Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск

Советский проект «новый человек» и преподавание истории и обществоведения: к вопросу о дискуссиях на страницах журнала «Историк-марксист»: 1926–1928 годы

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2022.4.1

Аннотация

Работа посвящена изучению истоков трансформации преподавания истории в советском образовании к началу 1930-х годов в контексте постепенной смены политического курса власти, связанной с идеологическими требованиями формирования советской социальной идентичности. Проект создания «нового человека» был подчинен в основном идее создания социалистического государства и являлся инструментом этого созидания. Через 10 лет после установления власти большевиков среди комплекса черт нового человека на первый план были выдвинуты усилия по созданию социального единства граждан СССР через формирование советской идентичности. Одним из условий успешного выполнения этой задачи было формирование нужной модели исторической памяти. В связи с этим менялась роль исторической науки в обществе, что в свою очередь требовало изменений в преподавании истории в школах разной ступени, рабфаках и вузах. Сюжет статьи содержит анализ дискуссий, начавшихся в связи с созданием Общества историков-марксистов. Проблема формирования «нового человека» в них прямо не озвучивалась, но подспудно присутствовала. В самом идеологическом дискурсе «новый человек» виделся как искомая цель советской социальной инженерии, но определенного единого плана по ее достижению предложено не было. В этой связи дискуссии среди историков-марксистов о преподавании истории (которая фактически не преподавалась) начались с обозначения цели – формирование человека с марксистским мировоззрением, революционера, ленинца. Однако, по мере реализации так называемого лабораторного плана, оказалось, что на практике нет исторических знаний и нет исторического мышления, даже в том виде, который необходим для усвоения марксизма. Суть самих дискуссий фактически ушла от идеологии и свелась к рациональному обсуждению проблем преподавания истории и обществоведения. Таким образом, к 1928 г. в обсуждениях все больше звучит необходимость систематической истории на разных образовательных уровнях.

Об авторе

К. Р. Амбарцумян
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Амбарцумян Каринэ Размиковна – кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений

Адрес: д.1, ул. Пушкина, 355017, Ставрополь

 



Список литературы

1. Гулевская Н. А., Гулевский А. Н., Чайченко Д. В. Историческая память как фактор формирования идентичности // Философия права. 2019. № 2(89). С. 137–145.

2. Данилов В. Н. Финальные аккорды «детища» М. Н. Покровского: общество историков-марксистов в начале 1930-х гг. // Вестник ВолГУ. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2021. Т. 26. №2. С.144–156. С.145.

3. Дитякин В. Т. Курс истории торгового капитализма в вузах // Историк-марксист. 1928. №10. С. 197–202.

4. Иоаннисисани Ал. Рабочие книги по обществоведению // Историк-марксист. 1928. №7. С. 207–217.

5. Историческая память и российская идентичность / под. ред. В. А. Тишкова, Е.А. Пивневой. М.: РАН, 2018. – 508 с.

6. Кривцов С. С. Место истории в программах общественно-экономических вузов // Историк-марксист. 1926. № 2. С. 225–235.

7. Ленин В. И. Предисловие к книге И. И. Степанова «Электрификация РСФСР в связи с переходной фазой мирового хозяйства» // Ленин В. И. Полное собрание сочинение. Т. 45. М.: Политиздат, 1970. С. 52.

8. Троцкий Л. Д. Задачи коммунистического воспитания. URL: https://www.marxists.org/russkij/trotsky/works/trotl965. html (Дата обращения: 24.02.2022).

9. Фридлянд Ц. О Всероссийской методической конференции преподавателей истории в совпартшколах // Историк-марксист. 1926. Т.1. С. 280–288.

10. Мамет Л. П. Программно-методические вопросы преподавания истории на рабочих факультетах // Историк-марксист. 1927. Т.3. С.182–195.

11. Николаи Ф. В. Кризис «идентичности»: культурная память по ту сторону правой ностальгии и либеральной терапии // Неприкосновенный запас. №135 (1/2021). С. 40–49.

12. О преподавании гражданской истории в школах СССР. Постановление Совета народных комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б) // Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК от 16 мая 1934 года. №113.

13. Покровский М. Н. Задачи Общества историков-марксистов // Историк-марксист. 1926. Т. 1. С. 3–11.

14. Репина Л. П. Историческая память и национальная идентичность подходы и методы исследования // Диалог со временем. 2016. № 54. С. 9–15.

15. Рындич А. Лабораторный план и преподавание истории (Стенограмма доклада в методической секции О-ва Историков-марксистов) // Историк-марксист. 1927. Т. 3. С. 172–178.

16. Тэджвел Г. Эксперементы в вакууме // Современная зарубежная социальная психология / под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984. 256 с.

17. Шестаков А. В. Лабораторный план и рабочие тетради по истории // Историк-марксист. 1927. Т. 4. С. 200–206.

18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М.: Прогресс, Б. г. (1996). 340 с.

19. Turner, Jonathan H. A theory of social interaction. California: Stanford University Press, Stanford, 1988. 226 p.


Рецензия

Для цитирования:


Амбарцумян К.Р. Советский проект «новый человек» и преподавание истории и обществоведения: к вопросу о дискуссиях на страницах журнала «Историк-марксист»: 1926–1928 годы. Гуманитарные и юридические исследования. 2022;9(4):537-542. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2022.4.1

For citation:


Ambartsumyan K.R. The “new man” project and teaching history and social sciences: on the discussion in the journal “The Marxist historian”. 1926–1928. Humanities and law research. 2022;9(4):537-542. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2022.4.1

Просмотров: 382


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)