Эпирские хаоны: в поисках национальной идентичности
https://doi.org/10.37493/2409-1030.2025.2.5
Аннотация
Введение. Хаоны, племя, обитавшие на севере Эпира, в глазах греков долгое время в глазах эллинов считались варварами. По мере включения их в общегреческие дела естественным их стремлением было доказать свое эллинское происхождение для чего они прибегли к испытанному пути – созданию героической генеалогии, избрав в качестве эпонима троянского мифического героя Гелена.
Материалы и методы. Исследование опирается как на нарративные источники, которые представлены античными авторами, так и на памятники материальной культуры, которые составляет терракоты и вотивные таблички. Их сравнение и комплексное исследование позволяет нам достичь необходимых выводов.
Анализ. Эпирские племена хаонов, обитавшие на периферии греческого мира и рассматривавшиеся в глазах последних варварами, стремились с помощь мифологии доказать свое эллинское происхождение. В качестве эпонима племени был ими выбран Гелен, сын царя Приама, обладавший даром предвидения. Древнегреческие мифы о Неотолеме и Гелене были впоследствии дополнены римскими авторами, которые выводили римлян из троянских предков.
Результаты. Созданием героической генеалогии хаоны доказали свое греческое происхождение. Особенность этого процесса у них заключалось в том, царская власть у хаонов, в отличие от соседних молоссов, была упразднена. С другой стороны, идея о троянском происхождении хаонов с целью подтверждения происхождения римлян от троянских предков была подхвачена и развита римскими авторами, в частности, Вергилием. Таким образом и хаоны, а затем и римляне получили легендарных и героических предков.
Об авторе
С. С. КазаровРоссия
Саркис Суренович Казаров - Доктор исторических наук, профессор
д.105/42, ул. Б. Садовая, Ростов на-Дону, 344006
Список литературы
1. Carney E. Olympias: Mother of Alexander the Great. N. Y. London: Routledge, 2006. 213 p.
2. Hall J. M. Ethnic Identity in Greek Antiquity. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 228 p.
3. Hammond N. G. L. Epirus. Oxford: Clarendon Press, 1967. 847 p.
4. Kittela S. I. Dodona and Neoptolemus: Heroic Genealogies and Claims of Ethnicity // Studies in Ancient Oracles and Divinations. Ed. M. Kojava. Roma: Institutum Romanum Finlandiae, 2013. P. 29–47.
5. Malkin I. The Returnes of Odysseus. Colonization and the Ethnicity. Berkley. Los Angelos: University of California Press, 1998. 331 p.
6. Malkin I. Introduction // Ancient Perceptions of Greek Ethnicity. Ed. I. Malkin. Cambridge: Harvard University Press, 2001. P. 1–28.
7. Nilsson M. P. Studien zur Geschichte des Alten Epeiros. Lund: Lunds Universitets Arsskrift, 1909. 77 s.
8. Osborne R. Landscape, Ethnicity and polis // Landscape, Ethnicity and Identity in the Archaic Mideterranean Area. Oxford: Oxbow Books, 2012. P. 24–31.
9. Parke H. W. The Oracles of Zeus. Dodona-Olympia-Ammon. Cambridge: Harward University Press, 1967. 294 p.
10. Robertson D. Euripides and Tharyps // The Classical Review. 1923. Vol. 37. P. 58–60
11. Ruly P. Peuples, fictions? Ethnicite, identicite, ethnique et societies anciennes // Revue des etudes anciennes. 2006. No. 108. P. 25–60.
12. Schmidt H. Epeirotica. Beitrage zur Geschichte des Alten Epeiros. Marburg: Kessinger`s Publishing, 2010. 104 s.
13. Smith A. D. The Ethnic Origins of Nations. Oxford: Blackwell Publishing, 1986. 303 p.
Рецензия
Для цитирования:
Казаров С.С. Эпирские хаоны: в поисках национальной идентичности. Гуманитарные и юридические исследования. 2025;12(2):220-223. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2025.2.5
For citation:
Kazarov S.S. The Epirus Chaons: In Search of National Identity. Humanities and law research. 2025;12(2):220-223. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2025.2.5