ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ, КАЗАХСТАНА И БЕЛАРУСИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
https://doi.org/10.37493/2409-1030.2020.3.14
Аннотация
Одной из современных тенденций является взаимопроникновение в национальные правовые системы наиболее удачных правовых норм и институтов, действующих в других странах. Изучение такого сравнительного аспекта позволяет лучше понять достоинства и недостатки национального законодательства, сформулировать конструктивные предложения для законодателя, а также определить возможные пути двустороннего сотрудничества по правовым вопросам, которые в национальном законодательстве двух или более стран понимаются сходным образом. Наиболее тесная взаимосвязь у российского законодательства прослеживается со странами СНГ, поскольку много лет наши страны входили в состав СССР, и заложенные еще в тот период нашей совместной истории подходы к правовому регулированию самых различных видов общественных отношений сохраняются до сих пор. В результате проведенного сравнительного анализа эколого-правовых институтов главных экологических законов трех стран, делается вывод о том, что значительное число эколого-правовых институтов полностью или частично совпадают. Ряд белорусских и казахстанских эколого-правовых институтов представляет интерес для совершенствования российского экологического законодательства (например, в части экономического регулирования охраны окружающей среды, мер по снижению выбросов парниковых газов, мер в области развития ООПТ и т.д.). Основная причина таких совпадений или отличий видится в том, что изначально проект Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. готовился на основе положений европейских экологических законов второй половины 80-х годов прошлого века. Концепция этого Закона РСФСР 1991 г. легла в основу как действующего Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 декабря 2002 г., так и Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». В Казахстане при подготовке проекта Экологического кодекса во второй половине 2000-х годов за основу были взяты действовавшие в тот момент в европейских странах экологические законы, которые с конца 80-х годов сильно изменились. Поэтому и концепция ЭК РК сильно отличается от концепций российского и белорусского главных экологических законов, не столько в части наименования основных эколого-правовых институтов, сколько с точки зрения их содержания.
Об авторе
А. П. АнисимовРоссия
Список литературы
1. Егоров А. В. Теоретико-методологические основания сравнительного правоведения: автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 2019. 44 с.
2. Куджева Е. К. К вопросу о необходимости разработки и принятия Экологического кодекса России // Аграрное и земельное право. 2018. № 12. С. 10-14.
3. Лю Х. Я. Развитие экологического права Китая и России: автореф. дис.. канд. юрид наук. М., 2005. 28 с.
4. Навасардова Э. С. Экологические фонды как источники финансирования экологически значимых мероприятий: историко-правовой анализ // Юридические исследования. 2013. № 1. С. 89-94.
5. Рыженков А. Я. Принципы экологического права: монография. М.: Юрлитинформ, 2018. 384 с.
6. Тилле А. А. Социалистическое сравнительное правоведение. М.: Юридическая литература, 1975. 207 с.
Рецензия
Для цитирования:
Анисимов А.П. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ, КАЗАХСТАНА И БЕЛАРУСИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ. Гуманитарные и юридические исследования. 2020;(3):119-126. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2020.3.14
For citation:
Anisimov A. ENVIRONMENTAL LEGISLATION OF RUSSIA, KAZAKHSTAN AND BELARUS: COMPARATIVE LEGAL ASPECT. Humanities and law research. 2020;(3):119-126. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2020.3.14