Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск

ДРЕВНЯЯ РУСЬ В НАРОДНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РУССКИХ И БЕЛОРУСОВ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2020.4.11

Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу исторических представлений русских и белорусов о наследии Древней Руси. На материалах топонимических преданий и легенд, сюжетов былинного эпоса, духовных стихов, обрядовой поэзии рассматриваются особенности отношения русского и белорусского народов к персонажам и событиям древнерусской истории. Выявлены параллели в откликах на деятельность князя Владимира по укреплению государственного единства Руси, осмыслении с помощью элементов ландшафта образов русских княгинь Ольги и Рогнеды, участия народа в комплектовании дружинных слоёв. Образы богатырей-змееборцев рассматриваются в контексте представлений о противостоянии христианства и архаических верований в эпоху Владимира I и его наследников. В то же время олицетворением наследия дохристианской Руси выступал былинный Волх Всеславьевич, записи былины о котором фиксировались в северных русских губерниях вплоть до середины XIX в., а в белорусских сказках этого времени нашел отражение образ князя-оборотня. Отражение следов династических связей Древней Руси с европейскими государствами в былине о Соловье Будимировиче рассмотрено в аналогии с обрядовыми текстами, когда все основные образы: приезд жениха-иноземца из-за моря на кораблях, возведение «терема», изображение жениха как соловья в саду невесты, приход невесты в златоверхие палаты жениха и др. представлены в русской и белорусской свадебной поэзии. На материалах топонимических преданий охарактеризованы схожие сюжеты, связанные с татарским нашествием. Особенность белорусских исторических представлений автор усматривает в том, что народные версии истории эзоповым языком волшебных сказок, духовных стихов, обрядовой поэзии противостояли историческим концепциям захватчиков память о единстве и величии Древней Руси, восхваляли подвиги древнерусских богатырей, обосновывали необходимость борьбы с социальным и конфессиональным гнётом. Несмотря на различие исторических условий, в которых формировались, народные представления русских и белорусов, их сюжеты и образы носят во многом тождественный характер. Схожие тексты выполняли интегрирующую функцию, сохраняли память о героях и подвижниках, наделяемых типичными чертами народного характера. При всех обобщениях, гиперболизациях, местных проявлениях идентичности, этнокультурных и конфессиональных стереотипов русские и белорусы не искажали главного смысла своего историко-духовного единства.

Об авторе

О. В. Матвеев
Кубанский Государственный университет
Россия


Список литературы

1. Азбелев С. Н. Устная история в памятниках Новгорода и Новгородской земли. СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. 296 с.

2. Александров А. А. Во времена княгини Ольги. Легенды и были о княгине Ольге в Псковской земле. Псков: Псковское возрождение, 2001. 282 с.

3. Александров А. А. Ольгинская топонимика, выбутские сопки и руссы псковской земли // Памятники средневековой культуры. Открытия и версии. СПб.: ART-CONTACT, 1994. С. 22-31.

4. Беларуси эпас / под ред. П. Ф. Глебка, 1.В. Гутарау. Минск: Выдавецтва АН БССР, 1959. 318 с.

5. Белорусский сборник. Т. 1. Губерния Могилевксая. Вып. 3. Сказки / Собрал Е.Р. Романов. Витебск: Типо-литография Г. А. Малкина, 1887. 444 с.

6. Белорусский сборник. Вып. 5. Заговоры, апокрифы и духовные стихи / Собр. Е. Р. Романов. Витебск: Типо-литография Г. А. Малкина, 1891. 450 с.

7. Библиотека литературы Древней Руси / под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н.В. Понырко. Т. 12: СПб.: Наука, 2003. XVI век. 624 с.

8. Буганов А. В. Личности и события истории в массовом сознании русских крестьян XIX - начала XX вв.: Историко-этнографическое исследование. М.: Принципиум, 2013. 296 с.

9. Былины / сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М.: Сов. Россия, 1988. 576 с. (Б-ка русского фольклора; Т. 1).

10. Голубиная книга. Русские народные духовные стихи Х!-Х!Х / тост., вступит. статья, примеч. Л. Ф. Солощенко, Ю. С. Прокошина. М.: Моск. рабочий, 1991. 351 с.

11. Дулов А. Н. Основание Витебска княгиней Ольгой: к вопросу об источнике летописной легенды // Актуальные проблемы источниковедения. материалы международной научно-практической конференции к 135-летию со дня рождения В.И. Пичеты. Витебский государственный университет им. П.М. Машерова. 2013. Витебск: Витеб. госуд. унив. им. П.М. Машерова, 2013. С. 146-148.

12. Иванова И.Т. Имя княгини Ольги объединяет три славянских народа (к 1040-летию основания Витебска) // Вестник МИУ. 2014. № 5-6 (129-130). С. 99-104.

13. Илья Муромец родом.. из Беларуси // https://belaruspartisan.by/life/169052/ (Дата обращения 12.10.2020).

14. Кабашников К. П. Традиции героического эпоса в белорусском народном творчестве // Основные проблемы эпоса восточных славян. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 314. - 325

15. Карский Е.Ф. Белорусы. - Т. III. Очерки словесности белорусского племени. 1. Народная поэзия. М.: Тип. Т-ва И. П. Кушнарев и К°, 1916. 557 с.

16. Летапіс Пацырнага і Аверкі // Летапісы і хронікі Беларусі. Сярэднявечча і раньнемадэрны час / уклад. В. А. Варонін. 2е выд. Смаленск: Інбелкульт, 2013. С. 572-589.

17. Лобач В. А. Богатыри, осилки и девы-воительницы в топонимических преданиях восточных славян // Балто-славянские исследования - ХХ. Сб. науч. трудов. М.: Изд.-во Инс.-т славяноведения РАН, 2019. С. 350-383.

18. Лобода А. М. Белорусская поэзия и русский былевой эпос // Этнографическое обозрение. М.: Т-во А. А. Левенсон, 1895. Кн. XXV. № 2. С. 1-34.

19. Лященко А. И. Былина о Соловье Будимировиче и сага о Гаральде // Sertum bibliologicum в честь проф. Малеина. Пг, 1922. С. 94-137.

20. Мельников А.А. Путь непечален. Исторические свидетельства о святости Белой Руси. Минск: Изд. Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата, 1992. 242 с.

21. Миллер Вс. Ф. Народный эпос и история. М.: Высш. шк., 2005. 391 с.

22. Мирзоев В. Г. Былины и летописи - памятники русской исторической мысли. М.: Мысль, 1978. 256 с.

23. Мытько О. Рогнеда // https://news.21.by/society/2010/04/22/14296.html (Дата обращения 12.09.2020).

24. Пашуто В. Т., Флоря Б. Н., Хорошкевич А. Л. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. М.: Наука, 1982. 264 с.

25. Плужникова С. Былевое наследие белорусского сказочного эпоса // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. М.: АН СССР, 1965. Т. XXIV. Вып. 6. С. 493 - 502.

26. Полное собрание русских летописей. Т. 9. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновской летописью. СПб.: Тип. Эдуарда Праца, 1862. 256 с.

27. Помнiкi старажытнай белорускай пiсьменнасцi / ред. Ю.С. Пшыркоў. Мн.: Наука i тэхнiка, 1975. 245 с.

28. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. Изд-е 2 е, дополн. М.: Наука, 1993. 592 с.

29. Рогалев А.Ф. Скрытый смысл географических названий, легенд и преданий (на материале Беларуси). Гомель: Барк, 2012. 208 с.

30. Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып. 6. Сказки. Могилёв: Тип. Губерн. Правл, 1901. 528 с.

31. Русские Рязанского края / отв. ред. С.А. Иникова: Т. 1. М.: Индрик, 2009. 616 с.

32. Смоленский этнографический сборник / сост. В.Н. Добровольский. СПб: Тип. Е. Евдокимова, 1891. Ч. 1. 716 с.

33. Трепавлов В.В. «Белый царь»: образ монарха и представления о подданстве у народов России XV-XVIII вв. М.: Вост. лит., 2007. 255 с.

34. Тысяча лет русской истории в преданиях, легендах, песнях / сост., вступ. ст., коммент. С.Н. Азбелев. М.: Русская книга, 1999. 464 с.


Рецензия

Для цитирования:


Матвеев О.В. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В НАРОДНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РУССКИХ И БЕЛОРУСОВ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ. Гуманитарные и юридические исследования. 2020;(4):79-87. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2020.4.11

For citation:


Matveyev O. ANCIENT RUSSIA IN FOLK HISTORICAL REPRESENTATIONS OF RUSSIANS AND BELARUSIANS: COMMON AND SPECIAL. Humanities and law research. 2020;(4):79-87. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2020.4.11

Просмотров: 223


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)