Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск

«БЕСОВСКИЕ ЧУДЕСА» ВОЛХВОВ И ДЕЛА ПРАВЕДНИКОВ В ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2020.4.13

Аннотация

В статье рассматривается место и значение сюжетов о чудесах в Повести временных лет, под которыми понимаются повествования о неожиданных, сверхъестественных событиях, происходящих по воле Бога и разрешающих какие-то земные проблемы. Чудо представляет собой жанр древнерусской литературы, встречающийся преимущественно в составе житий. Спецификой чудес как устойчивых литературных элементов в летописях является их полисемантичность, приобретаемая во взаимодействии с другими частями летописного текста. Чудеса являются неотъемлемой частью картины мира древнерусских жителей, и потому исследование репрезентации феномена «чуда» в летописных текстах является важным и необходимым для реконструкции ментальности и повседневных практик этих людей. Маркером «чудесного» в Повести временных лет выступает эмоционально нагруженное описание какого-либо события, вызвавшего удивление или любопытство. В статье показаны способы репрезентации и роль «удивительного» в тексте Повести временных лет, сохранившемся в Лаврентьевской, Ипатьевской, Радзивиловской, Новгородской первой (старшего и младшего изводов) летописях. «Чудесное» как часть «удивительного» рассматривается как символическое выражение идеи проявления божественной силы и божественного попущения через волхвов, монахов Киево-Печерского монастыря, первых русских святых Бориса и Глеба, предложенной условным автором Повести временных лет. Доказывается, что в Повести временных лет имеет место противопоставление чудес волхвов чудесам праведников посредствам приписывания волхвам черт библейских лжепророков и акцентирования внимания на «неудивительности» их чудес. Это может быть объяснено тем, что предшествующий Повести временных лет летописных свод составлялся под впечатлением ростовского восстания 1071 г., возглавляемого волхвами из Ярославля. Предпринята попытка раскрыть текстуальные связи летописных чудес с известными источниками Повести временных лет: Хроникой Георгия Амартола, Откровением Мефодия Паттарского, переводными (Житие Василия Нового) и древнерусскими агиографическими произведениями (Киево-Печерский патерик, Сказание о Борисе и Глебе), книгами Ветхого и Нового заветов. Выявляются возможности применения междисциплинарных методов в исследовании древнерусских исторических источников.

Об авторе

А. Л. Новосёлов
Казанский федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Блок М. Короли-чудотворцы: очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространённых преимущественно во Франции и Англии. М.: школа Языки русской культуры, 1998. 712 с.

2. Борис и Глеб // Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/153171.html. (Дата обращения: 24.06.2018).

3. Данилевский И. Н. Повесть временных лет: герменевтические основы источниковедения летописных текстов. М.: Аспект-Пресс, 2004. 370 с.

4. Долгов В. В. Быт и нравы Древней Руси. Миры повседневности XI-XIII вв. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2017. 592 с.

5. Долгов В. В. Представления об обществе в картине мира населения Древней Руси XI-XIII вв.: дис.. д. ист. наук. Ижевск: УГУ, 2008. 616 с.

6. Киево-Печерский патерик // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. СПб. 1997. С. 296-490.

7. Ле Гофф. Ж. Средневековый мир воображаемого. М.: Издательская группа Прогресс, 2001. 440 с.

8. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., Л.: Издательство Академии наук СССР, 1950. 576 с.

9. Память и похвала князю Владимиру // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. СПб. 1997. С. 316-328.

10. Повесть временных лет. СПб.: Наука, 1996. 672 с.

11. Полное собрание русских летописей, том I. Издание 2-е. Лаврентьевская летопись. Вып. 1: Повесть временных лет. Л., 1926. 286 стб.

12. Полное собрание русских летописей, том II. Издание 2-е. Ипатьевская летопись. СПб., 1908. 938 стб.

13. Полное собрание русских летописей. Т. 38. Радзивиловская летопись. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1989. 179 с.

14. Пузанов Д. В. Природные явления в сакральной картине мира народов Восточной Европы. Древняя Русь и ее соседи: IX-XIII вв. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2018. 480 с.

15. Сказание о Борисе и Глебе // Словарь книжников и книжности Древней Руси. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/-Default.aspx?tabid=4871. (Дата обращения: 24.06.2018).

16. Сказание о Борисе и Глебе // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. СПб. 1997. С. 328-352

17. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 4. М.: Прогресс, 1987. 864 с.

18. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. Т. 2. М.: Издательство Русский язык, 1999. 560 с.

19. Шахматов А. А. «Повесть временных лет» и ее источники // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 4. С. 11 -142.

20. Юрганов А. Л. Убить беса. Путь от Средневековья к Новому времени. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2006. 433 с.


Рецензия

Для цитирования:


Новосёлов А.Л. «БЕСОВСКИЕ ЧУДЕСА» ВОЛХВОВ И ДЕЛА ПРАВЕДНИКОВ В ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ. Гуманитарные и юридические исследования. 2020;(4):96-102. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2020.4.13

For citation:


Novoselov A. «DEMONIC MIRACLES» OF THE MAGUS AND THE AFFAIRS OF THE RIGHTEOUS IN THE RUSSIAN PRIMARY CHRONICLE. Humanities and law research. 2020;(4):96-102. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2020.4.13

Просмотров: 192


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)