ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ В НАРОДНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РУССКИХ И БЕЛОРУСОВ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.2.7
Аннотация
Статья посвящена сравнительному анализу исторических представлений русских и белорусов о Великом княжестве Литовском. Автор приходит к выводу, что исторические представления соседних народов носили двойственный характер. В русской исторической культуре Великое княжество Литовское выступало как один из центров собирания русских земель, и, в то же время, устойчиво ассоциировалось с иноземным нашествием с Запада. У белорусов в рамках княжества стала оформляться белорусская идентичность, однако происходит духовный раскол, причем граница цивилизационного противостояния прошла не между народами, а между нобилитетом и низшими сословиями. Поэтому народные версии истории, не отягощенные точностью хроник и образностью сарматской идеологии, во многом отражали альтернативный взгляд, в котором своеобразно преломлялись социальные симпатии и антипатии. В статье представлена мозаика образов и устойчивых эпитетов, связанных с историческими условиями сосуществования русских и белорусов в рамках пограничных государств. Сближало средневековое мировосприятие двух народов, имевших общее древнерусское и православное наследие, противопоставление язычеству, а впоследствии и католичеству Литвы. В русских текстах автор выявил отражение династические и военно-политические связи Литовского и Русского государств, событий русско-литовских войн, симпатий к отдельным союзным литовским князьям, последствий «литовского разорения» и некоторых характеристик «культурных героев», приписываемых «Литве». В белорусской исторической культуре развернутый образ Великого княжества Литовского обнаруживается лишь в письменной культуре знати, оказавшейся в орбите иной цивилизации и постепенно терявшей духовную связь со своим народом, а также среди городского населения, отстаивавшего свои статусные права. Анализ текстов позволил установить, что для народных представлений белорусских крестьян не характерно прославление войн и князей, не обязательны исторические подробности, зато важны переживания простых людей, на долю которых выпали испытания разорительных вторжений, плена, вынужденной разлуки с семьей. Поэтому содержание белорусских баллад во многом тождественно русским песням о татарском полоне. Попытки «реконструкции» белорусского героического эпоса в духе фэнтэзи-рыцарства, опирающиеся на национально-мифологические фальсификации, имеют мало общего с подлинными произведениями народного творчества. Отдельные белорусские предания о князе Витовте либо «заземляют» его происхождение, вписывают его в ожидания народного правителя, либо наделяют ролью «культурного героя», преобразующего местный ландшафт. Последняя находит аналогии и в русских топонимических преданиях, однако по другую сторону границы был более важен образ Витовта-врага, олицетворявшего «литовское разорение».
Ключевые слова
Об авторе
О. В. МатвеевРоссия
доктор исторических наук, профессор кафедры истории России,
Краснодар
Список литературы
1. Азбелев С. Н. Куликовская битва в народной памяти. Литературные памятники куликовского цикла и фольклорная традиция. СПб.: Дмитрий Буланин, 2011. 312 с.
2. Алексеев Л.В. Полоцкая земля: (Очерки истории Северной Белоруссии в IX–XIII вв.) / АН СССР. Ин-т археологии. М.: Наука, 1966. 295 с.
3. Беларускi эпас / под ред. П.Ф. Глебка, I.В. Гутарау. Минск: Выдавецтва АН БССР, 1959. 318 с.
4. Белорусский сборник. Вып. 5. Заговоры, апокрифы и духовные стихи / Собр. Е.Р. Романов. Витебск: Типо-литогр. Г. А. Малкина, 1891. 450 с.
5. Боярчук Т. Н. Влияние исторического прошлого на менталитет белорусов // Исторические и политические исследования. 2012. №1 (49). С. 261–272.
6. Буганов А. В. Личности и события в массовом сознании русских крестьян XIX – Начала XX в.: Историко-этнографическое исследование. М.: Принципиум, 2013. 296 с.
7. Былины / Сост., вст. ст., подг. текстов и коммент. Ф.М. Селиванова. М.: Сов. Россия, 1988. – 576 с. (Б-ка русского фольклора, Т. 1).
8. Гронский А. Кастусь Калиновский: конструирование героя // Беларуская думка. 2008. №2. С. 82–87.
9. Гурская Ю. Образ князя Витовта в народной культуре белорусов // https://krmilfor.wordpress.com/2017/02/09 (дата обращения 12.11.2020).
10. Гурская Ю. А. Фамилии отэтнонимического происхождения на территории Великого княжества Литовского // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. №3. С. 160–165.
11. Даль В. И. Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий, пр. Владимира Даля. СПб.-М., 1879: Изд-е М.О. Вольфа. Изд-е 2-е. Т. I. 685 с.
12. Игнатенко А. П. Борьба белорусского народа за воссоединение с Россией (вторая половина XVII – XVIII в.). Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1974. 192 с.
13. Казакова Л. А. Топонимические предания Псковской области (по материалам фольклорного архива ПсковГУ) // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 19–26.
14. Костомаров Н. И. Русские инородцы. М.: Чарли, 1996. 608 с.
15. Криничная Н. А. Предания Русского Севера. – СПб.: Наука, СПб. отделение, 1991. 328 с.
16. Кром М. М. Меж Русью и Литвой. Пограничные земли в системе русско-литовских отношений конца XV – первой трети XVI в. 2-е изд., испр. и доп. М.: Квадрига; Объед. ред. МВД России, 2010. 320 с.
17. Ліцкевіч А. «Слава Воршы ўжо не горша…» // Беларуская думка. 2009. № 3. С.92 – 99.
18. Лобач В.А. Богатыри, осилки и девы-воительницы в топонимических преданиях восточных славян // Балто-славянские исследования – ХХ. Сб. науч. трудов. М.: Изд.-во Инс.-т славяноведения РАН, 2019. С. 350 – 383.
19. Марзалюк И. Великое княжество Литовское в исторической памяти белорусов-русинов: от средневековья к модерну // Ab imperio. Казань, 2004. № 4. С. 539–560.
20. Мирзоев В.Г. Былины и летописи – памятники русской исторической мысли. М.: Мысль, 1978. 256 с.
21. Миллер Вс.Ф. Очерки русской народной словесности. Т. III. Былины и исторические песни. М.-Л.: Гос. изд-во, 1924. 351 с.
22. Новиков Ю. А. Литва в русском фольклоре // Художественный текст: Восприятие. Анализ. Интерпретация. Вильнюс, 2008. № 6. С. 17–25.
23. Песни, собранные П. В. Киреевским. Изданы Обществом любителей российской словесности. М.: Тип. Лазарев. инст. вост. яз., 1864. Вып. 6–7. 583 с.
24. Пропп В. Я. Русский героический эпос. М.: Лабиринт, 1999. 636 с.
25. Сказания и повести о Куликовской битве: Древнерус. тексты и пер. / Изд. подгот. Л. А. Дмитриев, О. П. Лихачева. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1982. 422 с.
26. Смоленский этнографический сборник / сост. В.Н. Добровольский. Ч. 1. СПб: Тип. Е. Евдокимова, 1891. 716 с.
27. Соколова В. К. Русские исторические предания. М.: Наука, 1970. 288 с.
28. Тхамокова И. Х. Традиционная казачья свадьба (по материалам Кабардино-Балкарии) // Мир культуры. 1990. Вып. 1. С. 70–101.
29. Штырков С. А. Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта (на материалах Северо-Восточной Новгородчины). СПб.: Наука, 2012. 226 с.
30. Юрчук Л. А. Псковские предания об исторических лицах (по материалам фольклорного архива ПсковГУ) // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2015. №2. С. 75–83.
31. Federowski М. Lud białoruski na Rusi Litewskiej. Materiały do etnografii słowiańskiej zgromadzone w latach. – Kraków, Warszawa, 1958. – Т. V. Piesni milosne, weselne, rodzinne, doroczne i inne z okolic Wolkowyska, Lidy, Grodna, Slonima, Bialegostoku, Sokolki, Pruzany, Nowogrodka i Slucka. 920 s.
32. Клецкая бітва 1506 г. URL: https://staryolsa.com/ru/lyrics/klieckaja-bitva-1506 (Дата обращения. 12.01.2021).
33. Wypisy z biełaruskaj literatury. Čaść I / Złažyŭ i wydaŭ W. Łastoŭski. Wilnia, 1918. 80 c.
Рецензия
Для цитирования:
Матвеев О.В. ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ В НАРОДНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РУССКИХ И БЕЛОРУСОВ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ. Гуманитарные и юридические исследования. 2021;(2):50-59. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.2.7
For citation:
Matveyev O.V. THE GRAND PRINCIPALITY OF LITHUANIA IN THE PEOPLE’S HISTORICAL CONCEPTS OF RUSSIANS AND BELARUSIANS: THE GENERAL AND THE SPECIAL. Humanities and law research. 2021;(2):50-59. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.2.7