РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИИ В СПОРТИВНОМ ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
https://doi.org/10.37493/2409-1030.2020.4.28
Аннотация
Коммуникативные стратегии, используемые в спортивном газетно-публицистическом дискурсе изучены явно недостаточно: коммуникативная стратегия представляет собой один из наиболее актуальных аспектов изучения в сфере теории дискурса, прежде всего, потому, что благодаря реализации коммуникативных стратегий воплощаются авторские интенции, обретают свой онтологический статус цели коммуникации. Изучение любого вида дискурса в коммуникативно-прагматическом аспекте было бы неполным и не имело бы достаточной объяснительной силы без обращения к понятию коммуникативной стратегии. Коммуникативная стратегия в том виде, в каком она реализуется в любом дискурсе, может быть рассмотрена как комплекс речевых действий, которые направлены на достижение коммуникативной цели. Современная лингвистика располагает целым рядом дефиниций коммуникативной стратегии и концепций реализации коммуникативных стратегий и тактик в дискурсе и тексте. В процессе реализации коммуникативной стратегии речевое воздействие на адресата производится так, чтобы в определенной степени трансформировать его поведение в соответствии с целями адресанта. В связи с этим необходимо особо подчеркнуть, что адресант планирует коммуникативный акт в соответствии со своими целями и задачами, обеспечивая успешность своих коммуникативных усилий. Особое внимание М. Л. Макаров уделяет языковым средствам, а не целям акта коммуникации, что позволяет говорить об известном сближении определения коммуникативной стратегии в его трактовке с коммуникативной тактикой, потому что средства речи и языка как раз и направлены на оформление определенной коммуникативной стратегии. По Т. А. ван Дейку, коммуникативная стратегия - это наиболее общая инструкция «для каждой конкретной ситуации интерпретации» [7], с помощью коммуникативной стратегии могут быть достигнуты как индивидуальные цели адресанта, так и некие цели, значимые для социума. Выбор конкретной коммуникативной стратегии определяется, по мнению Т. А. ван Дейка, конкретным намерением адресанта, которое с необходимостью проявляется в данной коммуникативной ситуации, что позволяет соотнести такую концепцию с когнитивно-дискурсивным подходом, значимым для современной лингвистики.
Об авторах
С. А. ЕгороваРоссия
М. В. Ласкова
Россия
Список литературы
1. Авеличев А. К. Возвращение риторики (Предисловие) // Общая риторика / Ж. Дюбуа, Ф. Эделин [и др.]. М.: Прогресс, 1986. С.5-26.
2. Богданов В. В. Классификация речевых актов // Личностные аспекты языкового общения; Калинин. гос. ун-т. Калинин, 1989. С.25-37.
3. БС: Большой спорт. URL: http://www.bolshoisport.ru/ (Дата обращения: 24.04.2020).
4. Бюлер К. Теория языка: Репрезентативная функция языка. Монография. М.: Прогресс, 1993. 501 с.
5. Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике: лингвистическая прагматика. М.: Прогресс, 1985. Вып. XVI. 225 с.
6. Григорьев Е. И. Основы фонопрагматики немецкого языка: монография. Днепропетровск: Навчальна кн., 1997. 169 с.
7. Грушевская Т. М., Фанян Н. Ю. Модулярный подход к анализу текста/дискурса: вклад женевской лингвистической школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2012. Вып. 2 (99). С.190- 194.
8. Дейк ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. Пер. с англ. / сост. В.В. Петрова; под ред. В.И. Герасимова; вступ. ст. Ю. Н. Караулова и В.В. Петрова. М.: Прогресс, 1989. 300 c.
9. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. 7-е изд., стер. М.: КомКнига, 2015. 289 с.
10. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДГТ «Гнозис», 2003. 280 с.
11. НСГ: Независимая спортивная газета. URL: http://www.aksport.ru/_(Дата обращения:15.03.2020).
12. Mearsheimer J. J. Why leaders lie. The truth about ling in international politics. Oxford: University Press, 2011. 186 р.
13. Pratkanis A. R., Aronson E. Age of propaganda: The Everyday Use and Abuse of Persuasion. N. Y.: W.H. Freeman and company, 2001. 384 р.
14. Trojanow V. I. Argumentation von Uberzeugungen // Язык, дискурс и личность. Тверь: Издательство Тверского государственного университета, 1990. С. 16-25.
15. ФиС: Физкультура и спорт. URL: http://fis1922.ru/ (Accessed: 10.04.2020).
Рецензия
Для цитирования:
Егорова С.А., Ласкова М.В. РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИИ В СПОРТИВНОМ ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ. Гуманитарные и юридические исследования. 2020;(4):200-205. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2020.4.28
For citation:
Egorova S., Laskova M. IMPLEMENTATION OF COMMUNICATION STRATEGIES IN SPORTS NEWSPAPER AND JOURNALISTIC DISCOURSE. Humanities and law research. 2020;(4):200-205. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2020.4.28