Рискориентированная оценка проведения эксперимента по взиманию курортного сбора на Кавказских Минеральных Водах
https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.4.20
Аннотация
Введение. Курортный сбор на территории курортов КМВ проводится с 2018 года по настоящее время. В его основе лежит ФЗ от 29 июля 2017 года № 204-ФЗ, именуемый в новой редакции как ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры». Институт не является новым; он имел место в разных формах как в дореволюционном, так и в советском законодательстве. Вместе с тем, лучшие наработки предшествующих периодов не были учтены в данном эксперименте на современном этапе, что провоцирует целый ряд социальных, финансово-экономических, коммерческих, экологических и иных рисков для успешного функционирования института курортного сбора и курортов КМВ в целомкак важнейшей бальнеологической лечебно-реабилитационной базы федерального значения.
Материалы и методы. В качестве объекта рассматривались курорты КМВ в целях выявления эффективности использованного правового инструментария. В то же время в работе есть ссылки и на иные курорты, также участвующие в эксперименте. Исследование базировалось на общенаучных и специально-юридических методах анализа, синтеза, индукции, дедукции, обобщения, логическом, сравнительно-историческом, прогностическом и иных апробированных методах научного познания. Указанные методы использованы в рамках риск-ориентированного подхода, который позволил выявить разнообразные риски, возникающие из-за несовершенства правового института курортных сборов.
Анализ. Изучение законодательства и практики его применения в области взимания курортного сбора на курортах КМВ выявило ряд проблем, присущих современной системе публичного управления этими курортами федерального значения. Следует отметить недостатки нормативно-правовой базы, определяющей особенности взимания курортного сбора, – как на федеральном, так и на региональном уровне.
Результаты. Проведенный анализ позволил выявить негативные тенденции, присущие институту курортного сбора, включающие, в том числе: отсутствие критериев эффективности расходования собранных средств (коррупционные риски), чрезмерное бюрократическое бремя по обслуживанию курортного сбора, возлагаемое законодательством на его операторов, и в то же время несовершенство института административной ответственности за нарушения в данной области (коммерческие риски для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), слабая информированность населения и отсутствие эффективной обратной связи государства с плательщиками курортного сбора (информационные риски), недостаточный учет интересов социально незащищенных категорий граждан (социальные риски) и т.п..
Ключевые слова
Об авторах
Э. С. НавасардоваРоссия
Элеонора Сергеевна Навасардова - Доктор юридических наук, профессор
д.1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017, Российская Федерация
Д. О. Буркин
Россия
Дмитрий Олегович Буркин - Доктор философских наук, кандидат юридических наук
д.1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017, Российская Федерация
Список литературы
1. Акты, собранные Кавказскою Археографическою Комиссиею. Т. II. – Тифлис: Тип. гл. упр. Наместника Кавк., 1868. 1238 с.
2. Белозерова Е. В. Государственно-правовая политика Российской империи в отношении курортов Кавказских Минеральных Вод: дисс. … канд. юрид. наук. Ставрополь, 2011. 252 с.
3. Выписка из Журнала Комитета Министров «О создании особенного временного комитета в Петербурге для согласования планов благоустройства Кавказских Минеральных Вод, упорядочении названии источников и наименовании поселка Горячеводском или Горячим по предложению профессора П. Н. Савенко и П. И. Аверина» // Пятигорск в исторических документах. 1803–1917 гг. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1985.
4. Закон РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2018-1 «О курортном сборе с физических лиц» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. ст. 364.
5. На Кавминводах планируют комплексно решать проблемы водоотведения URL: https://pobeda26.ru/news/obshhestvo/2020-01-28/na-kavminvodah-planiruyut-kompleksno-reshat-problemy-vodootvedeniya-153512 (дата обращения: 31.08.2024).
6. Постановление СНК РСФСР от 11 июля 1942 г. № 384 «Об установлении списка курортных и дачных местностей, в которых государственная пошлина за прописку паспортов взимается в размере 10 рублей» // Собрание постановлений Правительства РСФСР. 1942. № 2. Cт. 4.
7. Постановление ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. «Об утверждении поправок к Временному положению о местных финансах» // Собрание законов СССР. 1924. №22. Cт. 199.
Рецензия
Для цитирования:
Навасардова Э.С., Буркин Д.О. Рискориентированная оценка проведения эксперимента по взиманию курортного сбора на Кавказских Минеральных Водах. Гуманитарные и юридические исследования. 2024;11(4):765-772. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.4.20
For citation:
Navasardova E.S., Burkin D.O. Risk-based assessment of the experiment on collecting resort fees in the Caucasian Mineral Waters. Humanities and law research. 2024;11(4):765-772. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.4.20