Вопрос первоисточников «Ашхарацуйц»-а
https://doi.org/10.37493/2409-1030.2025.2.2
Аннотация
Введение. Статья посвящена одной из важнейших проблем «Ашхарацуйц»-а («Древнеармянской географии») – вопросу истории создания данного труда, т.е. определению его первоисточников. Подобного ракурса рассмотрения этого уникального произведения в научной литературе не было.
Материалы и методы. Исследование опирается как на нарративные античные источники, так и на древнеармянские письменные памятники. Их сравнение и комплексное исследование позволяет нам достичь необходимых выводов. Для выяснения всего вышесказанного нами были использовали герменевтический и сопоставительный/ сравнительный методы исследования.
Анализ. Историческая география как научная дисциплина возникла в лучшем случае в VI в. до н.э. и при жизни первого автора «Ашхарацуйц»-а уже имела более 1000-летную историю. Нами доказано, что «Ашхарацуйц» основывался на узкой первоисточниковой базе. Мы пришли к выводу, что основным первоисточником «Древнеармянской географии» является Библия. Авторы армянского источника от имени Совпара из Минеи, Аполлинария Лаодикийского, Дионосия, Диодора Самейскийского, Дионисия Гераклейского, Дионисия Фракийского, Дионисия Галикарнасского, Марина Тирского, Косьмы Индикоплова, а также всемирно известных мыслителей – Гомера, Аристотеля и др. – пытаются найти подтверждение своих взглядов о структуре мира. Если авторы «Ашхарацуйц»-а считают, что приведенные доводы недостаточны, то подтверждение своих мыслей они ищут у Бога, Евангелистов и церковных деятелей. Конечно, в процессе рассуждений армянский источник опирается, главным образом, на «Руководство по географии» (Γεωγραφικὴ Ὑφήγησις) Клавдия Птолемея (Κλαύδιος Πτολεμαῖος, Claudius Ptolemaeus, ок. 100 — ок. 170). Нам удалось доказать, что «Ашхарацуйц» никак не мог быть связан с «Географией» Страбона, которая стала известна науке благодаря Стефану Византийскому, т.е. в процессе изложения «Ашхарацуйц»-а авторы не могли знать о «Географии» Страбона.
Результаты. Мы пришли к выводу, что «Ашхарацуйц» наряду с работами Страбона, Птолемея и других античных историков-географов (от Анаксимандра Милетского до Эратосфена, Диодора Сицилийского и, наконец, до Стефана Византийского) также является важнейшим источником для изучения вопросов исторической географии и картографии с древнейших времен до VII в. н.э.
Ключевые слова
Об авторе
А. Ж. АрутюнянАрмения
Акоп Жораевич Арутюнян - Доктор исторических наук, профессор
д. 52, ул. Х. Абовяна, Ереван, 0025
Список литературы
1. Акопян А. А. «Ашхарацуйц» VII века // Андес амсорья. 2015. № 1–12. С. 35–194. (на древнеарм. яз.).
2. Арский Ф. Н. Страбон. М.: Мысль, 1974. 72 с.
3. Арутюнян А. Ж. Ашхарацуйц (Армянская география) V–VII вв. Мовсеса Хоренаци и Анания Ширакаци. Белгород: Зебра, 2023. 184 с.
4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. I. Библейские комиссии. Духовное просвещение. 1991. Т. 1. 572 с.
5. Василий Великий. Девять бесед на Шестоднев. Памятники византийской литературы IV–IX веков. М.: Наука, 1968. 350 с.
6. Василий Великий. Гомилия на св. Рождество Христово // Богословский сборник. 2000. № 5. С. 104–117.
7. Василий Великий. Переписка с Аполлинарием (письма 361–362) // Богословский сборник. 2003. № 12. С. 71–78.
8. Василий Великий. На слова: Внемли себе. М.: Греко-латинского кабинет Ю.А. Шичалина, 2016. 200 с.
9. Василий Великий. Гомилия против гневающихся // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 2 (1). С. 93–116.
10. Василий Великий. Письма к разным лицам. Письма. М.: Наука, 2007. 559 с.
11. Григорий Просветитель. Многовещательные речи. Ереван: Наири, 2011. 240 с.
12. Дитмар А.Б. Рубежи Ойкумены: Эволюция представлений античных ученых об обитаемой земле и природной широтной зональности. Москва: Мысль, 1973. 136 с.
13. Любкер Ф. Иллюстрированный словарь античности. М.: Эксмо, 2005. 1344 с.
14. Мандакуни Иоанн. О беззакониях дьяволских зрелищах // Кавказ и Византия. 1988. № 6. С. 268–273.
15. Патканов К. П. Армянская география VII века по Р.Х. (приписывавшаяся Моисею Хоренскому). СПб: Тип. Имп. Академии Наук, 1877. 84 с.
16. Спасский А. А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни. Санкт Петербургб: Изд. О. Абышко, 2005. 510 с.
17. Спиридонов Д. К полемике Диодора Тарсского с Аполлинарием Лаодикийским // Христианское чтение. 1910. № 2. С. 256–265.
18. Blatz J., Weber S. Reden des armenischen Kirchenvaters Johannes Mandakuni. Ausgewählte Schriften der armenischen Kirchenväter. 2 vols. Münich: Kösel & Pustet; 1927. 480 s.
19. Schmidt J. Heilige Reden des Johannes Mandakuni. Manz: Regensburg; 1871. 246 s.
Рецензия
Для цитирования:
Арутюнян А.Ж. Вопрос первоисточников «Ашхарацуйц»-а. Гуманитарные и юридические исследования. 2025;12(2):199-205. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2025.2.2
For citation:
Harutyunyan H.Zh. On primary sources of Ashkharatsuyts. Humanities and law research. 2025;12(2):199-205. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2025.2.2