Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск
Том 10, № 1 (2023)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

11-18 376
Аннотация

Настоящая статья посвящена обсуждению вопроса о новом административном центре Северо-Кавказского края (СКК), образованного в январе 1934 года, после выделения из него Азово-Черноморского края. Тогдашнее руководство страны приняло решение разместить столицу СКК в городе Георгиевске, но в результате дальнейшего обсуждения, спустя два месяца, – в Минеральных Водах. Планировалось вместе с тем, что до строительства административных зданий в новом центре краевые власти будут находиться в городе-курорте Пятигорске.

В статье автор раскрывает основные причины принятия решения в пользу Минеральных Вод. Этот город в качестве центра Северо-Кавказского края имел следующие преимущества: 1) Минеральные Воды являлись самым крупным в крае железнодорожным транспортным узлом. 2) Здесь находился крупнейший на Юге России аэропорт. 3) В городе динамично развивалась промышленность, а рабочий класс составлял доминирующее население – для государства «диктатуры пролетариата» это имело важное значение. 4) Близость к курортному городу позволяла руководству края проживать в Пятигорске, а работать в Минеральных Водах.

В статье приводятся некоторые причины, почему центральные и краевые власти пересмотрели решение построить административный центр Северо-Кавказского края в Минеральных Водах. Во-первых, необходимость вложения в строительство центра значительных финансовых средств. Во-вторых, нежелание краевых чиновников покидать временный центр края г. Пятигорск. В-третьих, центральные власти страны продолжали поиск оптимального, с их точки зрения, административно-территориального устройства, что могло в очередной раз изменить решение о региональном центре. Выход из этого положения был найден в официальном закреплении за Пятигорском статуса постоянного центра Северо-Кавказского края.

19-28 232
Аннотация

В статье рассматривается процесс формирования системы партийно-государственного руководства культурно-просветительной работой на местах в контексте стратегической цели – создание «нового человека» коммунистического будущего. Выявлено, что в процессе осуществления этой цели в регионах на первый план выдвигалась задача соответствия действий местной власти формальным требованиям Центра и одновременно решались вопросы, которые вытекали из потребностей местного сообщества. Это проблемы финансирования, кадрового обеспечения культурно-просветительных учреждений и непосредственно их деятельности. Авторы подробно останавливаются на реконструкции основных направлений культурно-просветительской работы: школ, изб-читален, домов крестьянина, клубов, музеев, библиотек как инструментов просвещения и идейно-политического воздействия на взрослое, дееспособное население страны. Задача формирования «нового человека» на местах сводилась к конкретной социальной практике, которая не всегда с радостью принималась местным населением. Это с одной стороны, попытка преодолеть политическое невежество людей, особенно в деревне, а с другой, вся политико-просветительская деятельность рассматривалась как средство привлечения местных жителей к активной общественной работе. В определенной мере это решало проблему «низовых» кадров и одновременно воспитывало лояльность к советской власти. Особое место в статье отведено ликвидации неграмотности, которая на практике в середине 1920-х годов проходила с большими трудностями при пассивности самого населения. В работе большое место уделяется финансированию всей этой деятельности, которое было переложено на региональные бюджеты. На Ставрополье они усугублялись бедностью окружного бюджета, отдаленностью округа от Центра и относительно поздним окончательным утверждением советской власти в регионе.

29-34 195
Аннотация

Священно-церковнослужители Северного Кавказа представляли собой специфическую и небольшую группу населения региона, на плечи которой были возложены Церковью и государством весьма важные и значительные по охвату и глубине влияния на умы людей служебные задачи. Им предстояло вместе со словом Божьим нести свет просветления, изменять формы общежития и преобразовывать нравы, царившие в крае, в котором насилие и попрание жизни человеческой было почти обыденностью. Одновременно им вменялось не только освобождать сердца от скверны и ненависти, не только наставлять и направлять людей на пусть истины, но внушать любовь к имперскому отечеству, а также послушание и почтение к имперским властям.

Жизнь и служение этих людей проходили в сложных условиях, развивавшихся природно-климатических или социальных катаклизмов, ввергавших население в состояние неопределенности или страха. Многие и каждодневные угрозы требовали от священно-церковнослужителей большой   выдержки,   самообладания, а иногда и героизма, чтобы оставаться верными избранному ими предназначению. Эти люди почти всегда были задействованы в повседневных событиях, разворачивавшихся в крае, участвовали в межэтнических коммуникациях, выступали миротворцами, помогали обиженным и страждущим. Одновременно наравне со всеми подвергались опасностям военного времени, погибали от рук злодеев или неприязненных к русским горских наездников, умирали на своем посту, врачуя и утешая поселян в казачьих станицах и в деревнях во время частых в крае первой половины XIX в. эпидемических болезней.

Немало трудов было принесено священно-церковнослужителями для обращения в Христианскую веру людей инославных исповеданий и даже преступников, спасая их души и возвращая в мир людей для продолжения созидательного существования.

35-41 278
Аннотация

Народы   многонационального   Северо-Кавказского региона на протяжении многих лет сохраняли свою самобытную культуру. Советская власть всячески способствовала этому. Проводниками этой политики государства выступали музеи, научно-исследовательские и краеведческие организации, существовавшие и вновь создаваемые в автономных областях. Одним из таких музеев стал музей горских народов. В статье рассматривается история становления и развития Северо-Кавказского краевого музея горских народов им. большевика Муссы Кундухова, основные направления его деятельности в 1926–1936 годах. Большое внимание уделено экспедиционной работе музея и ряда научно-исследовательских организаций, результаты которых существенно пополнили музейное собрание. Проанализирована экспозиционно-выставочная деятельность музея, рассмотрена просветительская работа. Автор уделил внимание интересным экспонатам и современному показу материалов из фондов музея горских народов, являющихся в настоящее время частью собрания Ставропольского государственного музея-заповедника им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве.

42-49 263
Аннотация

В статье представлен историографический обзор дореволюционных, советских и современных исследований, посвященных различным аспектам политико-правовой, экономической и социокультурной интеграции народов Северного Кавказа в состав России в конце XVIII–XX вв. Авторы осуществляют историографический обзор дореволюционных и советских исследований, в которых изучена проблема формирования российско-кавказского социокультурного единства в конце XVIII–XX вв. Приоритет проблематики в дореволюционный период определялся военно-стратегическими задачами в условиях активной политики России на Кавказе, изучались традиционные общественные институты, быт и нравы горцев, их взаимоотношения с имперскими властями с целью интеграции региона в российскую социально-политическую, экономическую и культурную систему и дальнейшей модернизации северокавказских обществ.

Советский период историографии проблемы характеризуется доминированием марксистско-ленинской методологии, структурированием основных проблем истории российско-северокавказских отношений, появлением первых обобщающих трудов по истории региона, терминологическими поисками в изучении процесса присоединения и освоение региона Российской империей.

Авторы осуществляют историографический обзор современных исследований, в которых изучена проблема формирования российско-кавказского социокультурного единства в конце XVIII–XX вв. Современную историографию интеграционных и модернизационных процессов на Северном Кавказе характеризует методологический плюрализм, открывший новые возможности для интерпретации различных социальных процессов в регионе в последней трети XVIII – начале XX в. Становление новых научных школ кавказоведения отличалось различными подходами к выявлению ключевых факторов и процессов в истории региона, ряд авторов исходили из представлений о самостоятельности его развития в составе Российского государства.

50-56 193
Аннотация

Исторические исследования провинциальной повседневной жизни становятся все более популярными не только среди ученых-историков, но и вызывают интерес у читателей. В подобных изысканиях весьма важна роль источников, в том числе большой ценностью обладают сохранившиеся материалы личного происхождения, особенно когда это касается давно ушедшего века XIX.

Статья посвящена переписке Диомида Нестеровича Попки (1789–1872), протоиерея Тимашевского куреня со своим сыном, в период с 1857 по 1870 гг., будущим генерал – лейтенантом Кубанского казачьего войска, одним из первых историков Черномории, автором ряда литературных произведений, книг и статей по истории черноморского, кубанского, и терского казачьих войск – Иваном Диомидовичем Попко (1819–1893), служившим в этот период в Санкт-Петербурге, во 2-м эскадроне Лейб-Гвардии Черноморского казачьего дивизиона, затем находившимся в должности командира Псекупского полка Кубанского казачьего войска, базировавшегося в станице Ключевой, Кубанской области. Отечественными историками уделялось много внимания различным фактам из его богатой на события жизни. Но вот его отношениям с близкими и родными уделялось, как кажется авторам, внимания недостаточно, кроме этого, не до конца выявлены и многие спорные факты его биографии. Потому очень интересно узнать о его жизни и взаимоотношениях с отцом из их переписки, где он выступает послушным и почтительным сыном.

В Государственном архиве Ставропольского края, в фонде 377, авторами статьи было выявлено пять писем Диомида Нестеровича адресованные его сыну, все написанные из куреня Тимашевского. Они и послужили основой для источниковой базы статьи. Письма способствуют более широкому пониманию взаимоотношений внутри семьи, а также в среде близких друзей и родственников генерала, которым он всю свою долгую жизнь старался покровительствовать, поскольку имел к тому должные финансовые возможности и нравственный авторитет.

57-63 156
Аннотация

Географическая среда во всем своем многообразии часто определяла формы социального существования северокавказских горцев в первой половине XIX в. Социум и ландшафт были тесно переплетены благодаря длительной практике взаимодействия и наследовались из поколения в поколение посредством трансляции традиции. Это обстоятельство во многом определяло устойчивое неприятие всех иных вариантов социокультурных парадигм, вторгавшихся в жизненное пространство горцев Северного Кавказа.

Связанность горских социумов с вмещавшей их ландшафтной средой определялась также той ролью, которую местные ландшафты исполняли в горской повседневной жизни, являясь, например, непременными участниками местных сакральных культов.

Привносившиеся инокультурные агенты разрушали установившуюся ранее гармонию во взаимодействиях горских социумов с географической средой их обитания, а потому отвергались ими, поскольку покушались отменить сами основы горского традиционного существования. Этнические кавказские общества активно не принимали чужих инноваций, нарушавших ход их привычной жизни и противоречащих их ментальности.

Снятию существовавших запретов, бывших в кавказской среде разнообразными механизмами самозащиты, препятствовала сама среда их обитания, её естественные основания, разрушение или отказ от которых вели к деградации не только самой среды, но связанных с ней горских обществ.

Защищая свою самобытность горские народы реализовывали, используя как реальные, так и ритуальные действия. Изменения, связанные, например, со сменой характера и назначения трудовой, выходившие за рамки существовавшей ранее традиции, также могли иметь разрушительные последствия, которые, если внедрялись в горскую жизнь, то были результатом непреодолимого внешнего воздействия.

64-70 229
Аннотация

В современном мире все больший интерес вызывает женская (гендерная) история, позволяющая сравнить социальные, культурные и психологические особенности в соотношении «мужского» и «женского» в истории. В настоящее время остается малоизученной сфера жизни женщин духовного сословия, в том числе особенности их образования. Стоит отметить, что образование женщин духовного сословия было тесно взаимосвязано с деятельностью Русской православной церкви, оказывающей значительное влияние на политическую и общественную жизнь общества.

Реформы второй половины XIX в. открыли дорогу женщинам всех сословий к образованию и общественной деятельности и повлекли за собой изменения общественных представлений о роли и месте женщины в обществе. В то время как в светских учебных заведениях начали обучать женщин новым профессиям, духовные учебные заведения были направлены исключительно на педагогическую деятельность.

Для обучения и воспитания девушек духовного сословия в епархиях создавались специальные епархиальные женские училища. На Северном Кавказе существовало всего три епархиальных женских училища, а самым первым, и долгое время остававшимся единственным, было Кавказское (Ставропольское) епархиальное женское училище. В связи с этим, значительное внимание в статье уделяется роли и истории именно этого училища, внесшего значительный вклад в развитие женского духовного образования в Кавказской (Ставропольской) епархии.

Автором обосновывается вывод, что, несмотря на веяния и запросы общества второй половины XIX в., женское образование духовного сословия оставалось консервативным, что связано с ролью, которую выполняла девушка духовного сословия, и обязанностями будущей жены священнослужителя.

71-76 227
Аннотация

В начале ХХ в. появилось новое средство вооружённой борьбы – военная авиация, которая уже применялась в Балканских и Великой войнах. Это дорогостоящее средство имело особенность или летать, или падать, требовавшее его эксплуатировать особенно подготовленных людей – лётчиков. В царской России было организовано 15 учебных заведений по подготовке лётчиков и лётчиков-наблюдателей (штурманов). К окончанию Гражданской войны в военная авиация Советской России имела плачевное состояние, где и система подготовки лётных кадров испытывала кризис, учебных заведений в РСФСР осталось семь. Советское военное руководство, оценивая военно-политическую обстановку в мире и понимая важность и эффективность авиации на поле боя, взяло курс на развитие самолётостроения и подготовку авиационных кадров. Так к началу Второй мировой войны лётных учебных заведений уже было 18. Даже с учётом подготовки молодёжи в аэроклубах ОСOАВИАХИМа (ДОСААФ) лётчиков для вооружённых сил не хватало и было принято решение об образовании 20 специальных школ Военно-Воздушных Сил, что позволило к началу Великой Отечественной войны довести учебных авиационных заведений до 83. Авторы на основе архивных данных, периодической печати, мемуаров выпускников школы вводят в оборот исторический материал об образовании, ее деятельность и информацию о выпускниках специальной школы Военно-воздушных сил № 12 в Краснодаре.

Написание данной статьи вызвано сложившейся военно-политической обстановкой вокруг нашей Родины, проведением специальной военной операцией на Украине, опытом мобилизационных мероприятий восполнения высоко подготовленных людских ресурсов к защите Отечества и целью показать, на примере 12 спецшколы ВВС, забытый 80-летний опыт Советского Союза и напутствие В.И. Ленина: …пока есть капиталисты на свете, будем готовы к войне… (ПСС. изд.5, Т. 42). Данная тема в сложившейся обстановке практически не рассматривалась. Показанный материал опирается на источниковую базу фондов Государственного архива Краснодарского края, периодическую печать и мемуары выпускников 12 Краснодарской спецшколы ВВС.

77-87 214
Аннотация

Попытка отделения Косово, начавшаяся в девяностых годах ХХ в., завершилась агрессией НАТО против Югославии, формально узурпировавшей южную сербскую провинцию наиболее могущественными западными странами. Угроза национальной безопасности Республики Сербии вооруженной агрессией пакта НАТО является уникальным примером нарушения всех действующих международно-правовых норм, запрещающих агрессию против суверенного и независимого государства.

Подчеркивается, что даже с введением временной международной администрации (МООНК), ситуация с безопасностью не стабилизировалась. Политические решения представителей международного сообщества оформлялись в парадигму «абсолютной независимости» Косово и Метохии, несмотря на недовольство тогдашних высших должностных лиц Республики Сербии. Незаконная попытка отделения Косово и Метохии путем принятия Декларации независимости в 2008 г. представителями албанского национального меньшинства поставила целый ряд политических, экономических и социальных вопросов о стратегии действий субъектов и сил система национальной безопасности Республики Сербии.

Указывается, что осуществляемый диалог между представителями временных косовских учреждений и представителями РС способствовал подписанию соглашений в различных областях. Однако их реализация оказывает негативное влияние на суверенитет, т.е. юрисдикции учреждений Республики Сербия.

Созданная на сегодняшний день международная администрация не смогла обеспечить выполнение резолюции 1244 Совета Безопасности ООН. В статье анализируется динамика событий, приведших к одностороннему провозглашению независимости в нарушение всех норм международного права, в том числе права на политическое самоопределение.

Результаты работы свидетельствуют о неравномерном толковании некоторых норм, регулирующих статус национальных меньшинств (в данном случае албанцев), а также о попытке западными странами навязать решение косовской проблемы Республике Сербии исключительно через различные формы признания так называемой независимости.

88-97 173
Аннотация

Проблемы восприятия Августином коррупции привлекли в свое время внимание профессора Ричмондского университета Питера Кауфмана, который в своей статье с характерным названием «Августин и коррупция», вышедшей в 2009 г., вступает в полемику с рядом видных исследователей поздней античности, в числе которых, к примеру, Рамсей МакМаллен, склонных видеть в воззрениях епископа Гиппона признаки потворства и оправдания коррупции. В своей статье мы вновь обращаемся к вопросам восприятия названного феномена в системе социально-политических ориентаций великого отца церкви. Основой анализа для нас стало эпистолярное наследие Августина. В его письмах, среди адресатов которых высокопоставленные должностные лица центральной имперской администрации, судьи, коллеги-епископы, прослеживается двойственное отношение к вопросам использования личных связей, власти в интересах защиты имущественных прав как отдельных лиц, так и всей церковной организации, позволяющее делать столь же неоднозначные выводы относительно поддержки или отрицания им коррупционных связей как способа решения вопросов, имеющих социально-политическое значение. Августин имеет совершенно рациональное отношение к имуществу, собственности. Он понимает значимость материальных благ для существования в условиях «земного града». Являясь лицом, осуществляющим управленческие функции, он не может не отстаивать имущественных прав возглавляемой им организации, ибо на них зиждется само существование последней. При этом анализ данных переписки Августина позволяет обнаружить принципиально иной по сравнению с современным нам подход к восприятию коррупции. Для него последняя состоит не в форме, а в сущности. Он считает совершенным злом взяточничество и продажность, но готов использовать связи с влиятельными людьми для достижения целей, которые сам он считает благом, даже если чисто внешне они могут нести в себе признаки злоупотребления влиянием, связями в интересах третьих лиц.

98-105 217
Аннотация

В статье на основе архивных документов краевой и местных проверочных комиссий, а также апелляций студентов, отложившихся в фондах Государственного архива Ростовской области, рассматривается процесс масштабной академической и качественной проверки студенческого состава высшей школа Юга России (в то время – Юго-Востока), произведенной в 1924 г. Официальной целью её было провозглашено устранение перегруженности высших учебных заведений и избавление их от «балласта», то есть студентов, не подходивших под критерии «красного» специалиста, способного принести пользу государству. Авторами предпринята попытка выявления степени понимания местными комиссиями их задач и условной границы между академическим и качественным подходом и сделан вывод о значительной степени зависимости хода проверки от настроений составов местных проверочных комиссий, нередко слишком увлекавшихся классовым подходом в своей работе. Сделан вывод о слабой эффективности самого процесса проверки, не приведшего к устранению перегруженности высшей школы, но лишний раз встревожившего студенческие массы. Анализ содержания апелляций отчисленных студентов позволил сделать вывод о высокой степени антагонизма не только в студенческой среде, но и советском обществе в целом, что выражалось, в первую очередь, в поиске внутренних врагов. Студент, в годы Гражданской войны оказавшийся в стане белой армии и не сумевший скрыть это, зачастую был обречен на исключение или становился объектом доноса. Кроме того, как показал анализ реакций студенчества, чистка обратной своей стороной била и по пролетарскому студенчеству, вынужденному ежедневно трудиться и фактически бороться за свое выживание в условиях крайней степени материальной необеспеченности, что приводило к низкой успеваемости.

106-115 199
Аннотация

На основе архивных источников показаны механизмы воздействия советской власти на национальную политику на Северном Кавказе посредством высшего образования в 1920–1930-е гг. Процесс становления высшей школы в регионе проходил в эти годы, и он развивался параллельно становлению национальной государственности в рамках РСФСР. Первые вузы возникли в 1918–1919 гг. по инициативе общества и советской власти. Разруха 1920-х гг. не дала возможности выжить всем вузам. Тем не менее, новая власть не отступила в своем стремлении создать национальные кадры во всех областях хозяйства, образования, культуры. В 1930-е гг. индустриальные преобразования первых пятилеток привели к потребности в кадрах. Мобилизационно, в сжатые сроки, заработало значительное количество высших учебных заведений в национально-территориальных образованиях региона. Обучение не имело национальных перегородок. Были созданы особые подготовительные рабочие факультеты. Становление системы высшего образования в короткий срок происходило сложно и тяжело, но при сильной поддержке государства. Не хватало помещений, учебников, преподавателей, их собирали по всему СССР. Руководство прилагало все усилия для привлечения к обучению горских народов. Вузы центральных городов бронировали бюджетные места.

Поддержка стипендиями, обеспечение общежитиями, работой молодых специалистов в своих республиках, сыграли важную роль. К 1940-м гг. система высшего образования в регионе уже полностью функционировала, создавала наднациональные, общегосударственные связи, и тем самым влияла на межнациональные коммуникации. Современное студенчество региона признает уровень и качество высшего образования в СССР как важнейшую ценность советской эпохи, вторую по значимости после победы над нацизмом в годы Великой Отечественной войны.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

116-122 324
Аннотация

В статье проведен анализ условий формирования правовой культуры и правосознания современного молодого поколения. Показаны особенности реализации программ правового просвещения в России. Раскрыты причины нигилизма в российском обществе. Дан анализ правительственных программ. Предложен вариант разработки национальных программ по повышению правовой культуры современного молодого поколения. Обоснована актуальность вопроса о национальном правосознании, определении социально-правовых ценностей в обществе. Показана неразрывная связь с правовым воспитанием личности и вместе с тем – правовым формированием гражданина, что представляет собой непосредственно правоприменительную деятельность. Под правовым воспитанием понимается совместная деятельность государства и общества по передаче накопленных правовых знаний, либерально-демократических идеалов, национальной правовой культуры от одного поколения к другому. Процесс воспитания национального правосознания показано как многогранное явление, определяющее особенности развития правовой культуры в обществе. Правовое воспитание рассмотрено с такими этическими нормами поведения, как внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи нуждающимся, уважение к окружающим Немаловажное значение уделяется так-же роли правовой пропаганды посредством рекламы, социальных роликов, средств массовой информации. В качестве причин, препятствующих гражданам защищать свои права и свободы, был выделен как низкий уровень правовой культуры общества, так и недоверие властным структурам. При этом особый акцент был сделан на отсутствие знаний у граждан о существующих правозащитных механизмах, и как следствие – неумение отстаивать свои права на законных основаниях. Дано определение процессу воспитания национального правосознания как многогранному явлению, определяющему особенности развития правовой культуры в обществе. Особое внимание уделено процессу глобализации и цифровизации, охвативших все стороны жизни общества и оказывающих непосредственное влияние на мировоззрение социума.

123-129 227
Аннотация

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что в современных условиях для борьбы с административными и уголовными правонарушениями наряду с органами, действующими в рамках публично правового регулирования, продолжают развиваться различные виды предпринимательской деятельности, действующие в рамках частноправовых средств правового регулирования.

Взаимодействие детективов и правоохранительных органов в Российской Федерации выступает как неотъемлемый элемент механизма реализации правоохранительной функции нашей страны. Это связано, прежде всего, с тем, что и государственные (в лице правоохранительных органов), и негосударственные (в лице частных детективов) органы выступают субъектами, которые реализуют правозащитную (правоохранительную) функцию государства. Актуальность рассматриваемой темы не вызывает сомнения ввиду усугубившейся политической обстановки на международном уровне, сложившейся в ходе специальной военной операции, проводимой Российской Федерацией. Сложившаяся внешнеполитическая ситуация перевернула представление о незыблемом приоритете международного права, нормы и положения которого попросту не принимаются во внимание и игнорируются рядом стран. В сложившейся обстановке правоохранительные органы не всегда имеют возможность осуществлять свою деятельность вне юрисдикции России, подпадая под санкции недружественных государств, в то время как у частного детектива развязаны руки ввиду того, что он является субъектом предпринимательской деятельности и действует, в первую очередь, в интересах заказчика данных услуг.

Статья посвящена освещению проблемных вопросов реализации договорных отношений, возникающих в рамках взаимодействия между детективами и правоохранительными органами, на основе этого выявляются гражданско-правовые проблемы, препятствующие осуществлению ими своей правозащитной функции, рассматриваются признаки и условия заключения между сторонами договора о конфиденциальном сотрудничестве в рамках действующего законодательства.

130-135 282
Аннотация

В статье отмечается, что криминологическая ситуация в целом по России в последние годы остается достаточно стабильной. Вместе с тем эффективно противодействовать преступности можно только в том случае, если проводить более детальный анализ качественных и количественных показателей преступности с учетом специфики конкретного субъекта (округа, региона). На примере Северо-Кавказского федерального округа показано, что не только в самом Округе по сравнению с Россией в целом, но и в его административно-территориальных единицах показатели преступности отличаются существенным образом. Обращено внимание на то, что несмотря на низкий коэффициент преступности в Северо-Кавказском федеральном округе, который сохраняется уже на протяжении нескольких лет, и общего снижения количества зарегистрированных преступлений в январе-ноябре 2022 года почти во всех субъектах округа, тем не менее, качественная характеристика преступности в СКФО характеризуется рядом негативных тенденций. Так, статистические данные свидетельствуют о более высокой доле совершения в СКФО тяжких и особо тяжких преступлений по сравнению с общероссийским показателем, на доминирование в числе совершаемых преступлений, преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, на более широкое распространение преступлений экстремисткой и террористической направленности, на высокий удельный вес общественно опасных деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Затронута и социально демографическая характеристика лиц, совершающих преступления, отмечено, что во всех субъектах Округа это как правило лица, не имеющие постоянного источника дохода, а также ранее судимые. Отмечены крайне негативные тенденции показателей преступности в Республике Северная Осетия Алания. С учетом выявленной специфики преступности в Северо-Кавказском федеральном округе, а также учитывая социально-экономические, демографические и другие особенности Северо-Кавказского федерального округа, автором обращено внимание на те сферы, которые должны быть взяты под особый контроль со стороны руководства Округа и правоохранительных органов, а также высказаны некоторые рекомендации, которые, по его мнению, могут способствовать снижению преступности в данном регионе.

136-141 220
Аннотация

Такие направления государственной политики, как правовое регулирование в сфере высшего образования и подготовки научно-педагогических кадров отличаются особой актуальностью. С одной стороны, эффективная организация соответствующих процессов требует тщательно подготовленной теоретической и методологической базы, определения ряда категорий административного права, а с другой – постоянного совершенствования действующего законодательства с целью его соответствия динамично развивающимся общественным отношениям и современным вызовам, с которым сталкивается Российское государство и общество. Административно-правовые средства, представляя собой одну из наиболее широких и наиболее государственно-значимых категорий административного права, фактически охватывает все обилие установлений и действий, с помощью которых органы власти и наделенные соответствующими полномочиями организации осуществляют управление в той или иной сфере общественных отношений. При рассмотрении механизма административно-правового регулирования в сфере высшего образования и подготовки научно-педагогических кадров необходимо исследование основных подходов к понятию, направленности и основных особенностей соответствующих административно-правовых средств. В данной статье автором предлагается анализ названных категорий, который позволил сформулировать определение административно-правовых средств в сфере высшего образования и подготовки научно-педагогических кадров и выявить их специфику, что необходимо при выявлении наиболее действенных способов и путей достижения целей административно-правового регулирования, используемого при реализации государственной политики в области науки и высшего образования. Полученные автором выводы имеют значимость для оценки эффективности применяемых в настоящее время административно-правовых средств, применяемых в сфере высшего образования и подготовки научно-педагогических кадров, что, в свою очередь, необходимо для выявления наиболее уязвимых точек в правовом регулировании соответствующей системы общественных отношений и формирования предложений по их совершенствованию.

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

142-149 304
Аннотация

В статье представлены результаты исследования дискурсных маркеров как универсального когнитивного и функционального феномена дискурсивного взаимодействия с точки зрения теоретической концепции когнитивных доминант речевого взаимодействия. Предпринята попытка анализа дискурсных маркеров как компонента концептуальной структуры дискурса с позиции тематического, субъектного, социокультурного, инструментального и интенционального принципов. Обоснование роли и статуса дискурсных маркеров в речевом взаимодействии как когнитивных доминант проведено на современном корпусном материале русского, английского, французского и японского языков как разносистемных и верифицировано на разнонаправленном речевом материале, репрезентирующем различные типы дискурса. Актуальность предпринятого исследования обосновывается практической целесообразностью и необходимостью дальнейшего развития когнитивных исследований дискурсных маркеров по траекториям, позволяющим обеспечить эффективную автоматизированную идентификацию дискурсных маркеров в разносистемных языках с применением эвристических методов и технологий искусственного интеллекта. В данной связи формализация когнитивного потенциала дискурсных маркеров разносистемных языков с опорой на концепцию когнитивных доминант представляется существенным теоретико-лингвистическим основанием и обеспечением дальнейшей разработки принципа эвристического анализа дискурсных маркеров в пространстве разнонаправленных дискурсов. Научная новизна исследования заключается в том, что полученные результаты качественно дополняют существующие взгляды на проблему функционирования дискурсных маркеров и предоставляют новые данные для формализации их функционала как когнитивных доминант речевого взаимодействия, что представляет теоретическую и практическую значимость для развития алгоритмических процедур обработки дискурса в части эвристической идентификации дискурсных маркеров в корпусном речевом материале на различных языках мира.

150-158 270
Аннотация

В статье характеризуется советский дискурс моды 60-х годов XX столетия с особым акцентом на систему ценностей анализируемого периода. Мода рассматривается и анализируется как одна из семиотических систем. Изучается понятие «вестиментарный код» (термин Р. Барта), чему предшествует анализ понятия «мода» в контексте различных видов культурных семиотик, составляющих междисциплинарное поле исследования. Работа строится на базе дефиниций понятия «мода», данных в различных словарях, характеризующих его понимание как междисциплинарного феномена в таких областях, как философия, эстетика, этика, культурология, социология, психология, лингвистика. Показано, что неоднозначное отношение к данному понятию обусловлено его многомерным характером; мода охватывает многие области человеческой деятельности, в результате чего формируются как повседневный, так и научный взгляды на данное явление. В качестве феномена повседневности мода понятна каждому индивиду, а с точки зрения теоретической репрезентации ее статуса мода символизирует совокупность социокультурных и исторических процессов, выступая в качестве одного из кодов культуры. Научная новизна предлагаемого исследования заключается в том, что проблема советского дискурса моды 1960-х годов впервые рассматривается в качестве лингвистической проблемы. Мода анализируемого периода характеризуется, с одной стороны, ее революционным характером, выраженным в различных ее направлениях (в том числе в стилях молодежных субкультур – модов, рокеров, скинхедов, хиппи), и, с другой стороны, спецификой ее адаптации в нашей стране с учетом социокультурного и идеологического контекстов. Актуальность исследуемой темы с точки зрения дискурсивной реализации обусловлена необходимостью определить, какими средствами репрезентируются особенности вестиментарного кода в контексте отечественного (советского) официального дискурса моды 60-х годов. Выявлено, что специфика вестиментарного кода имеет четкий ценностный ориентир, характеризующий данный дискурс, разворачиваемый на страницах советских СМИ. Делается вывод о значимости вербальной составляющей вестиментарного кода в дискурсе моды анализируемой эпохи в нашей стране.

159-165 325
Аннотация

Настоящая статья посвящена исследованию прагматически и культурно значимых лексических особенностей рекламных текстов индустрии туризма на русском и английском языках. В статье поднимаются такие актуальные в современной лингвистике вопросы, как выявление лингвокультурной специфики англоязычного и русскоязычного рекламного текста, использование лексики с культурным компонентом значения для повышения прагматической силы и манипулятивного потенциала рекламного текста, способы воспроизведения незнакомых читателю лексических единиц, а также прагматически отмеченные специфические особенности лексики текстов русскоязычной и англоязычной туристической рекламы. Материалы статьи основываются на том факте, что лексические значения непосредственно связывают язык с укладом жизни и системой социальных взаимоотношений говорящего на нем сообщества, а полученная в ходе анализа языковых особенностей информация служит источником выявления лингвокультурной специфики текста.

Особый акцент сделан на различных типах реалий как знаков культуры, широко используемых в туристической рекламной коммуникации. В ходе анализа установлена взаимосвязь между используемыми в рекламных текстах лексическими единицами и этнокультурными особенностями и аксиологическими приоритетами потребителя рекламы туристического характера как представителя соответствующей лингвокультуры, изучена функциональная нагрузка прагматически значимых языковых средств, проанализированы особенности воспроизведения безэквивалентной лексики и слов, содержащих этнокультурный компонент значения, в целях обеспечения общедоступности восприятия информации.

Статья не оставляет без внимания тот факт, что основной задачей любого рекламного текста является повышение уровня продаж рекламируемого товара (в данном случае – туристической поездки). Таким образом, в круг интересов настоящего исследования входит прагматический аспект функционирования рекламного текста, а также воздействующий потенциал используемых в текстах лексических конструкций.

166-172 189
Аннотация

Одним из актуальных аспектов лингвокогнитивного анализа на современном этапе является осмысление специфики судебной аргументации, образующей ядро юридического судебного дискурса. Исследование рассматриваемой проблематики позволяет описать профессионально обусловленную специфику аргументации в кодифицированных жанрах институционального дискурса. Судебное решение выделяется при этом в качестве специального объекта анализа, что продиктовано его когнитивно-дискурсивной природой. На материале текстов решений Верховного суда США в статье исследуются типы аргументативных фреймовых структур, репрезентирующих диктумные и модусные функции в текстах судебных решений. Проведенный в ходе исследования анализ основан на идее фреймового структурирования информации, на представлении о фрейме как о когнитивной модели, лежащей в основе ментальной обработки стереотипных ситуаций, как структуре, обеспечивающей конвенциональность языка. Разработка метаязыка для описания слотов аргументативных фреймов детерминирована необходимостью интерпретации аргументативных структур судебного дискурса. Принципиально важным представляется при этом обращение к категориям диктумных (содержательных) и модусных (операциональных) функций, дистрибуцию кластеров которых воплощает в себе судебный дискурс. Аспект субъективизации, коррелирующий с понятиями диктума и модуса, приобретает особое значение в связи с вариативностью развертывания аргументации в тексте судебного решения.

Описание аргументативных фреймов, структурирующих тексты судебных решений, способствует дифференциации стандартов реализации категории модуса, отражаемой в сознании носителей языка как объективной реальности, искажение которой свидетельствует о различиях в коммуникативных установках продуцента и реципиента. Проведенный на основе фреймового подхода анализ исследуемого корпуса текстов позволил расширить имеющиеся в науке представления о типах аргументативных фреймов, способствующих интерпретации текстов судебных решений на базе специфического метаязыка.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)