Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск

Аксиологическое пространство карачаево-балкарского кинодискурса (на материале документальных фильмов о депортации «Хорлатмаз адам эси», «Судьбы печальные страницы» и художественного фильма на основе реальных событий «Мариям»)

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2023.3.19

Аннотация

Введение. Настоящая статья посвящена лингвоаксиологическому и лингвокультурному анализу единиц, используемых носителями карачаево-балкарского языка при вербализации воспоминаний, связанных с основополагающим для формирования лингвокультуры и языковой картины мира данного народа событием, насильственной депортацией 1943-1957 гг. Актуальность статьи обусловлена предпринятой в ней попыткой заполнить пробел в области лингвоаксиологических и лингвокультурных исследований карачаево-балкарского языка, затрагивающей кинодискурс, в центре которого депортационная тематика. На основе глубокого и детального разбора языковых единиц, используемых героями фильмов, выявляются единицы, содержащие в себе элемент оценочности. Цель статьи заключается в установлении особенностей употребления подобных единиц и природы их формирования.

Материалы и методы. Единицы для анализа отбирались методом сплошной выборки и подвергались общей и авторской категоризации в соответствии с их интенциональной составляющей. Комплексная методология исследования, включает в себя лингвокультурологический, контекстологический, конситуационный и концептуальный анализ рассматриваемых аксиологических концептов.

Анализ. Наиболее репрезентативными объектами анализа представляются кинотексты документальных фильмов и художественных фильмов, за основу сюжетов которых взяты реальные события, поскольку в силу произвольного характера отбора языковых средств героями интервью в подобного рода фильмах нам представляется форма языка максимально приближенная к естественной речи его носителей в повседневной жизни. Репрезентация ключевых аксиологем в данном случае верифицируется бытийственной формой экспликации.

Результаты. Автор статьи приходит к выводу, что в образовании оценочности единиц могут быть задействованы различные средства языка, а в кинотекстах упомянутой тематики преобладают единицы с негативным оценочным компонентом. Процесс аксиологизации наиболее значимых компонентов лингвокультурной картины мира происходит в неразрывной взаимосвязи с процессом вербализации в поликодовом тексте кинофильма с опорой на разделенные всеми представителями социума компоненты ценностно-ориентационного пространства.

Об авторе

А. М. Айбазова
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Айшат Магометовна Айбазова, аспирант,

д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017



Список литературы

1. Архипов Б. В. Менщиков Владимир Владимирович Историческое кино как фактор формирования исторического сознания // Вестник Курганского государственного университета. 2011. № 3 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskoe-kino-kak-faktor-formirovaniya-istoricheskogo-soznaniya (дата обращения: 07.03.2023).

2. Бредихин С. Н. Общие принципы текстопостроения как объекта распредмечивания смысла // Когнитивные исследования языка. 2015. № 20. С. 634–640.

3. Бредихин С. Н. Ноэматическая структура смыслопорождения в философском дискурсе: автореф. дис. докт. филол. наук. Нальчик: КБГУ, 2014. 39 с.

4. Бредихин С. Н., Пелевина Н. А. Лингвокогнитивные механизмы актуализации и концептуализации идиокомпонентов картины мира. Ставрополь: Параграф, 2021. 172 с.

5. Котлярова В. В. Аксиология как допарадигмальная Наука: период античности // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologiya-kak-doparadigmalnaya-nauka-period-antichnosti (дата обращения: 25.12.2022).

6. Павлов С. Г. Лингвоаксиологическая модель человека: научно-методический аспект // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvoaksiologicheskaya-model-cheloveka-nauchnometodicheskiy-aspekt (дата обращения: 26.12.2022).

7. Степанов Ю. С. Альтернативный мир. Дискурс. Факт и принцип Причинности // Язык и наука конца ХХ века. М.: Гнозис, 1995. С. 35–73.

8. Bredikhin S., Serebryakov, A. The Explicitness Of The Deep Structure Of Meaning In Prognostic Strategies. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2019. Vol. 58. P. 2549–2557.

9. Bredikhin S. N. Tsybulevskaya A. V. Poly- and inter-discursiveness in complex discourse // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. 2020. Vol. 92. P. 1507–1514.

10. Mai M. Das Kino der Gesellschaft – die Gesellschaft des Kinos. Interdisziplinäre Positionen, Analysen und Zugänge. Köln: Herbert von Halem Verlag, 2006. 320 s.

11. Štúr M. Three Basic Language and Semiotic Dichotomies after One Century of Development and the Complexity of Semiotic System // XLinguae. 2013. Vol. 6. Issue. 4. Р. 2–17.


Рецензия

Для цитирования:


Айбазова А.М. Аксиологическое пространство карачаево-балкарского кинодискурса (на материале документальных фильмов о депортации «Хорлатмаз адам эси», «Судьбы печальные страницы» и художественного фильма на основе реальных событий «Мариям»). Гуманитарные и юридические исследования. 2023;10(3):504-513. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2023.3.19

For citation:


Aibazova A.M. The axiological space of the Karachay-Balkar film discourse (on the material of documentary films about the deportation: “Khorlatmaz adam esi”, “Sad Pages of Fate”, and the feature film “Mariam” based on real events). Humanities and law research. 2023;10(3):504-513. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2023.3.19

Просмотров: 159


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)