СТАТУС ВОЕННОПЛЕННЫХ В РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ МУСУЛЬМАН В ПЕРИОД РАННЕГО ИСЛАМА
Аннотация
В силу того, что в отечественной историографии нет комплексных исследований, посвященных изучению религиозно-правовой системы раннего ара-бо-мусульманского государства, отдельные моменты данного вопроса остаются малоизученными. В настоящей статье рассматривается политика раннего арабо-мусульманского государства по отношению к военнопленным и ее правовое обеспечение. Как известно, на формирование религиозного правопонимания раннемусульманской уммы большое влияние оказал ислам. Дело в том, что в доисламской Аравии не было государственности, общепризнанных правил, правителя. С приходом ислама многое изменилось: появилась государственность; был избран политический и религиозный лидер; единым для всех законом стал шариат Большим изменениям подвергся доисламский институт рабства. Так, по исламу, рабом мог стать только военнопленный. Ни при каких обстоятельствах свободного человека, не проявляющего враждебность, нельзя было обращать в рабство. Ни в одном аяте Корана не говорится о дозволенности насильственного порабощения. К пленнику требовалось хорошее отношение, несмотря на то, что он воевал в свое время против мусульман. Мирное население, не принимавшее участие в военных актах, имело привилегии.
Ключевые слова
Список литературы
1. Большаков О. Г. История Халифата. М.: Восточная литература, 2000. Т. 1. 312 с.
2. Ал-Мубаракфури Сафи ар-Рахман. Жизнь пророка Мухаммада. М.: Исламская книга, 2009. 377 с.
3. Ван ден Берг. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. М.: Наталис, 2006. 237 с.
4. Коран. Перевод с арабского акад. И. Ю. Крачковского. М.: Восточная литература, 1990. 511 с.
5. Абд ас-Салам Ахмад.يمالسالا هقفلا ةساردل لخدملا . .1 («Введение в изучение исламского закона»). Рабат, 2000. Т. 1. 153 с.
6. Абу Давуд. دواد يبأ ننس («Сборник хадисов Абу Давуда»). Бейрут, 2002. 369 с.
7. Аз-Зухайли Вахба. رسيوملا يفنحلا هقفلا («Облегченный вариант ханафитского фикха»). Дамаск, 2010. Т. 2. 584 с.
8. Акрам ал-'Умари. ةيوبنلا ةريسلا ةحيحصلا («Достоверное [изложение] жизни Пророка»). Бейрут, 2004. Т. 2. 354 с.
9. Ал-Бухари Мухаммад. يراخبلا حيحص «Достоверны1й сборник хадисов ал-Бухари»). Бейрут, 2011. 162 с.
10. Ал-Вакиди. يزاغملا («Походы»). Бейрут, 1998. Т. 1. 430 с.
11. Ал-Исфахани 'Али б. ал-Хасан. يناغالا باٺك («Книга песен»). Каир, 2001. Т. 3.
12. Ан-Наса'и. ىربكلا ننسلا («Великие предания»). Бейрут, 2001. Т. 5. 395 с.
13. Ат-Табари. يربطلا خيرات («История ат-Табари»). Бейрут, 2003. Т. 2. 657 с.
14. Ат-Тирмизи.يذمرتلا ننس («Сборник хадисов ат-Тирмизи»). Бейрут, 1989. Т. 4. 660 с.
15. Аш-Шайбани, ас-Сархаси. ريبكلا ريسلا حرش («Комментарии к «Большому сийару (пути)»). Бейрут, 1971. Т. 1. 260 с.
16. Аш-Шайбани, ас-Сархаси. ريبكلا ريسلا حرش («Комментарии к «Большому сийару (пути)»). Бейрут, 1971. Т. 3. 176 с.
17. Аш-Шайбани, ас-Сархаси. ريبكلا ريسلا حرش («Комментарии к «Большому сийару (пути)»). Бейрут, 1971. Т. 4. 356 с.
18. Ибн Са'д. يربكلا تاقبطلا («Великие разряды»). Каир, 1987. Т. 2. 399 с.
19. Ибн Самил Мухаммад, Ибн Джамил 'Абд ар-Рахман. رشبلا ريخ ةريس نم («Жизнеописание лучшего представителя человечества»). Джидда, 2010. 320 с.
20. Ибн Хаджар. يرابلا حتف («Разъяснение хадисов ал-Бухари»). Бейрут, 2003. Т. 7. 832 с.
21. Ибн Ханбал Ахмад. دمحأ دنسم («Сборник хадисов Ахмада»). Бейрут, 2011. Т. 3. 508 с.
22. Ибн Ханбал Ахмад.دمحأ دنسم («Сборник хадисов Ахмада»). Бейрут, 2011. Т. 33. 476 с.
23. Ибн Хишам. ةيوبنلا ةريسلا («Жизнеописание Пророка»). Бейрут, 2003. Т. 1. 654 с.
24. Ибн Хишам. ةيوبنلا ةريسلا («Жизнеописание Пророка»). Бейрут, 2003. Т. 2. 584 с.
25. Ас-Саййид Сабик. ةنسلا هقف («Мусульманское право согласно Сунне»). Бейрут, 2003. Т. 3. 320 с.
Рецензия
Для цитирования:
Чомаев З.А. СТАТУС ВОЕННОПЛЕННЫХ В РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ МУСУЛЬМАН В ПЕРИОД РАННЕГО ИСЛАМА. Гуманитарные и юридические исследования. 2017;(4):127-132.
For citation:
Chomaev Z. THE STATUS OF PRISONERS OF WAR IN THE RELIGIOUS AND LEGAL SYSTEM OF MUSLIMS IN THE EARLY PERIOD OF ISLAM. Humanities and law research. 2017;(4):127-132. (In Russ.)