Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск

Повседневная жизнь горожан Терека в начале ХХ века и воздействие на нее коммерческой рекламы (на материалах газет Терской области)

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2025.3.14

Аннотация

Введение. История повседневной жизни городского населения Терской области в начале ХХ в. представляет научный интерес: позволяет проследить формирование городской среды, культурные запросы жителей и проч. Города являлись средоточием модернизационных процессов конца XIX – начала XX в. и задавали тон распространению новых культурных и бытовых практик.

Материалы и методы. Исследование основано на анализе коммерческой газетной рекламы, которая является исключительно важным и познавательным источником повседневной жизни горожан Терской области нач. ХХ в. и отражает изменения, происходившие в городской среде. Отмечена взаимосвязь между бытовыми потребностями населения и предлагаемыми услугами, которые во многом формировали покупательский спрос горожан области. В работе использованы микро- и макроисторические подходы; принципы критической интерпретации источников и историко-сравнительный метод, позволившие проанализировать и систематизировать рекламный материал.

Анализ. Рекламные тексты ещё не стали объектом научного интереса историков, хотя отражали повседневные запросы населения и формировали социокультурные процессы дореволюционного городского социума. Благодаря обилию коммерческой рекламы жители Северного Кавказа имели представление о современных промышленных и продовольственных товарах, моде и прочих новостях. Товарное разнообразие формировало потребительские вкусы и предпочтения всех категорий населения провинциальных городов Терской области.

Результаты. По итогам проведённого исследования можно сделать вывод о том, что появление рекламных объявлений в региональной печати последней четверти XIX в. стало информационной революцией. Реклама стала своего рода современной формой воздействия на читателей. Коммерческая реклама занималась продвижением товаров. Это было наглядным подтверждением достаточно свободного развития капитализма, в том числе на окраинах империи.

Об авторах

С. А. Хубулова
Северо-Кавказский институт – филиал РАНХиГС
Россия

Светлана Алексеевна Хубулова - Доктор исторических наук, профессор

д. 5, ул. Дунаевского, Пятигорск, 357502



Э. В. Хубулова
Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований имени В. И. Абаева – филиал Владикавказского научного центра Российской академии наук
Россия

Эда Владимировна Хубулова - Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник

д. 10, пр. Мира, Владикавказ, 362040



Список литературы

1. Анбиндер К. Н. Развитие рекламы на Кубани в 1860-е – 1917 гг.: монография. Краснодар: Новация, 2013. 127 с.

2. Боханов А. Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец XIX в. – 1914 г. М.: Наука, 1984. 148 с.

3. Галанин С. Ф. Казань и казанцы реклама второй половины XIX века: монография. Казань: Изд-во Казанского гос. технического ун-та, 2008. 237 с.

4. Есин Б. И. Путешествие в прошлое (Газетный мир XIX века): монография. М.: изд-во МГУ, 1982. 160 с.

5. Кавказ. 1898. 10 декабря 6. Кавказские Минеральные воды. 1902. 10 апреля.

6. Кавказские Минеральные воды. 1902. 16 мая. 8.

7. Кавказские Минеральные воды. 1902. 21 июня.

8. Кавказские Минеральные воды. 1902. 5 июня

9. Казбек. 1897. 12 апреля

10. Лепилкина О. И. «Листок для посетителей Кавказских Минеральных вод» – первая в России курортная газета. // Ставропольский хронограф на 2013 год. Ставрополь: СКУНБ им. М. Ю. Лермонтова, 2013. С. 121–124.

11. Малых С. В. Реклама на страницах периодической печати Восточной Сибири в 1880-е гг. – начале XX в. // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 346. С. 74–76.

12. Махонина С. Я. Русская дореволюционная печать (1905–1914): монография. М.: Изд-во МГУ, 1991. 205 с.

13. Периодические издания Ставропольского края: 1850–1916 гг. / сост. Т. И. Фунтикова. Ставрополь: Б. и., 1988. 50 с.

14. Подворко Н. В. Печать Кавказских Минеральных Вод: история, типология, современное состояние: автореф. дис. … канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2008. 26 с.

15. Саламбиева А. В. Реклама и потребности провинциального городского социума (на материалах грозненских газет) // Грозный: история и современность: историко-этнографический сборник статей, посвящённый 200-летию основания г. Грозного. Грозный: Акад. наук Чеченской Республики, 2017. С. 354–364.

16. Степанов А. А. История объявлений. Газетная реклама в России XVIII – XX вв. СПб.: РИАЛ – Пронто, 2014. 158 с.

17. Терец. 1907. 10 января

18. Терские ведомости. 1910. 13 мая

19. Терские ведомости. 1908. 14 марта

20. Терский календарь на 1911 год. Вып. 20. / под ред. М. А. Караулова. Владикавказ, 1910. 578 с.

21. Умнова Е. Оформление газет на Ставрополье в конце XIX начале XX вв. // Ставропольская правда. 2003. 25 апреля.

22. Хубулова С. А., Туккаева Л. К. Реклама начала ХХ в. как источник по повседневной жизни провинциального города (к постановке проблемы) // Вопросы науки и образования: новые подходы и актуальные исследования: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2024. С. 14–16.

23. Цезарь С. С. К вопросу о рекламе на Кавказских Минеральных Водах // Молодой ученый. 2017. № 13(147). Т. 2. С. 21–22. URL: https://moluch.ru/archive/147/42014/ (дата обращения: 14.06.2025).

24. Якутина Е. Н. Реклама как исторический источник. // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2017. № 4(16). С. 29-36.

25. Яхно О. Н. Меняющаяся повседневность: новации в домашнем времяпрепровождении горожан в позднеимперскую эпоху // Реформы в повседневной жизни населения России: история и современность. материалы Международной научной конференции / отв. ред В. А. Веременко, В. Н. Шайдуров. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2020. С. 64–69.


Рецензия

Для цитирования:


Хубулова С.А., Хубулова Э.В. Повседневная жизнь горожан Терека в начале ХХ века и воздействие на нее коммерческой рекламы (на материалах газет Терской области). Гуманитарные и юридические исследования. 2025;12(3):468-475. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2025.3.14

For citation:


Khubulova S.A., Khubulova E.V. Everyday life of Terek residents at the beginning of the 20th century and the impact of commercial advertising on it (based on materials from Terek region newspapers). Humanities and law research. 2025;12(3):468-475. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2025.3.14

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)