Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПРОЗА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПРОЗА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2020.2.24

Аннотация

Целью данной работы является теоретическое рассмотрение особенностей психологической женской прозы в современной литературе. Анализируются исторические предпосылки ее создания как самостоятельного направления. Представлены авторы классической и современной психологической прозы. Поднимается вопрос о гендерной идентификации женской литературы, который дает возможность осветить историю женского творчества. Выявлены отличительные черты женских художественных работ. Изучено понятие «женская проза». Установлены классы писательниц, которых подразделяют в зависимости от выбора творческой установки на тех, кто придерживается мужского восприятия; подчеркивает женскую идентичность; старается избежать самоотождествления с каким-либо полом. Автор статьи выделяет три типа, преобладающих в современной женской прозе, а именно: проза андрогинного, аннигиляционного и феминного типов. Упоминаются и издержки гендерного литературоведения, ориентированного на стиль западной феминисткой практики. Раскрыты такие жанровые разновидности женской прозы, как иронический детектив и любовный роман. Исследователь дает рабочее определение языковой образности. Проанализирована обусловленность реализации категории образности в текстах женской психологической прозы: применение различных тропов (метафор, эпитетов), вставных конструкций, аффиксов; использование просторечной лексики; включение интертекста. Статья раскрывает содержание понятий художественный образ, портретное описание, психологизм. Перечислены типы психологизма (прямой, косвенный психологизм и психологический анализ), его приемы и методы, среди которых тактики молчания и умолчания, способствующие созданию эмоциональной напряженности и эксплицирующие высокую интенсивность переживаемых эмоций, а также интеръективные средства в виде хезитативов, пауз, неговорения и вокализованных пауз. Значительное внимание уделяется прагматическому компоненту смысла высказывания как автора, так и персонажа. Предпринята попытка вывести рабочее определение «психологическая женская проза».

Об авторе

А. А. Горжая
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Гаврилина О. В. Чувство природы как один из способов создания образа героини в женской прозе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. СПб: ЛГУ, 2009. № 2 (26). С. 105-114.

2. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л.: Художественная литература, 1977. 450 с.

3. Ефимова О.Ю. Молчание и умолчание учителя в системе профессиональных речевых тактик: автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ярославль: ИП «Лихачева», 2005. 21 с.

4. Пушкарь Г. А. Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект (на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л.Улицкой): дисс. канд. филол. наук. Ставрополь: СГУ, 2007. 234 с.

5. Филимонова О. Е. Эмоциология текста. Анализ репрезентации эмоций в английском тексте. СПб.: Книжный Дом, 2007. 448 с.

6. Чернова С. В. Художественный образ: к определению понятия // Вестн. Вят. гос. гуманит. ун-т. Киров: ВятГГУ, 2014. № 6. С. 109-116.


Рецензия

Для цитирования:


Горжая А.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПРОЗА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПРОЗА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Гуманитарные и юридические исследования. 2020;(2):175-181. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2020.2.24

For citation:


Gorzhaya A. PSYCHOLOGICAL FEMALE PROSE AS AN OBJECT OF RESEARCH. Humanities and law research. 2020;(2):175-181. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2020.2.24

Просмотров: 255


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)