Preview

Гуманитарные и юридические исследования

Расширенный поиск

Репрезентация категории наименований одежды в американской лингвокультуре (корпусное исследование)

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.4.22

Аннотация

Введение. Категория наименований одежды представляет собой обширный пласт лексических единиц, обозначающих предметы одежды, обувь, головные уборы и т. п., которая является существенным артефактом человеческой деятельности и играет важнейшую роль в истории общества и культуры. Это одна из основных предметных категорий человеческого бытия, чрезвычайно важная в культурологическом и социальном отношении. Цель исследования состоит в том, чтобы определить ядро значений лексем, обозначающих наименования одежды в современных американских СМИ. Достижение цели планируется путем решения следующих задач: сформировать список существительных – наименований одежды, релевантных для англоязычной (американской) лингвокультуры; провести извлечение контекстов, содержащих заданные наименования; проанализировать контекстные значения отобранных существительных в репрезентативном лингвистическом корпусе новостных текстов CNN.
Материалы и методы. Материалом исследования послужил лингвистический корпус новостных текстов CNN (37 864 предложения или 982 107 токенов), собранный во второй половине 2023 года с помощью авторского программного обеспечения «Генератор сбалансированного лингвистического корпуса и корпусный менеджер» (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2023683209, Роспатент). В качестве методов исследования привлекаются индуктивный анализ (для решения 1-й задачи), корпусный эксперимент (2-я задача) и контекстный анализ (3-я задача).
Анализ. Для трех наиболее часто встречающихся существительных – shoes, dress, clothes – представлен анализ их конкретных значений, распределенных по рубрикам, выделенным в ходе мысленной интерпретации контекстов.
Результаты. Определена частотность употребления 15 лексем – наименований одежды в лингвистическом корпусе новостных текстов CNN, обозначены доминанты значений указанных лексем, предоставлены авторские переводы изученных контекстов. Практическая ценность исследования заключается в том, что полученные данные, а также разработанная методика анализа могут быть использованы при изучении иных категорий предметных имен в английском и других языках.

Об авторах

Г. Г. Бондарчук
Московский государственный лингвистический университет
Россия

Галина Григорьевна Бондарчук - Доктор филологических наук, профессор

д. 38, ул. Остоженка, Москва, 119034, Российская Федерация 



А. И. Горожанов
Московский государственный лингвистический университет
Россия

 Алексей Иванович Горожанов - Доктор филологических наук, доцент

д. 38, ул. Остоженка, Москва, 119034, Российская Федерация 



Список литературы

1. Абрамова И. Ю. К вопросу о лексикографическом описании номинаций одежды в русском языке XXI века // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Лингвистика». 2020. Т. 17. № 3. С. 65–70.

2. Алюнина Ю. М. Семантико-прагматические функции англицизмов в русских и французских блогах о моде: дис. … канд. филол. наук. М., 2021. 378 с.

3. Ашинова И. В. Гламурный дискурс: лингво-культурологические и прагматические аспекты (на материале русского и французского языков): дис. ... канд. филол. наук. Махачкала, 2015. 334 с.

4. Баженова Т. Е. Наименования одежды и обуви в самарских говорах // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2018. Т. 10. Вып. 1. С. 5–13. https://doi.org/10.17072/2037-6681-2018-1-5-13

5. Банщикова М. А., Подобед К. А. Национальная специфика концептосферы моды (на примере текстов глянцевых журналов Германии и Соединенных Штатов Америки) // Научный диалог. 2016. № 5 (53). С. 9–21.

6. Барсукова-Сергеева О. М. Номинации одежды: перенос значений // Русская речь. 2018. № 6. С. 67–71. https://doi.org/10.31857/S013161170003009-8

7. Бондарчук Г. Г. Когнитивно-семиотические основания развития категории предметных имен в английском языке (на материале английских наименований одежды): дис. … д-ра филол. наук. М., 2011. 324 с.

8. Бондарчук Г. Г. Роль языковых знаков разных типов в становлении и развитии английских наименований одежды // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2017. Вып. 9 (781). С. 11–20.

9. Горожанов А. И., Гусейнова И. А., Степанова Д. В. Обработка естественного языка и художественный текст: база для корпусного исследования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2024. Т. 15. № 1. C. 195 –210. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2024-15-1-195-210

10. Горожанов А. И. Экспериментальное моделирование базы данных сбалансированного лингвистического корпуса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. № 10. С. 3382–3386. https://doi.org/10.30853/phil20220563

11. Исакова А. М. Семантика и функционирование лексем тематической группы «Одежда» // Социо- и психолингвистические исследования. 2021. Вып. 9. С. 86–93.

12. Кальщикова А. А. Семиотика женской французской моды: от Средневековья до современности // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2023. Вып. 13 (881). С. 37–42.

13. Кальщикова А. А. Формирование категории французских наименований одежды (на материале женской одежды в средневековый период) // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2021. Вып. 13 (855). С. 87–97.

14. Кубрякова Е. С. В генезисе языка, или размышления об абстрактных именах // Вопросы когнитивной лингвистики. 2006. № 3. С. 5–14.

15. Кузнецова Н. А. Испанская лексикографическая традиция кодификации англицизмов и медиатексты о моде // Вестник РУДН. Серия Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2016. № 2. С. 50–56.

16. Пташникова О. И. Специфика пополнения модного словаря последних лет // Бюллетень медицинских интернетконференций. 2015. Vol. 5. Issue 1. P. 36–38.

17. Рахилина Е. В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: А Темп, 2013. 447 с.

18. Седова Д. А. Формирование и эволюция лексики мужской моды французского языка в эпоху барокко // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2018. Вып. 5 (795). С. 127–136.

19. Седова Д. А. Формирование и эволюция номинаций одежды во французском языке в средневековый период: зарожде-ние моды // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2017. Вып. 4 (772). С. 105–114.

20. Ткаченок К. А. Когнитивно-прагматические особенности дискурса моды: на примере англоязычных фэшнтекстов: дис.… канд. филол. наук. М., 2018. 171 с.

21. Чабаненко Т. С. «Модные» слова не в моде, или Об освоении заимствований лексической группы «одежда» // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2019. Том 5 (71). № 2. С. 142–161.

22. Чжан Линь. Язык моды: тематическая группа «Наименования предметов одежды» в семантико-структурном и социокультурном аспектах: дис. …канд. филол. наук. СПб., 2016. 196 с.

23. Ягафарова Л. Т., Глушкова С. Ю. Концепт мода в русском и китайском языках // Вестник Вятского государственного университета. 2017. № 8. С. 58–61.

24. Rosch J. et al. Basic objects in natural categories // Cognitive psychology. 1976. No 7. P. 573–605.

25. Rosch J. Human categorization. In: N. Warren (ed.), Studies in cross-cultural psychology. Vol. 1. London; N. Y.: Academic Press, 1977. P. 1–49.


Рецензия

Для цитирования:


Бондарчук Г.Г., Горожанов А.И. Репрезентация категории наименований одежды в американской лингвокультуре (корпусное исследование). Гуманитарные и юридические исследования. 2024;11(4):780-787. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.4.22

For citation:


Bondarchuk G.G., Gorozhanov A.I. Representation of the category of clothing names in American linguoculture (corpus-based research). Humanities and law research. 2024;11(4):780-787. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.4.22

Просмотров: 75


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-1030 (Print)