СИНТАКСИЧЕСКАЯ НОМИНАЦИЯ В ПОЭТИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА: ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС
https://doi.org/10.37493/2409-1030.2020.4.27
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые аспекты лингвориторического употребления синтаксически средств наименования, которые участвуют в формировании русской поэтической картины мира, отражающей «логику» построения стихотворного текста. Представляется актуальным вслед за Ю. М. Лотманом рассматривать данный текст как художественную структуру, «протяженную в пространстве» и конструирующую сложные смыслы по «принципу возвращения», когда поэт, повторяя уже сказанное, сыгравшее свою роль в тексте, открывает в нем новые, до этого скрытые и подчас неожиданные смысловые оттенки. Употребление фразовой номинации, чей риторический прагматический потенциал является предметом исследования в работе, определяется, в отличие от лексического наименования, такой структурацией внутренней формы описательного обозначения, которая основана на предицировании признака или ряда признаков обозначаемого. Автор поэтического текста получает в этом случае не только полную и имманентную свободу выбора и основной атрибутики денотата, и ее деталей, и обстоятельств раскрытия признаков, но и возможность включить в пространство номинации элементы метакомментария, фиксирующие авторское присутствие в тексте. Авторы раскрывают на материале стихов А. А. Ахматовой, Б. Ш. Окуджавы, А. С. Кушнера специфику употребления предикативных наименований как структурных элементов, приобретающих в поэтическом тексте особую семантическую нагрузку риторической направленности. Анализ того, как раскрывается лингвориторический потенциал фразовой номинации в языке поэзии, позволяет сделать вывод о правомерности подробного и всестороннего анализа внутренней формы данного наименования как поэтической структуры, участвующей в формировании индивидуально-личностного авторского диалога (полилога) с адресатом стихотворного текста. В статье отмечается, что употребление синтаксической номинации как структуры «остановленного мгновения» поэтического бытия связано с лингвориторикой катарсиса.
Об авторах
А. А. БуровРоссия
Г. П. Бурова
Россия
Список литературы
1. Буров А. А. Функции субстантивных местоименно-соотносительных придаточных в тексте: автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1979. 17 с.
2. Буров А. А. Лексический способ номинации и номинационно-синтаксическая конверсия в русском языке // Вестник Ставропольского государственного университета. 2002. №30. С. 85-91.
3. Буров А. А. Когниолингвистические вариации па тему русской языковой картины мира: монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2003. 361 с.
4. Буров А. А. Современная отечественная медиакартина мира: innocens credit omne verbo // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2015. №3. С. 86-91.
5. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-Пресс, 2002. 575 с.
6. Ворожбитова А. А. Лингворитогрическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. М.: Флинта; Наука, 2014. 376 с.
7. Воропаева О. В. Лингвоконцепты «Дух» и «Душа» в русской духовной поэзии: автореф. дис.. канд. филоло. наук. Архангельск, 2016. 18 с.
8. Демьянков В. З. Художественное творчество - между когницией и коммуникацией // Когнитивные исследования языка. 2015. № 21. С. 53-57.
9. Карасик В. И. Дискурсология как направление коммуникативной лингвистики // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2016. № 1. С. 17-34.
10. Колесникова В. В. Художественный концепт «душа» и его языковая репрезентация :на материале произведений Б. Пастернака: автореф. дис.. канд. филол. наук. Владимировна. Краснодар, 2008. 20 с.
11. Косых Е. А. Русская ономасиология: учебное пособие [Эл. ресурс]. Барнаул: АлтГПУ, 2016. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): ил.; 12 см.
12. Кузнецова А.А. Период // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта; Наука, 2003. С. 282-285.
13. Максимов Л. Ю. Многомерная классификация сложноподчиненных предложений (на материале современного русского литературного языка): автореф. дис.. доктора филол. наук. М., 1971. 29 с.
14. Потебня А. А. Мысль и язык // Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. С. 17-200.
15. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию / пер. с франц. А.А. Холодовича. М.: Прогресс, 1977. 696 с.
16. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 569- 573.
17. Телия В. Н. Номинация // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: БРЭ, 1998. С. 336-337.
18. Чумак-Жунь И. И. Поэтический текст в русском лирическом дискурсе конца XVIII - начала XXI веков. М.: Директ-Медиа, 2014. 302 с.
19. Чумак-Жунь И. И. Когнитивно-дискурсивный ракурс языковой личности поэта и его поэтической картины мира (на материале лирики Б. Окуджавы) // Вестник Пятигорского государственного университета. 2019. № 2. С. 151-156.
20. Шанский Н. М., Боброва Т. А. О национально маркированной номинации в русском языке // Русский язык в школе. 1997. №6. С. 79-83.
21. Шарден Т. де. Феномен человека /сост. и предисл. В. Ю. Кузнецова; пер. с фр. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. 553 с.
22. Шведова Н. Ю. Местоимение и смысл. М.: Азбуковник, 1998. 176 с.
23. Штайн К. Э. Гармония поэтического текста: Склад. Ткань. Фактура. Ставрополь: СГУ, 2006. 646 с.
24. Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. 560 с.
Рецензия
Для цитирования:
Буров А.А., Бурова Г.П. СИНТАКСИЧЕСКАЯ НОМИНАЦИЯ В ПОЭТИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА: ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС. Гуманитарные и юридические исследования. 2020;(4):193-199. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2020.4.27
For citation:
Burov A., Burova G. SYNTAXIC NOMINATION IN THE POETIC PICTURE OF THE WORLD: VIEW FROM LINGUISTIC AND RHETORIC POSITION. Humanities and law research. 2020;(4):193-199. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2020.4.27