Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск

ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ПРЕКРАЩЕНИИ ОСАДЫ ТРОИ В «ИЛИАДЕ»: К ПРОБЛЕМЕ ВОИНСКОЙ ЭТИКИ У ГОМЕРА

https://doi.org/10.37494/2409-1030-2018-3-71-77

Аннотация

Важными эпизодами для оценки особенностей гомеровской воинской этики являются сцены, когда один из ахейских героев предлагает другим прекратить осаду и вернуться домой. С одной стороны, эти сцены являются необходимыми элементами военных советов и используются поэтом для демонстрации сложности ситуации ахейцев под Троей перед принятием важных решений. В этом случае обычно с предложением прекратить осаду выступает тот, кто созвал собрание, чаще всего, Агамемнон. Причиной прекращения осады и бегства на родину оратор называет волю богов. Последняя может быть явно выраженной знамениями Зевса, либо следовать из общего неудачного положения дел - мором или военными поражениями. В качестве угрозы использует идею прекратить осаду Трои и вернуться домой Ахилл. В его случае угроза уйти из войска ахейцев является закономерным следствием нанесенного герою оскорбления. Этот тезис убедительно доказывает и В. Йегер, подчеркивающий важность сохранения определенной модели управления в войске и уважительного отношения к аргтг] героев. Моральное осуждение, которые мы встречаем в отношении Ахилла, концентрируется на том, что герой слишком упорствует в своем гневе и не идет на примирение с признающим свою вину Агамемноном. Полноценный план прекращения осады в кризисный момент формулирует Агамемнон, предлагающий спустить часть кораблей на воду и ночью бежать от троянцев. Проработанность проектов отступления нарастает по мере ухудшения положения ахейцев под Троей. Если в первых песнях никто всерьез не возражает оратору, предлагающему прекратить осаду, то впоследствии на реалистичность обсуждаемых планов указывает резкая тональность высказываний Диомеда и Одиссея, осуждающих саму идею прекратить осаду. Прекращение осады воспринимается персонажами поэмы как позор, за который их впоследствии будут упрекать в трусости. Особенно ярко эта идея прослеживается в словах Агамемнона раненому Менелаю и, конечно, она ярко контрастирует с высказанной тем же Агамемноном идеей о допустимости ночного бегства ради спасения войска.

Об авторе

Дмитрий Владимирович Зайцев
Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева
Россия


Список литературы

1. Андреев Ю. В. Гомеровское общество. Основные тенденции социально-экономического и политического развития Греции в XI-VIII вв. до н.э. СПб.: Нестор-история, 2004. 496 с.

2. Андреев Ю. В. Об историзме гомеровского эпоса // Вестник древней истории. 1984. №4. С. 3-11.

3. Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М.: Восточная литература, 1996. 328 с.

4. Гринцер Н. П. Гомер на рубеже эпох // ШАГИ. 2015. Т.1. №2. С. 23-53.

5. Зайцев А. И. Поэмы Гомера как исторический источник // Зайцев А. И. Избранные статьи / под. ред. Н. А. Алмазовой и Л. Я. Жмудя. Т.2. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2003. С.175-190.

6. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека / пер. с нем. А. И. Любжина. Т. 1. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2001. 608 с.

7. Лосев А. Ф. Гомер. М.: Молодая гвардия, 2006. 400 с.

8. Туманс Х. «Львы» и «волки» у Гомера: заметки к эпической «Табели о рангах» // Аристей. 2011. Вып. IV. С. 27-51.

9. Ярхо В. Н. Еще раз о социальной позиции Архилоха // Ярхо В. Н. Эпос. Ранняя лирика. М.: Лабиринт, 2001. С. 199-214.

10. Barker E., Christensen J. Flight Club: The New Archilochus Fragment and its Resonance with Homeric Epic // Materiali e discussioni per l'analisi dei testi classici. 2006. No.57. P. 9-41.

11. Danek G. Studien zur Dolonie. Wien: Verlag der Oesterreichischen Akademie der Wissenschaften, 1988. xxxi + 248 p.

12. Nagy G. The Best of the Acheans: Concepts of the Hero in Archaic Greek Poetry. Baltimore-London: Johns Hopkins University Press, 1979. xvi + 392 p.

13. Nagy G. The Epic Hero // A Companion to Ancient Epic / ed. by J. M. Foley. Malden-MA-Oxford: Blackwell Publishing, 2005. P. 71-89.

14. Schein S. L. The Mortal Hero. An Introduction to Homer's Iliad. Berkely-Los Angeles-London: Univ. of California Press, 1984. xii + 223 p.

15. Snodgrass A.M. An Historical Homeric Society? // Journal of Hellenic Studies. 1974. Vol. 94. P. 114-125.


Рецензия

Для цитирования:


Зайцев Д.В. ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ПРЕКРАЩЕНИИ ОСАДЫ ТРОИ В «ИЛИАДЕ»: К ПРОБЛЕМЕ ВОИНСКОЙ ЭТИКИ У ГОМЕРА. Гуманитарные и юридические исследования. 2018;(3):71-77. https://doi.org/10.37494/2409-1030-2018-3-71-77

For citation:


Zaytsev D. PROPOSALS ON THE LIFTING OF THE SIEGE OF TROY IN THE «ILIAD»: THE PROBLEM OF MILITARY ETHICS IN HOMER. Humanities and law research. 2018;(3):71-77. (In Russ.) https://doi.org/10.37494/2409-1030-2018-3-71-77

Просмотров: 233


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)