Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ НОВО-АФОНСКОГО МОНАСТЫРЯ НА КАВКАЗЕ

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.1.15

Аннотация

Ново-Афонский мужской монастырь на Черноморском побережье Кавказа, которому в 2020 г. исполняется 145 лет, - неординарное явление в жизни православной России, имевшее ряд исторических, геополитических и духовно-нравственных предпосылок. В свете возрождения интереса к истории русского монастырского строительства, создания и деятельности монастыря на Черноморском побережье Кавказа актуальна и заслуживает внимания. Важной причиной создания афонской обители на Кавказе служило то, что Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, несмотря свой расцвет с середины XIX в., в 1874 г оказался под угрозой вытеснения греческим правительством и духовенством. В монастыре происходили конфликты между греками и русскими монахами, жившими в одной обители и отстаивавшими проведение богослужения на своем языке, а также и по другим вопросам. Созданию монастыря русской частью монахов Пантелеимонова монастыря предшествовала длительная поисковая работа подходящего места для основания обители. Поэтому обращение к истории развития связей России и Афона, как причины зарождения русского монашества, монастырского строительства на Руси, роли Афона в судьбах русского православия представляет несомненный интерес и описана сравнительно мало в исторической литературе. Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь на Черноморском побережье Кавказа в Абхазии, строился с 1875 г. как «запасная» обитель Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне на случай вынужденного выселения русских монахов с Афона. Его создание положило начало формированию плеяды монастырей Кавказского Афона. В каждой из обителей монахи открывали школы для детей и взрослых, обучали грамоте и основам православной веры, современному ведению сельского хозяйства. Монастыри распространяли духовную литературу, братия писали иконы, изготавливали из дерева кресты, лили свечи и прочие атрибуты, а также неустанно занимались сельским хозяйством, помогая бедным и многодетным семьям. Просветительская и миссионерская деятельность Ново-Афонского монастыря была обширна и не ограничивалась только пределами России. В XXI веке православные должны знать и помнить об этих трудах скромных, порой недостаточно известных, но заслуживающих изучения их деятельности служителях Русской Православной Церкви и России - основателях и строителях Ново-Афонского и прочих монастырей Кавказа.

Об авторе

Е. В. Ченикалова
Северо-Кавказский федеральный научный аграрный центр
Россия


Список литературы

1. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь / сост. А. [архимандрит] Л. [Кавелин]. М.: Тип. В.Ф. Рихтер. 1885. 138 с.

2. Анастасия (Ченикалова Е.В.), монахиня. Очерки об афонских монастырях Кавказа. Изд. 2-е, испр. и доп. Ставрополь: АГРУС, 2014. 200 с.

3. Бибиков М.В. Афонские традиции русского монашества // Международная научная конференция «Русь - Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» (Москва, 21 - 24 сентября 2016 года). URL: http://acathist. ru/en/novosti/item/1608-bibikov-m-v-afonskie-traditsii-russkogo-monashestva. / Sunday, 09 February 2020 15:45. (Дата обращения: 21.09.2020).

4. Бороденко В.Е. Монастыри и монашество // Дело мира и любви. Очерки истории и культуры православия на Кубани. Краснодар, 2009. C. 218 - 230.

5. Духовное наследие иеросхимонаха Иеронима. М.: Сибирская Благозвонница, 2012. 670 с.

6. Жизнеописание иеросхимонаха Иеронима. М.: Сибирская Благозвонница, 2012. 639 с.

7. Кащеев А. А. История написания архимандритом Леонидом (Кавелиным) Книги «Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь» // Русско-Византийский вестник. 2018. № 1. С. 120-125.

8. Кирион (Ольховик), иеромонах. История святогорских монашеских традиций в Ксилургу, Старом Русике и Свя-то-Пантелеимоновом монастыре. // Международная научная конференция «Русь - Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» (Москва, 21-24 сентября 2016 года) URL: https://monasterium.ru/publikatsii/ doklady-2/rus-afon/tysyacheletie-russkogo-afona/. (Дата обращения: 21.09.2020).

9. Монастырь Афонский русский Пантелеимонов. Письма к архимандриту Леониду (Кавелину). 1862-1885. 119 л. // Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 148. Леонид (Кавелин). Картон 7. Ед. хр. 40. Л. 13.

10. Мухин В.С. Афон - крупнейшее в мире средоточие православного монашества // Православная энциклопедия. Т. 4. М.: Православная энциклопедия, 2002. С. 103 - 181.

11. Петр (Пиголь), игумен. Основы внутренней жизни Ново-Афонского монастыря: единство афонской традиции. // Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России. Материалы конференций (2007 2015 гг.). М.: Древохранилище, 2016. С. 336 343.

12. Половцев А.А. Русский биографический словарь. Т.1. Изд. под наблюдением председателя Императ. Рус. Историч. Об-ва А. А. Половцова. СПБ.: тип. И. Н. Скороходова, 1896. 892 с.

13. Энциклопедия Афона. Турецкое владычество. URL: https: athos.guide/encyclopedia/turetskoe-vladychestvo. (Дата обращения: 20.09.2020).

14. Якушев М.И. Греко-русский «Пантелеимоновский процесс» на Афоне // Международная научная конференция «Русь - Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» (Москва, 21-24 сентября 2016 года). URL: https://monasterium.ru/doklady/rus-afon/greko-russkiy-panteleimonovskiy-protsess-na-afone / Sunday, 09 February 2020 15:45. (Дата обращения: 18.09.2020).


Рецензия

Для цитирования:


Ченикалова Е.В. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ НОВО-АФОНСКОГО МОНАСТЫРЯ НА КАВКАЗЕ. Гуманитарные и юридические исследования. 2021;(1):113-119. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.1.15

For citation:


Chenikalova E. HISTORICAL BACKGROUND OF CREATION NEW ATHOS MONASTERY IN THE CAUCASUS. Humanities and law research. 2021;(1):113-119. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.1.15

Просмотров: 176


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)