Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ДЕЯТЕЛЯ ИНДИЙСКОГО ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ МАУЛАНЫ АБУЛ КАЛАМ АЗАДА

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2020.4.5

Аннотация

Первая половина XX века - это эпоха кризиса и крушения колониальной системы, становления национальных государств Азии и Африки. Во многих новообразованных государствах мусульмане составляли большинство или значительную часть населения, имели место тенденции отождествления этнической и религиозной идентичностей. Освободительное движение в Британской Индии, наряду с главным антиколониальным содержанием, дало один из примеров подобного тренда - всплеск мусульманского национализма под лозунгом признания уммы-общины отдельной нацией, увенчавшийся разделом страны и созданием двух новых государств. В этой связи значительный научный интерес представляют религиозно-философские взгляды индийских политиков, как сторонников единой секулярной страны, так и приверженцев идеи раздела. В настоящей статье автор ставит задачу дать анализ воззрений мусульманина по вере, выдающегося борца за независимость Индии Абул Калам Азада (1888-1958), крайне мало изученного в отечественной науке. Подлинный маулана - мусульманский ученый, один из лидеров ведущей политической партии страны Индийского национального конгресса (ИНК), соратник Ганди и Неру, какими религиозно-философскими мотивами руководствовался он? Статья основана на объективно-критическом анализе оригинальных источников. Азад родился в Мекке в 1888 г. В 1890 г. его семья переехала в Калькутту. В юности он получил традиционное мусульманское образование. В 1912 г. Азад вступил в крупнейшую партию Индии - Индийский национальный конгресс (ИНК). С 1920 г. непрерывно входил в состав высшего органа партии - Исполнительный комитет. Дважды избирался президентом Конгресса в 1923 и 1940 гг. С 1947 г. и до конца своих дней занимал пост министра просвещения Индии. Религиозное мировоззрение Азада являлось основой в его позиции по вопросам методов достижения Индией независимости, участия Индии во Второй мировой войне на стороне стран антигитлеровской коалиции, решения религиозно-общинной проблемы. Азад выступал за пересмотр исламского учения с опорой на Коран, призывал мусульман участвовать в национально-освободительной борьбе против метрополий, был сторонником секуляризации общественной жизни, призывал к терпимости в отношении других религий и признавал единство всего человечества. В статье, впервые в отечественной индологии, будет представлена позиция Азада по таким вопросам, как проблема толкования Корана, познание Бога, проявление Бога, отношение верующих к своим врагам, взгляд на христианство и другие религии, единство человечества, ислам и свобода.

Об авторе

А. С. Гепалов
Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского
Россия


Список литературы

1. Азад А. К. Индия добивается свободы. М.: Иностранная литература, 1961. 348 с.

2. Алиев А. А. Ислам и национализм (исламская парадигма в концепциях современной мусульманской государственности) // Россия и современный мир. № 2. 2009. С. 187-204.

3. Билалов М. И. Философия ислама о специфике исламской философии // Исламоведение. 2019. Т.10. № 3. С. 20-30.

4. Игнатенко А. А. «Божественное» и человеческое в исламе» // Исламоведение. 2009. № 1. С. 57-77.

5. Игнатенко А. А. Ислам в XXI веке: главные направления исследований // Исламоведение. 2010. № 3. С. 4-29.

6. Левин З. И. Развитие общественной мысли на Востоке. Колониальный период. XIX-XX вв. М.: Восточная литература, 1993. 245 с.

7. Марданшин М. М. История ислама (с углубленным изучением истории и культуры ислама): Учебное пособие. Казань: ЯЗ, 2012. 225 с.

8. Степанянц М. Т. Опровергая стереотипы: Абул Калам Азад (1888-1958) // Ислам в современном мире. Том 14. 2018. № 3. C. 47-56.

9. Черешнева Л. А. Южноазиатский урок // Гуманитарные исследования центральной России. 2016. Вып. 1. С. 54-59.

10. Azad A. K. Preface to the First Edition of the Tarjuman Al-Qur'an // A.K. Azad. The Tarjuman al-Koran. Vol. I. Edited and rendered into English by Dr. Syed Abdul, Latif., Hyderabad: Shadi Khana, King Kothi Road, 1981. xxv-xliii p.

11. Azad A. K. The Tarjuman al-Koran. Vol. I. Edited and rendered into English by Dr. Syed Abdul, Latif., Hyderabad: Shadi Khana, King Kothi Road, 1981. 254 p.

12. Desai M. Maulana Abul Kalam Azad. The President of the Indian National Congress. Agra: Shiva Lal Agarwala and Co., LTD. 1946. 146 p.

13. Kabir H. Introduction / Maulana Abul Kalam Azad. A Memorial Volume. Indian Council for Cultural Relations, New Delhi. 1959. vii-viii p.

14. Latif S. A. Foreword to the translation / A.K. Azad. The Tarjuman al-Koran. Vol. I. Edited and rendered into English by Dr. Syed Abdul, Latif., Hyderabad: Shadi Khana, King Kothi Road. 1981. xiii-xxi p.

15. Mahmud S. Foreword / A.K. Azad. The Tarjuman al-Koran. Vol. I. Edited and rendered into English by Dr. Syed Abdul, Latif., Hyderabad: Shadi Khana, King Kothi Road, 1981, ix-xi p.

16. Stepanyants M. The Philosophical and Socio-Political Views of Maulana Abul Kalam Azad // Russia Looks at India. A Spectrum of Philosophical Views. New Delhi: Indian Council of Philosophical Research, 2010. 201 p.


Рецензия

Для цитирования:


Гепалов А.С. РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ДЕЯТЕЛЯ ИНДИЙСКОГО ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ МАУЛАНЫ АБУЛ КАЛАМ АЗАДА. Гуманитарные и юридические исследования. 2020;(4):35-40. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2020.4.5

For citation:


Gepalov A. RELIGIOUS AND PHILOSOPHIC VIEWS OF THE PROMINENT FIGURE OF THE INDIAN LIBERATION MOVEMENT MAULANA ABUL KALAM AZAD. Humanities and law research. 2020;(4):35-40. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2020.4.5

Просмотров: 194


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)