«Все стали смотреть на вещи совершенно иначе»: сопротивление новому мировоззрению и мироустройству части горского населения Северного Кавказа во второй половине XIX века в контексте «революции повседневности»
https://doi.org/10.37493/2409-1030.2025.2.9
Аннотация
Введение. В работе анализируется реакция горцев Северного Кавказа на происходящие процессы изменения их повседневности, которые можно считать революционными. Для части населения они были неприемлемы и вызвали разные формы отторжения. Были выбраны различные способы отрицания нового мировоззрения и мироустройства– от пассивного отрицания до вооруженного сопротивления.
Материалы и методы. В статье на основании общенаучных методов анализа и синтеза, системно-структурного метода реконструируется целостная картина явления, обозначаемого как «революция повседневности». Акцент делается на сопротивлении данному процессу со стороны части северокавказского общества.
Анализ. Автор, положив в основу применяемые способы сопротивления имперскому миропорядку, выделил несколько условных социальных групп, которые отличаются друг от друга своим неприятием «революции повседневности», последовавшей за капиталистической модернизацией. Наименее склонная к компромиссу часть населения выберет для себя исход с земли предков. Другие предпочтут с оружием в руках продолжить сопротивление и будут противопоставлять «европейскому» образу жизни свою мусульманскую альтернативу. Ещё одну группу составят одиночки-маргиналы, известные как абреки, которые стремились отстаивать собственный образ жизни в борьбе с государством. Уместным видится добавить к этим протестным сообществам ещё и революционеров-народников из числа образованной горской молодёжи. Они также критиковали происходящие изменения с позиции сторонников социалистических идеалов.
Результаты. Реакция на происходящие изменения привела к расколу горского общества. Для одних наступившая эпоха капиталистической модернизации стала шансом к улучшению имущественного и социального статуса, а другие, напротив, утратили былые привилегии и уверенность в завтрашнем дне. Вызовы «революции повседневности» спровоцировали устойчивые протестные настроения, которые разделялись немалой частью местных жителей. Одни однозначно противились покушениям на «старину», другие были возмущены не самими новациями, а тем, что не могли в должной мере воспользоваться ими. Были и те, кто отстаивал идеалы социальной справедливости, а потому капиталистическая «революция повседневности» трактовалась ими в негативном ключе.
Ключевые слова
Об авторе
И. В. СерединаРоссия
Ирина Вадимовна Середина - Аспирант
д. 9, ул. Калинина, Пятигорск, 357532
Список литературы
1. Бердяев С. К. Разбои на Северном Кавказе. Из воспоминаний администратора. Период (1907–1915). Париж, 1936. 71 с.
2. Государственный архив Краснодарского края (далее – ГАКК). Ф. 454. Оп. 1. Д. 215.
3. ГАКК. Ф. 774. Оп. 1. Д. 172.
4. ГАКК. Ф. 774. Оп. 1. Д. 364.
5. ГАКК. Ф. 774. Оп. 1. Д. 392.
6. Гутиева Э. Ш. Грани личности: Алексей Ардасенов // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 493. С. 112–118.
7. Дзидзария Г. А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. Сухуми: Изд-во «Алашара», 1982. 530 с.
8. Документальная история образования многонационального государства Российского. В четырёх книгах. Книга первая. Россия и Северный Кавказ в XVI – XIX веках / под. ред. Г. Л. Бондаревского, Г. Н. Колбая. М.: Изд-во НОРМА, 1998. 672 с.
9. Ипполитов А. П. Учение «зикр» и его последователи в Чечне и Аргунском округе // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис: б.и., 1869. Т. 2. Разд. 1. С. 1–17.
10. История Чечни с древнейших времён до наших дней: В 2 томах. Т. 1. История Чечни с древнейших времён до конца XIX века. Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2008. 828 с.
11. Кануков И. Горцы-переселенцы // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис: б.и., 1876. Вып. 9. С. 84–112.
12. Клычников Ю. Ю., Линец С. И. Северокавказский узел: особенности конфликтного потенциала (исторические очерки). Пятигорск: ПГУ, 2006. 211 с.
13. Крикунов В. П. Революционные разночинцы на Северном Кавказе. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1958. 145 с.
14. Кундухов М. Мемуары. Владикавказ: Издательско-полиграфическое предприятие им. В. Гассиева, 2013. 92 с.
15. Магомеддадаев А. М., Амирова З. М. Причины и последствия восстания 1877 года в Дагестане в оценке современников и исследователей // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2010. № 1 (10). С. 20–31.
16. Максимов Е. Чеченцы // Терский сборник приложение к Терскому календарю на 1894 г. Владикавказ, 1893. Вып. 3. Кн. 2. С. 3–100.
17. Морозов Н. А. Повести моей жизни. М.: Наука, 1965. Т. 1. 408 с.
18. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах / Составление, предисловие, примечания и комментарии Л. А. Чибирова. Цхинвали: Издательство «Ирыстон», 1982. 372 с.
19. Революционное народничество 70-х годов XIX века. Сборник документов и материалов в 2 томах. Т. 1. 1870–1875 гг. / под редакцией Б. С. Итенберга. М.: Наука, 1964. 531 с.
20. Скитский Б. В. Очерки истории горских народов. Орджоникидзе, 1972. 379 с.
21. Туманов Г. М. Земельные вопросы и преступность на Кавказе. СПб: б.и., 1900. 113 с.
22. Хашаев Х.М. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М.: АН СССР, 1961. 262 с.
23. Хоруев Ю. В. Абреки на Кавказе. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2010. 524 с.
24. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания. Ф.30. Оп.1. Д.52.
Рецензия
Для цитирования:
Середина И.В. «Все стали смотреть на вещи совершенно иначе»: сопротивление новому мировоззрению и мироустройству части горского населения Северного Кавказа во второй половине XIX века в контексте «революции повседневности». Гуманитарные и юридические исследования. 2025;12(2):245-251. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2025.2.9
For citation:
Seredina I.V. “Everyone began to look at things completely differently”: resistance to the new worldview and world order of part of the mountain population of the North Caucasus in the second half of the 19th century in the context of the “revolution of everyday life”. Humanities and law research. 2025;12(2):245-251. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2025.2.9