Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск

СИСТЕМА ИМПЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КАВКАЗОМ КАК ПУТЬ К ЦИВИЛИЗАЦИОННОМУ КОМПРОМИССУ

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.1.4

Аннотация

Статья повествует о становлении имперской системы правового регулирования на Кавказе в ходе развертывания активной фазы Кавказской войны и в первые десятилетия после её завершения. Автор указывает на её переходный характер. Система правового регулирования жизни на территориях, подконтрольных российским властям сочетала в себе элементы имперского писаного и горского обычного права. Первые шаги по формированию системы управления Кавказом были предприняты князем М.С. Воронцовым и продолжены князем А.И. Барятинским. Оба кавказских наместника были сторонниками активного привлечения выходцев из местной среды во властные институты, которые устанавливали имперские власти в регионе. Экспериментальной площадкой для князя М.С. Воронцова послужила Грузия, где он внёс коррективы в процессы гражданского управления и судебного производства. Российские власти не вмешивались в разбор дел, проводимый по адату, который довольно успешно мог применяться наряду с письменными законами империи. В дальнейшем эта практика получила широкое распространение и на Северном Кавказе, где приобрела своего сторонника в лице князя А.И. Барятинского, согласно программе которого следовало, что встав во главе народного суда и народной полиции, взять под своё влияние и под охрану государственной принудительной власти народное право и затем, создавая благоприятные условия для дальнейшего развития всех этих исторически сложившихся элементов, предоставить возможность горцам Кавказа и Закавказья дорасти до полной государственности и гражданственности тем естественным процессом, которым дошли до них все народы Европы. Традиция полиюридизма вполне отвечала ментальным предпочтениям населения, казалась естественной и с пониманием воспринималась значительной частью горских обществ. Родовые институты, пока они не начинали выступать против базовых требований имперского мироустройства (например, не мотивировали занятия набеговой деятельностью), не вызывали отторжение у царской администрации. Более того, представители российской власти на Кавказе отдавали должное их эффективности и соответствию уровню развития горских племён. Находясь в условиях военной нестабильности, российская администрация сосредоточила управление горцами в руках армии, что вполне соответствовало особенностям текущего момента, хотя и являлось временной, переходной мерой. Местная администрация получила самые широкие полномочия, которые позволяли оперативно реагировать на происходящие изменения и не обращаться каждый раз по инстанциям, теряя время и авторитет в глазах населения. Горцы видели, что в ряды чиновников привлекают людей, имеющих реальные заслуги перед властью и отличающихся компетентностью в порученном им деле. И наконец, привлечение самих жителей в решение судебных вопросов, учёт их мнения и традиций не могли не импонировать и не работать на авторитет «русской партии» в среде автохтонов.

Об авторе

Ю. Ю. Гранкин
Пятигорский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией / Под ред. А.П. Берже. 1885. Т. Х. 936 с.

2. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. 1904. XXII. 1552 с.

3. Всеподданнейший отчёт главнокомандующего Кавказскою армиею по военно-народному управлению за 1863 -1869 гг. СПб.: Кавказское краевое военно-народное управление, 1870. 120 с.

4. Гершельман Ф. Причины неурядиц на Кавказе. СПб.: В. Березовский, 1908. 72 с.

5. Иваненко В. Разлад между уголовным законом и народным обычаем на Кавказе и его влияние на преступность // Русская мысль. 1904. № 6. С. 1-21.

6. Клычников Ю.Ю. Деятельность А.П. Ермолова на Северном Кавказе (1816-1827) / Под редакцией и с послесловием В.Б. Виноградова. Ессентуки, 1999. 135 с.

7. Кобахидзе Е.И. От «военно-народного» управления к «гражданскому»: административная практика России на Центральном Кавказе в конце 50-х - начале 70-х гг. XIX в. // Известия СОИГСИ. 2009. № 3 (42). С. 107-128.

8. Лазарян С.С. Военно-политическая и административно-правовая деятельность князя М.С. Воронцова в Кавказском крае. 1845-1854 гг. Пятигорск: ПГЛУ, 2012. 323 с.

9. Малахова Г.Н. Становление и развитие российского государственного управления на Северном Кавказе в конце XVIII - XIX вв. Ростов-на-Дону: 2001. 400 с.

10. Невская Т.А., Кондрашева А. Северный Кавказ: традиционное общество и реформы (конец XVIII - начало ХХ вв.). Ставрополь: СКФУ, 2015. 368 с.

11. Романовский Д.И. Генерал-фельдмаршал князь Александр Иванович Барятинский и Кавказская война. 1815-1879 гг. // Русская старина. 1881. № 2. С. 247-318.

12. Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказом. XI. Тифлис: тип. «Гуттенберг», 1907. 616 с.


Рецензия

Для цитирования:


Гранкин Ю.Ю. СИСТЕМА ИМПЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КАВКАЗОМ КАК ПУТЬ К ЦИВИЛИЗАЦИОННОМУ КОМПРОМИССУ. Гуманитарные и юридические исследования. 2021;(1):30-35. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.1.4

For citation:


Grankin Y. THE SYSTEM OF IMPERIAL GOVERNANCE IN THE CAUCASUS AS A PATH TO CIVILIZATIONAL COMPROMISE. Humanities and law research. 2021;(1):30-35. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.1.4

Просмотров: 298


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)