Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск

РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИИ В СПОРТИВНОМ ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2020.4.28

Аннотация

Коммуникативные стратегии, используемые в спортивном газетно-публицистическом дискурсе изучены явно недостаточно: коммуникативная стратегия представляет собой один из наиболее актуальных аспектов изучения в сфере теории дискурса, прежде всего, потому, что благодаря реализации коммуникативных стратегий воплощаются авторские интенции, обретают свой онтологический статус цели коммуникации. Изучение любого вида дискурса в коммуникативно-прагматическом аспекте было бы неполным и не имело бы достаточной объяснительной силы без обращения к понятию коммуникативной стратегии. Коммуникативная стратегия в том виде, в каком она реализуется в любом дискурсе, может быть рассмотрена как комплекс речевых действий, которые направлены на достижение коммуникативной цели. Современная лингвистика располагает целым рядом дефиниций коммуникативной стратегии и концепций реализации коммуникативных стратегий и тактик в дискурсе и тексте. В процессе реализации коммуникативной стратегии речевое воздействие на адресата производится так, чтобы в определенной степени трансформировать его поведение в соответствии с целями адресанта. В связи с этим необходимо особо подчеркнуть, что адресант планирует коммуникативный акт в соответствии со своими целями и задачами, обеспечивая успешность своих коммуникативных усилий. Особое внимание М. Л. Макаров уделяет языковым средствам, а не целям акта коммуникации, что позволяет говорить об известном сближении определения коммуникативной стратегии в его трактовке с коммуникативной тактикой, потому что средства речи и языка как раз и направлены на оформление определенной коммуникативной стратегии. По Т. А. ван Дейку, коммуникативная стратегия - это наиболее общая инструкция «для каждой конкретной ситуации интерпретации» [7], с помощью коммуникативной стратегии могут быть достигнуты как индивидуальные цели адресанта, так и некие цели, значимые для социума. Выбор конкретной коммуникативной стратегии определяется, по мнению Т. А. ван Дейка, конкретным намерением адресанта, которое с необходимостью проявляется в данной коммуникативной ситуации, что позволяет соотнести такую концепцию с когнитивно-дискурсивным подходом, значимым для современной лингвистики.

Об авторах

С. А. Егорова
Южный Федеральный Университет
Россия


М. В. Ласкова
Южный Федеральный Университет
Россия


Список литературы

1. Авеличев А. К. Возвращение риторики (Предисловие) // Общая риторика / Ж. Дюбуа, Ф. Эделин [и др.]. М.: Прогресс, 1986. С.5-26.

2. Богданов В. В. Классификация речевых актов // Личностные аспекты языкового общения; Калинин. гос. ун-т. Калинин, 1989. С.25-37.

3. БС: Большой спорт. URL: http://www.bolshoisport.ru/ (Дата обращения: 24.04.2020).

4. Бюлер К. Теория языка: Репрезентативная функция языка. Монография. М.: Прогресс, 1993. 501 с.

5. Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике: лингвистическая прагматика. М.: Прогресс, 1985. Вып. XVI. 225 с.

6. Григорьев Е. И. Основы фонопрагматики немецкого языка: монография. Днепропетровск: Навчальна кн., 1997. 169 с.

7. Грушевская Т. М., Фанян Н. Ю. Модулярный подход к анализу текста/дискурса: вклад женевской лингвистической школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2012. Вып. 2 (99). С.190- 194.

8. Дейк ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. Пер. с англ. / сост. В.В. Петрова; под ред. В.И. Герасимова; вступ. ст. Ю. Н. Караулова и В.В. Петрова. М.: Прогресс, 1989. 300 c.

9. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. 7-е изд., стер. М.: КомКнига, 2015. 289 с.

10. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДГТ «Гнозис», 2003. 280 с.

11. НСГ: Независимая спортивная газета. URL: http://www.aksport.ru/_(Дата обращения:15.03.2020).

12. Mearsheimer J. J. Why leaders lie. The truth about ling in international politics. Oxford: University Press, 2011. 186 р.

13. Pratkanis A. R., Aronson E. Age of propaganda: The Everyday Use and Abuse of Persuasion. N. Y.: W.H. Freeman and company, 2001. 384 р.

14. Trojanow V. I. Argumentation von Uberzeugungen // Язык, дискурс и личность. Тверь: Издательство Тверского государственного университета, 1990. С. 16-25.

15. ФиС: Физкультура и спорт. URL: http://fis1922.ru/ (Accessed: 10.04.2020).


Рецензия

Для цитирования:


Егорова С.А., Ласкова М.В. РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИИ В СПОРТИВНОМ ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ. Гуманитарные и юридические исследования. 2020;(4):200-205. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2020.4.28

For citation:


Egorova S., Laskova M. IMPLEMENTATION OF COMMUNICATION STRATEGIES IN SPORTS NEWSPAPER AND JOURNALISTIC DISCOURSE. Humanities and law research. 2020;(4):200-205. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2020.4.28

Просмотров: 161


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)