Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск

«Инструменты» национальной политики в развитии высшей школы на Северном Кавказе в 1920–1930-е гг.

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2023.1.13

Аннотация

На основе архивных источников показаны механизмы воздействия советской власти на национальную политику на Северном Кавказе посредством высшего образования в 1920–1930-е гг. Процесс становления высшей школы в регионе проходил в эти годы, и он развивался параллельно становлению национальной государственности в рамках РСФСР. Первые вузы возникли в 1918–1919 гг. по инициативе общества и советской власти. Разруха 1920-х гг. не дала возможности выжить всем вузам. Тем не менее, новая власть не отступила в своем стремлении создать национальные кадры во всех областях хозяйства, образования, культуры. В 1930-е гг. индустриальные преобразования первых пятилеток привели к потребности в кадрах. Мобилизационно, в сжатые сроки, заработало значительное количество высших учебных заведений в национально-территориальных образованиях региона. Обучение не имело национальных перегородок. Были созданы особые подготовительные рабочие факультеты. Становление системы высшего образования в короткий срок происходило сложно и тяжело, но при сильной поддержке государства. Не хватало помещений, учебников, преподавателей, их собирали по всему СССР. Руководство прилагало все усилия для привлечения к обучению горских народов. Вузы центральных городов бронировали бюджетные места.

Поддержка стипендиями, обеспечение общежитиями, работой молодых специалистов в своих республиках, сыграли важную роль. К 1940-м гг. система высшего образования в регионе уже полностью функционировала, создавала наднациональные, общегосударственные связи, и тем самым влияла на межнациональные коммуникации. Современное студенчество региона признает уровень и качество высшего образования в СССР как важнейшую ценность советской эпохи, вторую по значимости после победы над нацизмом в годы Великой Отечественной войны.

Об авторе

Е. Н. Стрекалова
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Стрекалова Елена Николаевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России гуманитарного института

д. 1, ул. Пушкина, 355017, г. Ставрополь



Список литературы

1. Аверьянов А. В. Национальная политика Советского государства на Дону, Кубани и Ставрополье в 1920–1930-е гг.: дисс. … докт. ист. наук. Ростов-на Дону, 2021. 701 с.

2. Адухов М. Д. Формирование системы высшего образования в Дагестане // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2006. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemy-vysshegoobrazovaniya-v-dagestane-1920-1930-gg. (Дата обращения 9.10.2022).

3. Бекижев М. М. Формирование социалистической интеллигенции у народов Северного Кавказа (1917-1941 гг.). Черкесск: Ставропольское книжное издательство. Карачаево-Черкесское отделение, 1978. 285 с.

4. Бычихина С. В. Становление и развитие высшего образования Дагестана в 20-е – 70-е гг. XX века: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Махачкала, 2004. 25 с.

5. Булыгина Т. А., Калинченко С. Б., Колесникова М. Е. Интеллектуальное пространство России XIX–XX вв. (на материалах Северного Кавказа): научное исследование. Ставрополь: СКФУ,2017. 361 с.

6. Всесоюзная перепись населения 1939 года. Основные итоги. М.: Наука, 1992. 256 с.

7. Государственный архив Российской федерации (далее – ГАРФ). Ф.А. – 1565. Оп. 4. Д. 173.

8. ГАРФ. Ф. Р. – 1318. Оп. 7. Д. 24

9. ГАРФ. Ф.Р. – 5515. Оп. 15. Д. 768. Л. 11–12.

10. Государственный архив Ставропольского края (далее – ГАСК). Ф.Р.-1872. Оп.1. Д.63.

11. ГАСК. Ф.Р.89. Оп.1. Д.2.

12. ГАСК. Ф.Р. – 164. Оп.1. Д 46.

13. Джамбулатова З. К. Культурное строительство в советской Чечено–Ингушетии. (1920 – 1940). Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательства,1974. 235 с.

14. Ерохин А. М., Воробьев С. М., Авдеев Е. А. Этнополитические процессы на Кавказе: конфликт идентичностей и политическая активность молодежи // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2021. Т. 26. № 5. С. 112–125.

15. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX – начале XX века. М.: Академия наук СССР. Институт истории СССР, 1991. 392 с.

16. Из отчета исполкома ингушской автономной области о сети учебных заведений // От великой отсталости к социализму. (1917–1941гг.) Сборник документов и материалов. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1977. 203 с.

17. К десятилетнему юбилею рабфаков. Научно-методический сборник. / под ред. М. Лола и др. Краснодар: Б.и., 1929. 128 с.

18. Кажаров А. Г. Становление национальной автономии Кабардино-Балкарии: предпосылки, альтернативы, итоги: 1917–1920-е гг.: автореф. дисс. ... докт. ист. наук. Нальчик. 2018. 26 с.

19. Каймаразов Г. Ш. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе: По материалам Дагестана, Кабардино-Балкарии, Северной-Осетии и Чечено-Ингушской АССР. М.: Наука, 1988. 334 с.

20. Каймаразов Г. Ш., Каймаразова Л. Г. Ликвидация массовой неграмотности населения Дагестана, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии в 20–30-е гг. ХХ века: проблемы, взаимодействие. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/likvidatsiya-massovoy-negramotnosti-naseleniya-dagestana-kabardino-balkarii-severnoy-osetiii-checheno-ingushetii-v-20-30-e-gg-xx-veka ( Дата обращения 9.10.2022)

21. Кононенко В. М. Высшая школа Юга России (20-е – 90-е годы ХХ века): Монография. Ставрополь: ООО «Базис», 2005. 332с.

22. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898–1986). Т. 2: 1917–1922. М.: Политиздат, 1983. 606 с.

23. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898–1986). Т. 3: 1922–1925. М.: Политиздат, 1984. 494 с.

24. Культурное строительство в Северной Осетии: сборник документов и материалов / Партийный архив Северо-Осетинского обкома КПСС и др. Т. 1: (1917–1941 гг.) / сост. Л. Д. Бирюкова. Орджоникидзе: Ир, 1974. 545 с.

25. Куценко И. Я. Кубанский государственный технологический университет, 1918–2008. Краснодар: Диапазон-В, 2008. 502 с.

26. Матагова Х. А. Становление и развитие высшего образования Чечни в 1920-1944 гг. XX века: дисс. ... канд. ист. наук. Грозный, 2009. 214 с.

27. Матагова Х. А. Они были первыми: директора Чечено-ингушского государственного педагогического/учительского института в 1938–1951гг.// Научный журнал КубГАУ. 2017. №125(01). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/oni-bylipervymi-direktora-checheno-ingushskogo-gosudarstvennogo-pedagogicheskogo-uchitelskogo-instituta-v-1938-1951-gg (Дата обращени.5.09.2022)

28. Нагиева М. К. Подготовка национальных кадров в Дагестане в 1920-е гг. // Известия СОИГСИ. 2018. Вып. 29 (68). С. 97–106.

29. Нагиева М.К. Роль русской интеллигенции в социально-экономическом и культурном развитии Дагестана в 20-30-е гг. XX века. (История и опыт деятельности). Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2010. 287 с.

30. Нагучев Д.М. Высшая школа на Северном Кавказе: история и современность. Майкоп: Адыгейское книжное издво, 1992. 311с.

31. Наука и высшая школа в Дагестане. Документы и материалы. Т. 1. 1918 – июнь 1941. Махачкала, 2003. 409с.

32. Наумова А.Г. Становление и развитие высшего образования на Кубани: исторический аспект: на примере вузов г. Краснодара (1918–1970 гг.): дисс. … канд. ист. наук. Краснодар, 2005. 198 с.

33. Отчет о состоянии учебных заведений Кавказского Учебного Округа за 1902г. Тифлис: Кавказский учебный округ. Попечитель, 1903. 600 с.

34. Ошроев Р. Г. Становление и развитие университетского образования Кабардино-Балкарии в XX – начале XXI в.: дисс. … канд. ист. наук. Нальчик, 2004. 206 с.

35. Потоков Н.Н. Национально-государственное строительство на Северном Кавказе в 20-30-е гг. XX в.: дисс. … канд. ист. наук. Майкоп, 2000. 24 с.

36. Проект РФФИ № 21-09-43018 «Национальная политика СССР и ее влияние на современную этнополитическую ситуацию в представлениях молодежи Северного Кавказа». Оп.1. Опрос Стрекаловой Е.Н. декабрь 2021 – октябрь 2022 г.

37. Стрекалова Е. Н. Между реформами и советской модернизацией: техническое образование на Северном Кавказе в 1917–1940 гг. // История науки и техники. 2009. №12. С.52 – 65.

38. Шнайдер В. Г. Национальное строительство как фактор социокультурной интеграции народов Северного Кавказа в советское общество: 1917 – конец 1950-х гг.: дисс. ... докт. ист. наук. Армавир, 2008. 491 с.

39. Хачиров А. К. О формировании осетинской интеллигенции. Орджоникидзе: «ИР», 1964. 92 с.

40. Хлынина Т. П. Становление советской национальной государственности у народов Северного Кавказа 1917– 1937 гг.: проблемы историографии: дисс. ... докт. ист. наук. М., 2003. 324 с.

41. Центр документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК). Ф. 9. Оп. 1. Д. 314.

42. Центр документации новейшей истории Ростовской области (далее – ЦДНИРО) Ф. 7. Оп. 1. Д. 252.

43. ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 177.

44. ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 1036.

45. Цориева И. Т. Советская культура народов Северного Кавказа в Отечественной историографии второй половины ХХ – начала XXI вв. // Известия СОИГСИ. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskaya-kultura-narodov-severnogokavkaza-v-otechestvennoy-istoriografii-vtoroy-poloviny-xx-nachala-xxi-vv (Дата обращени.11.09.2022).

46. Эфендиев А. Б. Формирование советской интеллигенции в Дагестане. Махачкала: Б.и., 1960. 155 с.


Рецензия

Для цитирования:


Стрекалова Е.Н. «Инструменты» национальной политики в развитии высшей школы на Северном Кавказе в 1920–1930-е гг. Гуманитарные и юридические исследования. 2023;10(1):106-115. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2023.1.13

For citation:


Strekalova E.N. «Instruments» of national policy in the development of higher education in the North Caucasus in the 1920s – 1930s. Humanities and law research. 2023;10(1):106-115. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2023.1.13

Просмотров: 216


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)