Синонимическая и гиперогипонимическая парадигма делимитации медиадискурса и дискурса СМИ
https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.3.24
Аннотация
Введение. Современные отечественные медиаисследования характеризуются особым свойством, а именно плюрализацией мнений в трактовке базисного для дисциплины термина – медиа. Расхождение в его интерпретации наблюдается в связи с существованием дифференциальных парадигм к пониманию лексико-семантической корреляции с таким термином как СМИ: синонимическая и гиперо-гипонимическая. В результате, данная ситуация ставит перед отечественными исследователями медиадискурса и дискурса СМИ ряд препятствий для достижения всестороннего понимания их сущности, что закономерно актуализирует проблематику исследования. Следовательно, цель работы состоит в делимитации двух дискурсов с позиции синонимической и гиперо-гипонимической парадигмы.
Материалы и методы. Эмпирическим материалом статьи послужили как отечественные, так и зарубежные исследования, монографические работы, толковые словари, а также учебные пособия в области медиа. Кроме общенаучных исследовательских методов базой работы стал герменевтический анализ, а именно лексико-герменевтическая технология анализа. Данная технология была углублена за счет двух методов: дефиниционного анализа словарных статей и структурно-ноэматического метода.
Анализ. Исследование было осуществлено в четыре этапа, иллюстрирующих отношения структурных элементов модели текстового общения. Во-первых, исследовалась социальная действительность и её связь с сознанием автора. Во-вторых, характеризовалась связь сознание автора и языка. В-третьих, был проанализирован процесс продуцирования на основе языка текстов и его дальнейшая адресация к реципиенту (другим исследователям). В-четвертых, были отражены существующие пути корректировки интерпретации терминов медиа и СМИ.
Результаты. Итоги исследования демонстрирую яркое проявление в отечественном научном пространстве синонимической парадигмы, которая может проявлять себя в различных дисциплинах. При этом гиперогипонимическая парадигма характерна для зарубежных исследований и более узкопрофильных отечественных работ. Использование обоих подходов и их сочетание порождает комплексную систему, которая способна описать не только высокоуровневые составляющие медиадискурса, но и низкоуровневые концепции дискурса СМИ.
Ключевые слова
Об авторе
Б. А. ШишкинРоссия
Борис Андреевич Шишкин - Аспирант
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017, Российская Федерация)
Список литературы
1. Анненкова И. В. Медиадискурс XXI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ. М.: Изд-во Моск. ун-та; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011. 392 с.
2. Бредихин С. Н. Константы интенциальности, субъективности и модальности в герменевтическом понимании смысла // Вопросы когнитивной лингвистики. 2015. № 3(44). С. 54–58.
3. Бузук Г. Л. Лингвистическая герменевтика: о формировании дисциплинарного статуса // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2016. № 1. С. 22–28.
4. Волков В. В. Термин и понятие «медиа»: аспекты герменевтического исследования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2021. Т. 21. № 1. С. 20–24.
5. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления. М.: КДУ, Добросвет, 2020. 178 с.
6. Жилавская И. В. Классификация медиа. Проблемы, понятия, критерии // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2016. Т. 2. № 4. С. 169-175.
7. Клушина Н. И. Медиастилистика // Экология языка и коммуникативная практика. 2014. № 2. С. 69–77.
8. Марков А. А. Теория и практика массовой информации: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) «Реклама и связи с общественностью». М.: ИНФРА-М, 2014. 250 с.
9. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Г. Николаева. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2003. 462 с.
10. Поплавская Н. В. Новостной медиадискурс в современном онлайн-пространстве: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2017. 17 с.
11. Савчук В. В. Медиа внутри нас // Медиафилософия. 2012. Т. 8. С. 25-44.
12. Терин В. П. Массовая коммуникация: Исследование опыта Запада. М.: МГИМО, 2000. 223 с.
13. Bredikhin S. N., Serebryakov A. A. The Explicitness of the Deep Structure of Meaning in Prognostic Strategies // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2019. Vol. 58. P. 2549–2557.
14. Innis H. Empire and Communications. Toronto: Dundurn Press, 2007. 288 p.
15. Lister M., Dovey J., Giddings S., Kelly K., & Grant I. New Media: A Critical Introduction, Second Edition. Abingdon: Routledge, 2009. 464 p.
16. Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Фак. журн. МГУ, Изд-во Моск. ун-та, 2019. 246 с.
17. Поиск по словарям // Словари.ру. URL: https://slovari.ru/search.aspx?p=3068 (дата обращения: 21.04.2024).
18. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой // Академик. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova (дата обращения: 28.04.2024).
19. Толковый словарь русского языка Дмитриева // Русский язык. URL: http://rus-yaz.niv.ru/doc/dictionary-dmitriev/index.htm (дата обращения: 28.04.2024).
20. Федеральный Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2124-I г. Москва «О средствах массовой информации» // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/3219/ (дата обращения: 25.04.2024).
21. Collins English Dictionary // Collins Dictionary. URL: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english (accessed: 29.04.2024).
22. Dictionary // Cambridge Dictionary. URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary (accessed: 29.04.2024).
23. Media // Longman Dictionary. URL: https://www.ldoceonline.com/dictionary/media (accessed: 29.04.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Шишкин Б.А. Синонимическая и гиперогипонимическая парадигма делимитации медиадискурса и дискурса СМИ. Гуманитарные и юридические исследования. 2024;11(3):596-602. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.3.24
For citation:
Shishkin B.A. Synonymic and hypero-hyponymic paradigm of the delimitation between media discourse and mass communication media discourse. Humanities and law research. 2024;11(3):596-602. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.3.24