Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск

«Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»: место и роль «детей» в духовно-нравственной реформе Савонаролы

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2023.4.12

Аннотация

Введение. Тема привлечения доминиканским проповедником Джироламо Савонаролой детей для проведения духовно-нравственных преобразований во Флоренции кон. XV в. является чрезвычайно притягательной для исследователей. Авторы научных трудов рассматривали феномен «мальчиков брата», сравнивая его с практиками обращения с детьми в других европейских городах; концентрируя внимание на карнавальной инверсии, присущей как светским, так и религиозным празднествам; рассматривая особенности эволюции ритуальной жизни города на Арно. Дополнительные нюансы в понимании логики действий флорентийского пророка в отношении детей могут быть раскрыты на основе анализа проповедей Савонаролы, посвященных «простоте» как основе реформирования современной общины верующих.

Материалы и методы. Применение методов терминологического и герменевтического анализа текстов источников должно способствовать достижению означенной цели.

Анализ. Составной частью общего преобразования нравов во Флоренции являлась «детская реформа», к осуществлению которой Савонарола приступил на рубеже 1495 – 1496 гг. Проповедуя необходимость культивирования «простоты христианской жизни», монах провозглашает «простецов» главными действующими лицами реформы Церкви. При этом, судя по выступлениям доминиканца, «простота», как основное качество истинного христианина, еще в большей мере проявляется в «детях»: во-первых, на основании их принадлежности к возрасту «невинности», когда под воздействием мира взрослых еще не утрачена «чистота сердца» и не приобретена привязанность к «излишним» материальным благам; и, во-вторых, в силу довольно быстрого их отказа от дурных привычек и обращения к благочестивой жизни в ответ на призыв городского пророка.

Результаты. Таким образом, на «простоту» ветхозаветной Руфи, которую монах ставил в пример взрослому населению города, накладывался евангельский призыв «быть как дети», сопровождаемый обещанием обретения Царства Небесного. Одновременно с этим, «духовные празднества» в избранном Богом городе позволяли не только предъявить результаты свершившейся трансформации «детей», но и открывали возможность старшему поколению, осуществив «возрастную» инверсию и ощутив себя в Новом Иерусалиме, обрести стимул для продолжения труда над собственным преображением в «доброго христианина».

Об авторе

Е. П. Тельменко
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Елена Павловна Тельменко,  Доктор исторических наук, доцент 

д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь



Список литературы

1. Крузе Д. След другой истории: Бог и избивающие младенцы // История и антропология. Междисциплинарные исследования на рубеже XX–XXI веков / под общ. ред. М. Крома, Д. Сэбиана, Г. Альгази. СПб.: Алетейя, 2006. С. 163–190.

2. Benvenuti A. I Bruchi di Frate Gerolamo: l’eversivo anacronismo del Savonarola // Savonarola e la politica. Atti del secondo seminario (Firenze, 19-20 ottobre 1996) / a cura di Gian Carlo Garfagnini. Firenze: SISMEL Edizioni del Galluzzo, 1997. P. 163–186.

3. Cerretani B. Storia fiorentina / a cura di Giuliana Berti. Firenze: L.S. Olschki, 1994. XIX, 474 p.

4. Ciappelli G. Carnevale e Quaresima: comportamenti sociali e cultura a Firenze nel Rinascimento. Roma: Edizioni di storia e letteratura, 1997. 372 p.

5. Dal commento di Hierony. B. sopra a più sue canzone et sonetti dello amore et della bellezza divina. Impresso in Firenze per S. Antonio Tubini et Lorēzo di Francesco Venetiano et Andrea Ghyr. Da Pistoia Adì. VIII. di Septembre. MCCCCC. In folio. A carte CXV – CXVII, nel commento alle canzoni Da che tu ci hai, Signore; e Venite, ecco el Signore // Canzona d’un piagnone pel bruciamento delle vanità nel carnevale del 1498: da una rarissima stampa contemporanea / a cura di Isidoro Del Lungo; aggiuntavi la descrizione del bruciamento fatta da Girolamo Benivieni. Firenze: presso gli eredi Grazzini, Tipografia Galileiana di M. Cellini, 1864. P. XVII–XXV.

6. Documento XII. 3. [27 Februarij 1498] Lettere del Somenzi, del Tranchedino, del vescovo Stefano Taverna, e del cardinale Ascanio Sforza, scritte al Duca di Milano ragguagliandolo dei fatti di Firenze e del Savonarola, fino alla sospensione delle Prediche // Villari P. La storia di Girolamo Savonarola e de’ suoi tempi, narrata con l’aiuto di nuovi documenti. Nuova edizione, aumentata e corretta dall’autore, terza impressione. Firenze: Succ. Le Monnier, 1910 (Soc. Tip. Fiorentina). Vol. 2. P. LI–LIII.

7. Filipepi S. Cronica // Savonarola G. Scelta di prediche e scritti di fra Girolamo Savonarola con nuovi documenti intorno alla sua vita / P. Villari, E. Casanova. Firenze: Sansoni, 1898. P. 451–518.

8. La Vita del beato Ieronimo Savonarola, scritta da un anonimo del sec. XVI e gia attribuita a fra Pacifico Burlamacchi. Pubbl. secondo il codice Ginoriano a cura del principe Piero Ginori Conti. Firenze: Olschki, 1937. XXIII, 284 p.

9. Landucci L. Diario fiorentino: dal 1450 al 1516: continuato da un anonimo fino al 1542 / pubblicato sui codici della Comunale di Siena e della Marucelliana con annotazioni da Iodoco Del Badia. Firenze: Sansoni, 1883. XV, 377 p.

10. Lettera di un agente segreto di Moro [16 febbruarii 1495] // Villari P. La storia di Girolamo Savonarola e de’ suoi tempi, narrata da Pasquale Villari con l’aiuto di nuovi documenti. Firenze: Le Monnier, 1861. Vol. 2. P. XC–XCI.

11. Nardi I. Istorie della città di Firenze / pubblicate per cura di Agenore Gelli. Firenze, 1858. Vol. 1. XXIV, 437 p.

12. Niccoli O. I bambini del Savonarola // Studi savonaroliani: verso il 5. centenario / a cura di Gian Carlo Garfagnini. Firenze: SISMEL Edizioni del Galluzzo, 1996. P. 279–288.

13. Niccoli O. Il seme della violenza: putti, fanciulli e mammoli nell’Italia tra Cinque e Seicento. Roma: GLF editori Laterza, 2007. XXIII, 210 p.

14. Parenti P. Storia fiorentina / a cura di Andrea Matucci. Firenze: L. S. Olschki, 1994. Vol. 1: 1476-78, 1492-96. LI, 364 p.

15. Savonarola G. Compendio di rivelazioni: testo volgare e latino; e Dialogus de veritate prophetica / a cura di Angela Crucitti. Roma: A. Belardetti, 1974. 476 p.

16. Savonarola G. Prediche sopra Aggeo con Il Trattato circa il reggimento del governo della citta di Firenze / a cura di Luigi Firpo. Roma: Belardetti, 1965. 530 p.

17. Savonarola G. Prediche sopra Amos e Zaccaria / a cura di Paolo Ghiglieri. Roma: A. Belardetti, 1971. Vol. 1. 433 p.

18. Savonarola G. Prediche sopra Amos e Zaccaria / a cura di Paolo Ghiglieri. Roma: A. Belardetti, 1971. Vol. 2. 436 p.

19. Savonarola G. Prediche sopra Ruth e Michea / a cura di Vincenzo Romano. Roma: A. Belardetti, 1962. Vol. 1. 470 p.

20. Savonarola G. Prediche sopra i salmi / a cura di Vincenzo Romano. Roma: Belardetti, 1969. Vol. 1. 305 p.

21. Trexler R. C. Public Life in Renaissance Florence. New York: Academic press, 1980. XXVI, 591 p.


Рецензия

Для цитирования:


Тельменко Е.П. «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»: место и роль «детей» в духовно-нравственной реформе Савонаролы. Гуманитарные и юридические исследования. 2023;10(4):644-651. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2023.4.12

For citation:


Telmenko E.P. “Unless you are converted and become as little children, you will by no means enter the kingdom of heaven”: the place and role of “children” in the spiritual and moral reform of Savonarola. Humanities and law research. 2023;10(4):644-651. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2023.4.12

Просмотров: 147


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)