ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
В данной статье рассматриваются различные представления о термине «историческая память», его параметрах и позиционировании в различных контекстах. Автор связывает интерес к моделям исторической памяти с поисками новых методологических оснований современной исторической науки в ее глобальном, национально-государственном и локальном аспектах. Автор рассматривает конструирование модели исторической памяти в обществе как инструмент создания социальной идентичности в контексте властных мотиваций. Опираясь на новую гипотезу о классических и неклассических методах историографии, в статье дается пример изучения исторической памяти в условиях локуса.
Статья представляет собой краткую историю взаимоотношений между Азербайджаном и Россией в области культуры с XIX - начале XX вв. Автор на многочисленных примерах раскрывает роль и значение азербайджанского тюркского языка, оценку его русскими писателями, поэтами, востоковедами. Демонстрируется взаимодействие между двумя различными культурами в области литературы, музыки, театра, изобразительного искусства. Культурная политика Российской империи представлена как часть общего курса государства по закреплению позиций на Кавказе.
Исламизация народов Северного Кавказа начинается с арабских походов в регион VII-VIII вв. В дальнейшем восточное направление стимулировалось как внешними (Иран, Османская империя и др.), так и внутренними (дагестанские правящие верхи и мусульманское духовенство) акторами. Из Дагестана шла исламизация Чечни и в меньшей степени Ингушетии. С побережья Черного моря (западное направление) ислам распространялся среди адыгских народов в результате деятельности турецких и крымских миссионеров и газиев. Еще одним направлением являлось северное: новое вероучение быстрее утверждалось на плоскости и отсюда шло в горы. Ряд территорий испытали перекрестное влияние нескольких направлений.
Статья посвящена особенностям протестантизма в Америке, начиная с заселения северо-восточных колоний переселенцами из Англии. Проведен анализ особенностей религиозной доктрины американского проте-стантизма и его различных деноминаций. В ней определены, как исключительно новые характеристики, приобретенные из опыта жизни колонистов в Новом Свете, так и привезенные из метрополии. Значи тельное место в статье занимает вопрос о первом евангелическом движении в Северной Америке «Великом Пробуждении» 1720-1760-х гг., связанном с религиозным обновлением в обществе и церкви.
Статья освещает новые процессы развития основных отраслей сельского хозяйства, имевших место в северокавказском регионе после реформ Александра II. Процессы развивались неоднозначно в различных социальных группах населения, но постепенная политическая стабилизация и реформы способствовали тому, что на Северном Кавказе стало всё больше прослеживаться влияние капиталистического начала в хозяй ственных отношениях. Натуральное хозяйство размывалось под напором рынка, и такая тенденция была самым надёжным залогом преодоления последствий тех катаклизмов, которые сотрясали край в предшествующие десятилетия.
Научный интерес к истории и культуре населения побережья оз. Ван, появившийся еще в XIX в., в российской науке получил развитие в начале следующего столетия. В годы Первой мировой войны Н. Я Марр, И. А. Орбели и А. А. Миллер -представители петербургской школы востоковедения, совершили исследовательскую поездку в Ванскую область для комплексного изучения древних и средневековых памятников, а также традиционного быта армян, населявших регион. Базируясь на концепциях палеэтнологической школы, сотрудник Этнографического отдела Рус ского музея и участник экспедиции А. А. Миллер ставил перед собой задачу выявить и зафиксировать архаичные черты, сохранившиеся в традиционной культуре: жилище, орудиях труда, утвари, костюме. Результатом экспедиции стали коллекции предметов, приобретенные А. А. Миллером, а также фотографии, сделанные им и его сотрудниками во время поездки.
Палеоэтнология была научной дисциплиной, занимавшей определенные временные позиции в истории археологии и этнографии. В России ее расцвет приходится на 1920-е гг., хотя был подготовлен развитием мировой науки в предшествующий период. В осуществлении принципов палеоэтнографии значительная роль принадлежала музейным организациям, в частности Этнографическому отделу Русского музея в Петрограде - Ленинграде (ЭОРМ). До начала 1930-х гг характер работы ЭОРМ во многом определял Александр Александрович Миллер (1875-1935), видный представитель отечественного отряда направления палеоэтнографии. Им были выработаны методы полевой работы, сочетавшие этнографические и археологические исследования и предполагавшие поиск архаики в народной культуре.
В данной статье речь пойдёт не о действиях политических элит в условиях второго этапа перестройки (1988-1990 гг.), а о малых социальных группах (группа «Защита»), которые даже в масштабах большого советского города Ростова-на-Дону выглядели маргинальными. Такого рода группы принято было называть неформалами. В период перестройки неформалы стали проводниками идей реформаторского крыла КПСС, выступали самостоятельной общественно-политической силой в крупных городских политических центрах СССР Этим обусловлен интерес к объекту исследования - ростовским неформалам. Анализ исторических документов и свидетельств, по-свящённых данной теме, осуществлялся с точки зрения исторической антропологии, социолингвистики и исторической социологии.
Статья посвящена научно-исследовательской деятельности центральных академических учреждений, провинциальных научных обществ и учреждений Северного Кавказа во второй половине XIX - первой четверти ХХ столетия. В статье анализируется динамика накопления источнико-вой базы, раскрываются организация и функционирование археологических изысканий, методы накопления и анализа материала, а также пути развития и результаты теоретических исследований на Северном Кавказе в указанный хронологический период. Показано влияние социокультурных и региональных условий на организационную и содержательную сферы археологических иссле дований. Прежде всего, это влияние центральных академических учреждений, проявившееся в осуществлении археологических изысканий в Северокавказском регионе. Научные общества Северного Кавказа являлись общественно-научными центрами местной интеллигенции, которые своей просветительской деятельностью формировали у общественности мнение о необходимости сохранения памятников старины.
Анализируются смысл и значение концепта «ме-сторазвитие» в евразийстве. Подчеркивается его многосоставный характер, отраженный в теориях П. Савицкого и его последователя К. Чхеидзе -единственного из плеяды евразийцев выходца из Северного Кавказа. Он манифестировал идею месторазвития данного локального региона и в то же время обосновал (утопическую) идею всего земного шара как месторазвития. На Северном Кавказе вырабатывались специфические формы общежительства славянских и северокавказских, равно как южнокавказских этносов. В этом плане лишь предстоит выяснить роль таких центров, как Дербент, Владикавказ, Грозный, а еще в большей мере - Тифлис и Баку, с одной стороны, и Ставрополя, Краснодара - с другой.
Дербент вошел в историческую литературу как один из крупнейших исламских центров на Кавказе, где мусульманская идеология стала активно распространяться арабами с середины VII в. Однако раннесредневековые албанские и армянские источники свидетельствуют, что первой мировой религией, воспринятой населением Дербента было христианство. Его начал проповедовать в городе Чога (Дербенте) святой Елисей в 60-е гг. I в., рукоположенный первым патриархом Иерусалима братом Иисуса Христа Иаковым. Этот начальный этап христианизации Кавказской Албании, в том числе и Дербенте, церковная традиция именует апостольским. Второй этап прихо дился на IV - первую половину V вв. и был начат святым Григорисом, первым главой Албанской Церкви, погибшим от рук маскутов, проживавших в районе Дербентского прохода. Третий этап относиться к середине V - середине VI вв., когда Дербент становиться главным оплотом борьбы албанского царя Ваче II против попытки Саса-нидского Ирана навязать народом Кавказа зороастризм. С 60-х гг. V в. до средины VI Дербент являлся резиденцией главы Албанской Церкви (католикоса)
В серии статей изучается проблема функционирования разных форм исторического знания в межкультурном пространстве Северного Кавказа XIX - начала XX вв. В первой статье обращено внимание на функционирование местной устной традиции, исламское историописание и привнесенную Российской империей европейскую модель истории, которая в форме популярной истории (непрофессиональной) позиционировалась русскими учителями, военными и чиновниками. Делается вывод, что европейская модель исторического знания стала вытеснять из региона иные практики конструирования прошлого как «ошибочные» и «ненаучные».
В статье рассматриваются региональные произведения, посвященные революции 1917 г. на Ставрополье. На примере трудов Ф. М. Головен-ченко и Н. Иванько, различных очерков истории прослеживается преемственность методологических приемов и идеологических оценок. Особенностями советской историографии являются ограниченность источниковой базы и избирательность в подборке источников. Идеологические эмоциональные оценки и автоматическое разделение участников революции на две враждующие стороны заменили взвешенность методологических подходов. Делается вывод о необходимости расширенного изучения темы.
В статье рассматривается деятельность Русской филологической семинарии в германском Лейпциге в 1873-1890 гг. Это уникальное заграничное учебное заведение было предназначено для подготовки преподавателей древних языков для российских гимназий. Четверть студентов семинарии составляли австро-венгерские славяне, главным образом чехи. После окончания вуза они работали учителями в различных регионах России и внесли свой вклад в дело ее просвещения. Учительская иммиграция являлась важной составной частью австро-венгерской переселенческой общины в нашей стране.
Статья освещает роль капитанов кондотты и их отрядов в социально-политической жизни Италии XIV-XV вв. На основе городских хроник и дневников анонимных горожан, автор рассматривает фактор необходимости найма военных отрядов как один из важнейших факторов политики в итальянских городах-государствах. Также автор касается проблемы интеграции воинского наемного сословия с социально-экономическими институтами в городах-коммунах - их влияние на экономику и повседневную жизнь горожан. Данное исследование затрагивает актуальную проблему лидерства военачальника в условиях стратегического построения боевых действий.
Статья посвящена особенностям деятельности локальных церквей, и прежде всего пятидесятнических, в Африке. Не отрицая оккультизма и связанных с ним практик, они признают проповедование их активности в той мере, в какой они опираются на оккультизм, и в какой через посредство Бога могут его победить. Этот дискурс в настоящее время соприкасается с особыми тенденциями, вызванными неолибералистским поворотом. Так как оккультизм сосуществует с модернизацией, пятидесятнические церкви является институтом, который, с одной стороны, стремится нивелировать проблемы, связанные с модернизацией, с другой, соединяется с ее целями и этикой.
Развитие военно-политической обстановки в мире отчетливо демонстрирует необходимость дальнейшего укрепления обороноспособности Российской Федерации. Фактором первостепенного значения при этом является обеспечение такого уровня образования офицерского состава, который позволит ему выполнять свои профессионально-должностные обязанности в любой обстановке. Существенную помощь в решении этой задачи может оказать учет опыта прошлого. Настоящая статья посвящена анализу мер, предпринимавшихся для совершенствования образования будущих офицеров в военных училищах в период, предшествовавший Первой мировой войне.
В статье анализируется взаимосвязь между участием в политической реформе во Флоренции конца XV в. Джироламо Савонаролы и его пророческой миссией, а также идеями по духовному реформированию Церкви и общества. Начало французской военной кампании в Италии и изгнание Пьеро Mедичи из Флоренции в ноябре 1494 г способствуют усилению влияния Савонаролы на политическую жизнь города. Его проповедь о необходимости духовной реформы, основанной на соблюдении евангельских заветов любви к Богу и ближнему, органически сочетается с представлениями об «общем благе» как основе политики. Соответственно, по мысли проповедника, моральное совершенствование граждан должно обеспечить соблюдение принципа «общего блага» в социальной жизни, а закон о всеобщем мире и основание Большого совета стать его практическим исполнением.
В данной статье рассматривается политическая позиция Киликийской Армении (1190 г) в условиях противостояния участников третьего крестового похода и Аййюбидского султаната. Благодаря гибкой политике, которую вели князь Левон II (в 1198г. был коронован как царь Левон I) и католикос Григор IV Отрок, им удалось не только избежать столкновений с двумя мощными противоборствующими силами, но и расширить территорию Киликии. Решающую роль в этом вопросе сыграли письма католикоса Григора IV, посланные Фридриху Барбароссе и Салах ал-Дину. В статье дается сравнительный обзор различных подходов исследователей истории Киликии к данной переписке, а также приводится исследование и сравнительный анализ арабских первоисточников.
Статья посвящена процессам трансформации Ростовского (Донского, позже Северо-Кавказского) университета в 1920-е годы. Рассматриваются вопросы изменения системы управления высшим образованием в СССР на основе архивных материалов. В статье на примере Донского университета оцениваются такие сложные процессы в управлении образованием в этот период, как введение платного образования, расширение набора студентов, сокращение сроков обучения, рост централизации управления университетом. Выделяются некоторые тенденции в развитии университета в период НЭПа, особенности учебного процесса в сопоставлении с дореволюционным периодом. Дается оценка результатов реализации университетом властных установок, и выделяются специфические особенности развития университета в этот период.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
В статье рассматривается проблема изучения формирования юридической антропологии как самостоятельного направления правоведения, которая вызывает интерес современных зарубежных и отечественных ученых. Процесс интеграции философии, социологии, истории, этнологии и других наук в предмет антропологии права является ответом на объективные потребности развития юриспруденции на определенном этапе развития общества и государства. Отобраны, по мнению авторов, персоналии европейских и североамериканских ученых, внес ших наиболее значительный вклад в формирование юридической антропологии. Дан краткий анализ фундаментальных трудов мыслителей, в которых сформулированы основные положения, определившие развитие разных аспектов антропологии права.
Автор рассматривает современную ситуацию с официальной теорией права в Российской Федерации, проводит в связи с этим компаративистский анализ основных концепций права, складывавшихся на протяжении последних двухсот лет, и делает выводы о нормативно-правовых положениях Конституции Российской Федерации, отражающих сегодняшние правовые взгляды и духовные ценности политических элит, уделяя определенное внимание развитию понятия правового государства и его принципов, а также о тех нормах российской Конституции, которые нацелены на будущие перспективы развития нашего государства.
Российский законодатель, наконец, определил правовую природу машино-места, пойдя по пути упрощения его гражданско-правового оборота. С 1 января 2017 года в Гражданском кодексе Российской Федерации оно значится как самостоятельный объект недвижимого имущества. Изменениям подверглись нормы Градостроительного кодекса РФ, законодательства о кадастровом уче те, о государственной регистрации недвижимости, вступили в силу акты Mинэкономразвития РФ, закрепляющие, конкретизирующие и уточняющие понятие и правовой режим машино-мест.
В данной статье рассмотрены проблемы современного регулирования ответственности за нарушение прав участников корпоративных отношений направленных на защиту интересов корпоративного юридического лица и его участников от негативных последствий, вызванных нарушением их корпоративных прав. В статье анализируются особенности ответственности, применяемой к субъектам корпоративных правоотношений. Авторами предпринята попытка обосновать особенности корпоративной ответственности, позволяющие характеризовать ее в качестве самостоятельного института корпоративного права.
В статье автором исследуется этап развития института украинской адвокатуры в 1917-1992 гг., который получил в юридической литературе название «советский» («послереволюционный») период. Делается вывод о том, что данный период характеризуется значительным количеством событий, которые влияли на развитие института отечественной адвокатуры. В статье отмечается, что в этот период в нормативно-правовых ак тах впервые применяются термины «адвокат» и «адвокатура», и фактически впервые дается легальное определение дефиниции «адвокатура». Обращается внимание на то, что в этот период адвокатура также впервые официально признавалась конституционным органом.
В статье раскрываются понятия правового и конституционно-правового статуса избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации на основе анализа, подходов в определении конституционно-правового статуса субъектов конституционно-правовых отношений, учитывая особенности построения системы избирательных комиссий в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации. Также в статье выявляются основные элементы и свойства статуса комиссий, гарантии в их деятельности, права, обязанности и ответственность избирательных комиссий. Избирательные комиссии рассматриваются авторами как субъекты конституционно-правовых отношений, правовой статус которых характеризуется как статус органов публичной власти с особым статусом.
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Огатья посвящена рассмотрению стилистических особенностей фразеологизмов в публицистике политико-экономического характера, коррелирующих с их экспрессивным потенциалом. В ходе исследования производится классификация фразеологизмов, релевантная для немецкого публицистического стиля, рассматриваются апории стилистической окраски фразеологизмов и проблема включения во фразеологический фонд устойчивых сочетаний нефразеологического типа. Авторы подчеркивают целесообразность применения междисциплинарного подхода в дальнейших исследованиях фразеологизмов.
В настоящей статье авторами рассмотрены некоторые аспекты обеспечения коммуникативной эквивалентности перевода. В частности, предложена точка зрения, в фокусе которой находятся фоновые знания переводчика, причем данная категория знания рассматривается как один из ключевых факторов, способных повлиять на верную интерпретацию сообщения, что, в свою очередь, является залогом потенциально достоверного отражения сути описанного в сообщении, но уже на языке перевода. В качестве практического материала авторами использован аутентичный англо язычный газетный текст, освещающий события в мире смешанных боевых искусств - направления, которое в последние годы получает все большее освещение в СМИ, а значит, что такие тексты неизбежно оказываются в центре внимания и российских любителей данного спортивного направления, что обусловливает потребность в соответствующем переводе.
В данной статье рассмотрены общие структурные особенности высказывания, играющие определяющую роль при рецепции и декодировании текстовой информации, и наиболее эффективно реализующие перлокутивный эффект. Рассматриваются различные модели и методы определения индивидуального объема памяти в качестве одного из ключевых критериев определения степени зависимости когнитивного процесса восприятия и декодирования графического текста от характеристик рефлексивной реальности. На основе данного исследования мы попытались установить возможности использования критерия индивидуального объема оперативной памяти в процессе определения уровня понимания высказываний в графической репрезентации текста.
Статья-рецензия «Малые и великие дела» выдающегося общественно-литературного деятеля эпохи «второго хождения в народ», одного из идеологов «культурнического» течения в легальном народничестве 1880-х - 1890-х гг. Я. В. Абрамова (1858-1906), посвящённая рассказу А. П. Чехова «Дом с мезонином», до сих пор не привлекала внимание исследователей, хотя является методологически обоснованной и научно достоверной интерпретацией нравственно-эстетической позиции автора, воплощённой в данном произведении. Жанровый синтез литературно-критического и публицистического начал, характерный для статьи Я. В. Абрамова, обусловлен стремлением рецензента к репрезентации программы мирного постепенного прогресса России во имя освобождения народа от материальной нужды и его духовного просветления. Суть программы, содержание которой не может быть маркировано термином «абрамовщина», раскрывается в процессе анализа диалогической природы художественной трактовки автором «Дома с мезонином» теории и практики «малых дел». Занимая особую пози-цию в реформаторском народничестве и актуализируя идеи демократического просветительства, Я. В. Абрамов рассматривает «скромную деятельность» сторонников «малых дел» не как универсальное средство социокультурного прогресса, а как исторически обусловленную форму общественно-полезной деятельности. Она, как показано в статье «Малые и великие дела», связана с реализацией основных целей «великой культурной работы» и направлена на изменение всего «строя жизни», на достижение идеалов гуманизма, свободы личности и социальной справедливости. Будучи феноменом интеллектуальной истории, идейное наследие Я. В. Абрамова, мыслителя и писателя, приобретает особую актуальность в условиях современной России.
В статье описывается графическая интерференция в русской речи чеченцев-билингвов на материале такой номинации, как никнейм на форумах Интернет-сети. Автор описывает названные никнеймы по разным основаниям: по гендерному признаку, по принадлежности к словнику русского, чеченского и иных языков, по соотношению со словом, словосочетанием или предложением, по специфике графического оформления. В лексико-графическом оформлении никнеймов чеченцев-билингвов автор выявляет активное контактирование и смешение прежде всего русской и чеченской, а также русской, английской и чеченской лингвокультур.
В статье представлены характеристики автодескриптивного текста И. Г. Эренбурга, анализ которых позволяет разрешить проблему метода исследования такого текста средствами семиотики. Наблюдения и прозрения писателя, в том числе и в отношении лингвистических явлений, образуют семиотическую парадигму, а семиотический анализ позволяет выявить авторский код и вскрыть ряд закономерностей автодескриптивного текста. Этот текст рассматривается как сложная семиотическая система, которая создается при четко определенной цели и функционирует в сложившихся коммуникативных условиях.
В данной статье исследуется проблема взаимодействия компонентов RATIO и AFFECTIO в мышлении при использовании релятивных конструкций сложной семантики, эксплицирующих эмотивно-аксиологический генерализованный смыл. Авторы выявляют общую когнитивную базу эмотивных обертонов смыла в рамках конкретной ситуации семиозиса и предлагают основные принципы типизации релятивных конструкций с эмотивно-аксиологическими доминантными гранями смысла в различных речевых актах.
Статья посвящена осмыслению основных тенденций развития триолета в русской поэзии XVIII-XX вв., связанных с диалектикой взаимодействия противоположностей: традиционного и новаторского, устойчивого и вариативного, симметрии и асимметрии, архитектоники и композиции, статики и динамики; в ней предложена классификация и описание основных моделей русского триолета, в результате стиховедческого анализа триолетов M. Н. Mуравьева, П. П. Сумарокова, Н. M. Карамзина, П. А. Пельского, Федора Сологуба, Игоря Северянина определен эстетический потенциал жанрово-строфической формы.
В статье рассматриваются проблемы европейской идентичности как политического концепта, находящегося в становлении. Идентичность понимается как результат процесса социокультурного самопознания, отличающегося дискретностью и континуальностью. Анализ немецкоязычного научного дискурса идентичности, выявление ядерных и периферийных номинаций понятия европейской идентичности, привлечение данных немецкого газетного корпуса свидетельствуют о многослойности концепта, о существовании наряду с европейской идентичностью целого ряда других идентичностей - персональной, коллективной, социальной, культурной, политической, региональной, национальной.
В данной статье рассмотрены общие номинативные возможности междометных и релятивных конструкций в аспекте вербализации и экспликации эмотивных ситуаций в процессе порождения и рецепции текстов эмотивного типа. Многоуровневая иерархия смысла в рассматриваемых конструкциях, равно как и их номинативные способности могут быть реализованы по определенным «схемам действования» с учетом констант ситуативности, интенциальности, модальности и фоновых знаний. Для достижения высокого пер-формативного эффекта при использовании в высказывании субъективно-авторских эмотивных, апеллятивных и других релятивных конструкций важнейшим условием является функциональное единство формальной организации текста в соответствии с представляемой эмотивной ситуацией.