Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск

ЛЕЙПЦИГСКАЯ ЯРМАРКА 50-х гг. XX в.: МЕЖДУ ДИРЕКТИВОЙ И ПОТРЕБЛЕНИЕМ

https://doi.org/10.37494/2409-1030-2019-2-41-46

Аннотация

В представленной статье рассматривается эволюция потребительства в восточногерманском обществе в контексте проведения Лейпцигских торговых ярмарок в 50-е гг. XX в. Начало 50-х гг. характеризуются восстановлением национальной экономики, и перед партийным руководством возникают новые вызовы: июньские события 1953 г. показали руководству необходимость проведения социальных реформ по улучшению материального состояния населения с целью упрочения своих позиций в государстве. Лейпцигская ярмарка в свою очередь стала своеобразной витриной прогресса народного хозяйства ГДР, призванной сформировать у населения образ развитого производства товаров и услуг. Анализ потребительской ситуации в ГДР проводится с учетом экономических, идеологических и социальных условий проведения руководством СЕПГ Лейпцигской ярмарки. В статье также подробно рассмотрена работа различных ведомств и министерств в организации ярмарки и роль Лейпцигской ярмарки, обозначенная руководством, в улучшении потребительского благополучия населения. В процессе работы над данной темой исследования использовался широкий круг источников, включающий немецкие и американские исследования по истории потребительства в ГДР, а также донесения ЦРУ по проведению Лейпцигской ярмарки. В заключении авторы приходят к выводу, что, несмотря на осознание руководством СЕПГ важности проведения социальных реформ по улучшению благосостояния населения, Лейпцигская ярмарка служила катализатором несостоятельности восточногерманской плановой экономики в обеспечении необходимого роста товаров и услуг: одним из главных препятствий являлось нарушение традиционной системы спроса и предложения, а созданные руководством каналы обратной связи с населением не обеспечили необходимую связь между производителем и потребителем. Однако из исследования данной тематики становится очевидно, население ГДР оказывало влияние на проведение СЕПГ социальной политики, хоть и не в значительной степени, что побудило руководство ГДР к концу 50-х гг. XX в. сделать акцент на работе с общественностью посредством агитационной и рекламной деятельности отделения прессы и рекламного отделения Лейпцигской ярмарки.

Об авторах

Ю. И. Крючков
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия


И. В. Крючков
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Betts P. The Twilight of the Idols: East German Memory and Material Culture // The Journal of Modern History. Chicago: The University of Chicago Press, September 2000. Vol. 72, No. 3. P. 731-765.

2. CIA-RDP80-00809A000700160061-5 / FOIA ERR. - 08.09.2011. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/ document/cia-rdp80-00809a000700160061-5 (Accessed: 15.05.2019).

3. CIA-RDP80-00810A005900120001-6 / FOIA ERR. - 12.02.2008. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/ document/cia-rdp80-00810a005900120001-6 (Accessed: 27.05.2019).

4. CIA-RDP80-00810A007100860005-7 / FOIA ERR. - 17.11.2008. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/ document/cia-rdp80-00810a007100860005-7 (Accessed: 27.05.2019).

5. CIA-RDP82-00457R001500270006-4 / FOIA ERR. - 21.03.2001. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/ document/cia-rdp82-00457r001500270006-4.

6. Kaminsky A. Illustrierte Konsumgeschichte der DDR. - Erfurt: Landeszentrale fur politische Bildung Thuringen, 1999. 100 p.

7. Meet the GDR. Dresden: Verlag Zeit im Bild, 1966. 92 p.

8. Otto A. Sozialistische Offentlichkeitsarbeit in der DDR: Eine empirische Studie am Fallbeispiel des Leipziger Messeamts. Wiesbaden: Springer VS, 2015. 240 p.

9. Pence K. «A World in Miniatures: The Leipzig Trade Fairs in the 1950s and East German Consumer Citizenship. Consuming Germany and the Cold War. Ed. by Crew D. N.Y.: Berg, 2003. P. 21-50.

10. Prior F. The communist foreign trade system. Cambridge, Massachusetts: the M.I.T. Press, 1963. 296 p.

11. Reid S. The Soviet Pavilion at Brussels '58: Convergence, Conversion, Critical Assimilation, or Transculturation? // CWIHP Working Paper. Ed. By Ostermann C. December 2010. No.62. 67 p. URL: https://wilsoncenter.org/sites/default/files/ WP62_Reid_web_V3sm.pdf (Accessed: 02.06.2019).

12. Schramm M. Konsumgeschichte. URL: https:/www.docupedia.de/images/9/9c/Konsumgeschichte_Version_2.0_ Manuel_Schramm.pdf (Accessed: 31.05.2019).


Рецензия

Для цитирования:


Крючков Ю.И., Крючков И.В. ЛЕЙПЦИГСКАЯ ЯРМАРКА 50-х гг. XX в.: МЕЖДУ ДИРЕКТИВОЙ И ПОТРЕБЛЕНИЕМ. Гуманитарные и юридические исследования. 2019;(2):41-46. https://doi.org/10.37494/2409-1030-2019-2-41-46

For citation:


Kryuchkov Y., Kryuchkov I. LEIPZIG TRADE FAIR IN 1950s: BETWEEN DECISION-MAKING AND CONSUMPTION. Humanities and law research. 2019;(2):41-46. (In Russ.) https://doi.org/10.37494/2409-1030-2019-2-41-46

Просмотров: 230


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)