профилактической работы в школе в сфере противодействия суицидальному поведению и правонарушениям, побуждающим подростков к самоубийству, что подтверждается статистическими данными. Целью исследования является определить основные проблемные направления, препятствующие формированию эффективной системы по профилактике суицидов среди подростков и обозначить пути их решения. Новизна работы определена скудностью криминологических исследований в данной области, а также с выработкой актуальных для настоящего времени предложений по улучшению качества проводимой профилактической работы.
Материалы и методы. При подготовке работы автор прибегал к использованию сравнительного, логического, статистического и формально-юридического методов, метода анализа, обобщения и социологического опроса, а также других. При написании статьи использовались труды отечественных исследователей, нормативная база, информационно-аналитические материалы, публикации СМИ, а также личный опыт профессиональной деятельности.
Анализ. Основный проблемой профилактики подростковых суицидов и правонарушений суицидальной направленности по-прежнему являются низкий уровень профессиональной компетентности школьных психологов и отсутствие у них навыков работы с детьми в критических ситуациях, дефицит кадров в образовательных организациях, неосведомленность педагогов о существующих угрозах в информационном пространстве. Достижение положительного профилактического эффекта, способного влиять на сиуцидальную ситуацию в России и регионе, возможно путем реализация комплекса правовых, технических и содержательных (контентных) мероприятий.
Результаты. В целях улучшения суицидальной ситуации и совершенствования профилактической работы в данном направлении автором предлагаются мероприятия, связанные с упрочением взаимодействия между институтами семьи и школы; повышением уровня координации между субъектами профилактики подростковых суицидов и обмен результатами аналитической работы; внедрением адресных профилактических практик, ориентированных на современную молодежь; а также совершенствованием системы психологической помощи и реабилитации в постсуициде.
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Введение. Настоящая статья посвящена лингвоаксиологическому и лингвокультурному анализу единиц, используемых носителями карачаево-балкарского языка при вербализации воспоминаний, связанных с основополагающим для формирования лингвокультуры и языковой картины мира данного народа событием, насильственной депортацией 1943-1957 гг. Актуальность статьи обусловлена предпринятой в ней попыткой заполнить пробел в области лингвоаксиологических и лингвокультурных исследований карачаево-балкарского языка, затрагивающей кинодискурс, в центре которого депортационная тематика. На основе глубокого и детального разбора языковых единиц, используемых героями фильмов, выявляются единицы, содержащие в себе элемент оценочности. Цель статьи заключается в установлении особенностей употребления подобных единиц и природы их формирования.
Материалы и методы. Единицы для анализа отбирались методом сплошной выборки и подвергались общей и авторской категоризации в соответствии с их интенциональной составляющей. Комплексная методология исследования, включает в себя лингвокультурологический, контекстологический, конситуационный и концептуальный анализ рассматриваемых аксиологических концептов.
Анализ. Наиболее репрезентативными объектами анализа представляются кинотексты документальных фильмов и художественных фильмов, за основу сюжетов которых взяты реальные события, поскольку в силу произвольного характера отбора языковых средств героями интервью в подобного рода фильмах нам представляется форма языка максимально приближенная к естественной речи его носителей в повседневной жизни. Репрезентация ключевых аксиологем в данном случае верифицируется бытийственной формой экспликации.
Результаты. Автор статьи приходит к выводу, что в образовании оценочности единиц могут быть задействованы различные средства языка, а в кинотекстах упомянутой тематики преобладают единицы с негативным оценочным компонентом. Процесс аксиологизации наиболее значимых компонентов лингвокультурной картины мира происходит в неразрывной взаимосвязи с процессом вербализации в поликодовом тексте кинофильма с опорой на разделенные всеми представителями социума компоненты ценностно-ориентационного пространства.
Введение. Ключевым для современного дискурса СМИ является его топикальная детерминированность и нарративность, основанная на инициальном целеполагании. Ввиду этого соотнесенность приядерных и периферийных ассоциативных компонентов базовых концептов, транслируемых в медиатекстах, с утилитарной и оперативной зонами коллективного пространства в процессе делиберации придает им статус доминант.
Материалы и методы. Базовыми методами анализа структуры и содержания модифицированных концептов послужили герменевтико-ноэматический и дискурсивно-модусный, что дало возможность описать механизмы экспликации прагматического и интерпретативного плана в конкретной ситуации семиозиса.
Анализ. Концепт представляет собой многоуровневую иерархическую структуру с конвенционализированными репрезентантами каждого из своих пластов, при этом изменение данной структуры может происходить посредством переосмысления отдельных компонентов на основе поиска новых вербализаторов. Каждый из модифицированных элементов должен приобрести и сохранить «заявленную» ценность в рамках структуры концепта, т. е. быть легитимизирован в дискурсе как несущий «объективный смысл». Эта «объективность» смысла позволяет новой грани концепта вписаться в имеющуюся ценностно-ориентационную систему современного российского сообщества.
Результаты. На основании проведенного герменевтико-ноэматического и дискурсивно-модусного анализа микроконтекстов, содержащих неузуальные вербализаторы базового концепта ПОБЕДА в современном медиадискурсе, можно сделать вывод о размежевании векторов актуализации дерогативного и позитивного пространств интерпретации в рамках бинарных оппозиций «свой – чужой» и «хорошо – плохо». Ключевыми механизмами конситуативной модификации содержания концепта признаются: 1) модусная привязка ядерной и периферийной семантики к стереотипной семиотической репрезентации коллективного опыта, 2) использование интимизационных средств, 3) дисфемизация пространства «чужого» и вердиктивная эвфемизация сферы «своего».
Введение. Глобальный поворот к инклюзии в обществе предполагает увеличение количества квалифицированных кадров, обладающих способностью решать разноплановые задачи в области безбарьерной коммуникации – субтитрирование, тифлокомментирование, сурдоперевод, а также тифлосурдоперевод. Цель исследования заключается в выявлении дидактического потенциала кроссплатформенных приложений в процессе обучения тифлокомментированию на примере приложения Aegisub. Актуальность работы объясняется тем, что на современном этапе можно говорить не только о такой важной задаче лингвиста-тифлокомментатора как профессиональное владение межкультурной компетенцией, но и о свободном применении на практике различных технических средств для генерирования и передачи тифлокомментариев, поскольку тенденция к цифровизации общества требует совершенствования компетенций специалистов в сфере инклюзии.
Материалы и методы. В качестве материала исследования привлекается фрагмент художественного фильма «Великий Гэтсби» на английском языке с профессиональным многоголосым переводом на русский язык. Для достижения поставленной цели используется метод эксперимента, а также анализ и синтез.
Анализ. При помощи программы Aegisub даже не очень подготовленный пользователь может выполнять любые действия, связанные с синхронизацией текстового и визуального компонентов мультимедийного объекта комментирования. Для подтверждения тезиса о целесообразности применения приложения Aegisub в практике преподавания тифлокомментирования был проведен эксперимент, в котором девяти участникам было предложено выполнить задание на составление тифлокомментария с использованием программы и без нее.
Результаты. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что внедрение специализированных компьютерных приложений в процесс обучения тифлокомментированию на постоянной основе может стать эффективным способом формирования профессиональных компетенций специалиста в области безбарьерной коммуникации.
Введение. Статья посвящена анализу перцептивной составляющей топонимов и выявлению ключевых стратегий номинации географических объектов через призму сенсорного восприятия пространства. Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение перцепции окружающей действительности позволяет получить больше информации о самом обществе и особенностях его чувственного восприятия.
Материалы и методы. Материалом исследования послужили данные, представленные в топонимических словарях и интернет ресурсах, посвященных географическим названиям России. С помощью семантико-ономасиологический анализа были выбраны и классифицированы топонимы, в семантике которых актуализируются различные каналы восприятия, что позволило выделить основные тенденции использования языковых средств для выражения модусов перцепции в наименованиях географических объектов.
Анализ. В ходе проведенного исследования было выявлено, что названия с семой зрительного восприятия формируют самую большую группу, в которой могут быть выделены различные подгруппы, связанные с особенностью восприятия географического объекта, то есть его положения в пространстве, размера, цвета, формы, количества. В тоже время, модусы слуховой, обонятельной, вкусовой и осязательной перцепции актуализируются в топонимии реже и представлены относительно небольшим числом. Среди этих названий чаще всего можно встретить гидронимы, от которых происходят ойконимы и оронимы.
Результаты. В результате проведенного анализа делается вывод, что перцептивная топонимика представляет особую область интереса поскольку позволяет проследить особенности сенсорного восприятия географических объектов и выявить ключевые тенденции в построении перцептивного пространства.
Введение. Статья посвящена исследованию бинарной концептуальной оппозиции «Мы – Они» в современном англоязычном политическом дискурсе. Одним из способов речевого манипулирования является употребление бинарной концептуальной оппозиции «Мы – Они», которая занимает центральную роль в политическом дискурсе в целом. Отмечается, что анализируемая оппозиция является вариативной и может проявляться на разных уровнях – внешнем и внутреннем.
Материалы и методы. Материалом исследования выступают речи и высказывания президента Соединенных Штатов Америки Джо Байдена за период с 2 января по 24 февраля 2023 г. Частота употребления используемых в оппозиции лексических единиц выявляется с применением специализированного корпусного менеджера LancsBox.
Анализ. Выявлено, что в политическом дискурсе используются различные стратегии и тактики, позволяющие воздействовать на получателей информации, что обусловлено необходимостью доказать свое мнение, убедить адресата в правильности действий, подчеркнуть их важность и значимость для всей страны. Ключевой задачей предпринятого исследования является систематизация дискурсивных инструментов речевого воздействия в политическом дискурсе, основой которых выступают концептуальные оппозиции.
Результаты. Значимость результатов заключается в возможности использования полученных данных для адекватного восприятия информации, изложенной в политическом дискурсе, с одной стороны, и для создания своих собственных текстов политической направленности, с другой. Научная новизна исследования заключается в анализе современного материала и моделировании использования бинарной концептуальной оппозиции «Мы – Они» в политическом дискурсе Джо Байдена. Новизной также характеризуются приведенные статистические данные, полученные на материале авторского электронного корпуса политического дискурса с применением метода автоматизированной обработки текста. Разработанный электронный корпус политического дискурса в дальнейшем может быть расширен и адаптирован для комплексного исследования концептуальных оппозиций с применением методов цифровой лингвистики.