Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск

Образы героев Великой Отечественной войны в советском художественном кинематографе 1941–1945 гг.: создание моделей высшего социального поведения

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2025.2.3

Аннотация

Введение. Актуальность представленного исследования в проведении дескриптивного анализа военных фильмов (1941–1945 гг.), выступающих мощнейшим идеологическим оружием в процессах формирования особой системы ценностей военного периода. В статье обозначается взаимосвязь реального образа героя с его художественным изображением в советском кинематографе, выявляются закономерности формирования образов героев Великой Отечественной войны, исследуются возможности «киноязыка» как эффективного пропагандистского средства в военный период. Формирование общего «киноязыка», узнаваемость героев киноленты, разбор диалогов главных персонажей «на цитаты» становились признаком зрительского успеха киноленты, актуализируя героические модели социального поведения. Создание героических образов в кинолентах происходило в условиях военных действий, что повлияло и на сюжетную линию военных фильмов, и на символику, и на специфику художественного «изображения» героизма.

Материалы и методы. Данное исследование носит междисциплинарный характер. В ходе работы были использованы методы исторического исследования (историко-сравнительный анализ, историко-генетический, историко-типологический методы и культурно-исторический подход). В работе также использовались методы смежных гуманитарных дисциплин: киноведческие методы, методы визуальной антропологии при работе с киноисточниками, иконографический, имагологический методы анализа визуального произведения, метод герменевтического анализа культурного контекста, а также комплексный подход анализа визуальных источников.

Анализ. В статье анализируются образы героев Великой Отечественной войны, созданные в советском кинематографе 1941–1945 годов. Подчеркивается, что эти образы часто основывались на реальных подвигах, известных советскому обществу. Выделяются основные направления героизации в кинематографе военного времени: героические образы солдат и командиров, а также крестьян и рабочих и интеллигенции. Командиры предстают эталонами для подражания, а рядовые солдаты и матросы – обычными гражданами, вставшими на защиту страны. Советские кинокартины отражают всенародный характер войны, где мирные жители, оказавшиеся в оккупации или трудящиеся в тылу, также проявляют массовый героизм наравне с военнослужащими на фронте. Конкретный исторический контекст, будь то оборона Ленинграда или Сталинградская битва, усиливал воздействие героических образов на зрителей, делая их визуальным воплощением реальных героев. Научной новизной исследования можно считать определение ключевых типов героических образов (солдат и командиров, крестьян и рабочих, интеллигенции) и их качественную характеристику.

Результаты. Результатом проведённого исследования стала формулировка общей идейной характеристики героя Великой Отечественной войны, героического образа всего советского народа, «коллективного героя» в кинокартинах советского времени. Проявление советского патриотизма в годы Великой Отечественной войны, обусловленное идеологией социализма и «идейным» типом политического человека, не имело исторических аналогов. Специфика проявления советского патриотизма напрямую связана с образом советского человека, мужественно сражающегося за свою Родину, за общественные социалистические идеалы. Противостояние идеологий в Великой Отечественной войне («фашизм» - «коммунизм») стало определяющим фактором в разгроме нацистской Германии, а героизм советского народа навсегда вписан в историю великих побед человечества.

Об авторе

А. К. Беспалов
Московский городской педагогический университет
Россия

Андрей Константинович Беспалов - Аспирант 

д. 4, 2-й Сельскохозяйственный проезд, Москва, 129226 



Список литературы

1. Докладная записка начальника Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) Г.Ф, Александрова секретарю ЦК ВКП (б) А. А. Андрееву о фильме «Русские люди» 2 июля 1943 года // Кино на войне. Документы и свидетельства / авт.-сост. В. И. Фомин. М.: Материк, 2005. С. 353–354.

2. Докладная записка Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) в секретариат ЦК ВКП (б) о тематическом плане производства документальных и художественных фильмов на 1943 год // Кино на войне. Документы и свидетельства / авт.-сост. В. И. Фомин. М.: Материк, 2005. С. 370–372.

3. Из выступления на конференции, посвященной сотрудничеству кинематографистов союзных стран, 21–22 августа 1942 года // Кино на войне. Документы и свидетельства / авт.-сост. В. И. Фомин. М.: Материк, 2005. С. 5–8.

4. Зоркая Н.М. История отечественного кино. XX век. М.: ООО «Белый город», 2014. 512 с.: ил.

5. Камшалов А., Нестеров В. Экран в борьбе. М.: Искусство, 1981. 168 с.

6. Краткая информация директора киностудии ЦОКС М. В. Тихонова и художественного руководителя студии Ф.М. Эрмлер о работе студии. 25 декабря 1941 года // Кино на войне. Документы и свидетельства / Авт.-сост. В. И. Фомин. М.: Материк, 2005. С. 256–258.

7. Образ моего современника. Сборник статей мастеров советской сцены. М.: Искусство, 1951. 223 с.

8. Однажды ночью / Dark Is the Night (1944) [Художественный фильм] // YouTube. 22 июля 2014 г. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Ui8MRt9VmeM (дата обращения: 15.01.2025).

9. Она защищает Родину (1943) [Художественный фильм] // YouTube. 29 авг. 2015 г. URL: https://www.youtube.com/watch?v=xNaXoM1nc0M (дата обращения: 09.01.2025)

10. Радуга (1943) [Художественный фильм] // YouTube. 7 мая 2017 г. URL: https://www.youtube.com/watch?v=-6xaMtaWVrI (дата обращения: 09.01.2025).

11. Стенограмма публичной лекции председателя Комитета по делам кинематографии при СНК СССР тов. И. Г. Большакова, прочитанной 27 октября 1944 года в Большом зале Консерватории в Москве. М.: б.и., 1944. 29 с.

12. Ханютин Ю. Советские художественные фильмы о Великой Отечественной войне: к вопросу о развитии социалистического реализма в киноискусстве 40-х – 50-х годов: диссертация… кандидата искусствоведения. М.: б.и., 1965. 336 с.


Рецензия

Для цитирования:


Беспалов А.К. Образы героев Великой Отечественной войны в советском художественном кинематографе 1941–1945 гг.: создание моделей высшего социального поведения. Гуманитарные и юридические исследования. 2025;12(2):206-212. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2025.2.3

For citation:


Bespalov A.K. Images of the heroes of the Great Patriotic War in Soviet art cinematography in 1941-1945: creation of models of higher social behavior. Humanities and law research. 2025;12(2):206-212. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2025.2.3

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)