Контрабанда в уголовном законодательстве Российской Федерации и Республики Армения: вопросы унификации
https://doi.org/10.37493/2409-1030.2025.3.17
Аннотация
Введение. Противодействие таможенным правонарушениям осуществляется как на государственном, так и на межгосударственном уровнях. Одним из таких направлений является установление уголовной ответственности за совершение контрабанды. Однако подход к определению контрабанды и ее признаков неоднозначен в разных странах, в том числе входящих в ЕАЭС, что препятствует противодействию таможенной преступности. Имеющаяся проблема в виде наличия общего таможенного законодательства государств – членов ЕАЭС и различных подходов к определению контрабанды, в том числе в России и Армении, требует своего решения.
Материалы и методы. Исследование построено на изучении, анализе и сравнительной характеристике норм уголовного законодательства Российской Федерации и Республики Армения, устанавливающих уголовную ответственность за совершение контрабанды, материалов судебной практики, работ специалистов, посвященных теме исследования.
Анализ. В уголовном законодательстве Армении и России подходы к установлению уголовной ответственности за совершение контрабанды периодически изменяются как в определении видов контрабанды (в том числе отношение к экономической контрабанде), так и ее признаков, что не способствует надлежащему противодействию рассматриваемому таможенному правонарушению.
Результаты. Автор приходит к выводу, что, несмотря на наличие общего таможенного законодательства, уголовно-правовые нормы двух государств – членов ЕАЭС (России и Армении), предусматривающие ответственность за контрабанду, имеют существенные различия, связанные с определением предмета контрабанды, что требует принятия дальнейших мер, направленных на их унификацию.
Об авторе
В. В. ЛавриновРоссия
Вячеслав Викторович Лавринов - Кандидат юридических наук, доцент
д. 3в, ул. Волоколамская, Ростов-на-Дону, 344064; д. 20, пр-т Буденновский, Ростов-на-Дону, 34400
Список литературы
1. Бондарь Е. Г. Значение международного таможенного сотрудничества в обеспечении национальной и экономической безопасности Российской Федерации // Таможенное дело. 2022. № 4. С. 28–32.
2. Диканова Т. А. О состоянии преступности в таможенной сфере и факторах, ей способствующих // Таможенное дело. 2022. № 3. С. 28–31.
3. Катасонов В. Страну отдали на разграбление контрабандистам. URL: https://svpressa.ru/economy/article/178374// (дата обращения: 09.01.2025).
4. Лавринов В. В. Уголовная ответственность за таможенные преступления в странах – членах ЕАЭС // Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 16–17 ноября 2017 г.): в 2 ч. Ч. II. Ростов-н/Д.: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2017. С. 74–83.
5. Лавринов В. В. Некоторые вопросы сравнительной характеристики ответственности за таможенные преступления в уголовном законодательстве Республики Армения и Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2019. № 12(139). С. 82–84.
6. Лапшин В. Ф., Кузнецова Н. В. О перспективах развития уголовного законодательства стран Евразийского экономического союза, обеспечивающего охрану национальных интересов в сфере внешнеэкономической деятельности // Безопасность бизнеса. 2021. № 1. С. 21–25.
7. Никифорова А. А. Ответственность за контрабанду и уклонение от уплаты таможенных платежей: особенности отграничения // Таможенное дело. 2022. № 4. С. 23–27.
8. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям: Федеральный закон от 28.06.2013 № 134 // СПС «КонсультантПлюс».
10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий»: Федеральный закон от 31.12.2014 № 530 // СПС «КонсультантПлюс».
11. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 11.03.2024 № 43-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
12. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2012 г. № 923: Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 № 542 // СПС «КонсультантПлюс».
13. Подройкина И. А., Литвинов Д. И. Уголовная ответственность за экономические виды контрабанды в государствах – участниках ЕАЭС // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2020. № 2 (39). С. 78–82.
14. Пулин А. О. Уголовно-правовая характеристика ст. 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации // Российский следователь. 2023. № 4. С. 39–42.
15. Рябко Н. В. Некоторые вопросы квалификации контрабанды // Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Российская таможенная академия, Ростовский филиал. Ростов-н/Д., 2017. С. 159–166.
16. Сарксян И. Л. Проблема установления юридической ответственности Таможенного союза ЕАЭС за контрабанду // Таможенное дело. 2021. № 4. С. 32–34.
17. Уголовный кодекс Республики Армения, принят 05.05.2021. URL: http://www.parliament.am/law_docs_8/27052021HO199_rus.pdf (дата обращения: 11.01.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Лавринов В.В. Контрабанда в уголовном законодательстве Российской Федерации и Республики Армения: вопросы унификации. Гуманитарные и юридические исследования. 2025;12(3):489-495. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2025.3.17
For citation:
Lavrinov V.V. Smuggling in the criminal legislation of the Russian Federation and the Republic of Armenia: issues of unification. Humanities and law research. 2025;12(3):489-495. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2025.3.17
























