Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск

КОЛДОВСТВО В ЗАЛАХ СУДА. НЕКОТОРЫЕ РЕФЛЕКСИИ О ПОСТКОЛОНИАЛЬНОЙ АФРИКЕ

Аннотация

Колдовство и оккультные практики составляют в настоящее время значительную часть социальных взаимодействий, а также экономических и политических процессов в современной Африке. Теоретической основой статьи выступают идеи современных этнологов и антропологов, рассматривающих магию и колдовство как социальные системы, регулирующие напряженность и поддерживающие равновесие в постколониальных обществах африканских стран. Исходной точкой является тезис о множественности моделей модернизаций в современных обществах, что предопределяет представление о колдовстве и магии как неотъемлемой части отдельных модернизаций. Колдовство таким образом проявляется не столько как пережиток прошлого, сколько как изменчивая парадигма, содержание которой может варьироваться и обретать другие конфигурации, оставаясь действенным началом в постколониальном социуме. В статье приводятся аргументы в виде судебных казусов и политических феноменов в современных африканских государствах, доказывающих действенность колдовства, как элемента продуцирования дискурсов в оппозиционной прессе, а также в изустно передающихся слухах и сплетнях, как своего рода оружии в социально политическом противостоянии официальной власти и общества.

Об авторе

Пино Скиррипа
университет La Sapienza
Россия


Список литературы

1. Anderson B. Comunitá immaginate. Origini e diffusione dei nazionalismi. Prefazione e cura di M. D’ Eramo, traduzione dall’ inglese di M. Vignale. - Roma, 1996. (Edizione originale Imagined communities. Raflections on the origin and spread of nationalism. London, 1983).

2. Appadurai A. Modernitá in polvere. Traduzione in inglese di P. Vereni. - Roma, 2001. (Edizione originale: Modernity at Large: Cultural Dimension of Globalization. Minneapolis-London, 1996).

3. Bastian M. L. «Bloodhounds who have no friends»: witchcraft and locality in the Nigerian popular. P. 129-166 // Modernity and its malcontents. Ritual and power in postcolonial Africa / Cur. Komaroff J. - Komaroff J. Chicago-London, 1993.

4. Bastian Misty L. Vulture men, campus cultists and teenaged witches. Modern magics in Nigerian popular media. P. 71-96 // Magical interpretations, material realities. Modernity, witchcraft and the occult in postcolonial Africa / Cur. Moore H. L. - Sanders T. - London - New-York, 2001.

5. Comaroff J. - Comaroff J.L. Modernity and its malcontents. Ritual and power in postcolonial Africa. - Chicago-London, 1993.

6. Comaroff J. - Comaroff J.L. Introduction. P. XI-XXXVII // Modernity and its malcontents. Ritual and power in postcolonial Africa. - Chicago-London, 1993.

7. Evans-Pritchard E.E. Stregoneria, oracoli, magia tra gli Azande. Traduzione dall’ inglese di B. Bernardi, F. Angeli. - Milano, 1976. (Edizione orig. Witchcraft, Oracles and Magic among the Azande. Oxford, 1937).

8. Fabian J. Il tempo e gli altri. La politica del tempo in antropologia. Traduzione dall’ inglese di L. Rodeghiero. - Napoli, 2000. (Edizione orig. Time and the other. How anthropology makes its object. New-York, 1983).

9. Field M. J. Some new shrine of the Gold Coast and their significance // Africa. Journal of the International African Institute. - 1940. - Vol. 13.

10. Field M. J. Search for security. An ethno-psychiatric study of rural Ghana. - London, 1960.

11. Fisiy C. F. - Geschiere P. Witchcraft, development and paranoia in Cameroon: interactions between popular, academic and state discours P. 226-246// Magical interpretations, material realities. Modernity, witchcraft and the occult in postcolonial Africa / Cur. Moore H. L. - Sanders T. - London - New-York, 2001.

12. Geschiere P. Sorcellerie et politique en Afrique. La viande des autres. - Paris. 1995.

13. Grottanelli Vinigi L. Witchcraft an allegory. P. 321-329 // Medical Antropologie / Cur. F. X. Crollig - Haley H. B. - Paris, 1976.

14. Grottanelli Vinigi L. Una societá guineana: gli Nzema. 2. Ordine morale e salvezza terrena. - Torino, 1978.

15. Latouche S. L’ altra Africa. Tra dono e mercato. Traduzione dal francese di A. Salsano. - Torino, 2000. (Edizione orig.: L’ autre Afrique: entre don et marché. Paris, 1998).

16. Moore H. L. - Sanders T. Magical interpretations, material realities. Modernity, witchcraft and the occult in postcolonial Africa / Cur. Moore H. L. - Sanders T. - London - New-York, 2001.

17. Moore H. L. - Sanders T. Magical interpretations and material realities. An introduction. P. 1 - 27 // Modernity, witchcraft and the occult in postcolonial Africa / Cur. Moore H. L. - Sanders T. - London - New-York, 2001.

18. Moore S. F. Antropologia e Africa. Traduzione dall’ inglese di A. Bellagamba e M. Scala. - Milano, 2004. (Edizione orig.: Antropology and Africa. Changing perspective on a changing scene. Charlottesville- London, 1994).

19. Nyamnijch F. B. Delusions of development and the enrichment of witchcraft discourse in Cameroon. P. 28 - 49 // Magical interpretations, material realities. Modernity, witchcraft and the occult in postcolonial Africa / Cur. Moore H. L. - Sanders T. - London - New-York, 2001.

20. Patella G. Sul postmoderno. Per un postmodernismo della resistenza. - Roma, 1990.

21. Richards A. I. A modern movement of witch-finder // Africa. Journal of the International African Institute. - 1935 - Vol. 8. - № 4.


Рецензия

Для цитирования:


Скиррипа П. КОЛДОВСТВО В ЗАЛАХ СУДА. НЕКОТОРЫЕ РЕФЛЕКСИИ О ПОСТКОЛОНИАЛЬНОЙ АФРИКЕ. Гуманитарные и юридические исследования. 2015;(2):28-35.

For citation:


Schirripa P. WITCHCRAFT IN COURTROOMS. SOME REFLECTION ON POST-COLONIAL AFRICA. Humanities and law research. 2015;(2):28-35. (In Russ.)

Просмотров: 126


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)