Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск

НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.2.15

Аннотация

В статье автор приводит обзор актуальных нарушений действующего законодательства, регламентирующего сферу фармацевтической деятельности, выявленных по результатам надзорной работы органов прокуратуры в период 2019-2020 гг. Автор подчеркивает, что данные нарушения делают невозможной реализацию гарантированного Конституцией РФ права на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В область выявленных нарушений законодательства автор включил следующих субъектов, вступающих в правоотношения в сфере оборота лекарственных средств: медицинские организации, аптечные организации, органы исполнительной власти, контролирующие фармацевтическую деятельность, а также некоторые иные субъекты.

С точки зрения автора, как объект прокурорского надзора следует рассматривать деятельность субъектов правоотношений в фармацевтической области, как обладающих властными полномочиями, так и не обладающих таковыми, так как обе условные группы обязаны соблюдать и поддерживать правовой режим оборота лекарственных средств.

Ежегодно органами прокуратуры проверяется около 4 тыс. субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере оборота лекарственных средств, что в среднем можно оценить, как 15% от числа всех участников фармацевтического рынка. Недостаточность количества проводимых прокурорских проверок и их несоответствие объективной действительности были наглядно доказаны в марте – апреле 2020 года. Автор подчеркивает, что протекающая эпидемия вирусной инфекции сделала очевидной необходимость концептуального переосмысления как системы организации обеспечения граждан лекарственными и иными медицинскими средствами, так и системы надзора за законностью деятельности субъектов фармацевтического рынка. При надлежащем уровне государственного прогнозирования, планирования и контроля организация сферы оборота лекарственных средств должна быть способна обеспечивать безопасными и качественными препаратами все категории российских граждан, а также выдержать любую эпидемиологическую угрозу, как путем создания неприкосновенного фонда лекарственных средств на случай аналогичных эпидемий, так и путем соблюдения аптечными организациями требований к минимальному набору лекарственных средств, утвержденному Правительством РФ, и иных нормативных предписаний. 

Об авторе

Е. А. Иванченко
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

кандидат юридических наук, доцент кафедры правовой культуры и защиты прав человека Юридического института,

Ставрополь



Список литературы

1. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации / Состоялось расширенное заседание коллегии, посвященное итогам работы органов прокуратуры за 2019 год и задачам по укреплению законности и правопорядка на 2020 год URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1809484/ (Дата обращения 23.07.2020)

2. Приказ Генеральной Прокуратуры РФ № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 07.12.2007 года // Законность. 2008. № 3.

3. Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» от 23.08.2010 года // Российская газета. 2010. № 231.

4. Прокурорский надзор за соблюдением социальных прав граждан: сб. методич. материалов / под общ. ред. первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, государственного советника юстиции 1-го класса, заслуженного юриста Российской Федерации А.Э. Буксмана. М.: Ген. прокуратура Рос. Федерации, Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2013. 560 с.

5. Распоряжение Правительства РФ № 2015-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 06.07.2010 г. № 1141-р» от 01.08.2020 года // Собрании законодательства Российской Федерации. 2020. № 32. Ст. 5351.

6. Распоряжение Правительства РФ № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» от 12.10.2019 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 42. (Часть III). Ст. 5979.

7. Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48. Ст. 6724.

8. Федеральный закон № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 16. Ст. 1815.

9. Федеральный закон № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.

10. Хатов Э.Б. Некоторые аспекты повышения квалификации и профессиональной переподготовки в прокуратуре Российской Федерации // Құқық қорғау органдары академиясының жаршысы. 2018. № 3 (9). С. 55–60.


Рецензия

Для цитирования:


Иванченко Е.А. НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ. Гуманитарные и юридические исследования. 2021;(2):103-112. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.2.15

For citation:


Ivanchenko E.A. SUPERVISION OF THE LEGALITY OF PHARMACEUTICAL ACTIVITIES AS A WAY TO ENSURE THE RIGHT OF CITIZENS TO HEALTH PROTECTION AND MEDICAL CARE BY THE PROSECUTOR’S OFFICE. Humanities and law research. 2021;(2):103-112. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.2.15

Просмотров: 182


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)