СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УСПЕШНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ДИСКУРСИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация
В статье рассматривается понятие стратегического потенциала как проблема междисциплинарная, изучаемая в таких научных областях, как теория коммуникации, теория дискурса, когнитивная лингвистика. Анализируемое понятие характеризуется с точки зрения коммуникативной и когнитивной реализации, которая обеспечивает успешную коммуникацию. Отмечается, что актуализация стратегического потенциала предполагает реализацию различных функций в процессе коммуникации, среди которых в качестве приоритетного выдвигается функция воздействия с целью убеждения. Делается вывод о том, что эффективность дискурсивных реализаций зависит от диспозиции и идентификации адресантно-адресатных отношений. Обобщение основных условий эффективной коммуникации дополняется понятием «двойная актуализация» как конструктивной характеристики. Показывается, что при рассмотрении рекламного дискурса как континуального диалога, понятие «воздействие» теряет свою негативную коннотацию. Доказывается, что взаимодействие когнитивных систем коммуницирующих, их взаимокорреляция представляются важным аргументом для эффективной коммуникации. Ставится вопрос о перспективе изучения специфической реализации стратегии самопрезентации в рекламном дискурсе. В связи с этим указывается на теоретическую и практическую значимость проблемы изучения универсальных и специфических функций и стратегий коммуникативного процесса, актуализируемого в тех или иных дискурсивных практиках, каковыми, наряду с рекламным дискурсом, для нас представляются политический и педагогический дискурс.
Ключевые слова
Список литературы
1. Авдеенко И. А. Структурные и суггестивные свойства вербальных составляющих рекламного текста: автореф. дисс.. канд. филол. наук. Комсомольск-на-Амуре: КнАГУ 2001. 168 с.
2. Блакар Р. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. Благовещенск: Благовещенский гуманитарный фонд им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. С. 88-125.
3. Верещагин Е. М., Ратмайр Р. Ройтер Т. Речевые тактики «призыва к откровенности» // Вопросы языкознания. 1992. №6. С. 39-56.
4. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007. 242 c.
5. Дейк ван Т. А., Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. М.: Прогресс, 1998. С. 153-211.
6. Демьянков В. З. Конвенции, правила и стратегии общения (интерпретирующий подход к аргументации) // Известия Академии наук СССР. Серия литература и иностранный язык, 1982. Т. 41. № 4. С. 327-337.
7. Иванова М. А. Прагмалингвистический статус неуспешного диалогического дискурса: дисс. канд. филол. наук. Иркутск: ИГЛУ, 2007. 157 с.
8. Исаева Л. В. Языковая игра в поликодовом рекламном тексте: автореф. канд. филол. наук. Тверь: ТвГУ, 2011. 16 с.
9. Иссерс О. С. Речевое воздействие: учебное пособие. М.: Флинта, 2016. 178 с.
10. Клюев Е. В. Речевая коммуникация: учебное пособие. М.: Рипол классик, 2002. 315 с.
11. Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект. М.: Прогресс, 1996. С. 95-142.
12. Паршина О. Н. Российская политическая речь: теория и практика. М.: Книжный дом Либроком, 2007. 232 с.
13. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: МЕДИУМ, 1995. 695 с.
14. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование. М.: Наука, 1986. С. 38-39.
15. Grice H. P. Logic and conversation // Syntax and semantics / ed. by P. Cole and J. L. Morgan. N. Y.: Academic Press, 1975. P. 41-58.
16. Larson Ch. Persuasion: Reception and Responsibility. Belmont: California, 1992.
17. Leech G. Principles of Pragmatics. London: New York, 1983.
18. Percy L., Elliot R. Strategic Advertising Management. N.Y.: Oxford University Press, 2005.
Рецензия
Для цитирования:
Грушевская Е. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УСПЕШНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ДИСКУРСИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. Гуманитарные и юридические исследования. 2017;(4):174-178.
For citation:
Grushevskaya E. STRATEGIC POTENTIAL OF SUCCESSFUL COMMUNICATION WITHIN THE DISCURSIVE DIMENSION. Humanities and law research. 2017;(4):174-178. (In Russ.)