Научно-популярный текст как результат междискурного взаимодействия
https://doi.org/10.37493/2409-1030.2025.1.21
Аннотация
Введение. Ключевым шагом в раскрытии свойств и категориальных признаков научно-популярного дискурса (НПД) является анализ областей прямого пересечения различных типов дискурса, определение маркеров междискурсного взаимодействия и их функциональной специфики в процессе популяризации научных знаний. Актуальным представляется исследование социолингвистических параметров НПД, позволяющее выявить степень и формы участия других дискурсов в процессах популяризации научного знания и формировании НПД как самостоятельной дискурсивной практики контаминированного типа.
Материалы и методы. Основой для проведения комплексного анализа НПД астрономии К. Сагана послужил социолингвистический подход, позволяющий исследовать системные признаки институциональных дискурсивных практик. В качестве дополнительного метода использовались приемы дискурс-анализа, позволяющего исследовать специфику дискурса в различных коммуникативных ситуациях.
Анализ. НПД как гибридный коммуникативный феномен формируется с приоритетным учетом фактора адресата, содержательного наполнения и цели распространения научного знания среди широких слоев населения. Будучи особой моделью специальной коммуникации, исследуемый НПД астрономии обнаруживает наиболее тесное взаимодействие с научным дискурсом, с которым он разделяет единую коммуникативную парадигму общения специалиста с неспециалистом. Анализ социолингвистических параметров выявил области пересечения НПД астрономии с дискурсами педагогики и публицистики, что свидетельствует о его полидискурсивном контаминированном характере.
Результаты. Объединяя в своем пространстве характеристики научного, педагогического, публицистического и других видов дискурса, НПД трактуется как результат коммуникативно обусловленного взаимодействия базовых институционально-дискурсных параметров. В процессе анализа установлены лингвопрагматические маркеры пересечения НПД с научным, педагогическим и публицистическим видами дискурса. Комбинация способов представления когнитивной информации, речевых стратегий педагогического дискурса и клише дискурса публицистического позволяет говорить о контаминированном характере НПД астрономии, находящегося на стыке нескольких разновидностей дискурса.
Об авторе
Р. И. КибкалоРоссия
Ростислав Игоревич Кибкало – аспирант
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017
Список литературы
1. Багиян А. Ю. Сущностные свойства и основные характеристики научно-популярного дискурса // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2014. № 3. С. 81–86.
2. Белоглазова Е. В. О вариативности проявления дискурсной гетерогенности // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 332. С.15–19.
3. Бредихин С. Н., Серебрякова С. В., Лиховид А. А. Способы компрессии когнитивной информации в научно-популярном тексте // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019. № 3. С. 139–145.
4. Граудина Л. К. Культура русской речи. Учебник для вузов / под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА М, 1998. 550 с.
5. Глухов Г. В., Белякова О. В. Лингвистическая компрессия в англоязычных текстах сферы обслуживания // Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения и педагогики. 2016. № 1(3). С. 31–36.
6. Дубских А. И. Реализация коммуникативной стратегии самопрезентации личности в масс-медиальном дискурсе: на материале "звездных" интервью : дис. . канд.филол.наук. Челябинск, 2014. 225 с.
7. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: Едиториал УРСС, 2002. 284 с.
8. Канащук С. А. Инструктивный дискурс IT корпораций: социолингвистический аспект: дис. . канд.филол.наук. Томск, 2012. 227 с.
9. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 390 с.
10. Кипиани Н. А. Об авторском «я» в академическом дискурсе // Язык. Культура. Перевод. Коммуникация: сб. науч. трудов. Вып. 2. М.: Университетская книга, 2018. С. 423–426.
11. Кобозева М. А. Когнитивные и речевые стратегии ввода темы в научно-популярном дискурсе: автореф. дис. … канд. филол. наук. Ставрополь, 2011. 25 с.
12. Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка. М.: ФЛИНТА; Наука, 2008. 464 с.
13. Кукса И. Ю. Субъективная модальность в газетном тексте (на примере публикаций М. Горького середины 90-х годов XIX века) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. 2010. № 1 (11). С. 26–30.
14. Лазаревич Э. А. С веком наравне. Популяризация науки в России. Книга. Газета. Журнал. Москва: Книга, 1984. 384 с.
15. Маевский Н. Н. Особенности научно-популярного стиля: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 1979. 25 с.
16. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М.: Оникс; Мир и Образование. 2008. 416 с.
17. Серебрякова С. В., Кибкало Р. И. Оценочность как прагматически значимый маркер авторского присутствия в научно-популярном дискурсе астрономии (на материале текстов В. Г. Сурдина) // Известия ЮФУ. Филол. науки. 2024. Т. 28. № 3. С. 72–83.
18. Тленкопачева М. Н. Основные элементы педагогического // Актуальные вопросы филологических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). Казань: Бук, 2015. С. 57–60.
19. Чернявская В. Е. Интерпретация научного текста: Учебное пособие. Изд. 3-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2006. 128 с.
20. Чернявская В. Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 248 c.
21. Sagan C. Cosmos. New York: Random House, 1980. 366 p.
Рецензия
Для цитирования:
Кибкало Р.И. Научно-популярный текст как результат междискурного взаимодействия. Гуманитарные и юридические исследования. 2025;12(1):164-170. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2025.1.21
For citation:
Kibkalo R.I. Popular scientific text as a result of inter-discourse interaction. Humanities and law research. 2025;12(1):164-170. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2025.1.21