СПРАВЕДЛИВАЯ ВОЙНА РУКАМИ ЧАСТНИКА: «ПРИВАТИЗАЦИЯ» ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА МОРЕ В АНГЛИИ В 1585-1603 гг
https://doi.org/10.37494/2409-1030-2018-3-49-56
Аннотация
К концу правления Тюдоров Англия представляла собой одну из ведущих морских держав. Ее способность бросить вызов и противостоять крупнейшей колониальной империи опиралась на мощные военно-морские силы, являвшиеся значительным фактором в международных отношениях конца XVI в. Военно-морская история тюдоровской эпохи традиционно вызывает интерес исследователей. Не осталось без внимания историков и каперство, преимущественно исследуемое как самостоятельное явление, в отрыве от истории королевского флота. Таким образом, вопрос о роли частных морских сил в англо-испанской войне, их взаимодействии с флотом по-прежнему актуален. Генрих VIII Тюдор за короткий срок создал передовой мощный флот, превратив его из «события» феодальной эпохи в постоянно действующий государственный институт, показавший свою жизнеспособность даже в условиях частичной дезорганизации государственной власти середины века. На протяжении правления Эдуарда VI и Марии Тюдор этот флот позволял короне не зависеть в военном отношении от сил подданных, которые представляли лишь вспомогательный контингент. Но цена, которую платила корона за свое независимое положение, была высока, содержание «любимого детища Тюдоров» было чрезмерно затратным и шло второй строкой в королевском бюджете. В правление Елизаветы Тюдор с началом англо-испанской войны расходы на флот превратились в неподъемную ношу для истощенной королевской казны. Это неизбежно привело к изменению положения военно-морских сил и к изменению отношения к ним со стороны государственной власти. Если во времена Генриха VIII, Эдуарда VI и Марии Тюдор стратегия и тактика действий на море в любых условиях оставались прерогативой короны, то начиная с 1580-х гг частные силы постепенно перехватывают инициативу. В новых условиях королева была вынуждена играть роль хоть и привилегированного, но партнера. Королевская власть с утратой контроля над частными военно-морскими силами частично теряет и монополию на определение стратегии и тактики морской войны. Отныне именно частники становятся двигателем войны, корона же превращается в одного из главных поставщиков военно-морских ресурсов, извлекающего из сложившегося положения финансовую и стратегическую выгоду. Впрочем, такое «сотрудничество» государства и частных сил вполне решало задачи, стоящие перед Англией. В данной статье рассмотрена частная военно-морская инициатива в качестве двигателя англо-испанской войны 1585-1603 гг.
Список литературы
1. Гаврилов С. Н. Английский флот эпохи Тюдоров как государственный институт. Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2014. 204 с.
2. Дмитриева О. В. Социально-политическая борьба в Англии в конце XVI - начале XVII в.: рукопись диссертации канд. ист. наук. М.: МГУ, 1985. 262 с.
3. Acts of the Privy Council / ed. by J. R. Dasent. L.: Her Majesty's Stationery Office, 1901. Vol. 24. 537 p.
4. Acts of the Privy Council / ed. by J. R. Dasent. L.: Her Majesty's Stationery Office, 1905. Vol. 29. 812 p.
5. Andrews K. R. Elizabethan Privateering during the Spanish War, 1585-1603. Cambridge: Cambridge University Press, 1964. 297 p.
6. Bevan B. The Great Seamen of Elizabeth I. L., 1971.
7. British Library. Lansdowne MS. 157. f. 434.
8. Brooks F. W. A Wage-scale for seamen, 1546 // English Historical Review. 1945. Vol. 60. P. 234-246.
9. Collection of Admiralty Statutes, 1274-1741. L., 1755.
10. Crowson P. S. Tudor Foreign Policy. L.: Palgrave Macmillan, 1973. 302 p.
11. Dietz F. English Public Finance. L.: Frank Cass & Co Ltd, 1964. Vol. II. 478 p.
12. Dyer F. E. The Elizabethan Sailorman // Mariner's Mirror. 1924. Vol. 10. №. 2. P. 133-146.
13. Glasgow T. List of Ships of the Royal Navy from 1539 to 1588 - the Navy from its infancy to the defeat of the Spanish Armada // Mariner's Mirror. 1970. Vol. 56. P. 299-307.
14. The Great Enterprise. The history of the Spanish Armada as revealed in contemporary documents / ed. by Usherwood S. L.: Folio Society, 1978. 194 p.
15. Guy J. Tudor's England. Oxford: Oxford University Press, 1988. 582 p.
16. Hakluyt R. The Principal Navigations, Voyages, Traffiques and Discoveries of the English Nation. L.: J.M. Dent, 1907. Vol. VII.
17. Loades D. England's Maritime Empire: seapower, commerce and policy 1490 - 1690. Singapore: Longman Pub Group, 2000. 277 p.
18. The National Archives. State Papers. 12/26/43.
19. The National Archives. State Papers. 12/186/43.
20. Oppenheim M. A history of the Administration of the Royal Navy. L., N.Y.: John Lane, 1896. 444 p.
21. Papers relating to the Navy during the Spanish War, 1585-1587 / ed. by J.S Corbett. L.: Navy Record Society, 1898. 363 p.
22. Quinn D. B. The Voyages and Colonizing Enterprises of Sir H. Gilbert. L.: Hakluyt Society, 1940. Vol. I. 238 p.
23. Rodger N. A. M. The Safeguard of the Sea. A Naval history of Britain, 660-1649. L.: Penguin Books, 2004. 691 p.
24. Scammell G. V. The Sinews of War: manning and provisioning English fighting ships c. 1550 - 1650 // Mariner's Mirror. 1987. Vol. 73. N. 4. P. 351-367.
25. Sir William Monson's Naval Tracts / ed. by M. Oppenheim., L.: Navy Record Society, 1902. Vol. I. 395 p.
26. Thompson I. A. A. War and Government in Habsburg Spain, 1560-1620. L.: Athlone Press, 1976. 374 p.
27. Tudor Royal Proclamations: The later Tudors (1553-1587) / ed. by Hughes P.F., Larkin J.L. Yale.: Yale University Press, 1969. Vol. II. 548 p.
28. Wernham R. B. After the Armada: Elizabethan England and the struggle for Western Europe. Oxford.: Oxford University Press, 1984. 613 p.
29. Wilson Ch. Queen Elizabeth and Revolt of Netherlands. L.; Macmillan, 1970. 168 p.
30. Wilson D. The World Encompassed. Drake's Great Voyage 1577-1580. L.: Allison & Busby, 1998. 256 p.
31. Wilson T. The State of England, Anno Dom. 1600 / ed. by F.J. Fisher. L.: Camden Society, 1936. 54 p.
Рецензия
Для цитирования:
Гаврилов С.Н. СПРАВЕДЛИВАЯ ВОЙНА РУКАМИ ЧАСТНИКА: «ПРИВАТИЗАЦИЯ» ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА МОРЕ В АНГЛИИ В 1585-1603 гг. Гуманитарные и юридические исследования. 2018;(3):49-56. https://doi.org/10.37494/2409-1030-2018-3-49-56
For citation:
Gavrilov S. RIGHTFUL WAR BY THE HANDS OF PRIVATE OWNER: "PRIVATIZATION" OF NAVAL ACTIONS IN ENGLAND OF 1585-1603. Humanities and law research. 2018;(3):49-56. (In Russ.) https://doi.org/10.37494/2409-1030-2018-3-49-56