РЕЦЕПЦИЯ ЧЕХОВСКОЙ ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОЙ ДРАМАТУРГИЕЙ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКОВ
Аннотация
В статье обосновывается необходимость идентификации современной драматургии как особого эстетического феномена, выступающего катализатором принципиального обновления в искусстве, с предшествующими литературными традициями. Рассматривается влияние художественного текста А. Чехова на театральную реальность XX века, в качестве основной причины постоянного обращения современного театра к наследию великого писателя называется эстетический полифонизм чеховской драмы (сопряжение драматического и эпического, доминанта реалистического письма, выработка принципов модернистской драмы, использование приемов искусства импрессионизма). Особое внимание уделяется рецепции - трансформа ции кода поэтики А. Чехова в отечественной «новой новой драме» рубежа XX-XXI веков на уровне смысловых доминант текста (три-виализация смерти как явления обыденности, ощущение угасания жизни, переходящее в призрачность бытия), организации психологического мира героев, становящихся носителями коллективного бессознательного, специфики конфликтных отношений, имеющих субстанциональный, открытый характер, жанровой обусловленности.
Список литературы
1. Багдасарян О. Ю. Чехов XXI века: пересоздание драматургии классика в современной драматургии России и Словакии // Уральский филологический вестник. 2015. №2. С. 71-83.
2. Вербицкая Г. Я. Отечественная драматургия 70-90-х годов XX века в контексте чеховской поэтики: дис.. канд. искусствоведения. М., 2008. 173 с.
3. Головчинер В. М. Эпическая драма в русской литературе ХХ века: дис.. док. филол. наук Томск, 1995. 263 с.
4. Журчева О. В. Жанровые и стилевые тенденции в драматургии XX века URL: http://www.uamconsult. com/book_806.html (Дата обращения: 28.03.2015).
5. Забалуев В., Зензинов А. Новая драма: практика свободы // Новый мир. 2008. №4. URL: http://magazines. russ.ru/novyi_mi/2008/4/za14.html (Дата обращения:10. 03. 2016).
6. Кондратьева В. В., Ларионова М. Ч. Художественное пространство в пьесах А. П. Чехова: мифопоэтические модели. Ростов-на-Дону, 2012. URL: http://gostinaya.net/press/wp-content/uploads/books/Prostranstvo-Chekhova.pdf (Дата обращения: 14. 05. 2016).
7. Липовецкий М. Н. Перформансы насилия: «новая драма» и границы литературоведения // Новое литературное обозрение, 2008, № 89. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2008/89/li12.html (Дата обращения: 29.06.2016).
8. Липовецкий М. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1997. 317 с.
9. Макаров А. В. «Новая драма»: поиск литературоведческой оптики для описания метатеатральных экспериментов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. №6. С. 85-89.
10. Муратова Н. «Я - Чехов.. нет, не то»: к вопросу о самоидентификации автора в современной драматургии (Творчество Н. Коляды) // Интерпретация и авангард: Межвузовский сборник научных трудов / под ред. И. Е. Лощилова. Новосибирск, 2008. URL: http://raspopin.den-za-dnem.ru/files/0810041223103419.doc (Дата обращения: 8.12.2015).
11. Селютина Е. А. Манифестация принципов «новой драмы»: формирование концептосферы современной российской драматургии в ее критических обзорах (на материале статей В. Забалуева, А. Зензинова) // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2013. №1. С. 81-86.
12. Страшкова О. К. «Новая драма» как артефакт серебряного века. Ставрополь: СГУ, 2006. 567 с.
13. Тамарли Г. И. Поэтика драматургии А. А. Чехова (от склада души к типу творчества). Таганрог: Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова, 2012. URL: http://litved.com/docs/ Tamarli_Poetika_dramaturgii_Chekhova.pdf (Дата обращения: 23.04.2016).
14. Тютелова Л. Г. Герой «новой новой драмы» как «герой времени» // Вестник Самарского государственного университета. 2011. №4. С. 218-223.
15. Тютелова Л. Г. Герой пьес Чехова, Горького, Андреева: спор о человеке в русской «новой драме» // Вестник Самарского государственного университета. 2011. №2. С.161-168.
16. Тютелова Л. Г Человек, пространство и время в русской «новой драме» // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 3. С. 234-237.
17. Фаткуллина Ю. М., Комаров С. А. Герой демонического типа в комедии А. П. Чехова «Иванов» // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2013. №1. С. 184-191.
18. Чехов А. П. Собрание сочинение в 3-х томах. Т.3. М.: Художественная литература, 1964. 586 с.
Рецензия
Для цитирования:
Купреева И.В. РЕЦЕПЦИЯ ЧЕХОВСКОЙ ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОЙ ДРАМАТУРГИЕЙ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКОВ. Гуманитарные и юридические исследования. 2016;(4):227-234.
For citation:
Kupreeva I.V. RECEPTION OF CHEKHOV'S TRADITION BY RUSSIAN DRAMA IN THE END XX - BEGINING XXI CENTURIES. Humanities and law research. 2016;(4):227-234. (In Russ.)